РОЛЬ ТИПОВ ИНТЕЛЛЕКТА В РАЗВИТИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ.
статья

Ковалева Анастасия Сергеевна

Аннотация: в статье рассматриваются понятия иноязычной коммуникативной компетенции и типов интеллекта в контексте изучения иностранного языка. Автор анализирует возможность развития иноязычной коммуникативной компетенции посредством применения в обучении теории множественного интеллекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ТИПОВ ИНТЕЛЛЕКТА В РАЗВИТИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ.

Ковалева Анастасия Сергеевна

МАОУ Лицей №11

Россия, Великие Луки

lebedeffa@inbox.ru

Аннотация: в статье рассматриваются понятия иноязычной коммуникативной компетенции и типов интеллекта в контексте изучения иностранного языка. Автор анализирует возможность развития иноязычной коммуникативной компетенции посредством применения в обучении теории множественного интеллекта.

Abstract: the article examines the concepts of foreign-language communicative competence and types of intelligence in the context of studying a foreign language. The author analyzes the possibility of developing foreign-language communicative competence through the application of the theory of multiple intelligence in teaching.

Ключевые слова: субъектная индивидуализация, теория множественного интеллекта, иноязычная коммуникативная компетенция, учебно-познавательная компетенция, обучение иностранному языку в неязыковых вузах.

Keywords: subjective individualization, the theory of multiple intelligence, foreign-language communicative competence, educational competence, foreign language teaching in non-linguistic universities.

Актуальная в настоящее время в образовании теория множественного интеллекта (далее – ТМИ) Г. Гарднера [3] достаточно широко применяется сегодня  в практике обучения иностранным языкам в школе и вузе [4; 6; 7].  Типы интеллекта (вербально-лингвистический, логико-математический, визуально-пространственный, моторно-двигательный, внутриличностный, межличностный, натуралистический, музыкально-ритмический) могут служить средством учёта субъектной индивидуализации в образовательном процессе, а также средством формирования и развития субъектных свойств личности обучающихся [7].

Экспериментально доказано, что учёт интеллектов в обучении иностранному способствует повышению его эффективности [7]; кроме того, согласно результатам исследований, сами типы интеллекта в контексте изучения иностранного языка способны развиваться в процессе обучения. С нашей точки зрения, это представляет особую ценность, поскольку показатели их развития в комплексе могут свидетельствовать о развитии иноязычной коммуникативной компетенции в целом, а типы интеллекта в контексте изучения иностранного языка могут выступить в роли составляющих ИКК [7].  В рамках данной статьи мы рассмотрим понятия иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих и типов интеллекта в контексте изучения иностранного языка, проанализируем возможность развития ИКК посредством развития интеллектов в контексте изучения иностранного языка.

Согласно словарю методических терминов и понятий Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина, коммуникативная компетенция – это способность решать средствами иностранного языка актуальные для обучающихся задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение обучающегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения. Обучающийся владеет коммуникативной компетенцией, если он в условиях прямого или опосредованного контакта успешно решает задачи взаимопонимания и взаимодействия с носителями изучаемого языка в соответствии с нормами и традициями культуры этого языка [1].  Как известно, ИКК представляет собой совокупность таких компетенций как:  лингвистическая, социолингвистическая, дискурсивная, компенсаторная, социокультурная, социальная (Ван Эк), речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная (И. Л. Бим), которые определяют сферу и область решения коммуникативных задач. Следует отметить, что существуют и другие классификации, где часто различные названия компетенций подразумевают один и тот же смысл, однако И. Л. Бим, дополнив свою классификацию учебно-познавательной компетенцией, обратила внимание исследователей на то, что необходимо обучать студентов также и специфическим умениям самостоятельного изучения иностранного языка и культуры.

  Сопоставительный анализ определений термина «интеллект» в словарях и в книгах Г. Гарднера позволяет нам разграничить следующие понятия.

Интеллект - общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей, в том числе и способностей к изучению языков, 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Интеллект (тип интеллекта) - совокупность познавательных способностей, определяющих наиболее эффективный способ решения проблемы или создания продукта и являющихся основой для успешной деятельности в различных сферах.

Интеллект в контексте дисциплины «иностранный язык» - совокупность познавательных способностей, определяющих наиболее эффективный способ решения коммуникативных задач в процессе получения информации или создания речевого продукта на иностранном языке и являющихся основой для успешного развития иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций.

Ключевые интеллекты – наиболее высоко развитые типы интеллекта конкретного человека, выделяющиеся среди общего количества остальных типов   [7].

Анализируя понятия компетенций и типов интеллекта, мы отмечаем, что их многое объединяет, они могут дополнять друг друга в решении коммуникативных задач. Сравнивая данные понятия, мы находим следующие общие для них черты:

1). Как компетенции, так и типы интеллекта могут и должны развиваться;

2). Первые и вторые развиваются с помощью одних и тех же упражнений (существует таблица корреляции типов интеллекта и упражнений по иностранному языку [7];

3). Компетенции, как и типы интеллекта, несмотря на их большое количество, представляют собой единое целое и функционируют взаимосвязано;

4). Оба понятия служат достижению общей цели – формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции;

5). Компетенции и типы интеллекта не могут быть измерены только тестами, необходимо также непосредственное наблюдение за тем, насколько успешно они реализуются на практике для решения конкретных коммуникативных задач.

С точки зрения учёта субъектных свойств обучающихся в развития ИКК, наибольшее влияние применение типов интеллекта в обучении дисциплине «иностранный язык» оказывает на развитие учебно-познавательной компетенции, рассмотрим её более подробно.

И. Л. Бим определяет учебно-познавательную компетенцию как «дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием информационных технологий.

У О. И. Гусевой и Л. В. Токаревой мы находим, что данное понятие включает в себя совокупность знаний, умений и навыков в самостоятельной учебно-познавательной работе [2].

Э. Г. Азимов и А. Н. Щукин дают следующую дефиницию учебно-познавательной компетенции: совокупность знаний, способностей, умений и навыков, которые обуславливают познавательную активность человека при осуществлении речевой деятельности [1]. По их мнению, данная компетенция включает в себя: 1) декларативные знания (знания о разных областях жизни, о мире); 2) социокультурные и межкультурные знания (знания о культуре страны изучаемого языка, понимание её сходств и различий с культурой родной страны); 3) знание специфики изучаемой языковой системы; 4) индивидуально-психологические особенности человека, позволяющие успешно осуществлять речевую деятельность, а также  навыки и умения, обеспечивающие успешное и эффективное овладение неродным языком и культурой.

Возвращаясь к определению типа интеллекта, мы видим, что четвёртый пункт компонентов учебно-познавательной компетенции совпадает с понятием типов интеллекта в контексте дисциплины «иностранный язык». Таким образом, развитие иноязычной коммуникативной компетенции посредством учёта типов интеллекта в обучении происходит через развитие одного из компонентов учебно-познавательной компетенции как составляющей ИКК.

На наш взгляд, функционально-смысловая нагрузка типов интеллекта охватывает не только часть (индивидуально-психологические особенности), но и всю учебно-познавательную компетенцию целиком. Более наглядно это отражено в содержании учебно-познавательной компетенции, которую предложила С. А. Денисова для студентов направления «Лингвистика». Она разделяет содержание на знания (природы познания и процесса обучения; индивидуальных особенностей человека по изучению иностранных языков; специфики изучаемого языка и культуры; современных подходов и методов изучения иностранных языков, современных технологий обучения языкам) и умения/ способности, куда входят:  целеполагание; формулировка достигаемого результата учебно-познавательной деятельности; планирование  своей самостоятельной учебно-познавательной деятельности; выбор  индивидуальной траектории достижения учебной цели (развития речевых умений, формирования языковых навыков, изучения культуры страны изучаемого языка); определение и выбор подходов и методов для достижения поставленной цели; отбор необходимых средств для достижения поставленной цели; осуществление отбора содержания обучения; внесение корректировки в выбранную траекторию обучения и/или результат учебно-познавательной деятельности; осуществление самооценки промежуточных и итоговых результатов своей самостоятельной учебно-познавательной деятельности по изучению иностранного языка и культуры; проведение рефлексии своей учебно-познавательной деятельности; самосовершенствование и учёт предыдущего положительного и отрицательного опыта в последующей учебно-познавательной деятельности [5].

Более того, по нашему мнению, систематичное применение в обучении упражнений, задействующих различные типы интеллекта, также оказывает влияние на все компетенции (см. рис. 1).

Так, например, упражнения для вербально-лингвистического интеллекта, связанные с использованием устной и письменной коммуникации (подбор и изложение информации, чтение и обсуждение текстов, интервью и подготовка к нему, написание эссе, стихотворения, рассказа и т. д.) помимо учебно-познавательной развивают лингвистическую, дискурсивную, социолингвистическую, компенсаторную компетенции.

Тип интеллекта

Компетенции

Вербально-лингвистический

Лингвистическая (языковая), дискурсивная (речевая), социолингвистическая, компенсаторная, учебно-познавательная.

Логико-математический

Лингвистическая (языковая), компенсаторная, дискурсивная (речевая), учебно-познавательная.

Визуально-пространственный

Лингвистическая (языковая), компенсаторная, учебно-познавательная.

Музыкально-ритмический

Дискурсивная (речевая), социолингвистическая, социокультурная, учебно-познавательная.

Моторно-двигательный

Дискурсивная (речевая), компенсаторная, учебно-познавательная.

Межличностный

Лингвистическая (языковая), дискурсивная (речевая), социолингвистическая, компенсаторная, социальная, социокультурная, учебно-познавательная.

Внутриличностный

Лингвистическая (языковая),  компенсаторная, учебно-познавательная.

Натуралистический

Лингвистическая (языковая), социолингвистическая, социальная, социокультурная, учебно-познавательная.

Рис. 1. Таблица соответствия типов интеллекта и компетенций.

Музыкально-ритмический интеллект, задействующийся не только через включение музыкальных композиций в ход занятия, разучивание, исполнение и сочинение песен, но и  в изучении разных аспектов языка с помощью музыкального или ритмического  сопровождения,  например, фонетики (используя песни, стихи, скороговорки, пропевание трудных слов), служит развитию дискурсивной, социолингвистической, социокультурной, учебно-познавательной компетенции.

Моторно-двигательный тип интеллекта, реализующийся в упражнениях, где двигательная активность и моторика сочетаются с вербальной информацией, например при разыгрывании сцен, постановке спектаклей, работе руками (выполнении письменных заданий, создании коллажа, рисовании), в ролевых играх, подаче материала с помощью движений (например, указать на части тела, изобразить пантомиму) развивает дискурсивную, компенсаторную, учебно-познавательную компетенции.

Из таблицы мы видим (см. рис. 1), что одни и те же типы упражнений развивают как типы интеллекта, так и компетенции, поэтому развитие типов интеллекта и развитие компетенций происходит параллельно.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что учёт типов интеллекта в обучении иностранному языку, во-первых, развивает учебно-познавательную компетенцию обучающихся и оказывает положительное влияние на развитие всех компетенций, в совокупности образующих ИКК; во-вторых, может выступить в роли компонента учебно-познавательной компетенции как составляющей иноязычной коммуникативной компетенции.

Литература:

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Икар, 2009. - 448 с.
  2. Гусева О. И., Токарева Л. В. Формирование учебно-познавательной составляющей иноязычной коммуникативной компетентности // Преподаватель высшей школы в XXI веке: материалы Международной научно-практической Интернет-конференции, 2011. С. 3.
  3. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. - М.: ООО «И. Д. Вильямс, 2007. - 512 с.
  4. Гоголева М. А. Использование теории множественного интеллекта в обучении английскому языку в неязыковом вузе // Интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка». - 2014. - Т. 5. - №5-1. - С. 2.
  5. Денисова Софья Андреевна Содержание и структура учебно-познавательной компетенции студентов направления подготовки «Лингвистика» // Социально-экономические явления и процессы. 2014. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-struktura-uchebno-poznavatelnoy-kompetentsii-studentov-napravleniya-podgotovki-lingvistika (дата обращения: 02.12.2019).
  6. Калинина Е. Э. Теория множественного интеллекта в обучении иностранным языкам // Вопросы лингводидактики и методики преподавания  иностранных языков.  Сборник научных статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. - 2016. - С. 34-38.
  7. Ковалева А. С. Роль субъектной индивидуализации в повышении уровня владения иностранным языком на нелингвистических направлениях подготовки // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. № 4 (31). -  Тольятти, 2017. - С. 29 - 35.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции через игру в классах 1,2 ступени

Вашему вниманию предоставлен материал о развитии иноязычной коммуникативной компетенции через игру в классах 1\2 ступени.Использование игр - это один из приёмов повышения интереса обучающихся к уроку ...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции через индивидуализацию и дифференциацию обучения

Материал предназначен для учителей иностранных языков, применяющих технологии индивидуального обучения (дифференцированный подход)....

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции на основе дифференцированного подхода

Сущность опыта заключается в создании условий для развития коммуникативной компетенции учащихся через создание разнообразных речевых ситуаций на основе дифференцированного подхода. Таким образом, обще...

«Развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся через интеграцию новых информационных технологий в учебный процесс»

У каждого предмета и каждого преподавателя есть свои средства и способы осуществления организации процесса обучения, направленного на учащегося.  При формулировании своих целей обучения, преподав...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции посредством метода проектов на уроках английского языка.

Статья о необходимости использования метода проекстов на уроке английского языка.Особую популярность в последнее время приобретает метод проектов в старших классах. Учитель при данном методе обучения ...

Интеграция традиционной методики и инновационных технологий на уроках английского языка с целью развития иноязычной коммуникативной компетенции в условиях дистанционного обучения

Реализация  ФГОС второго поколения активизировала интерес к применению  современных образовательных технологий, в том числе и информационно – коммуникационных, в учебно-воспитательном ...

Выступление на тему "Цифровая образовательная среда на уроках иностранного языка и её роль в развитии иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся"

Выступление на районном мероприятии для учителей иностранного языка  «Методический поезд»  «Использование современной информационно-образовательной среды на уроках иностран...