Педагогическое сопровождение одаренных детей на уроках истории и обществознания
статья по истории на тему

Нестерова Надежда Николаевна

Чтобы эффективно реализовать современные стандарты общего образования в основной школе, в школе должна быть выстроена хорошая система поиска и поддержки талантливых учеников, а также их сопровождение в период становления личности ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_soprovozhdenie_odarennyh_detey.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое сопровождение одаренных детей на уроках истории и обществознания

Нестерова Надежда Николаевна,

МБОУ «СОШ №34 с уиоп», учитель истории

Г. Старый Оскол Белгородской области

Гении рождаются, но, к сожалению, крайне редко. А вот талантливых учащихся в школе достаточно. Дети появляются на свет со своими природными задатками, возможностями. Перед нами учителями стоит задача - раскрыть способности детей, помочь им познать мир своим путем. Чтобы эффективно реализовать современные стандарты общего образования в основной школе, в школе должна быть выстроена хорошая система поиска и поддержки талантливых учеников, а также их сопровождение в период становления личности ребенка. Что же такое «одаренность»? Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.  «Одаренный ребенок» - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Психолог Теплов Б.М. понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.

Выделяют три вида одаренных детей:

• дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

• дети с признаками специальной умственной одаренности (предметная одаренность);

• дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.

Общими признаками, отличающими одаренных ребят, является отличная память, способность классифицировать информацию и усваивать опыт. Такие дети умеют пользоваться полученными знаниями, имеют большой запас слов, используют в речи сложные предложения, придумывают новые слова, предпочитают чтение и интеллектуальные игры. Одаренные дети обладают большой концентрацией внимания, упорны в достижении результата.

Целью педагогического сопровождения таких детей является содействие в выявлении, поддержке и развитии их таланта, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи педагогического сопровождения одаренных детей:

• выявление одаренных учеников;

• создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей.

В моей работе методика выявления одаренных детей на уроках истории и обществознания проходит в три этапа:

I этап протекает в рамках урока. Здесь я просто стараюсь проявить интерес к своим предметам.

II этап – внеурочные формы работы (дополнительные занятия, внеклассные мероприятия и т.д.), где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.

III этап – заключительный. На этом этапе я веду работу уже с узким кругом учеников, которые проявили свои способности и заинтересовались  моим предметом. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня.

Очень часто встает вопрос - как организовать работу с одаренными детьми в условиях обычных классов? Она складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке.

В качестве примера приведу  урок-семинар.  На таком уроке дети учатся выступать с самостоятельными сообщениями, вступать в дискуссию, отстаивать свое мнение. На уроке самостоятельного освоения новых знаний учащиеся  выполняют какие-то познавательные задания. Во время урока-практикума работают с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями. В течение урока с элементами ролевой игры-диалога берут интервью с историческими героями, героями мифов. На уроке «путешествие» представляют себя в тех странах, которые изучаются. Есть еще игровые уроки с  кроссвордами, ребусами, викторинами.

На уроках обществознания можно так же использовать дискуссии (круглый стол), «мозговой штурм»,  групповые формы работы, разного рода творческие задания. Все это помогает учащимся выразить свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу.

Но следует признать, что авторитарный тип ведения урока не помогает раскрыть способности детей. 45 минут урока, стремление успеть выполнить  учебную программу  не всегда позволяет учителю выслушать мнение ученика и как-то проявить себя. Авторитет учителя сковывает инициативу и самооценку учащихся. Грамотно организованный урок -  это залог раскрытия природных задатков учащихся. Ведение урока  должно проходить на фоне положительных эмоций,  ученик должен чувствовать сопричастность к собственной деятельности и деятельности других учащихся.   

Задача учителя - научить ребенка спрашивать. Если задается вопрос, это уже тренирует познавательную активность, умение и готовность находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях. Это индикатор включенности ученика в обсуждение, показатель хорошего уровня его работоспособности, развитых навыков общения. Количество и качество задаваемых вопросов  показывает его психологическое здоровье, тренирует его успешность в школе.

 Необходимо использовать индивидуальный подход при контроле знаний, применять разнообразные методы и способы для решения учебной задачи на уроке. Такие методы, как:

метод свободного выбора (беседа, выбор действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.),

интерактивные методы (ученик в роли наставника, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь),

методы,  направленные на  самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки,

методы проблемного обучения.

Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает исследовательская деятельность учащихся. Такая работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои подходы к заданной теме, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют выводы.
       
Благотворными плюсами исследовательской деятельности являются не только полученные знания, но и  вырабатываемые умения: планировать работу; предвидеть результаты; использовать различные источники информации; самостоятельно отбирать и накапливать материал; анализировать, сопоставлять факты; аргументировать мнение; самостоятельно принимать решение; устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом); адекватно оценивать себя и друг друга.

  Для поддержки и стимулирования одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, исследовательских конкурсах, научно-практических конференциях и конечно в предметных олимпиадах.

 Предметные олимпиады – ещё один вид деятельности с одарёнными детьми. Олимпиада по предмету – один из способов определения силы интереса ребенка к тому или иному предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая свою систему подготовки к олимпиадам, я определила для себя следующие задачи:

• стимулирование интереса детей к истории и обществознанию;

• формирование умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;

• расширение информационного поля в данных предметных областях. Любая победа в предметной олимпиаде – это не случайность и  не показатель каких-то супер способностей ребёнка, а результат длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя.

Мы все хотели бы, чтобы наши ученики добились успехов в жизни, проявили свои таланты и совершенствовали их. Тем не менее, часто встречаются талантливые, творческие люди, которые так и не смогли полноценно использовать свои возможности, и люди со средними способностями, но с огромной верой в себя и высокой работоспособностью, добившихся значительных результатов в жизни. Я считаю, что учитель или окружающая культура не создают человека. Они не рождают в нем способности любить или быть любопытным, философствовать или творить. Скорее, учитель дает возможность, создает благоприятные условия, побуждает, помогает тому, что уже есть в ребенке, стать реальным и актуальным. Мы учителя должны всемерно помогать растущей личности раскрыть, развить свои способности. Не зря же Уинстон Черчиль – один из великих людей 20 века так сказал про учителей: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать».

Список литературы:

• Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.

• Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. – СПб, 2009.

• Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избранные труды в 2 т.-Т.1.- М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация одаренных детей на уроках истории и обществознания.

В данной работе рассматривается проблема социализации одаренного подростка. Автором предлагаются некоторые  приемы, которые  можно использовать на уроках истории и обществознания для к...

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях дополнительного общего образования»

Процесс выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования.Актуальность работы с одаренными детьми определяет...

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Педагогическое сопровождение – взаимодействие , в ходе которого ученик выполняет действие, а педагог создает условия для осуществления и осмысления этого действия....

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в усло-виях реализации инновационного образовательного проекта «Вместе»

Описание системы работы с одарёнными детьми в лицее через реализацию  проекта "Вместе"...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательной организации

Данная программа предназначена для педагогов-психологов общеобразовательных учреждений. Цель программы - обеспечение благоприятных условий для создания системы выявления, развития и поддержки оде...

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей».

Содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья....

Выявление и педагогическое сопровождение одаренных детей в рамках уроков английского языка в школе

Материал (статья) подготовлен в помощь учителям, работающим  с одаренными детьми....