Главные вкладки

    Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в усло-виях реализации инновационного образовательного проекта «Вместе»
    проект по психологии на тему

    Ганьшина Валентина Николаевна

    Описание системы работы с одарёнными детьми в лицее через реализацию  проекта "Вместе"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_vmeste.docx33.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации инновационного образовательного проекта «Вместе»

    Национальная образовательная инициатива НАША НОВАЯ ШКОЛА описывает характеристики, которыми  должна обладать школа в 21-м веке.

    «Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем».

    Одна из главных задач: Развитие системы поддержки талантливых детей

    «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

    Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.

    Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность. Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения.

    Согласно концепции А.М.Матюшкина творческий путь познавательного процесса предполагает внутреннюю мотивацию как основное условие, необходимое для проявления творческих возможностей  к обнаружению проблем, поиску оригинального решения и саморегуляции процесса, образному представлению и воображению.  

    Структура творческой одаренности в качестве компонентов включает:

    а) доминирующую роль познавательной мотивации,

    б) исследовательскую творческую активность, выражающегося в обнаружении нового, в

         постановке и решении проблем,

    в) возможности достижения оригинальных решений,

    г) возможности прогнозирования и предвосхищения,

    д) способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические,

       нравственные, интеллектуальные  оценки

    Олимпиады — одна из общепризнанных форм работы с одаренными школьниками. Для того, что развивать одаренного ученика необходимо создавать специальную образовательную среду повышенного интеллектуального типа.  Одним из условий создания такой среды является реализация целевой образовательной программы «Восхождение» и инновационных образовательных проектов, действующих в рамках этой программы. Так проект «Вместе»  в первую очередь направлен на создание в Лицее условий, обеспечивающих выявление  и развитие одаренных и талантливых детей в учебной деятельности, реализацию их потенциальных возможностей через участие в олимпиадах, интеллектуальных  соревнованиях.

    Проект «Вместе» - ролевая игра. Участники проекта – люди вместе, потому что «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах создать в одиночку». Вместе создаем условия, обеспечивающие выявление, развитие, а главное – воспитание одаренных и талантливых детей в учебной деятельности.

    Участники проекта

    Люди (участники проекта)  вместе = ученик (олимпиадник) + учитель (тренер) + учитель (мотиватор) + администратор (организатор) + психолог (адвокат) + куратор и родители (помощники) + ученый (консультант) +  сетевой координатор (информатор).

    Функции участников реализации проекта «Вместе»

    1. Ученик (олимпиадник)

    «Я хочу!  Я должен!»

    Ученик (олимпиадник) стремится к творческой деятельности, высказывает собственные идеи, отстаивает их, открывает новые способы решения проблем, отказываясь от традиционных методов решения, проявляет повышенную самостоятельность, для чего очень важны метакогнитивные навыки (способы умственных действий), позволяющие управлять собственными познавательными процессами, планировать свою деятельность, систематизировать и оценивать полученные знания.

    2. Учитель (тренер)

    «Мое дело не указывать давно истертую дорогу, но идти вместе с вами по той, которая мне только известнее, чем вам; и тем более, что эта дорога не только не вполне освещена, но едва проложена…»  (К.Д.Ушинский)

    «Когда учителя перестанут учить, ученики,

    наконец, смогут учиться»  (Ларошфуко)

    Учитель (тренер) работает с учеником (олимпиадником) по четырехуровневой системе его подготовки к выполнению исследовательской программы, приводящей к победным результатам:

    а) философский (науковедческий) уровень, раскрывающий основные нормы и процедуры научного познания;

    б) общенаучный уровень, отражающий сущность подходов, используемых в разных науках;

    в) частнонаучный (конкретнонаучный) уровень, предполагающий опору на известные в данной области факты, принципы, закономерности и т.д.;

    г) уровень конкретного исследования, определяющий логику отбора конкретных методик, адекватных познавательным задачам, взаимодополняемых на разных этапах;

    3. Учитель (мотиватор)

    «Учитель может на уроке создать настрой, когда хорошо работать выгоднее, чем плохо. Он может «хорошо платить за хорошую работу». Он может создать условия для персонального развития ребенка в той сфере, которая позволяет реализовывать его способности»

     Учитель (мотиватор) осуществляет индивидуальное педагогическое сопровождение ученика (олимпиадника) на уроке, используя современные образовательные технологии (например, технологии погружения, взаимообучения – обучая других, учишься сам – и другие), осуществляет перестройку всего учебного процесса, переводя обучение ученика (олимпиадника) на деятельностную основу! Это предполагает, что учитель – организатор самостоятельной деятельности ученика (олимпиадника), который учится сам и затем с помощью полученных знаний решает практические задачи повышенной трудности. Трудности побуждают ученика (олимпиадника) самостоятельно искать недостающие знания, а затем применять их, пытаясь решить поставленную задачу. Так появляется мотив достижения, ведь результаты деятельности ученик (олимпиадник) начинают целиком и полностью зависеть от него самого, от того, чем он сам владеет.

    Учитель (мотиватор) «освобождает» олимпиадника от слишком легкого обучения. Он применяет четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ:

    • ускорение;
    • углубление;
    • обогащение;
    • проблематизация

    4. Администратор (организатор)

    «И все-таки мир принадлежит оптимистам! Этот настрой пусть передастся моим союзникам, а затем – всему коллективу. Мир принадлежит оптимистам, пессимисты – лишь зрители» (Франсус Гизо)

    Администратор (организатор) создает настрой на то, чтобы все понимали, что задача, которую поставили перед собой, очень сложна. Но вместе - многое по силам.

    Кто перестает верить в успех, тот неизбежно терпит провал. Пессимистический настрой не способствует решению проблем. Взгляды пессимистов основаны на безнадежности и безысходности, а это особенно нетерпимо, когда надо отвечать на вызовы времени, соответствовать новым социальным условиям. Оптимизм – уверенность и надежда. Оптимисты смело и упорно идут вперед, преодолевая сопротивление и преграды, никто и ничто не может поколебать их веру в собственные силы.

    На Востоке говорят: «Когда человек жалуется, проблема удваивается, когда смеется, проблема покидает его». Человек должен верить в возможность собственной самореализации и ее общественного признания. Это естественное чувство человеческого достоинства.

    Администратор (организатор) составляет программу работы с олимпиадниками, координирует, инспектирует и анализирует ее реализацию; реагирует на ее сбои, корректирует ее выполнение; разрабатывает все необходимые документы для реализации программы «Вместе» (приказы, заявки, планы и т.п.)

    5. Психолог (адвокат)

    «На основе современных научных данных мы можем с достаточной уверенностью утверждать, что связь между успеваемостью школьников и их представлениями о своих способностях носит характер взаимовлияния» (Р.Бернс)

    Психолог (адвокат) путем психолого-педагогической диагностики выявляет когнитивные и креативные ресурсы личности ученика (олимпиадника), повышая представления участников программы «Вместе» о способностях ученика (олимпиадника). В случае явного несовпадения выбора ученика (олимпиадника) для подготовки к конкретной предметной олимпиаде, подтвержденного учителем (тренером), организуется индивидуальная работа по замене ученика (олимпиадника). Диагностика осуществляется и в период выбора, и в период движения к успеху.  Важно использовать при этом  доступные современные методики, такие как инновационный компьютерный комплекс «Профориентатор»

    Психолог (адвокат) работает в сфере корректного применения психометрических тестов в работе с одаренными и талантливыми детьми, считая,  что такие тесты могут использоваться в качестве одного из множества источников дополнительной информации в рамках программы принятия решения о том, что данный ребенок является одаренным либо неодаренным, включает элементы индивидуальной психологической поддержки и помощи как сопровождения подготовки ученика (олимпиадника).

    Психолог (адвокат) проводит занятия по формированию эмоциональной стрессоустойчивости учеников (олимпиадников).

    6. Куратор и родители (помощники)

    «Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это осуществлять» (А.Дистервег)

    Помогите самому ребенку это сделать!

    Родители (помощники) учащегося (олимпиадника) должны повышать свои познавательные интересы, в общении с ребенком – выходить за круг бытовых проблем и организовывать совместную познавательную деятельность – общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем и т.д. Отношение родителей (помощников) к обучению не должно принимать самодовлеющего характера; содержательная сторона развития ребенка для них всегда приоритетна.

    Куратор (помощник) создает условия в группе – коллективе для уважения к ученику (олимпиаднику) со стороны сверстников, а обучение в группе – коллективе должно быть ценностью. Поскольку позиция ученика (олимпиадника) может быть весьма активной, то ему должна быть предоставлена возможность ее реализации.

    Иногда у одаренных детей выражаются по отношению к окружающим амбиции и критичность, поэтому со стороны помощников должно проявляться спокойствие, терпение им уважение.

    7. Ученый (консультант)

    «Не старайтесь удовлетворить свое тщеславие, обучая их слишком многому. Возбудите только любопытство. Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте их мозг. Достаточно заронить в него искру, огонь сам разгорится там, где для него есть пища» (А.Франс)

    Ученый (консультант) консультирует и ориентирует деятельность учителей (тренеров) и учащихся (олимпиадников) при анализе полученных данных в итоге решения разного рода задач и упражнений повышенной сложности, помогает систематизировать информацию в проблемной области с высоты большой науки. Заместитель директора по связям с ВУЗами координирует   связь между учителем – тренером и ученым консультантом как на этапе подготовки к муниципальным олимпиадам, так и к областным.

    8. Сетевой координатор (информатор)

    «Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать с ними в диалог» (Г.К.Селевко)

    Сетевой координатор (информатор) расширяет контакты всех участников с носителями информации через современные (средства массовой информации, мультимедийные средства, компьютеры) средства и перспективные (web-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).

    Сетевой координатор (информатор) обеспечивает материалы для развития навыков работы с носителями информации через диалог компьютера и субъекта образовательного процесса:

    • навык нахождения нужной информации;
    • навык установления связей между источниками;
    • навык извлечения из информации необходимого;
    • навык понимания направленности информационного потока;
    • навык нахождения ошибок, искажений в получаемой информации;
    • навык восприятия и понимания различных точек зрения по одному источнику;
    • навык создания собственных аргументаций;
    • навык перевода одного типа информации в другой (вербальную в визуальную и наоборот);
    • навык преобразования информации;
    • навык определения формы изложения информации;
    • навык владения инструментами подготовки, передачи и получения информации и другие.

    Одним из важных вопросов в системе обучения и воспитания одаренных детей  является вопрос о психолого-педагогической диагностике. В образовательной системе нашего лицея мы активно внедряем инновационный компьютерный комплекс  «Профориентатор», созданный на базе московского Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ имени М.В. Ломоносова. Комплекс «Профориентатор» ориентирован на работу со старшеклассниками (учениками 7-11 классов) выбирающими профиль обучения в лицее, будущую профессию.

    Комплекс исследует структуру интересов с опорой на теоретические подходы отечественной психологии труда (Е.А. Климов) и американской психологии профессионального выбора (Дж. Холланд). А также изучает структуру интеллекта: предложенные  задания на определение уровня развития различных способностей (факторов умственной деятельности), условно обозначаемых в методике как «Вычисления», «Лексика», «Эрудиция», «Зрительная логика», «Абстрактная логика» и «Внимание». Кроме того, выдается общий балл по данному блоку, отражающий средний показатель по всем шести факторам в совокупности – аналог «уровня умственного развития». И исследует структуру качеств личности: «Активность», «Согласие», «Самоконтроль» и «Эмоциональная стабильность».

    Использование комплекса «Профориентатор» позволяет видеть  динамику развития ученика.

    Проект «Вместе»  предполагает создание дополнительных условий: совместных интеллектуальных встреч, игр и т.д. Настоящими событиями стали запуск олимпиадного движения, новогодняя встреча «Интеллектуальный бомонд», встреча «Итоги олимпиад и задачи на будущее»

    Как считали древние китайские мудрецы, бессмысленно постоянно пытаться сравнивать себя с другими.

    Ведь всегда найдутся те, кто окажется впереди нас, и обязательно найдутся те, кого мы сумели опередить. Стоит ли на это ориентироваться? Гораздо важнее «сравнивать себя с собой вчерашним!»

    Так в этом году практически все лицеисты приняли участие в лицейском туре Всероссийской олимпиады школьников. В муниципальный тур вышли 126 человек, из них 49 стали победителями и призерами. В региональный тур  вышли 24, из них призерами стали 13 человек. И два человека вошли в областную команду, участвующую во Всероссийском этапе.  Все эти достижения стали возможны в результате большой целенаправленной работы всего педагогического коллектива, который смог очень высоко мотивировать и подготовить учеников – олимпиадников.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях дополнительного общего образования»

    Процесс выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования.Актуальность работы с одаренными детьми определяет...

    Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательной организации

    Данная программа предназначена для педагогов-психологов общеобразовательных учреждений. Цель программы - обеспечение благоприятных условий для создания системы выявления, развития и поддержки оде...

    «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей».

    Содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья....

    Организация психолого - педагогического сопровождения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования

    Презентация об основах организации психолого - педагогического сопровождения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования...

    Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей

    Умственная одаренность, основанная на хорошей памяти, далеко не всегда приводит к высшему ее проявлению -творчеству. Имеются данные психологических исследований, согласно которым высокий уровень разви...

    «Сопровождение одаренных детей через разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута»

    Индивидуализация образования  является идеальной формой, ведущей одарённую личность по пути самореализации...

    Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей МКОУ Новотроицкой СОШ № 12

    Актуальность программы: На сегодняшний день, самоценность личности ее уникальность и неповторимость должны быть культивированы во всех государственных общественных учреждениях, не проходя ступень школ...