Задание 38 в письменной части ЕГЭ называется “развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы” и является заданием высокого уровня сложности (B2).
консультация (11 класс)

Тарханова Юлия Александровна

Подготовка к сдаче ЕГЭ по английскому языку 38 задание 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_-_38_zadanie_ege_angliyskiy_yazyk.docx395.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тарханова Юлия Александровна – учитель английского языка МАОУ «Гимназия №1»

МО «город Бугуруслан»[Заголовок документа]

Задание 38 в письменной части ЕГЭ называется “развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы” и является заданием высокого уровня сложности (B2). Дальше буду называть его просто “проект”.

Так выглядит демоверсия 2025 года:

https://i0.wp.com/4languagetutors.ru/wp-content/uploads/2021/09/SCR-20241130-jurx.png?resize=1200%2C618&ssl=1

Ученику нужно выбрать, какое задание он захочет делать, и написать перед описанием проекта соответствующую цифру в бланке – 38.1 или 38.2.

Проект – задание классное, потому что может принести 14 баллов на экзамене. И если письмо (задание 37) может ввести учащихся в заблуждение, особенно тех, у кого плохо развито мышление, воображение и грамотность, то это задание выполняется по заранее  готовым цифрам и данным. Выполняя его по определенному шаблону и имея элементарную грамотность, это задание можно выполнить на максимальный балл.

Прежде чем начинать готовить учащихся к этому заданию, я всегда начинаю  с критериев оценивания.

Критерии оценивания
- Решение коммуникативной задачи (РКЗ) – 3 балла.
- Организация высказывания – 3 балла.
- Языковое оформление – 3 балла.
- Грамматическое оформление текста – 3 балла.
- Орфография и пунктуация – 2 балла.

Всего 14 баллов.  Рекомендуемое время на выполнение – 60 минут.

Стратегии выполнения

- внимательно прочитать предложенные темы проектов, таблицу/диаграмму и план, обдумать, какая проблематика скрыта в каждом из заданий, мысленно подобрать возможное содержание Вашей работы;

- четко следовать плану сочинения – 5 абзацев (не забывая про ЛИНКЕРЫ/СВЯЗКИ);

- анализировать (интерпретировать) данные таблиц / диаграмм;

- сравнивать и сопоставлять;

- видеть проблему и пути ее решения;

- выражать свое мнение с пояснением (WHY – because / as);

- умения перефразировать.

https://i0.wp.com/4languagetutors.ru/wp-content/uploads/2021/09/3B-26_08-11.jpg?resize=1200%2C837&ssl=1

Количество слов, необходимое для получения максимального балла, указано в самом задании – “Write 200-250 words”. Допустимо отклонение от заданного объема на 10%. То есть, можно написать от 180 до 275 слов. Если напишите меньше 180 слов, задание проверять не будут – эксперт поставит 0 за решение коммуникативной задачи, а 0 за этот пункт означает 0 за все задание 38. И довольный учитель проверяет на 1 сочинение меньше. А если ученик превысит порог в 275 слов, эксперт отчеркнет 250-е слово и дальше просто проверять не будет. То есть, если за 250 словами остались контраргументы или заключение, они просто не будут засчитаны и максимум за этот критерий вам не видать.

Вступление (параграф №1)

“Правильное” вступление состоит из 2-3 предложений и знакомит нас с темой, указанной в самом задании. Например, в задании 38.1 демо-2025 написано “why some Zetlanders are not keen on theatre-going“. Значит, нам нужно или вставить эту фразу в наш проект. Так же нужно упомянуть, что вы делаете проект, нашли материалы к нему и сейчас про это будете рассказывать. А также тип графика, место проведения опроса и целевую аудиторию (если указаны в задании).

Жирным выделены фразы, которые можно употреблять в сочинении.

Еще клише для этого абзаца:

  • It is well known that (topic)
  • Nowadays more and more people (action connected with the topic)
  • Over the last few decades there has been a significant increase in the number of people who (do something connected with the topic).
  • (Topic) plays an important role in our life
  • Undoubtedly, all people (action connected with the topic)
  • Nowadays it is impossible to imagine … without …

Основные факты графика (параграф №2)

В плане сочинения во втором абзаце ученику предлагается высказать указать 2-3 главных факта из таблицы/графика или что там нам нужно проанализировать. Мой вариант:

Клише:

  • the main features of this table/graph/pie chart …
  • one can see from the poll that …
  • the most popular … the least popular …
  • if we look at the graph/table/pie chart, we can see …
  • looking at the main features …
  • what stands out from the table/graph/ pie chart …
  • another striking feature is …

Сравнения (параграф №3)

В 3 абзаце нужно проанализировать данные из графика и представить 1-2 сравнения и свои комментарии к ним. Можно и 1, можно и 2 – все зависит от ваших идей и количества написанных слов. НЕТ СВЯЗИ между тем, сколько вы фактов выделяли во 2-м абзаце и количеством сравнений в 3-м. Можно делать по-разному, главное – вписаться в план и лимит слов.

Так как во 2м абзаце уже упомянула 1, 2 и 5 строчку из таблицы, следует сравнить оставшиеся ответы участников опроса: 3 и 4. Вот что получилось:

Здесь вы не обойдетесь без сравнительных структур: 

  • in comparison/ in contrast, …
  • on the other hand …/ However, … / Likewise, …
  • not as … as
  • more popular … than
  • while/ whereas / although / but

И фраз для комментариев:

  • , which is not surprising as …
  • This can be explained by the fact that …
  • The main reason for that might be the fact that …

Проблема + решение (параграф №4)

Эта часть письменного задания будет самой объемной, потому что нужно указать проблему, связанную с темой проекта, и предложить её решение. И то, и то написано в самом задании, например в задании 38.1 демоверсии 2025 года это: outline a problem that can arise with choosing a play to watch and suggest a way of solving it.

Клише для абзаца:

  • the main problem with … is …
  • the main problem faced by … is …
  • the foremost problem here is …
  • general solutions centre around …
  • one effective solution to deal with … is …
  • a solution that can prove successful is …

Заключение + мнение (параграф №5)

В конце письменного задания нужно написать свое мнение по теме проекта. Она снова написана в самом задании: conclude by giving and explaining your opinion on the importance of theatre-going.

Выражения для подведения итогов:

  • To conclude/ sum up/ summarise
  • Overall …
  • In conclusion …

Всё эссе должно быть написано в нейтральном стиле. Это означает, что в развёрнутом ответе нельзя использовать:

  • риторические вопросы;
  • разговорные выражения и конструкции типа Let’s. Let us и Let me — нейтральный стиль;
  • сниженную лексику типа folks (people);
  • стяжённые (краткие) формы глаголов: I’m, he’s, don’t, aren’t, can’t, didn’t, I’d like; исключение — needn’t.

Несколько советов, как соблюсти формальный / нейтральный стиль:

  • Употребляйте минимум личных местоимений. Лучше использовать обобщения («люди», «граждане», «школьники») и пассивные грамматические конструкции: «была проделана работа», «был проведён эксперимент». Личное местоимение допустимо только для изложения своего мнения: “I believe…”
  • Не используйте оценочных или ярких экспрессивных прилагательных (goodbadniceterribleinterestingamazing). Если нужны прилагательные, лучше употреблять те, что несут больше смысла и менее эмоционально окрашены: motivatingeducationalbeneficialconvenient. Подчёркивайте, какие возможности даёт то или иное явление или предмет.
  • Применяйте правило “7+ sentences” — в предложении должно быть минимум 7 слов. Избегайте простых коротких предложений.
  • Не начинайте предложение с but или and. Лучше использовать yet или however. Допустимы moreover и furthermore.
  • Отнеситесь внимательно к знакам препинания. В конце предложения необходима точка. Вводные конструкции и слова-связки выделяются запятыми.

Useful Language

Фразы-клише для вступления:

 It is well known that…  (topic = выбранная тема)

 Nowadays more and more people + action connected with the topic (действие, связанное с темой проекта: читают,  вяжут, путешествуют и т.п.)

 Over the last few decades there has been a significant increase in the number of people who (do something connected with the topic).

 (Topic of the essay = Swimming / Reading/…) plays an important role in our life

 Undoubtedly, all people  (action connected with the topic )

 Nowadays it is impossible to imagine … (e.g.  life) without …

   Фразы-клише для 2 абзаца (описание данных)

The main features of this table /graph / pie chart …    

What stands out from the table/graph/pie chart…

One can see from the poll that …                                        

Another striking feature is…

The most popular … the least popular …                          

Looking at the main features…

If we look at the graph /table /pie chart, we can see …

Фразы-клише для 3 абзаца (сравнение)

in comparison / in contrast, …  /  on the other hand / However, … / Likewise,…

not as / so … as  / while / whereas / although / but    

We can compare…in terms of the number / percentage of…

… is by far the most…

The figures for / the percentage of / the number of …. tend  / tends to be fairly similar.

The number of … who… is slightly higher than…

… is the only…with a noticeably higher proportion / percentage of…

…. as…..as….

… far more / less…than….

… twice as much / many….as….

It is clear from the table / diagram that the proportion of people who… is higher / lower than of those who…

The same / similar pattern can be seen for people who…

           

Фразы-клише для 4 абзаца (проблема и решение):

The main problem with … is …                                  General solutions center around…

The main problem faced by … is …                            One effective solution to deal with … is

The foremost problem here is …                                  A solution that can prove successful is …  

It can be assumed / concluded from the given data / information that there is / are not enough…

Even though I believe these figures / numbers may fluctuate depending on who the respondents are, there is still a problem of…

From the figures, it can be inferred that…

It is noticeable that…

Overall,…

Фразы-клише для 5 абзаца (заключение, своё мнение):

  1. Выражения для заключения / подведения итогов:

To conclude / To sum up / To summarise …                                        

Taking all this into account / consideration …              

All in all…

All things considered…                                            

In conclusion

      b) Клише для выражения своего мнения:

Personally, I think that …

In my opinion, …

In my view, …  

In my point of view…

I believe that …

I am convinced that

I strongly believe that …

Наиболее частые слова и выражения, которые используются

для анализа данных таблиц и диаграмм

Описание численных показателей:

3% = A tiny fraction, a tiny portion, a very small proportion.

5% = An insignificant minority, an insignificant proportion.

16% = A small minority, a small portion.

24% = Almost a quarter.

25% = Exactly a quarter.

26% = Roughly one quarter.

32% = Nearly one-third, nearly a third.

49% = Around a half, just under a half.

50% = Exactly a half.

51% = Just over a half.

70% = A large proportion.

73% = Nearly three quarters, a significant majority, a significant proportion.

77% = Approximately three quarters, more than three-quarters.

79% = Well over three quarters.

89% = A very large proportion.

  • Quantity words

the same, majority, minority, about, around, almost, roughly, smaller, larger, higher, lower, fewer, less, twice as many/much, equal.

  • Comparison words

whereas, while, in comparison to, compared to, different from, relatively, respectively, with regards to, relative to.

  • Categorizing words

variety, trend, type, figure, number, category, amount, quantity.

  • Reporting constructions

This table shows that … According to this data / information.

Nouns

Verbs

Collocations

The diagram (the bar chart)

shows

figures for….

The table

illustrates

a number of people who…

gives 

changes in…

proportion / percentage of…

information about…

data about…

…%, …% and …% respectively

Алгоритм написания

  1. Отводите 60 минут на это задание.
  2. Просмотрите оба проекта и решите, какой из них понятнее и легче описать.
  3. Читайте тему проекта и набрасываете в двух словах, что вы скажете на каждый пункт плана. После того, как набросали, проверяете всё и убеждаетесь, что все написанное СООТВЕТСТВУЕТ ТЕМЕ ПРОЕКТА.
  4. Напишите проект на черновик. Если у вас осталось мало времени – пишите сразу на чистовик.
  5. Проверьте ошибки. Здесь советую вспомнить свои типичные “ляпы” и проверить работу на них.
  6. Перепишите на чистовик. Проверьте ошибки, проверьте, что написали номер задания (38.1 или 38.2) в начале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ письменного высказывания с элементами рассуждения

В статье делается попытка проанализировать письменные высказывания с элементами рассуждения , с тем , чтобы дать  обучающимся  представление о  ходе написания и этапах проверки эт...

Помощь при подготовке к ЕГЭ. Как писать Opinion Essay (Письменное высказывание с элементами рассуждения)

Помощь при подготовке к  ЕГЭ. Как писать Opinion Essay (Письменное высказывание с элементами рассуждения) Проверяются умения: строить развернутое высказывание в соответствие с  коммуник...

Формирование навыков и умений при работе с аутентичными текстами(задания повышенного уровня сложности и высокого уровня сложности) в процессе обучения английскому языку

Это статья- презентация для педсовета по обучению учащихся начальной школы английскому языку с использованием аутентичных текстов- ресурсов....

Подготовка к ЕГЭ • выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул Задачи на вывод формул соединений – это задания С5 из 3 части экзаменационной работы ЕГЭ.

                       Подготовка к ЕГЭ выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул Задачи на выво...

Статья "Подготовка к ГИА. Выполнение задания 40 С2. Обучение письменному высказыванию с элементами рассуждения по предложенной проблеме "Ваше мнение" на французском языке в формате ЕГЭ

Задачей экзаменационного теста в части С2 ЕГЭ является контроль уровня сформированности умений учащихся использовать письменную речь для решения коммуникативно-ориентировочных задач. Это задание высок...

Рекомендации по выполнению задания С2 – письменное высказывание с элементами рассуждения.

Письменное высказывание с элементами рассуждения «Ваше мнение»....

Методическая разработка «Задание 38. Письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы в формате ЕГЭ» (2024 - 2025)

Методическая разработка«Задание 38. Письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы в формате ЕГЭ»Данная методическая разработка представляет собой серию ...