Выявление и педагогическое сопровождение одаренных детей в рамках уроков английского языка в школе
статья

Чиркова Ольга Владимировна

Материал (статья) подготовлен в помощь учителям, работающим  с одаренными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выявление и педагогическое сопровождение одаренных детей в рамках уроков английского языка в школе и во внеурочной деятельности

Согласно исследованиям, примерно 20% детей школьного возраста могут быть отнесены к одаренным. Но всего лишь 25% от общего числа действительно проявляют себя в условиях обучения как одаренные. Причина этому — в том, что большинство из них лишены поддержки и необходимого педагогического сопровождения. Следовательно, проблемы выявления и организации работы с одаренными детьми в системе школьного образования актуальна для российского общества — важно помнить, что именно они формируют потенциал развития нашей страны в долгосрочной перспективе.

Одаренностью называют качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; умственный потенциал, или интеллект. Это целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к обучению. Также одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности [1].

Важно понимать, что одаренность обеспечивает не успех в какой-либо конкретной деятельности, а только возможность достижения успеха. Кроме способностей, необходимо обладать суммой знаний, умений и навыков. Одаренность проявляется именно в наличии разносторонних способностей и граничит с талантом. Талант — это предрасположенность ребенка к определенной творческой деятельности [2].

Отличительными особенностями одаренных детей являются:

  • высокий уровень интеллекта;
  • потребность в постоянном получении новых знаний;
  • быстрое и успешное освоение новых видов деятельности, в том числе изобретение их в условиях поиска решений конкретных задач;
  • неприятие типичных задач и готовых ответов, предпочтение и интерес к противоречивой, парадоксальной, неопределенной информации;
  • стремление «все делать по-своему»: наличие качественно своеобразного, индивидуального стиля деятельности;
  • упорство, настойчивость, трудолюбие;
  • отличная память;
  • хорошо развитая речь, объемный словарный запас.

Одаренные дети предъявляют высокие требования к себе и окружающим, а иногда и нетерпимость. Они во всем стремятся к совершенству. Им не подходят традиционные методы обучения, так как в этих рамках им не предоставляется возможность проявить себя особенным образом, реализовать способности. Поэтому при отсутствии специальной подготовки учителя на уроках им становится скучно, а иногда возможностями приспособиться к таким обстоятельствам становятся уход в состояние отрешенности от всего, что происходит на уроке либо отвлечение на другие занятия. Таким образом, отсутствие внимания учителя к одаренным детям с высоким уровнем способностей может стать причиной их нереализованности в будущем.

Большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка — игровой, учебной или трудовой. При этом особенное значение имеет проявление самостоятельной активности ребенка, его заинтересованность в саморазвитии, а также психологические механизмы развития личности [3].

Основными целями своей педагогической работы с одаренными детьми я считаю следующие.

  1. Выявление одаренных детей.
  2. Создание условий для реализации и развития способностей одаренных детей в рамках уроков английского языка и во внеурочной деятельности.
  3. Психоэмоциональная поддержка одаренных детей.

В соответствии с целями выделяется список задач.

  1. Изучение и практическое применение методик целенаправленного педагогического наблюдения и диагностики.
  2. Построение учебного процесса с предоставлением одаренным детям возможности совершенствовать их способности не только в рамках совместной деятельности на уроках с учителем или сверстниками, но и через самостоятельную работу.
  3. Расширение области познавательных интересов одаренных детей.
  1. Организация участия одаренных детей во внеурочных мероприятиях: олимпиадах, конкурсах, факультативах, позволяющих проявить способности на высоком уровне и получить признание.
  2. Организация работы с одаренными детьми с учетом их психоэмоциональных особенностей.

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством однократной процедуры тестирования невозможна. Поэтому необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе индивидуализированного образования в условиях общеобразовательной школы.

Любая форма отбора (селектирования) детей на основе показателей психометрических тестов оказывается несостоятельной с научной точки зрения, поскольку тесты интеллекта и креативности по определению не являются инструментом диагностики одаренности вообще, интеллектуальной либо творческой одаренности в частности. Психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае не в качестве единственного критерия. Наиболее адекватной формой выявления признаков одаренности у ребенка является психолого-педагогический мониторинг.

Одаренность часто проявляется в деятельности стихийного, самодеятельного характера. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся продемонстрировать свои достижения окружающим. Например, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога. Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности [3].

В работе с одаренными детьми применяют 4 базовых стратегии. Это ускорение, углубление, обогащение и проблематизация.

Ускорение позволяет одаренному ребенку проходить учебную программу с индивидуальной скоростью, осваивать, таким образом, ее содержание и новые способы деятельности. Такая стратегия ставит перед педагогом задачу формирования индивидуальной программы и плана обучения. При этом ребенок должен быть заинтересован в ускорении, демонстрировать интерес и обладать высоким уровнем способностей в предметной сфере. Важно обратить внимание на то, чтобы учащийся в социальном и эмоциональном плане достиг достаточного уровня зрелости, а также получить согласие родителей на применение такой стратегии в педагогической работе.

Стратегия углубления направлена на усиление конкретизации компонентов содержания программы или детализацию способов деятельности, либо сочетание того и другого. Сюда входят программы углубленного изучения английского языка, факультативных и элективных курсов.

Обогащение является альтернативой углублению и предполагает установление связей с другими дисциплинами или темами, не входящими в традиционную программу. Обогащение бывает вертикальным и горизонтальным. Вертикальное подразумевает ускоренное движение к высшим познавательным уровням, а горизонтальное направлено на расширение области знаний. Одаренный ребенок в рамках стратегии обогащения не продвигается быстрее по программе, а получает в дополнение к ней материалы и возможности для развития мыслительных и творческих способностей, развивая при этом навыки самостоятельной работы.

Стратегия проблематизации предлагает рассматривать в качестве содержательных компонентов проблемы и способы их разрешения, реализуется при использовании метода проектирования.

Методы и формы работы с одаренными учащимися органично сочетаются с традиционными способами взаимодействия учителя с учениками на уроках и во внеклассной деятельности, но, тем не менее, они требуют особого внимания, разработки и специальной подготовки.

  1. Индивидуальный подход на уроках, применение элементов дифференцированного обучения.
  2. Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, конкурсам и интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим вопросам.
  3. Участие во Всероссийской олимпиаде школьников.
  4. Олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры и фестивали на школьном, городском, областном уровнях.
  5. Использование современных способов поиска необходимой информации (Интернет) в разных форматах (видео, аудио, графические материалы, тексты).
  6. Проектно-исследовательская деятельность.
  7. Создание портфолио.
  8. Психологическое сопровождение.

К общим принципам обучения одаренных детей относятся следующие.

  1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения: цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, и воспитанию личностных качеств учащихся.
  2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения: цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности ребенка.
  3. Принцип учета возрастных возможностей предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям [3].

Что касается конкретных приемов практической работы с одаренными детьми, в своей педагогической деятельности я использую, например, следующие.

В индивидуальной работе — «Кластер», «Пометки на полях», «Ромашка Блума».

  • «Кластер» — это прием визуальной систематизации материала. Учитель задает ключевое слово, вокруг которого ученик записывает связанные с ним слова, которые обводятся и соединяются с основным. Каждое новое слово образует собой ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются цепочки связанных между собой понятий. В средних и старших классах «Кластер» используется для работы с лексикой — структуризации и закрепления нового материала, словообразованием — например, можно сформировать кластер соответственно суффиксу или образовать новые слова от ключевого. Прием помогает работать с текстом, собирать необходимый языковой материал.
  • «Пометки на полях» помогают ученику осознавать свое понимание прочитанного текста. Ребенок знакомится с рядом маркировочных знаков. Учитель предлагает в процессе чтения ставить их карандашом на полях распечатанного текста. Пометки используют для отдельных абзацев или предложений в тексте. Обозначения могут быть следующие:

— знаком «галочка» (v) отмечается информация, которая уже известна ученику, при этом источник и степень достоверности не имеют значения;

— знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация, и только в том случае, если ученик впервые встречается с прочитанным;

— знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений или вызывает желание узнать подробнее.

  • Прием «Ромашка Блума» стимулирует работу разных типов мышления через поиск ответов на вопросы, которые отличаются по уровню сложности.

I уровень: вопросы, которые требуют однозначных ответов (What? Where? When?)

II уровень: уточняющие вопросы (He is confident , isn’t he?)

III уровень: интерпретирующие вопросы — уточнение точки зрения, поиск гипотезы, перенос знаний в иную область (Why?)

IV уровень: оценочные вопросы (What is your opinion?)

V уровень: творческие вопросы (What will happen next? If… what…?)

VI уровень: практические вопросы (What would you do if…?)

В групповой работе эффективны методы «Шесть Шляп мышления» и «Мозговой штурм».

  • «Шесть Шляп мышления» позволяют структурировать и повысить продуктивность совместной интеллектуальной деятельности. Благодаря этому методу дети учатся рассматривать проблемы с различных точек зрения. Особенно полезен он в работе с только что прочитанным текстом. Надевая белую шляпу, ученики воспроизводят конкретные факты или события. Желтая шляпа переключает внимание на положительные стороны конкретной проблемы. Черная шляпа, наоборот, заставляет искать отрицательные стороны. В красной шляпе ребята говорят о личном отношении к ситуации. Зеленая шляпа нужна, чтобы найти способы решения проблемы, синяя — чтобы сделать выводы, определить основные идеи текста.
  • Метод «Мозгового штурма» помогает развить творческое мышление и обычно используется в группах из 5–7 человек. На первом этапе общими силами формируется банк идей или возможных решений проблемы. Каждое предложение принимается и фиксируется на аудиторной доске. Критика и оценивание не допускаются. Этап занимает до 15 минут. За ним следует коллективное обсуждение предложений, в котором главное — найти рациональное зерно в каждой идее и попытаться объединить их в общее целое. На третьем этапе ученики выбирают наиболее перспективные решения проблемы, учитывая при этом наличие ресурсов для их реализации.

Говоря о формах внеурочных занятий с одаренными детьми, я считаю важным выделить одну из них, реализуемую мной в педагогической деятельности. Это организация работы школьной театральной студии с постановкой спектаклей на английском языке. Для участников это возможность существенно расширить лексический запас и научиться спонтанно применять его, развить навыки говорения, преодолеть страх выступать перед аудиторией и языковой барьер, реализовать творческие способности на сцене.

Основным ожидаемым результатом выявления и педагогической работы с одаренными детьми является реализация их интеллектуального и творческого потенциала. О достижении этой цели могут говорить призовые места на олимпиадах, положительная динамика результатов обучения и устойчивый интерес к внеурочным занятиям.

Методические результаты: разработка и реализация программ поддержки и развития одарѐнных детей, создание системы взаимодействия с родителями учащихся; разработка системы диагностики для выявления одаренных детей, системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми; обобщение и систематизация материалов педагогической практики [1].

В завершение хочется сказать о том, что важнейшей целью педагога школьного образования является не только передача определенных знаний, но и воспитание человека, готового делать осознанный выбор, ставить перед собой цели и трудиться — интеллектуально, творчески — чтобы их достичь. И только в непосредственной связи с этим задача учителя состоит в том, чтобы предоставить возможность для развития разных по уровню одаренности детей.

Список использованных источников

  1. Габдулхаков, В. Ф. Одаренный ребенок и талантливый педагог: индикаторы профессионального мастерства педагога в контексте детерминантов одаренности и девиации: монография / В. Ф. Габдулхаков.  М.: Московский психолого-социальный институт (изд-во НПО «МОДЭК»); Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2013.  258 с.
  2. Трафимчик, Ж. И. Одаренность, талант, гениальность: введение в проблему / Ж. И. Трафимчик. // Проблемы здоровья и экологии. — 2014. — С. 140–145.
  3. Галич, Т. Н. Технологии работы с одаренными детьми / Т. Н. Галич. — Елабуга : Капитал, 2017. — 110 c.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей в условиях сельской школы, реализация их потенциальных возможностей"

Данный проект показывает систему деятельности и организации работы с одаренными и талантливыми детьми. ...

Педагогическое сопровождение одаренных детей на уроках истории и обществознания

Чтобы эффективно реализовать современные стандарты общего образования в основной школе, в школе должна быть выстроена хорошая система поиска и поддержки талантливых учеников, а также их сопровождение ...

Статья "Выявление и сопровождение одаренных детей в рамках взаимодействия вуза и школы

УДК 371 ВЫЯВЛЕНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ШКОЛЫ THE IDENTIFICATION AND SUPPORT OF GIFTED CHILDREN THE FRAMEWORK OF INTERACTION BETWEEN THE UNIVERSITY AND S...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей«Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности»...

Сопровождение одаренных детей в рамках работы по развитию олимпийского движения в МАОУ «СОШ №266 ЗАТО Александровск»

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школе на 2020-2021 учебный год

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школе на 2020-2021 учебный год...

п.3.1 Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школе

п.3.1 Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школе...