Статья на тему: «ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»
статья

Байбулатова Лилия Ильшатовна

 

Современное образование находится в процессе динамичных изменений, вызываемых радикальными политическими и социально-экономическими реформами. Одной из тенденций в его развитии является переход к инновационной деятельности, позволяющей адекватно отвечать требованиям окружающей социальной среды, потребностям детей и заказу со стороны государства, адресованного системе образования в целом. Одна из главных проблем образования – повышение качества функционирования любой образовательной системы, и гарантированность этого качества тесным образом связана с инновациями. В настоящее время сам термин инновации, перебравшись в социальную сферу, потерял свое первоначальное четкое значение. Введшие этот термин в практику экономисты понимали под инновацией воплощение научного открытия в конкретной технологии или продукте. Основным измерителем эффективности инновационных изменений была получаемая прибыль. В социальной сфере, а уж, тем более, в сфере образования этот показатель не работает, по крайней мере, столь однозначно, как в экономике и материальном производстве. Термины «инновация», «новшество», «инновационный процесс» включены в новую область знания «педагогическая инноватика», которую М.М. Поташник и В.С. Лазарев трактуют, как «сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой … практики образования».     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

 «ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Байбулатова Лилия Ильшатовна, учитель английского языка,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа№16»

ЯНАО г.Новый Уренгой

Современное образование находится в процессе динамичных изменений, вызываемых радикальными политическими и социально-экономическими реформами. Одной из тенденций в его развитии является переход к инновационной деятельности, позволяющей адекватно отвечать требованиям окружающей социальной среды, потребностям детей и заказу со стороны государства, адресованного системе образования в целом. Одна из главных проблем образования – повышение качества функционирования любой образовательной системы, и гарантированность этого качества тесным образом связана с инновациями. В настоящее время сам термин инновации, перебравшись в социальную сферу, потерял свое первоначальное четкое значение. Введшие этот термин в практику экономисты понимали под инновацией воплощение научного открытия в конкретной технологии или продукте. Основным измерителем эффективности инновационных изменений была получаемая прибыль. В социальной сфере, а уж, тем более, в сфере образования этот показатель не работает, по крайней мере, столь однозначно, как в экономике и материальном производстве. Термины «инновация», «новшество», «инновационный процесс» включены в новую область знания «педагогическая инноватика», которую М.М. Поташник и В.С. Лазарев трактуют, как «сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой … практики образования».        

Понятие «инновация» многоаспектно и поэтому не имеет однозначного определения в современной науке. Является ли инновация выработкой новых идей или простым их обнаружением – вопрос открытый. Так А.В. Хуторской отмечает, что инновация – это процесс внедрения и освоения новшеств. По мнению А.И. Пригожина, инновацией является целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения новые стабильные элементы. В работах К. Ангеловски приводится определение Э.М. Роджерса. «Новшество – это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значения, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем ее во времени, которое прошло с ее открытия или первого использования». И.О. Котлярова предлагает в качестве исходного понятия рассматривать понятие «новация» «как любое новшество в сфере образования, существенно и принципиально отличающееся от традиционных, общепринятых в педагогике систем, моделей, объектов, отношений и т.п.».

Развитие инновационной деятельности педагога является одним из стратегических направлений в образовании. Решение этой задачи имеет особое значение сегодня, когда любые инновации в сфере образования могут быть реализованы, если они внутренне будут приняты и поддержаны педагогами-инноваторами.

В контексте содержательной трактовки образования необходимо исходить из того, что ключевой фигурой сферы образования является педагог. Дальнейшее реформирование образовательной системы в ближайшей и отдаленной перспективе всецело зависит как от профессионального уровня педагога, так и от степени заинтересованности и участия каждого педагога в развитии инновационной деятельности в образовании.

Между тем, инновационное образование не будет таковым, если главные его носители – преподаватели не станут новаторами, способными не только воспринимать нововведения, но и сделать их главным механизмом в учебном процессе. Инновационная настроенность педагогов лишь на изменение содержания и объема учебных дисциплин не дает желаемого результата. Преодоление веками сложившейся дидактической трансляционности – «педагогики передачи и усвоения» (термин академика И.П. Иванова) – непременная задача модернизации образования. Образовательное учреждение становится центром развития инновационного мышления, сознания личности, а педагоги – проводниками инновационных знаний и культуры. Поэтому необходимо уделять внимание повышению квалификации педагогических кадров, формированию у них инновационной культуры, овладению ими инновационными подходами в образовании.

Прежде всего, инновационную культуру следовало бы представить как явление профессиональное, поскольку именно профессионалы, в какой бы отрасли они ни действовали, вносят новое в различные сферы общественной жизни - сферы труда, быта, отдыха, познания и общения. Однако мы начинаем с того, что исходной базой инновационной культуры педагога (может быть, и представителей многих других профессий) являются общекультурные (социокультурные) качества личности: 1) духовность, 2) гражданственность и 3) эрудиция, поскольку все они пронизывают содержание образовательного процесса, составляют его атмосферу и должны постепенно становиться свойствами учащихся. 

Из понимания того, что инновационная культура отражает ценностную ориентацию человека, закрепленную в мотивах, знаниях и навыках, а также в образцах и нормах поведения по отношению к инновациям, можно дать ей следующее определение:

Инновационная культура педагога это уровень профессиональной компетентности педагога, проявляющийся в позитивной восприимчивости новизны, а также в готовности и способности участвовать, содействовать или, в крайнем случае, не противодействовать реализации новшества в сфере образования.

Формирование у субъектов профессионального образования высокого уровня инновационной культуры требует поиска путей решения ряда актуальных методологических, дидактических проблем, а также внедрения новых элементов в содержание, организацию и управление учебно-образовательным процессом.

Педагогу требуется четкое понимание сущности инновационных процессов в образовании, умение осуществлять их с учетом специфических закономерностей и принципов.

Инновационные механизмы развития образования включают: 

  • создание творческой атмосферы в различных образовательных учреждениях, культивирование интереса в научном и педагогическом сообществе к новшествам;

  • создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;

  • инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;

  • интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем.

Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств, предложенную В.А. Сластениным: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.

Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение к оценке, как научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Поэтому для педагога, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Для одного это может быть действительно новое, для другого оно таковым не является. В этой связи необходимо подходить к включению педагогов в инновационную деятельность с учетом добровольности, особенностей их личностных, индивидуально-психологических характеристик. 

Оптимальность как критерий эффективности педагогических инноваций означает затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Разные учителя могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствует о ее оптимальности. 

Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности педагога. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания. Ценность данного критерия – в обеспечении целостного понимания, восприятия и формирования личности. 

Возможность творческого применения инновации в массовом опыте можно рассматривать как критерий оценки педагогических инноваций. В действительности, если ценная педагогическая идея или технология остаются в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом новшестве. 

Классификация инноваций. Они достаточно разнообразны и их довольно много. Так, например, М.В. Богуславский предлагает две шкалы измерения инноваций. Первая – с точки зрения новизны. Вторая – с точки зрения области распространения. Итак, по степени новизны различают следующие виды инноваций:

1. Ретроинновация, когда в современную практику переносится в несколько модифицированном виде уже имевшийся в прошлом, но в силу исторических обстоятельств переставший применяться феномен, например гимназия, лицей, профильное обучение и т п.

2. Аналоговая инновация, когда берется известный подход и вносится частная модификация, например, в рамках рейтинговой оценки применяется 1000 балльная шкала или модульная система дополняется блочно-модульной.

3. Комбинаторная инновация, когда из нескольких известных блоков в результате их объединения получается качественно новый продукт.

4. Сущностная инновация, когда возникает действительно новый ход, например «школа диалога культур», «школа-парк».

В полной мере инновацией можно называть только два последних вида, которые предполагают возникновение новых сущностных характеристик и для субъектов инновационного процесса и для его результатов. 

По области распространения инновации могут быть разделены на инновации: в обучении (методики преподавания, способы организации занятий, новшества в организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата, инновационные образовательные технологии, ориентированные на формирование системного творческого мышления учащихся и их способности генерировать нестандартные идеи при решении учебных, практических или творческих задач), в воспитании (системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде), в переподготовке кадров (программы переподготовки кадров, ориентированные на изменение требований к качеству образования: дистанционное обучение, создание сетевых структур, тьюторство, создание интегрированных межпредметных курсов по обучению новых профессиональных групп (менеджеров образования, экспертов, учителей профильной школы). В управлении (новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению образовательными учреждениями, а также оригинальные схемы организации управленческой и хозяйственной деятельности: создание систем автоматизации школьного управления, создание сетевого взаимодействия и структуры взаимодействия школ). 

Следует также констатировать, что большинство инноваций, которые сегодня широко реализуются Министерством образования, относились в большей степени не к содержанию образовательному процесса, а принципам его управления. К таким инновациям можно отнести: введение ваучеров в системе повышения квалификации, нормативно-подушевое финансирование, реформирование системы оплаты труда. 

Инновационная активность педагогов – необходимое условие успеха радикальных изменений в образовании, а значит и в обществе. В целом, насколько включены педагоги в происходящие перемены, как они взаимодействуют с учащимися, родителями, администрацией в новых условиях, требующих умения строить отношения на демократической и гуманистической основе, на новых принципах педагогического и экономического мышления – все это требует дальнейших исследований и осмысления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья" Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования."

В данной статье вы можете узнать как на уроках физической культуры сочетаются  педагогические традиции и инновационная  образовательная среда ....

Доклад «Педагогические традиции и инновационная образовательная среда - залог совершенствования системы образования»

Дать ребенку возможность испытать радость от учения – задача современного учителя, а главная цель современной школы – научить школьника самостоятельно добывать знания, искать информацию, обрабатывать ...

Научная статья на тему «Пространство сотворчества педагога и ребенка, обеспечивающее инновационное содержание образования»

Научная статья на тему "Пространство сотворчества педагога и ребенка, обеспечивающее инновационное содержание образования"...

Статья на тему: Духовная культура России -реальность воспитательной системы образования.

В наше время одной из самых важных проблем воспитания нового поколения стала проблема очерствения общества. Опустошенность  внутреннего духовного мира характерна для многих современный детей. Еще...

Статья "Дифференциация обучения на уроках истории и обществознания как один из факторов повышения качества образования"

Образование должно соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта. Это значит, что оно должно ориентироваться на среднего ученика. В то же время принцип гуманизации образовани...