Программа "Языковые мосты"
рабочая программа по немецкому языку на тему

Зарайская Галина Валентиновна

Данная программа разработана в школе в 2009 году для популяризации немецкого языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

поддержки изучения немецкого языка «Языковые мосты»

в МОУ Октябрьской средней общеобразовательной школе                         Комсомольского района Ивановской области.

Пояснительная записка

Социально- политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования и к изменению статуса иностранного языка. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным.

Учащиеся и их родители начали связывать с практическим владением иностранным языком планы на будущее: возможности для лучшего трудоустройства, дальнейшей учёбы, отдыха, туризма. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного и творческого потенциала.

Актуальность овладения учащимися немецким языком объясняется традиционными культурными и экономическим связями России и Германии, значимостью немецкого языка в Европе, большим вкладом немецкоязычных народов в развитие мировой культуры.

Обоснование необходимости программы

Казалось бы, есть все возможности воспользоваться преимуществами происходящих перемен, есть все предпосылки, позволяющие учебной дисциплине «немецкий язык» стать ведущей в списке предметов учебного плана, быть востребованной и учащимися, и родителями. Но в сельской школе очень остро стоит проблема мотивации изучения иностранного языка. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Многие ребята усматривают в изучении иностранного языка что-то «приключенческое», проникновение в новый незнакомый мир; привлекательной представляется возможность перевоплощаться. Но вот начинается процесс овладения языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, ослабевает воля, снижается успеваемость.  

   К тому же не может не сказаться и социальное расслоение общества. С одной стороны, ученик средней школы осознаёт важность получения высшего образования (иначе не преуспеешь в жизни), а с другой стороны, понимает его недоступность для своей семьи. Как правило, в массовой сельской школе учатся дети из семей со средним достатком или из малообеспеченных семей. Родители не могут отправить своих детей учиться даже при условии, если их ребёнок будет получать бесплатное высшее образование. Эти ученики не видят перспективы для себя лично и не заинтересованы в изучении иностранного языка, считая, что он не нужен для их будущей профессии шофера, слесаря, швеи и т.д.

У части школьников положительная мотивация недостаточна, так как при изучении иностранного языка они сталкиваются с трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей (особенностей памяти, восприятия, мышления).

Данная программа имеет творческую, художественно-эстетическую направленность и призвана решить существующую проблему, ведь творчество -   важнейшая и необходимая потребность ребенка, реализовать которую могут и должны помочь школа и учреждения дополнительного образования.

Программа позволяет заинтересовать детей, выйдя за привычные рамки урока, включить большое число учащихся в активное изучение немецкого языка, раскрыться им в разных областях художественного творчества и проектной деятельности, помочь формированию и развитию творческих компетентностей. Программа поддерживает творческую среду «для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят», о чём было заявлено в проекте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Цели и задачи программы

Цель программы – достижение учащимися минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, в процессе которого происходит воспитание, образование и развитие учащихся средствами немецкого языка; повышение мотивации учащихся к изучению немецкого языка; создание условий для реализации творческого потенциала личности ребенка.


Поставленные цели реализуются посредством решения ряда задач:

- воспитание у учащихся положительного отношения и интереса к немецкому языку, к стране изучаемого языка, к культуре народа, говорящего на этом языке, способствующего развитию взаимопонимания, толерантности, понимания важности изучения немецкого языка и потребности пользоваться им как средством общения в условиях вхождения в мировое сообщество;

- образование учащихся средствами немецкого языка, которое предполагает сопоставление изучаемого языка с родным, осознание особенностей каждого, знание о культуре, страницах истории, реалиях и традициях страны изучаемого языка, представление о достижениях национальных культур и включение учащихся в диалог культур;

- развитие учащихся, их творческих способностей, эстетических взглядов, фантазии, художественно-образной памяти, творческой самостоятельности и инициативы, осуществляемое в процессе освоения ими творческой, проектной деятельности, осознания явлений как своей, так и иной действительности, их общности и различия;

- формирование общеучебных, специальных учебных и компенсаторных умений.

Организационно-педагогические основы программы

Программа опирается на общеобразовательную программу по немецкому языку, способствует выявлению детей, интересующихся немецким языком и обладающих творческими способностями, и рассчитана на учащихся всех ступеней обучения (со 2-ого по 11-ый классы).

Реализация заявленной программы осуществляется в 2009-2010, 2010-2011, 2011-2012 учебных годах в рамках урочной деятельности, опираясь на учебный план школы, и предполагает работу с учащимися во внеурочное время в рамках творческой студии «Herzchen», которая существует в школе несколько лет, и занятия в которой проводятся два раза в неделю по 2 часа, однако по желанию детей индивидуальные занятия могут проводиться и в другое время сверх основного расписания.

Значимость программы и прогнозируемый результат

   Программа ценна тем, что позволяет в комплексе решать воспитательные, образовательные и развивающие задачи, способствует созданию условий для самосовершенствования и самореализации ребенка как индивидуально, так и в коллективе единомышленников; изучение немецкого языка становится более мотивированным, виден реальный результат деятельности учащегося. Программа предусматривает расширение и углубление знаний по целому ряду школьных предметов: немецкому языку, литературе, МХК, истории, географии, изобразительному искусству, музыке.

Результатом работы по реализации программы для каждого ребенка является его творческое выражение в разных видах искусства: художественном слове, пении, драматургии, литературном творчестве; в создании творческих проектов, его участие в олимпиадах и конкурсах. Лучшие литературные произведения, вышедшие из-под пера учащихся, мы размещаем на страницах школьной газеты. Драматические миниатюры по произведениям немецких классиков, пение, художественное чтение мы показываем родителям и жителям села на Дне открытых дверей, на районном празднике иностранных языков, на областном фестивале театральных миниатюр «BRAVO», на мероприятиях Дней российско-немецкой дружбы. Защиту проектов мы организуем в рамках школьной Недели науки, лучшие из них принимают участие в международном конкурсе «Встреча с Восточной Европой», организованном немецкой землёй Северная Рейн-Вестфалия, в районном конкурсе исследовательских проектов. Мультимедийные презентации, выполненные учащимися, записываем на электронные носители с целью дальнейшего использования на уроках и размещаем на сайтах в Интернете. Часть ребят-участников программы создаёт и кладёт в свою копилку языковое портфолио.

Учащиеся - участники программы оказывают помощь учителям, классным руководителям в подготовке учащихся к творческим конкурсам, проектам, могут сочинить сценарий спектакля, подобрать для него музыкальное оформление, поставить танцы, придумать и подготовить костюмы, нарисовать декорации, афишу.

Ребята приобретают общие организаторские навыки и легко адаптируются в любом коллективе.

 Механизм реализации положений программы

   Поддержка изучения немецкого языка осуществляется в следующих направлениях:

  1. в учебной деятельности учащихся,
  2. во внеурочной деятельности учащихся,
  3. в работе с социумом. 

В учебной деятельности произойдёт корректировка учебного плана образовательного учреждения и тематического планирования учебного предмета «Немецкий язык»,  во внеурочной деятельности - эффективное использовании часов, выделенных на работу детского творческого объединения «Herzchen», работа с социумом предполагает использование опыта, знаний и полученных впечатлений людей, работавших, живших, проходящих воинскую службу, обучавшихся на территории Германии.

Организация учебной деятельности учащихся в рамках программы

«Языковые мосты»

   Школа заканчивает переход на новый базисный учебный план (БУП)  2004 года, который предусматривает изучение иностранного языка в начальной школе со второго класса, то есть немецкий язык будет преподаваться, согласно БУП, во втором и третьем классах по два часа в неделю. Чтобы сохранить преемственность в преподавании и охватить всех учащихся начальной школы изучением немецкого языка, администрация школы выделяет один час из школьного компонента для преподавания в четвёртом классе ознакомительного курса «Guten Tag, Deutsch!».

   В девятом классе при организации предпрофильного обучения выделяется 0,5 часа для проведения одного из элективных курсов по немецкому языку по выбору учащихся: «Страноведение», «Немецкая литература», «Бизнес-курс», «Сложные вопросы немецкой грамматики», «Лексико-грамматический анализ текста».  Так как в девятом классе учащиеся заканчивают сбор и оформление своего портфолио, которое они ведут на протяжении нескольких лет, поэтому выделяется 0,5 часа для создания языкового портфолио учащихся.

 В тематическое планирование учебного предмета «Немецкий язык» вносятся корректировки по всем классам, позволяющие организовать проектную деятельность учащихся по ряду изучаемых тем.

 Организация  внеурочной деятельности учащихся в рамках программы

«Языковые мосты»

   В школе много лет успешно работает детское творческое объединение «Herzchen», деятельность которого будет строиться по следующим направлениям:

  1. поэтическое творчество (знакомство с творчеством классиков немецкой литературы, разучивание поэтических  произведений на немецком языке,  поэтический перевод произведений силами учащихся);
  2. песенное творчество (знакомство с немецкими песнями и немецкими исполнителями, разучивание песен на немецком языке);
  3. драматическое творчество (выбор драматической миниатюры для постановки на сцене, разучивание ролей, интонирование, создание сценического образа, побор и изготовление костюмов, подбор музыкального сопровождения, изготовление декораций и афиши);
  4. проектная деятельность (разработка и размещение проектов на Интернет-сайтах,  разработка творческих проектов и их отправка в Германию для участия в международном конкурсе «Встреча с Восточной Европой»).
  5. олимпиадное и конкурсное движение, онлайн-курсы
  6. исследовательская деятельность

Работа с социумом 

строится на организации встреч, познавательных вечеров, заочных путешествий и экскурсий с людьми, которые работали, жили, проходили воинскую службу, обучались, отдыхали на территории Германии; на  приглашении и участии родителей в мероприятиях Дней недели немецкого языка в школе; на финансовой поддержке родителями мероприятий. Активными помощниками в проведении этой работы станут родители, бывшие выпускники, Совет школы.

План мероприятий по поддержке изучения немецкого языка

Направление

Формы деятельности

Тематика деятельности

Результат деятель-ности

проектная деятельность

разработка учебных проектов, их презентация, запись на электронные носители или размещение проектов на Интернет сайтах;

разработка творческих проектов и их отправка в Германию для участия в международном конкурсе «Встреча с  Восточной Европой»

2 класс – проект «Das bin ich» объединяет единым замыслом изученные темы «Wie heiβt du?», «Meine Familie», «Meine Freunde», «Mein Haus», «Unsere Wohnung», «Меin Zimmer».

3 класс -  учащиеся по своему выбору разрабатывают и защищают проекты «Feste und Feiern», «Unsere Lieblinge».

4 класс -  проекты «Meine Hobbys», «Eine Reise nach Deutschland».

5 класс - два проекта: «Was kann ich machen», «Eine deutsche Stadt».

6 класс - мы работаем над проектом «Im Herbst», результаты которого используем позднее при изучении темы «Meine Lieblingsjahreszeit», а также проект «Mein Tageslauf».

7 класс - на проект вынесены темы «Meine Heimat», « Gibt es etwas Interessantes auf dem Lande?».

8 класс - учащимся интересен проект «Еiпе Reise durch Deutschland».

 9 класс - ребята выполняют один из проектов: « Welche Рrоbleme haben die heutigen Jugendlichen?», «Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht es mit der Berufswahl?».

10 класс - интересны проекты «Jugendliche, wie geht еs?», «Ekologische Probleme».

Темы проектов находятся на сайте в Интернете: www.schuelerwettbewerb.eu

диск дидакти-ческих материалов

драматическое творчество

выбор драматической миниатюры для постановки на сцене, разучивание ролей, интонирование, создание сценического образа, подбор и изготовление костюмов, подбор музыкального сопровождения, изготовление декораций и афиши

сказки братьев Гримм, Г.Х.Андерсена

инсцениро-вание драмати-ческой миниатюры

поэтическое творчество

знакомство с творчеством классиков немецкой литературы, разучивание поэтических произведений на немецком языке, поэтический перевод произведений силами учащихся

творчество И.В.Гёте, Г.Гейне, Ф.Шиллера, Э.М.Рильке, К.Брентано, И.Айхендорфа

литератур-ная страница школьной газеты «Проба пера», сборник ученических переводов,

концерт

песенное творчество

знакомство с немецкими песнями и немецкими исполнителями, разучивание песен на немецком языке

репертуар группы «Tokio Hotel», «Dota und die Stadtpiraten», «Die Sterne», Барбары Moргенштерн, Nane.

концерт

олимпиадное и конкурсное движение, онлайн-курсы

участие (очное и заочное) в олимпиадах и конкурсах, учёба на онлайн-курсах

этапы Всероссийской олимпиады школьников, международная олимпиада по основам наук www.urfodu.ru, страноведческая олимпиада по немецкому языку www.nic-snаil.ru, олимпиада «Ломоносов» http://www. lomonosov.msu.ru,

олимпиада «Покори Воробьёвы горы» http://www. mk.ru/msu,

онлайн-курсы «Учительской газеты» www.school.ug.ru.

Районный конкурс «Браво», областные конкуры в рамках Дней российско-немецкой дружбы.

дипломы участников, дипломы и грамоты победителей

исследовательская деятельность

исследования учащихся

лингво-страноведческая тематика:

  1. «Немецкие фразеологизмы, крылатые слова и выражения, пословицы и поговорки, содержащие в своей сементике элемент цветообозначения, и особенности их перевода на русский язык»
  2. «Немецкие заимствования в русском языке»
  3. «Немецкий автомир и его преимущества»
  4. «Der romantische Rhein» «Романтичный Рейн»
  5. «Марбургский студент» (М.В.Ломоносов в Германии)
  6. «Глаголы уменьшительного способа действия и их перевод на немецкий язык»

научное исследование с презентацией результатов работы

работа с социумом

встречи, беседы, познавательные вечера, заочные путешествия и экскурсии, отчётные концерты, мероприятия Дней недели немецкого языка

Материально-техническое и кадровое обеспечение реализации программы «Языковые мосты»

   Муниципальное образовательное учреждение Октябрьская средняя общеобразовательная школа является победителем федерального конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, что позволило значительно улучшить материально-техническую базу школы, которую мы будем активно использовать в ходе реализации заявленной программы. 

Оснащение школы  современным  техническим оборудованием:  

Компьютеры – 12                                           Лазерное МФУ -2

Ноутбуки - 5                                                    Принтеры – 2

Интерактивные доски – 2                              Сканеры – 1

Интерактивный планшет  - 1                         Музыкальный центр – 1

Документ-камера – 1                                      Магнитофоны - 3

Локальная сеть                                               Фотоаппараты – 2

Телевизоры – 2                                       Видеокамера – 1        DVD – плейер – 2

Наличие в общеобразовательном учреждении подключения к сети Интернет, его использование в образовательном процессе:

Содержание показателя

Эффективность использования

Школа подключена к сети Интернет в 2007 году.

Используются следующие образовательные ресурсы:

-электронные учебные модули открытых мультимедиа – систем, представленные на портале ФЦИОР.

-интернет-библиотеки

-сайты, дающие дополнительную  познавательную информацию по предметам общего образования

-сайты с объявлениями о викторинах, конкурсах, олимпиадах

-электронные коллекции, энциклопедии, словари

-сайты, на которых размещены нормативные, методические, информационные материалы для учителей и администрации школы

-сайты, предлагающие размещение методических материалов и творческих проектов

-электронная почта

-дистанционное обучение

  1. 90% учителей пользуются перечисленными ресурсами сети
  2. 100% уч-ся III ступени используют Интернет в сопровождении учителя-тьютора
  3. 67% уч-ся II ступени используют Интернет в сопровождении учителя информатики или учителя-предметника

Квалификационный состав педагогов МОУ Октябрьской средней общеобразовательной школы

   Программа будет реализовываться учителем немецкого языка в тесном контакте с руководителями творческого объединения «В мире муз», изостудии «Палитра», кружка «Рукоделие», администрацией школы, преподавателями, имеющими высшую или первую квалификационную категорию, участниками профессиональных конкурсов «Педагог года», многочисленных творческих конкурсов и проектов.  

   Реализация программы, её направлений и мероприятий реальна, так как некоторые из них имеют традицию проведения, некоторые уже были однократно осуществлены, что-то заявлено и будет выполняться впервые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мост в большой мир"

Данный проект был осуществлен в рамках реализации воспитательной системы класса "В ногу со временем", целью которого явилось создание условий для формирования социально-коммуникативных навыков младших...

Мосты Санкт-Петербурга

Данная презентация может быть использована на уроках по изучению Северо-Западного экономического района в 9 классе...

Художественный мир сказки "Бой на Калиновом мосту".

будем заниматься исследованием художественного мира фольклорной сказки "Бой на Калиновом мосту": поговорим о том, как действуют здесь законы жанра, кратко остановимся на характеристике основных персон...

Классный час: "Мосты мира"

Классный час по теме: "Мосты мира"...

Задача Эйлера о мостах Кёнигсберга

Разработана совместно с учащимися 8 класса серия уроков и экскурсия по мостам Калининграда (Кёнигсберга).В презентации показаны схемы мостов Кёнигсберга 18-20 веков, а так же приводится решение задачи...

Что же случилось на Круглянском мосту? (по повести В.Быкова «Круглянский мост»)

Урок литературы в 7 классе "Что же случилось на Круглянском мосту?" (по повести В.Быкова «Круглянский мост»)...

Кры́мский мост, также Керченский мост

Занимательная  информация. П...