Экологическое воспитание на уроках английского языка средствами УМК "Spotlight"
статья
В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры школьников на уроках английского языка посредством УМК «Spotlight», а также приводятся примеры использования эффективных методик и способы обучения английскому языку в контексте экологического образования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 127 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Е. А. Бурыкина – учитель английского языка
МАОУ СОШ №102 г. Краснодар, Краснодарский край
В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры школьников на уроках английского языка посредством УМК «Spotlight», а также приводятся примеры использования эффективных методик и способы обучения английскому языку в контексте экологического образования.
В современном обществе вопрос экологического воспитания является очень актуальным. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому воспитанию обучающихся в современной школе уже с первых дней обучения. Сегодня нет необходимости доказывать кому-либо, что от нашего отношения к окружающей среде зависит не только наша жизнь, но и существование всего человечества. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями.
В наши дни экологическое образование является одним из приоритетных образовательных направлений, его важность указана в ФГОС и продиктована требованиями мира, в котором мы живем [1]. Все мы понимаем, что экологические проблемы должны решаться, так как они отвечают высшим ценностям жизни и культуры человека. Таким образом, исследование многими учеными сущности экологического образования и воспитания подводит к выводу о правомерности постановки вопроса о том, что целью его является формирование у подрастающего поколения экологической культуры, в основе которой лежит ответственное отношение к природе как общественной и личной ценности.
Экология является интегральной областью знаний о природе, включающих в себя огромный круг проблем, знаний и идей [2]. Это вызывает необходимость развивать знания по экологии силами всех учебных дисциплин. Эпизодические занятия по данной проблематике дают незначительные результаты в становлении экологического сознания школьников.
Экологическое образование должно стать неотъемлемой составной частью содержания основного, среднего, специального и высшего образования. Это связано с тем, что экологические проблемы становятся настолько серьезными, что на постоянное формирование нового экологического сознания в процессе стихийного развития просто не остается времени: необходимо задействовать все каналы воздействия на личность. И, в первую очередь, это касается педагогов независимо от специальности. Передача знаний, умений и навыков – это задача специалистов: преподавателей экологии, а в школе – учителей биологии и, отчасти, географии, но вот формирование отношения к природе, целей и мотивов взаимодействия с ней – это задача всех педагогов, в том числе и учителей английского языка [3].
Учебный предмет «английский язык» располагает большими возможностями для усиления различных направлений воспитания гармонически развитой личности, в том числе, и экологического, призванного формировать бережное отношение к природе как к общественной и личной ценности.
Английский язык как учебный предмет имеет огромный потенциал для воспитания, образования и развития школьника. В процессе преподавания английского языка в арсенале учителя есть масса средств и методов для реализации этого потенциала и осуществления межпредметных связей, в том числе и для экологического воспитания. Сам по себе предмет «английский язык» уникален, так как его возможности просто огромны – английский язык связан с историей, литературой, географией, биологией, литературой, и, конечно же, экологией. Использование интерактивных методов и игровых форм с целью экологического воспитания на уроках английского языка позволяет наглядно продемонстрировать учащимся экологическую ситуацию в современном мире. Задача педагога на уроке английского языка – заинтересовать школьников экологическими проблемами, используя всевозможные формы и методы образования и воспитания [4].
Вместе с другими дисциплинами естественнонаучного цикла английский язык вносит вклад в формирование экологического воспитания личности учеников, поскольку этот предмет обладает значительным воспитательным потенциалом, зачастую не реализуемым в полной мере.
Уроки английского языка являются благодатной почвой для экологического обучения, которое с каждым днем становится более необходимым. Если с умом использовать различные игры, проектную деятельность, то это дает значительное преимущество в понимании новых или закреплении уже изученных знаний, усиливает мотивацию к изучению мировых проблем экологии, позволяет получать удовольствие от процесса общения на изучаемом языке.
Экологическое образование школьников через предмет английский язык может идти по линии дополнения традиционных тем информацией экологического содержания. Отсюда вытекает необходимость формирования чувственного отношения ребёнка к окружающему миру. Несомненно, что тематика уроков английского языка предполагает широкие возможности работы в этом направлении.
Экологическое образование на уроках английского языка решает следующие задачи:
1) формирование адекватных экологических представлений,
2) воспитание экологического сознания,
3) формирование ответственного и бережного отношения к природе.
В плане экологического воспитания и образования одним из лучших учебников, в котором систематически освещаются проблемы экологии и раскрываются различные аспекты этой темы в соответствии с возрастом обучающихся и их уровнем владения языком, является УМК «Spotlight». УМК «Spotlight» позволяет учителю использовать все возможности для формирования у детей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов. УМК «Spotlight», разработанный ведущими экспертами в области преподавания английского, предлагает множество возможностей для интеграции экологического воспитания в учебный процесс. Начиная от тематических блоков, посвященных охране окружающей среды, до увлекательных заданий, способствующих осознанию важности бережного отношения к природе, УМК «Spotlight» помогает создавать уроки, которые не только обучают, но и вдохновляют учеников стать настоящими защитниками планеты. Благодаря разнообразным текстам, аудио- и видеоматериалам, интерактивным упражнениям, а также творческим проектам, школьники погружаются в мир экологических проблем и решений, учатся критически мыслить, находить инновационные идеи и воплощать их в жизнь. Таким образом, уроки английского с УМК «Spotlight» становятся не только ступенькой к овладению иностранным языком, но и платформой для формирования экологически ответственной личности, готовой внести свой вклад в сохранение нашей планеты.
Обилие экологических материалов, представленных в УМК «Spotlight» можно объяснить необходимостью достижения личностных и метапредметных результатов освоения общей образовательной программы, для которых ФГОС определяет наличие экологической направленности:
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Экологическому воспитанию способствует работа над материалом уроков из раздела «Going green / Зеленые страницы», который есть в конце некоторых модулей учебников для 8 и 9 и всех модулей учебников для 10 и 11 классов. Темы уроков говорят сами за себя: одна из тем 9 класса – «В опасности», где учащимся предлагается задуматься над проблемами окружающей среды, приводящими к вымиранию диких животных. «Электронные отходы… почему их так много?» – на этом уроке девятиклассники выясняют причины появления электронных отходов. Большой интерес вызывает у школьников и тема «Зелёный транспорт», где они знакомятся с видами экологически безопасного транспорта, существующими в мире, а на уроке «Антарктида» ученики пытаются ответить на вопрос: «Что надо сделать, чтобы защитить животных Антарктиды?»
В 8 классе есть тема «Пластиковые или бумажные пакеты», в которой учащимся предлагают сравнить экологичность использования обоих видов упаковки. Тема «Экологичная одежда» заставляет учащихся задуматься о том, настолько ли важно следовать трендам, если это наносит огромный вред окружающей среде. Читая текст под названием «Памятники мировой культуры в опасности» о разрушительном воздействии кислотных дождей на такие известные памятники культуры как Сфинкс, статуя Свободы, статуя Будды и другие, учащиеся осознают, насколько сильно человек влияет на окружающую среду и как, зачастую, это влияние вредит самому человеку.
В 10 классе экологической проблеме посвящён один из модулей учебника. И называется он «Земля в опасности!» Ученики изучают международный опыт по созданию юношеских экологических движений и организаций, знакомятся с экологической ситуацией в мире, предлагают свои способы решения глобальных проблем. В форме конференции или круглого стола можно провести урок на тему «Меньше отходов!», где каждый из участников может высказаться о том, что он лично должен делать для уменьшения количества отходов. Не менее интересна и тема сочинения, предлагаемая в разделе «обучение письму». Здесь дети рассуждают о преимуществах и недостатках использования транспорта в центре города. В рамках модуля десятиклассники беседуют, составляют монологические и диалогические высказывания, делают проекты и на другие темы, такие как «Большой Барьерный риф», где изучаются проблемы экологии в Австралии – стране с уникальной природой и удивительным животным миром; «Тропические леса» – о вырубке лесов и том, как страдают от этого дикие животные, такие как, например, панды. Не остаются в стороне и экологические проблемы нашей страны. Выполняя лексико-грамматические задания, ученики одновременно узнают о том, что грозит амурскому тигру и какие действия предпринимаются по его защите. «Зелёные страницы» учат перерабатывать разные материалы, не быть равнодушными к загрязнению воздуха, мирового океана, почвы, а также экономить электроэнергию и природные ресурсы.
Эти и другие экологические проблемы поднимаются и в 11 классе. Кроме типичных заданий, таких как изучение новой лексики, работа над текстом, беседа по прочитанному или услышанному, учащимся предлагается выполнить тесты, написать сочинения, создать проекты и провести исследования, в которых ребята выражают свое отношение к окружающей природе и те чувства, которые вызывает общение с ней.
Обобщение данных разделов учебника с привлечением ресурсов Интернета, дополнительных учебных пособий на экологическую тему, а также собственных разработок позволяет выстроить последовательную систему экологического образования учащихся на уроках английского языка.
В поиске информации, связанной с экологическими проблемами, обучающиеся, готовя свои проекты и сообщения, изучают газетные статьи и статьи из журналов о Международных экологических организациях Green Peace, World Wide Fund и др., атакже узнают, чем занимаются их сверстники, участвуя в этих организациях. Старшеклассники с удовольствием занимаются художественным переводом, переводят стихи о природе на русский язык, развивая при этом свое эстетическое чувство, чувство любви к природе. На самом деле виды и формы работы по экологическому воспитанию очень разнообразны.
Кроме того, в процессе работы с УМК «Spotlight» мной были разработаны три учебно-методических сборника, содержащие в себе сценарии уроков по темам раздела «Going Green» по английскому языку для 9-х, 10-х и 11-х классов. Данные учебно-методические сборники предназначены для учителей, работающих в 9-11 классах общеобразовательных школ. Каждый сборник состоит из нескольких сценариев уроков к модулям, в которых есть раздел «Going Green». Материал учебно-методических разработок может быть использован при изучении и закреплении лексико-грамматического материала по таким темам, как «Экологические проблемы», «Защита окружающей среды», «Зеленые легкие планеты», «Эко-туризм» и другие. Сценарий урока содержит задания в формате ЕГЭ и ОГЭ, позволяя не только развивать экологическую культуру обучающихся, но и успешно готовиться к ГИА.
Отдельно следует отметить и тот факт, что особое значение в формировании экологической культуры школьников имеет использование проблемного подхода. Ища и обрабатывая информацию, находя возможные варианты для улучшения экологической ситуации, учащиеся работают в тесном сотрудничестве, развивают свои навыки исследователя. Кроме того, в ходе выполнения таких заданий повышается мотивация к изучению данной темы и предмета в целом, наблюдается рост экологических знаний, что приводит к изменений в отношении учащихся к экологической деятельности и окружающей среде.
В итоге у школьников появляется желание участвовать в акциях по охране природы, благоустраивать школьные участки, сажать деревья и выращивать цветы, ухаживать за животными. Учащиеся более вдумчиво подходят к таким экологическим акциям, как сбор пластика или макулатуры, сдача в утиль использованных батареек.
Также нельзя не отметить и существенное расширение словарного запаса, развитие умения оперировать новыми лексико-грамматическими конструкциями. Школьникам всегда интересно говорить о том, что их волнует, а это формирует личностное отношение к знаниям и окружающей действительности. Воспитание экологически культурного поколения – потребность современного общества. Учебный предмет «английский язык» вносит свой вклад в решение этой проблемы и дает возможность для применения языка на практике. Результатом экологического воспитания является экологическая культура и активная жизненная позиция, проявляющаяся в желании сделать окружающий мир красивее, многообразнее и лучше.
Цель моей педагогической деятельности – подготовка учащихся к тому, чтобы они не только были способны жить в нашем меняющемся мире, но и могли построить свое будущее без угрозы для подрастающих поколений и планеты, т.е. содействовать устойчивости развития, а устойчивое развитие невозможно без общения. С одной стороны, отбор тем и ситуаций общения происходит на основе анализа типичных жизненных ситуаций, в которых человеку требуется совершить речевой поступок. С другой стороны, в процессе учебного общения можно подсказывать ученикам темы для обсуждения, прогнозировать и моделировать жизненно значимые ситуации, которые требуют самостоятельности мышления, ориентированы на принятие определенных решений, на достижение результата в процессе речевой деятельности.
Моя педагогическая деятельность нацелена на активное формирование эко культуры и для того, чтобы данный процесс проходил успешно, и ученики не чувствовали перегрузок, своей главной задачей я поставила формирование экологической культуры через процесс решения учебно-познавательных проблем на основе творческого диалога, в котором учащийся выступает как полноправный субъект образования устойчивого развития. В зависимости от роли, которую ученики выполняют в ходе общения на уроке (отдыхающий, учитель, эколог, турист, пассажир, родители и их дети и т. д.), ученики занимают разные социальные позиции, отстаиваемые собеседниками. Происходит это через погружение в экологическую культуру и взаимоотношения с окружающим миром, способствуя трансформации общественного сознания, развитию экологического сегмента сознания, экологического мировоззрения, экологических ценностных установок, перерастающих в убеждения, которые должны становиться стилем жизни учащихся. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение учащихся по отношению к природе родного края.
На уроках английского языка с экологической тематикой я включаю беседы, которые не дают «рецепт поведения» в готовом виде, а постепенно подводят учеников к собственным выводам и заключениям. Такие уроки способствуют развитию мышления, наблюдательности, воображения, умению слышать себя и других, прогнозировать последствия своих действий, делать обоснованный выбор, ориентироваться в море информации, отстаивать свою точку зрения». Каждая тема такого урока включает в себя ряд вопросов:
- Как? Почему? Зачем? (экологические связи)
- Мое отношение к объекту (мои чувства, голос, совесть)
- Как я поступаю в ситуации выбора?
- Творческое решение проблемы.
Основой творческой учебной деятельности в формировании эко культуры являются интерактивные методы обучения. В этом случае учащиеся работают в малых группах сотрудничества, где организуется альтернативная система вопросов и ответов, которая позволяет оценить глубину понимания экологических проблем и обеспечивает индивидуализацию этого понимания [5].
На уроках, посвященных формированию экологической культуры, я также уделяю время игре, которая выступает как средство подготовки к решению реальных жизненных ситуаций. Игра помогает снять психологический барьер, который неизбежно возникает при попытке сформулировать мысль на английском языке, преодолеть чувство скованности, путем органичного сочетания речевых и неречевых действий. Например, инсценировка ситуаций и урок в форме игры или практических опытов: «Представьте себе, что ваш английский друг – член общественного движения «Туризм в защиту мира и природы» и он хочет узнать об экологических проблемах в России». Или, например, другая ситуация: встретились две организации – организация «Друзья Земли» и «Гринпис». Такие уроки получаются очень интересными, насыщенными учебным материалом. Во время таких уроков в группах не прекращается движение, не бывает никакой скованности или боязни перед языковыми трудностями. Используются парные и групповые формы работы. Индивидуальные формы работы используются лишь тогда, когда каждый из участников имеет достаточную тренировку или хочет выступить по определенной проблеме.
С чего же начать экологическое воспитание на уроках английского и какие методы стоит использовать в первую очередь?
1. Выбор тематики: начните с выбора актуальных экологических тем, которые интересны для старшеклассников. Это может быть изменение климата, загрязнение окружающей среды, устойчивое развитие и т. д. Следует упоминать современные проблемы, такие как изменение климата или устойчивое потребление энергии, чтобы привлечь интерес учеников.
2. Интеграция тем экологии в уроки (интеграция языка и содержания): используйте метод CLIL (Content and Language Integrated Learning), где знания по предмету (в данном случае – экология) интегрируются с изучением языка. При этом можно использовать тексты, статьи и видео на английском языке по экологии, что поможет студентам улучшить владение языком и одновременно углубить знания по теме. Кроме того, УМК «Spotlight» включают разделы, связанные с природой и окружающей средой. Используйте эти материалы, чтобы обсуждать такие темы, как изменение климата, защита животных и растительности. Например, выбор текстов о защитниках природы или экосистемах может быть отличной основой для дискуссий.
3. Проектная работа: предложите учащимся разработать проекты по экологии, которые могут включать исследование местных экологических проблем. Ученики могут работать в группах, исследуя такие темы, как сортировка отходов, охрана редких видов или влияние пластика на окружающую среду, а затем представлять результаты на английском. предложите учащимся создать проекты на экологические темы. Это может быть что-то вроде плакатов, презентаций или даже видео.
4. Дискуссии и дебаты: организуйте дебаты на экологические темы, где студенты могут выражать свои мысли и аргументировать свою позицию. Это поможет развить критическое мышление, а также навыки речи и аргументации на английском языке.
5. Ролевая игра: используйте ролевые игры, чтобы позволить ученикам исследовать экологические проблемы. Например, кто-то может сыграть роль активиста, а другой — политика, обсуждая, как улучшить экологическую ситуацию в их сообществе.
6. Работа с текстами и упражнениями: УМК «Spotlight» предлагает множество текстов и упражнений. Выбирайте материалы, в которых обсуждаются экологические темы, и проводите с ними анализ. Это поможет не только улучшить языковые навыки, но и углубить понимание проблем экологии.
7. Использование мультимедийных ресурсов: включайте в уроки видеоматериалы, документальные фильмы и подкасты об экологии на английском языке. Это поможет улучшить восприятие языка на слух и расширить словарный запас.
В рамках внеклассных мероприятий (при наличии возможностей) можно проводить выездные экскурсии в природные заповедники, центры переработки или выставки, связанные с экологическими проблемами. Это позволит сделать изучение английского языка более живым и контекстуальным. Также в рамках внеурочной деятельности можно создать клуб экологического интереса, т. е. организовать внеклассные занятия, где ученики будут обсуждать экологические проблемы на английском. Это поможет развивать не только язык, но и активное отношение к защите природы. Кроме того стоит стимулировать учеников участвовать в волонтерских экологических проектах. Это может быть работа в местных заповедниках или участие в акциях по очистке территорий. Учащиеся могут затем делиться своим опытом на английском языке либо на уроке в рамках представления своего проекта или во время дискуссии на английском.
Воспитание экологической культуры у современных школьников – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Для того, чтобы выжить сегодня (в буквальном смысле этого слова) и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим их миром. Не смотря на то, что экологическое воспитание на сегодняшний день является актуальной проблемой, ее можно решить на основе современных подходов к обучению, так как использование творческого подхода и современных методик обучения поможет сделать изучение английского языка более эффективным и увлекательным в контексте экологического образования.
Литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Дерябо, С. Д. Цели и задачи экологического образования / С. Д. Дерябо // Региональные системы экологического образования / Под ред. Л. П. Симоновой, А. Н. Захлебного, Н. В. Скалона. – М. : Тобол, 1998. С.60–66.
3. Зейналов, Г. Г. Содержание экологического образования / Ф. А. Айзятов, Г. Г. Зейналов, В. Д. Золотков // Интеграция образования. – 2000. – № 2. – С.7–11
4. Зеня Л.Я. Воспитание экологической культуры школьников средствами иностранного языка[Текст]/ Л. Я. Зеня // Иностранные языки в школе.- 1990.- №4.- С.30.
5. Бирюкова Н.А., Шишкина О. В. Формирование коммуникативных умений школьников в процессе экологического воспитания [Текст] / Н. А. Бирюкова, О. В. Шишкина// Университеты как центры развития региона.- Йошкар-Ола: 2014. -114 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Экологическое воспитание на уроках английского языка "
В данном материале отражены аспекты экологического воспитания на уроках английского языка....

Экологическое воспитание на уроках английского языка
Данная презентация содержит анализ воспитательного потенциала урока английского языка в средней школе -на примере экологического воспитания ...
Презентация "Экологическое воспитание на уроках английского языка"
Приводится презентация опыта работы по экологическому воспитанию учащихся на уроках английского языка...

Презентация "Экологическое воспитание на уроках английского языка""
Данная презентация содержит материал из опыта работы по теме...

Экологическое воспитание на уроках английского языка
Каждый год, рассказывая о летних каникулах, дети взволнованно говорили и о своих наблюдениях за изменениями происходящими в природе: река, возле которой они живут становится грязнее, стало меньше рыбы...
Экологическое воспитание на уроках английского языка
доклад и презентация по теме...

Экологические воспитание на уроках английского языка
Экологическое образование школьников через предмет иностранный язык может идти по линии дополнения традиционных тем информацией экологического содержания....