воспитательные функции урока
статья

       «Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая».

                                                                                             К.Д. Ушинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnye_funktsii_uroka.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитательные функции урока иностранного языка»

       «Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая».

                                                                                             К.Д. Ушинский.

Педагогическое общение в школе несет в себе более глубокую функцию, нежели просто контакты между людьми, любой вид общения в паре «учитель – ученик» независимо от ситуации является воспитывающим.

Педагог воспитывает каждым своим жестом, интонацией голоса, направленностью своих интересов, отношением к делу, выражением своего лица, улыбкой и т. д. Обучение призвано воспитывать любовь к познанию, к труду, мышлению, творчеству, самостоятельности, к учебному предмету и учителю.

В школьной жизни центральное место занимают уроки.  Они и оказываются главным средством формирования характера, привычек, поведения каждого ученика. Учебный материал оказывает большое влияние на направленность формирования сознания ученика. Таким образом, учителю небезразлично, на каком материале он решает задачи обучения, развития и воспитания. Содержание многих учебников дает учителю богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке. Тексты в книгах подобраны авторами с учетом их доступности для детей данного возраста. Воспитание на уроке – это, несомненно, примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания какого-то предмета. При одном и том же содержании учебного материала урок может иметь разный воспитательный эффект, в зависимости от методов и приемов, которые использует учитель.  Воспитывающий потенциал любого урока может быть очень высоким, если воспитание происходит благодаря комплексным воздействиям: - стиля образовательного общения, - дидактической структуры урока, - методических приемов. Оптимальный выбор всех этих средств – и есть педагогическое мастерство.

Воспитывающий успех урока зависит от эмоционального уровня общения. Эмоциональный уровень урока – это методика разнообразных воздействий на чувства детей. Воспитание всегда идет не только через знания, но более всего через чувства. Чтобы определить, достигнута ли воспитательная цель урока, достаточно посмотреть на детей: они активны в работе, глаза их горят, внимание собрано.

Знание чего бы то ни было само по себе мало обогащает человека, ибо важен не столько сугубо практический эффект обучения, сколько то, что это знание вносит в формирование человека как личности. Поэтому главная ценность иностранного языка заключается в его воспитательном потенциале.

Трудно сказать, что не является предметом обсуждения на уроках иностранного языка, затронуты, практически, все стороны жизни. Пожалуй, только история  и литература располагают некоторыми из этих возможностей. Но у иностранного языка как учебного предмета есть одна особенность: на наших уроках мы обучаем общению, которое по самой своей сути – личностно. Ученик не просто рассказывает о чем-то, он высказывает свое мнение, свое отношение к предмету общения. Именно эта личностная заостренность и является тем каналом, через который в сознание ребенка проникает воспитательное воздействие.

Ученики не только учатся,  но и работают в коллективе, привыкают к нормам общения в нем,  вместе и каждый в отдельности переживают свое отношение к изучаемому, друг к другу, к учителю.  А ведь это и есть воспитание. На уроке складываются не только знания, но и чувства, переживания, привычки, растет умение познавать, думать, рассуждать. Но если «кирпичики» знаний более или менее осязаемы в программах, материализованы в учебниках, то чувства, переживания, умение думать, умение жить и трудиться в коллективе могут показаться чем – то неуловимым.  Задумываясь о месте урока в системе знаний, мы должны заботиться и о том вкладе, который этот конкретный урок внесет в нравственное и умственное развитие учащихся. Только тогда будет единство воспитания и обучения. Обучение и воспитание – целостный образовательный процесс.

Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В настоящее время целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации.

Сегодня настало время рассматривать воспитательный, развивающий и дидактический потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержания образования.  Содержание современных учебных программ обладает значительным потенциалом. Профессионализм учителя заключается не только в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Из сказанного следует, что в процесс обучения отдельным учебным дисциплинам должны широко включаться культуроведческие компоненты. Предмет "иностранный язык” занимает в этом ряду особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте "диалога культур”. В настоящее время расширяется возможность международных контактов, общение с иностранцами становится реальностью, а столкновение с представителями иной культуры входит в нашу повседневную жизнь. Всё чаще учебные заведения осуществляют обмен студентами и школьниками, преподаватели организуют совместные проекты и проходят стажировку за рубежом, участвуя, таким образом, в межкультурной коммуникации и диалоге культур.  Человек, владеющий иностранным языком, всегда рассматривается обществом не только как знаток языковых правил и способов их применения, но и как носитель определённой культуры. Очень немногие изучают иностранный язык с целью усвоить строй языка, т.е. словообразование, грамматику и синтаксические конструкции. Большинство увлечённых иностранным языком людей хотят не просто грамотно строить высказывания, а общаться с носителями языка и корректно вести себя в разных ситуациях общения, т.е. говорить с иностранцами на «одном языке».

Таким образом, при обучении иностранному языку возникают безграничные воспитательные возможности, если иностранный язык используется, как средство для приобщения учеников к духовной культуре других народов . Воспитание, как известно, осуществляется в труде, обучении, общении и игре. При обучении иностранному языку используются почти все способы воспитания, т.к. он является и предметом обучения, и средством общения и при этом хорошо используется игра.  

 Иностранный язык открывает учащимся непосредственный доступ к огромному духовному богатству другого народа, повышает уровень их нравственного воспитания, формирует любовь к своему Отечеству. И поэтому иностранному языку отводится существенная роль в плане формирования личности, человека культуры. Иностранный язык как  учебный предмет располагает большими возможностями для воспитания патриотизма, интернационализма, формирования нравственных качеств человека.                       

 На своих уроках я стараюсь прививать учащимся интерес к английскому языку, воспитывать в них стремление узнавать что-то новое о различных странах, их особенностях, традициях и обычаях.

Роль иностранного языка в процессе воспитания учеников огромна,  в этом заключена важная сила и мощь иностранного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательные функции школы в условиях личностно-ориентированного образования.

Воспитательные функции школы в условиях личностно-ориентированного образования ориентированы на конкретную личность учащегося, а основу формирования этой личности составляют как минимум два элемента ...

Воспитательная функция школы в современных условиях образования

воспитательная функция школы в современных условиях....

Воспитательная функция религиоведческих предметов в школе

В лекции определяются возможности религиоведческих курсов в светской школе....

Воспитательная функция оценки на уроках физической культуры

Вопрос оценки способностей ребенка по физкультуре....

Доклад на педсовете "Воспитательные функции урока иностранного языка"

Доклад о роли иностранного языка в воспитании учащихся....

как россияне видят основную функцию школы?_большинство уверено в том, что у школы, кроме образовательной, должна быть и воспитательная функция

А вот функцию побуждения детей к поиску новых знаний считают важной меньшее, чем воспитание, количество респондентов. Хотя без привычки и навыка поиска новых знаний у человека не...

Воспитательная функция урока иностранного языка. Методы и приёмы.

В статье представлены методы и приёмы, направленные на реализацию воспитательной функции урока английского языка....