Задание 38 в письменной части ЕГЭ называется “развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы” и является заданием высокого уровня сложности (B2).
консультация (11 класс)
Подготовка к сдаче ЕГЭ по английскому языку 38 задание
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 395.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тарханова Юлия Александровна – учитель английского языка МАОУ «Гимназия №1»
МО «город Бугуруслан»[Заголовок документа]
Задание 38 в письменной части ЕГЭ называется “развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы” и является заданием высокого уровня сложности (B2). Дальше буду называть его просто “проект”.
Так выглядит демоверсия 2025 года:
Ученику нужно выбрать, какое задание он захочет делать, и написать перед описанием проекта соответствующую цифру в бланке – 38.1 или 38.2.
Проект – задание классное, потому что может принести 14 баллов на экзамене. И если письмо (задание 37) может ввести учащихся в заблуждение, особенно тех, у кого плохо развито мышление, воображение и грамотность, то это задание выполняется по заранее готовым цифрам и данным. Выполняя его по определенному шаблону и имея элементарную грамотность, это задание можно выполнить на максимальный балл.
Прежде чем начинать готовить учащихся к этому заданию, я всегда начинаю с критериев оценивания.
Критерии оценивания
- Решение коммуникативной задачи (РКЗ) – 3 балла.
- Организация высказывания – 3 балла.
- Языковое оформление – 3 балла.
- Грамматическое оформление текста – 3 балла.
- Орфография и пунктуация – 2 балла.
Всего 14 баллов. Рекомендуемое время на выполнение – 60 минут.
Стратегии выполнения
- внимательно прочитать предложенные темы проектов, таблицу/диаграмму и план, обдумать, какая проблематика скрыта в каждом из заданий, мысленно подобрать возможное содержание Вашей работы;
- четко следовать плану сочинения – 5 абзацев (не забывая про ЛИНКЕРЫ/СВЯЗКИ);
- анализировать (интерпретировать) данные таблиц / диаграмм;
- сравнивать и сопоставлять;
- видеть проблему и пути ее решения;
- выражать свое мнение с пояснением (WHY – because / as);
- умения перефразировать.
Количество слов, необходимое для получения максимального балла, указано в самом задании – “Write 200-250 words”. Допустимо отклонение от заданного объема на 10%. То есть, можно написать от 180 до 275 слов. Если напишите меньше 180 слов, задание проверять не будут – эксперт поставит 0 за решение коммуникативной задачи, а 0 за этот пункт означает 0 за все задание 38. И довольный учитель проверяет на 1 сочинение меньше. А если ученик превысит порог в 275 слов, эксперт отчеркнет 250-е слово и дальше просто проверять не будет. То есть, если за 250 словами остались контраргументы или заключение, они просто не будут засчитаны и максимум за этот критерий вам не видать.
Вступление (параграф №1)
“Правильное” вступление состоит из 2-3 предложений и знакомит нас с темой, указанной в самом задании. Например, в задании 38.1 демо-2025 написано “why some Zetlanders are not keen on theatre-going“. Значит, нам нужно или вставить эту фразу в наш проект. Так же нужно упомянуть, что вы делаете проект, нашли материалы к нему и сейчас про это будете рассказывать. А также тип графика, место проведения опроса и целевую аудиторию (если указаны в задании).
Жирным выделены фразы, которые можно употреблять в сочинении.
Еще клише для этого абзаца:
- It is well known that (topic)
- Nowadays more and more people (action connected with the topic)
- Over the last few decades there has been a significant increase in the number of people who (do something connected with the topic).
- (Topic) plays an important role in our life
- Undoubtedly, all people (action connected with the topic)
- Nowadays it is impossible to imagine … without …
Основные факты графика (параграф №2)
В плане сочинения во втором абзаце ученику предлагается высказать указать 2-3 главных факта из таблицы/графика или что там нам нужно проанализировать. Мой вариант:
Клише:
- the main features of this table/graph/pie chart …
- one can see from the poll that …
- the most popular … the least popular …
- if we look at the graph/table/pie chart, we can see …
- looking at the main features …
- what stands out from the table/graph/ pie chart …
- another striking feature is …
Сравнения (параграф №3)
В 3 абзаце нужно проанализировать данные из графика и представить 1-2 сравнения и свои комментарии к ним. Можно и 1, можно и 2 – все зависит от ваших идей и количества написанных слов. НЕТ СВЯЗИ между тем, сколько вы фактов выделяли во 2-м абзаце и количеством сравнений в 3-м. Можно делать по-разному, главное – вписаться в план и лимит слов.
Так как во 2м абзаце уже упомянула 1, 2 и 5 строчку из таблицы, следует сравнить оставшиеся ответы участников опроса: 3 и 4. Вот что получилось:
Здесь вы не обойдетесь без сравнительных структур:
- in comparison/ in contrast, …
- on the other hand …/ However, … / Likewise, …
- not as … as
- more popular … than
- while/ whereas / although / but
И фраз для комментариев:
- , which is not surprising as …
- This can be explained by the fact that …
- The main reason for that might be the fact that …
Проблема + решение (параграф №4)
Эта часть письменного задания будет самой объемной, потому что нужно указать проблему, связанную с темой проекта, и предложить её решение. И то, и то написано в самом задании, например в задании 38.1 демоверсии 2025 года это: outline a problem that can arise with choosing a play to watch and suggest a way of solving it.
Клише для абзаца:
- the main problem with … is …
- the main problem faced by … is …
- the foremost problem here is …
- general solutions centre around …
- one effective solution to deal with … is …
- a solution that can prove successful is …
Заключение + мнение (параграф №5)
В конце письменного задания нужно написать свое мнение по теме проекта. Она снова написана в самом задании: conclude by giving and explaining your opinion on the importance of theatre-going.
Выражения для подведения итогов:
- To conclude/ sum up/ summarise
- Overall …
- In conclusion …
Всё эссе должно быть написано в нейтральном стиле. Это означает, что в развёрнутом ответе нельзя использовать:
- риторические вопросы;
- разговорные выражения и конструкции типа Let’s. Let us и Let me — нейтральный стиль;
- сниженную лексику типа folks (people);
- стяжённые (краткие) формы глаголов: I’m, he’s, don’t, aren’t, can’t, didn’t, I’d like; исключение — needn’t.
Несколько советов, как соблюсти формальный / нейтральный стиль:
- Употребляйте минимум личных местоимений. Лучше использовать обобщения («люди», «граждане», «школьники») и пассивные грамматические конструкции: «была проделана работа», «был проведён эксперимент». Личное местоимение допустимо только для изложения своего мнения: “I believe…”
- Не используйте оценочных или ярких экспрессивных прилагательных (good, bad, nice, terrible, interesting, amazing). Если нужны прилагательные, лучше употреблять те, что несут больше смысла и менее эмоционально окрашены: motivating, educational, beneficial, convenient. Подчёркивайте, какие возможности даёт то или иное явление или предмет.
- Применяйте правило “7+ sentences” — в предложении должно быть минимум 7 слов. Избегайте простых коротких предложений.
- Не начинайте предложение с but или and. Лучше использовать yet или however. Допустимы moreover и furthermore.
- Отнеситесь внимательно к знакам препинания. В конце предложения необходима точка. Вводные конструкции и слова-связки выделяются запятыми.
Useful Language
Фразы-клише для вступления:
It is well known that… (topic = выбранная тема)
Nowadays more and more people + action connected with the topic (действие, связанное с темой проекта: читают, вяжут, путешествуют и т.п.)
Over the last few decades there has been a significant increase in the number of people who (do something connected with the topic).
(Topic of the essay = Swimming / Reading/…) plays an important role in our life
Undoubtedly, all people (action connected with the topic )
Nowadays it is impossible to imagine … (e.g. life) without …
Фразы-клише для 2 абзаца (описание данных)
The main features of this table /graph / pie chart …
What stands out from the table/graph/pie chart…
One can see from the poll that …
Another striking feature is…
The most popular … the least popular …
Looking at the main features…
If we look at the graph /table /pie chart, we can see …
Фразы-клише для 3 абзаца (сравнение)
in comparison / in contrast, … / on the other hand / However, … / Likewise,…
not as / so … as / while / whereas / although / but
We can compare…in terms of the number / percentage of…
… is by far the most…
The figures for / the percentage of / the number of …. tend / tends to be fairly similar.
The number of … who… is slightly higher than…
… is the only…with a noticeably higher proportion / percentage of…
…. as…..as….
… far more / less…than….
… twice as much / many….as….
It is clear from the table / diagram that the proportion of people who… is higher / lower than of those who…
The same / similar pattern can be seen for people who…
Фразы-клише для 4 абзаца (проблема и решение):
The main problem with … is … General solutions center around…
The main problem faced by … is … One effective solution to deal with … is
The foremost problem here is … A solution that can prove successful is …
It can be assumed / concluded from the given data / information that there is / are not enough…
Even though I believe these figures / numbers may fluctuate depending on who the respondents are, there is still a problem of…
From the figures, it can be inferred that…
It is noticeable that…
Overall,…
Фразы-клише для 5 абзаца (заключение, своё мнение):
- Выражения для заключения / подведения итогов:
To conclude / To sum up / To summarise …
Taking all this into account / consideration …
All in all…
All things considered…
In conclusion
b) Клише для выражения своего мнения:
Personally, I think that …
In my opinion, …
In my view, …
In my point of view…
I believe that …
I am convinced that
I strongly believe that …
Наиболее частые слова и выражения, которые используются
для анализа данных таблиц и диаграмм
Описание численных показателей:
3% = A tiny fraction, a tiny portion, a very small proportion.
5% = An insignificant minority, an insignificant proportion.
16% = A small minority, a small portion.
24% = Almost a quarter.
25% = Exactly a quarter.
26% = Roughly one quarter.
32% = Nearly one-third, nearly a third.
49% = Around a half, just under a half.
50% = Exactly a half.
51% = Just over a half.
70% = A large proportion.
73% = Nearly three quarters, a significant majority, a significant proportion.
77% = Approximately three quarters, more than three-quarters.
79% = Well over three quarters.
89% = A very large proportion.
Quantity words
the same, majority, minority, about, around, almost, roughly, smaller, larger, higher, lower, fewer, less, twice as many/much, equal.
Comparison words
whereas, while, in comparison to, compared to, different from, relatively, respectively, with regards to, relative to.
Categorizing words
variety, trend, type, figure, number, category, amount, quantity.
Reporting constructions
This table shows that … According to this data / information.
Nouns | Verbs | Collocations |
The diagram (the bar chart) | shows | figures for…. |
The table | illustrates | a number of people who… |
gives | changes in… | |
proportion / percentage of… | ||
information about… | ||
data about… | ||
…%, …% and …% respectively |
Алгоритм написания
- Отводите 60 минут на это задание.
- Просмотрите оба проекта и решите, какой из них понятнее и легче описать.
- Читайте тему проекта и набрасываете в двух словах, что вы скажете на каждый пункт плана. После того, как набросали, проверяете всё и убеждаетесь, что все написанное СООТВЕТСТВУЕТ ТЕМЕ ПРОЕКТА.
- Напишите проект на черновик. Если у вас осталось мало времени – пишите сразу на чистовик.
- Проверьте ошибки. Здесь советую вспомнить свои типичные “ляпы” и проверить работу на них.
- Перепишите на чистовик. Проверьте ошибки, проверьте, что написали номер задания (38.1 или 38.2) в начале.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ письменного высказывания с элементами рассуждения
В статье делается попытка проанализировать письменные высказывания с элементами рассуждения , с тем , чтобы дать обучающимся представление о ходе написания и этапах проверки эт...

Помощь при подготовке к ЕГЭ. Как писать Opinion Essay (Письменное высказывание с элементами рассуждения)
Помощь при подготовке к ЕГЭ. Как писать Opinion Essay (Письменное высказывание с элементами рассуждения) Проверяются умения: строить развернутое высказывание в соответствие с коммуник...

Формирование навыков и умений при работе с аутентичными текстами(задания повышенного уровня сложности и высокого уровня сложности) в процессе обучения английскому языку
Это статья- презентация для педсовета по обучению учащихся начальной школы английскому языку с использованием аутентичных текстов- ресурсов....

Подготовка к ЕГЭ • выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул Задачи на вывод формул соединений – это задания С5 из 3 части экзаменационной работы ЕГЭ.
Подготовка к ЕГЭ выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул Задачи на выво...

Статья "Подготовка к ГИА. Выполнение задания 40 С2. Обучение письменному высказыванию с элементами рассуждения по предложенной проблеме "Ваше мнение" на французском языке в формате ЕГЭ
Задачей экзаменационного теста в части С2 ЕГЭ является контроль уровня сформированности умений учащихся использовать письменную речь для решения коммуникативно-ориентировочных задач. Это задание высок...

Рекомендации по выполнению задания С2 – письменное высказывание с элементами рассуждения.
Письменное высказывание с элементами рассуждения «Ваше мнение»....

Методическая разработка «Задание 38. Письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы в формате ЕГЭ» (2024 - 2025)
Методическая разработка«Задание 38. Письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы в формате ЕГЭ»Данная методическая разработка представляет собой серию ...




