Проектное обучение как метод формирования универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ в урочной деятельности
статья

Компетенции современного века требуют от преподавателя иных подходов в обучении детей английскому языку, в частности, если речь идет об учениках с ОВЗ. Стандарты нового поколения устанавливают требования, определяющие цели образования  как общекультурное, личностное и познавательное развитие  учащихся, обеспечивают приобретение такой ключевой компетенции образования, как научить получать знания самостоятельно. Важнейшей задачей  современной системы образования  является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих совокупность ключевых компетенций, а не только  освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в контексте как учебных дисциплин, так и внеучебных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 371.38

К.И. Босак

МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.»,

г. Усть-Илимск, Российская Федерация

О.Ю. Данько

МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.»

г. Усть-Илимск, Российская Федерация

Н.А. Крупенникова

МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.»,

г. Усть-Илимск, Российская Федерация

Проектное обучение как метод формирования универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ в урочной деятельности

Аннотация. Компетенции современного века требуют от преподавателя  иных подходов в обучении детей английскому языку, в частности, если речь идет об учениках с ОВЗ.  Стандарты нового поколения устанавливают требования определяющие цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивают приобретение такой ключевой компетенции образования, как научить получать знания самостоятельно. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих совокупность  ключевых компетенций, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в контексте как учебных дисциплин, так и внеучебных.

Ключевый слова: метод проектов, универсальные учебные навыки, мягкие навыки, ОВЗ, стандарты нового поколения.

K.I. Bosak

                                                          MBEI "SSE № 8 named after Busygin M.I."

                                      Ust-Ilimsk, Russia

O.Y. Danko

                                                          MBEI "SSE № 8 named after Busygin M.I."

                                                                                          Ust-Ilimsk,Russia

N.A.Krupennikova

                                                          MBEI "SSE № 8 named after Busygin M.I."

                                                                                                   Ust-Ilimsk, Russia

Project-based learning as a method of developing universal learning actions for students with disabilities in class activities

Annotation. The competencies of the modern age require teachers to take different approaches to teaching children English, in particular when it comes to students with disabilities. The new generation standards establish requirements that define the goals of education as general cultural, personal and cognitive development of students, ensure the acquisition of such a key educational competency as teaching how to acquire knowledge independently. The most important task of the modern education system is the formation of universal educational activities that provide a set of key competencies, and not just the mastery by students of specific subject knowledge and skills in the context of both academic and extracurricular disciplines.

Key words: project method, universal learning skills, soft skills, disabilities, new generation standards.

Компетенции современного века требуют от преподавателя  иных подходов в обучении детей английскому языку, в частности, если речь идет об учениках с ОВЗ.  Стандарты нового поколения устанавливают требования определяющие цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивают приобретение такой ключевой компетенции образования, как научить получать знания самостоятельно[2]. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих совокупность  ключевых компетенций, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в контексте как учебных дисциплин, так и внеучебных.

В настоящее время, чтобы быть конкурентно-способным в современном мире человеку необходимо обладать следующими профессиональными компетенциями будущего – креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация (4 К). Эти гибкие навыки, soft skills, навыки работы с людьми, сегодня зачастую важнее, чем профессиональные навыки. Они наряду с грамотностью и чертами характера востребованы на современном рынке труда. Поэтому, понимая важность развития «мягких навыков» у детей с ОВЗ, учителю необходимо развиваться самому и формировать 4К, если наша цель -  успешное  уверенное будущее современного покления.

  Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Таким образом, каждый ученик должен овладеть этой деятельностью. Программы всех школьных предметов направлены на обучение данному виду деятельности. Нынешним  выпускникам девятых и одиннадцатых классов предстоит защитить индивидуальный итоговый проект, в качестве одного из видов итоговой аттестации. Следовательно, проектная деятельность учащихся получает все большую значимость в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется умственная и познавательная активность учеников. Согласно ФГОС нового поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. [1].

 Работа над проектом повышает мотивацию и развивает творческие способности благодаря  наличию в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора.       Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит в виду необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обеих сторон задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

Какие задания мы предлагаем на уроках английского языка с целью  формирования «мягких навыков»:

  1. Запишите видео-интервью по пройденной теме, как в просмотренном видео-ролике с канала YouTube;
  2. Приготовьте любимое блюдо на видео и прокомментируйте свой рецепт;
  3. Запишите короткое видео на английском языке с одноклассником о посещении кафе;
  4. Расскажите на видео о своей любимой комнате;
  5. Подберите картинки к любимой песне и объясните свой выбор на английском языке;
  6. Спрячьте новогодний подарок для друга во дворе школы и напишите маршрут на английском языке, если друг найдет подарок, двигаясь по инструкции, оба получают «отлично» по предмету;
  7. На своей странице в соцсети разместите часть фотографии какого-либо предмета и попросите своих друзей отгадать его, задав три вопроса на английском языке. Вы отвечаете на вопросы, предмет достается тому, кто первым отгадает. Предоставить скриншот переписки;
  8. Разместить на своей странице в соцсети трейлер совего любимого фильма и написать такой отзыв о нем на английском языке, чтобы многим захотелось его посмотреть;
  9. Придумать с другом клип на любую английскую песню и снять его;
  10. Сделайте фото школы и опишите его по предложенному шаблону (фото может быть любой тематики);
  11. Запишите для ТикТОка сюжет, как вы читаете любое английского стихотворение или поете песню на английскому языку;
  12. Проведите для класса тематический караоке-баттл з английских песен;
  13. Придумайте стихотворение, включив в него предложенные слова на определенную тематику;
  14. Нарисуйте постер по пройденной лексической теме и кратко прокомментируйте его;
  15. Создай поздравительные открытки для своих друзей и подпиши их на английском языке.

Эти задания требуют и критической оценки при выборе материала, и

при прослушвании чьей-то позиции -  фантазии и творческого воображения. Они способствуют развитию гибкости ума, коммуникативных навыков,  ИКТ компетенций. Они побуждают к размышлению над своими решениями, прогнозировать ход событий, видеть перспективу, соотносить собственные принципы с чужими, формируют новые установки на жизнь.

          Считаем,  данную форму организации учебной деятельности очень эффективной по повышению познавательной активности у учащихся.

Список использованной литературы

  1. Проектная деятельность  [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh obedinenii/library/2022/06/12/proektnaya-deyatelnost (дата обращения: 10.01.2023).

  2. Приказ Министерства просвещения РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 11.01.2023).

Информация об авторах

Босак Ксения Ивановна – учитель английского языка высшей квалификационной категории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Михаила Ивановича Бусыгина», 666679, г. Усть-Илимск, ул. Димитрова, 10, e-mail: kseniya.omelchuk@mail.ru.

Данько Ольга Юрьева – учитель английского языка высшей квалификационной категории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Михаила Ивановича Бусыгина»,666679, г. Усть-Илимск, ул. Димитрова, 10, e-mail: olik0505@mail.ru 

Крупенникова Наталья Алексеевна – педагог-психолог высшей квалификационной категории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Михаила Ивановича Бусыгина», 666679, г. Усть-Илимск, ул. Димитрова, 10, e-mail: nsvk80@mail.ru.

Бусыгина», 666679, г. Усть-Илимск, ул. Димитрова, 10, e-mail: natulya.mironenko@mail.ru.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути развития универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков) в урочной деятельности на содержании отдельных предметных тем.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД). УУД  создают возможность самостоятельного успешного усвоения н...

Пути развития универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков) в урочной деятельности на содержании отдельных предметных областей

Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить.Д.Г. ЛевитасВведение.В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифициров...

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

Презентация "Использование методов формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка"

Универсальные учебные действия – обобщенные действия, сформированные на конкретном материале какого-либо предмета, которые могут использоваться при изучении других предметов.  Почему обучение эти...

«Формирование универсальных учебных действий у учащихся в системе уроков изобразительного искусства и неурочной деятельности»

Введение новых государственных стандартов в образовании вызвало массу дискуссий,  привело к серьёзному, а иногда к лихорадочному, самоопределению педагогов в поле своего собственного предмета. Те...