Кры́мский мост, также Керченский мост
занимательные факты

Юрова Ольга Николаевна

Занимательная  информация. 

П

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krymskiy_most.docx46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кры́мский мост, также Керченский мост — транспортный переход через Керченский пролив, соединяющий Керченский и Таманский полуострова через остров Тузла и Тузлинскую косу[4][11]. Крымский мост состоит из двух параллельных мостов — автодорожного, являющегося частью дороги А-290 (Керчь — Новороссийск)[12][13][c], и строящегося железнодорожного[4][11], который должен стать частью линии Багерово — Вышестеблиевская. Считается самым длинным мостом в Европе[d][17][18] и России[e][]. Общая длина Крымского моста — 19 км.

Создание моста началось после не признанного международным сообществом присоединения Крыма к Российской Федерации и резкого ухудшения российско-украинских отношений, поставившего перед российскими властями вопрос о создании независимой от Украины сухопутной связи Крыма с материковой частью территории РФ[]. Автодорожный мост был открыт в 2018 году[f]. Плановый срок сдачи железнодорожного моста — декабрь 2019 года

До присоединения Крыма к Российской Федерации и некоторое время после него мост не имел официального названия[74]; объект именовался по-разному: Крымский мост, Керченский мост или мост через Керченский пролив[131]. 23 декабря 2016 года, отвечая на соответствующий вопрос на ежегодной пресс-конференции, президент России Владимир Путин предложил провести опрос о названии моста[74]. Соответствующее официальное интернет-голосование по выбору названия моста началось 16 ноября 2017 года и продолжалось месяц. Самым популярным стал вариант «Крымский мост», набравший 64 % голосов[m], именно этот вариант и стал официальным названием перехода через пролив, которое будет отображено на картах и дорожных указателях[1][134].

Украинские власти считают официальное российское название «пропагандистским»[135] и называют транспортный переход Керченским мостом[135][136] или мостом через Керченский пролив[137].

Неофициальный талисман

Неофициальным талисманом моста во время его строительства стал кот Мостик, живший на КПП стройки. Рыжий котёнок появился на стройке в 2015 году благодаря первым охранникам, которые его заметили и подобрали[138][139][140]. Кот был назван Мостиком[141], а дату его рождения стали отмечать в День мостов — 29 ноября, так как настоящая дата рождения неизвестна[138].

Перед официальным открытием движения по Крымскому мосту Мостик первым «прошёл» по мосту[138].

Общие характеристики

Транспортный переход состоит из двух параллельных мостов — автодорожного и строящегося железнодорожного. Они начинаются на Таманском полуострове, проходят по Тузлинской косе и острову Тузла, пересекают фарватер, огибая мыс Ак-Бурун[59][n], и завершаются в Керчи[143]. Длина транспортного перехода в границах проектирования — 19 км, железнодорожного моста — 18 км[4], автодорожного — почти 17 км (без насыпей на керченском берегу)[4][144].

Иногда в СМИ Крымский мост называют крупнейшим в России[145][146][18], что отражает позицию России, которая фактически контролирует оба берега пролива и провела работы по проектированию и строительству моста. При этом бо́льшая часть моста находится в административных пределах Крыма, присоединение которого к России не получило международного признания, а участок моста, расположенный в пределах Краснодарского края, по сравнению с другими мостами России не является самым длинным[o]. В ряде СМИ[18][147] также высказывается мнение, что Крымский мост является самым длинным в Европе (что соответствует принятой в Америке[148] концепции проведения границы Европы и Азии по Большому Кавказу). В то же время, в европейской географической науке более общепринятой является концепция[149][150][151], согласно которой граница Европы и Азии проводится по Кумо-Манычской впадине, Азовскому морю и Керченскому проливу, при этом Крымский мост соединяет две части света — Европу и Азию[152].

Мосты проходят длинными эстакадами. Длина пролётов в основном от 55 до 63 м[3][153][154], судоходные пролёты над Керчь-Еникальским каналом проходят по аркам автодорожного и железнодорожного мостов длиной 227 м[3] и высотой 45 м с подмостовым судоходным габаритом высотой 35 м и шириной 185 м[5][155][156], являющимся крупнейшими элементами транспортного перехода[157][158].

Заявляется, что Крымский мост не потребует ремонта как минимум в ближайшие 100 лет[159]. Проектная сейсмоустойчивость транспортного перехода должна обеспечить сохранность Крымского моста при землетрясениях до 9 баллов[160][161]. Сейсмоустойчивость автодорожного моста должны обеспечить шок-трансмиттеры, тогда как на железной дороге «антисейсмическое закрепление пролётов <…> предусмотрено за счёт выполнения неподвижных и линейно-подвижных опорных частей, так что при землетрясении сейсмические силы передаются на промежуточные опоры»[153].

Автодорожный мост представляет собой четырёхполосную скоростную дорогу (категория IБ). Расчётная скорость движения по мосту[p] составляет 120 км/ч, фактическая максимальная разрешённая скорость движения[q] — 90 км/ч[162]. Пропускная способность моста — 40 тысяч автомобилей в сутки[163][164]; действующий рекорд суточного трафика составляет 33 359 автомобилей (в том числе около 18 тысяч по направлению в Крым) и был установлен 12 августа 2018 года[165][166].

Железнодорожный мост должен стать бесстыковой двухпутной железной дорогой II категории. Он рассчитан на движение поездов массой до 7,1 тыс. тонн со скоростью до 120 (для пассажирских поездов) или 80 (для грузовых) км/ч[167]. Предусматривается создание воздушной контактной сети для электрификации железной дороги (переменный ток, ~25 кВ, 50 Гц[168]). Ожидаемая пропускная способность в первый год эксплуатации — 47 пар поездов в сутки[163].

В культуре и искусстве

  • 6 ноября 2018 года выпущена в свободное обращение тиражом 230 000 экз. почтовая марка, состоящая из 3-х частей — «Крымский мост». На почтовой марке изображёны панорама Крымского моста, морские суда и рыжий кот, сидящий на каменной возвышенности в окружении морских чаек.

Выпуск художественной марки приурочен к открытию автомобильного движения по мосту. Автор — художник-миниатюрист, член Московского отделения Союза художников России и Международной федерации художников Владимир Иванович Бельтюков. Стоимость чистой марки на момент выпуска составляла 46 рублей, со штампом гашения — 14р. 50 коп.[203].

Предложения по строительству моста через Керченский пролив прорабатывались ещё до Октябрьской революции.

В годы Великой Отечественной войны оккупационная германская администрация начала подготовительные работы по строительству мостового перехода, однако строительство было остановлено в связи с наступлением советских войск. Весной 1944 года, после освобождения Крыма советскими войсками, началось строительство Керченского железнодорожного моста, к эксплуатации которого приступили в ноябре 1944 года, однако в конце февраля 1945 года льдом, нагнанным ветром из Азовского моря, мосту были нанесены значительные повреждения[22], и правительственная комиссия, оценив масштабы разрушений, дала рекомендацию мост разобрать.

В скором времени после разрушения моста началась проработка вариантов строительства новой переправы. Был запроектирован высоководный двухъярусный мост на два железнодорожных пути и две полосы для автотранспорта от Еникале до косы Чушка длиной 6 км и стоимостью сооружения 850 млн рублей. Высота подмостового габарита на судоходном пролёте предполагалась 40 м, максимальная глубина погружения свай — 55 м. Схема моста: 3×55 м + 8×110 м + 8×220 м + 8×110 м + 25×55 м + эстакада[23]. 18 мая 1949 года Совет министров СССР принял постановление о строительстве моста[24], хотя строительные работы велись ещё с 1947 года[23]. В 1950 году строительство моста было прекращено, и началось сооружение паромной переправы[22].

В 1970-х годах вопрос о сухопутной связи через пролив был поставлен вновь, но из-за нехватки средств проект реализован не был. В начале 1990-х годов был объявлен конкурс на участие в реализации проекта транспортного перехода через Керченский пролив; в это время существовало 4 проекта перехода (два мостовых и два тоннельных). Крымские власти полагали, что реализация этого проекта будет способствовать контактам с Россией и закреплению «промежуточного» (а не сугубо украинского) положения Крыма между соседними государствами. Кроме того, долгое время (вплоть до присоединения Крыма к РФ)[g][25] мост выдвигался в качестве одного из элементов кольцевой автодороги вдоль черноморского побережья, проект которой обсуждался в рамках ОЧЭС, или же как часть «возрождённого Великого шёлкового пути»[26].

Тузлинская коса до строительства моста (2013 год)

Вопрос строительства моста обсуждался в правительстве Украины в 2006 году. По словам министра транспорта и связи Украины Николая Рудковского, такое строительство было бы «плюсом для Крыма» и дало бы «возможность каждому туристу, приезжающему на русский Кавказ, обязательно приехать в Крым»[27][28]. Возможность постройки моста обсуждалась в 2008 году на уровне премьер-министров[29], и в том же году проектирование и строительство моста были включены в «Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года», которая предусматривала в качестве одного из основных направлений развития транспортной инфраструктуры в Южном федеральном округе проектирование моста через Керченский пролив и реконструкцию автодорожных подходов и подъездов к морскому порту Кавказ (до 2015 года), а на период с 2016 по 2030 годы — строительство моста[30][31]. В 2010 году вопрос обсуждался на уровне президентов Украины и России, между которыми, как сообщалось, была достигнута соответствующая договорённость[32]. 17 декабря 2013 года было подписано соглашение между правительством Российской Федерации и кабинетом министров Украины о совместных действиях по организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив[33]. Кабинет министров Украины утвердил соглашение в январе 2014 года, однако в связи с крымскими событиями переговоры о строительстве моста прекратились[34].


Государственное бюджетное учреждение природный заповедник "Опу́кский" (крымско-тат. Opuk tabiat qoruğı, Опук табиат къоругъы) — природный заповедник в Крыму, расположен на юге Керченского полуострова. Площадь 1592,3 га.

Скалы-Корабли

Характеристика заповедника

Опукский природный заповедник. Вид на озеро Кояш с западного гребня горы Опук.

Заповедник сoздан в мае 1998 г. в вoстoчнoй части Крыма для сoхранения и вoспрoизведения степных прирoдных кoмплексoв равниннoгo Крыма и аквакoмплексoв Чернoгo мoря на базе oднoименнoгo памятника прирoды местнoгo значения (с 1947 г.), запoведнoгo урoчища (с 1980 г.), а также прибрежнo-аквальнoгo кoмплекса Чернoгo мoря (60 га), включая oстрoва Скалы-Кoрабли (Элькен-Кая) — 2 га, завещанные с 1972 г. Этo самый большой заповедник Керченскoгo пoлуoстрoва. Егo плoщадь сoставляет 1592,3 гектара, из них 62 га — акватoрия Чернoгo мoря с oстрoвами Скалы-Кoрабли (2 га), вoзвышающиеся в мoре в 4 км oт берега. В сoстав запoведника вхoдят участки суши в райoне мыса Опук, гoра Опук (185 м н.у.м.), лагунные oзерo Кояшское глубинoй 0,6 м и прилегающая акватoрия Чернoгo мoря, кoтoрые в сoвoкупнoсти имеют бoльшoе прирoдooхраннoе значение. Гoра Опук представляет сoбoй oстанцoвый хoлм, oграниченный крутыми уступами и расчлененный глубoкими (дo 20 м) и ширoкими тектoническими трещинами на oтдельные блoки, oбразуют oдну из наибoлее выдающихся местнoстей Керченскoгo гребнесoпoчнoгo степнoгo ландшафта. Грязевoй (химический) сoстав Кoяшскoе oзера аналoгичный Сакскoму местoрoждению. На территoрии запoведника сoхранились руины древнегo греческoгo гoрoда Киммерик (6 в. дo н. э. — 4 в. н. э.), цитадель, десятки древних кoлoдцев и другие. Здешнюю флoру сoставляют 766 видoв: 473 вида составляют высшие сoсудистые растения, 49 — мoхooбразные, 113 — лишайники, 214 — вoдoрoсли. 14 видов высших растений включены в Красную книгу РФ и 39 видов — в Красную Книгу Республики Крым. Среди них мачoк желтый, пиoн тoнкoлистный, cинеголовник приморской, мачoк желтый, ятрышник раскрашенный, бельвалия сарматская, критмум морской, ковыль красивейший, тюльпаны Биберштейна и Шренка и др.

Фауна запoведника и его окрестностей имеет степнoй характер, насчитывает 1443 вида, бoльшая часть кoтoрых представлены беспозвоночными живoтными. Среди пoзвoнoчных — 35 видoв млекoпитающих, 237 — птиц, 9 — пресмыкающихся и 64 — рыб. Раритетная фауна насчитывает 135 видов, среди которых 45 видов занесены в Красную книгу РФ, 17 — в Еврoпейский Красный списoк, 70 — находятся в Бернскoй кoнвенции. Территoрия Опук вхoдит в перечень IBA территoрий, важных для сoхранения пoпуляций птиц в пределах Еврoпы. «Аквально-прибрежный кoмплекс мыса Опук», плoщадью 775 га, внесен в перечень вoднo-бoлoтных угoдий междунарoднoгo значения (Рамсарская кoнвенция) в 2004 гoду.

Пoсещение запoведника вoзмoжнo тoлькo с научнoй и экoлoгo-oбразoвательной целями в сoпрoвoждении oтветственных рабoтникoв заповедника. Для этoгo на территoрии запoведника разрабoтаны три сухoпутные экoлoгические трoпы: «Урoчище Опук» (маршрут № 1), «Между мoрем и oзерoм» (маршрут № 2), «Прибрежная» (маршрут № 3) и мoрская «Элькен-Кая» (маршрут № 4).


Керчь (укр. Керч, крымско-тат. Keriç, Керич, др.-рус. Корчевъ) — город в восточном Крыму, на берегу Керченского пролива. Более ранние названия: итал.  Bosphoro Cimmerio, Vospro, Cerchio, Cherz, др.-рус. Кърчевъ, др.-греч. Παντικάπαιον. Город-герой. Образует городской округ Керчь (Керченский горсовет).

Краткая история Керчи

 Территория города по различным археологическим свидетельствам была заселена еще с доисторических времен. Так, на месте античного городища Нимфей и недалеко от Тобечикского озера были найдены находки, относящиеся к временам среднего палеолита. На улице Эспаладной в самом городе были обнаружены зубы мамонта, все эти и еще ряд других свидетельств говорит о пребывании на Керченском полуострове стоянок неандертальцев. Возраст находок порядка 40 – 100 тыс. лет. Оставили на территории Керчи свои следы останки Каменской культуры – это: поселения Каменка, Глейки и другие.

 Античные века представлены на месте Керчи древним Акрополем, он остался после древнего Пантикапея, и расположен на горе Митридат. Город побывал под властью римских императоров, входил в состав Хазарского каганата, принадлежал Тьмутораканскому княжеству и был в составе Генуэзских колоний, в 1475 году перешел под владычество Османской империи, пока, наконец, по Кучук-Кайнарджийскому миру не отошел в вечное владение Российской империи.

Достопримечательности Керчи

 На северной окраине города находится Аджимушкай, на его территории проложены чрезвычайно запутанные многочисленные катакомбы, именно здесь во время Великой Отечественной войны проходили тяжелые бои между частями Красной Армии и гитлеровскими войсками. В настоящее время в каменоломнях организованы экскурсии, где можно увидеть сооружения укрепрайона. Рядом с Аджимушкаем высится Царский курган. Открытие его произошло в 1833 году и относится к временам Пантикапея, когда полуостровом владели греки.

 Величественный дромос ведет посетителей в усыпальницу неизвестного царя. Место поражает своим величием, благодаря кургану можно поистине узнать истину, скрытую от современников. Городской дайвинг-клуб организуют подводные экскурсии дайверов к затопленному античному городу Акра. Возвышающаяся над проливом на высоту 91,4 метра гора Митридат является своеобразной визитной карточкой города, Именно здесь располагался древний город Пантикапей, посмотреть на руины которого приезжает множество туристов. Гора украшена парадной Митридатовой лестницей с скульптурами грифонов, построенной в 1840 году.

 В подземельях горы можно ознакомиться с подземными склепами и водоводом, начинающегося от здания главпочтамта города. Рядом с керченской паромной переправой расположена, когда-то турецкая, крепость Ени-Кале. Еще один шедевр фортификационного искусства XIX века крепость Керчь, расположенная на Павловском и Ак-Бурунском мысе полуострова. Посетив крепость можно увидеть Виленский и Минский люнеты, литовскую батарею и форты крепости. Недалеко от автовокзальной площади расположен Мелек-Чесменский курган, он возвышается над древней гробницей, сооружение которой относится к IV веку до н. э. На улице Розы Люксенбург 24/14 расположены выставки лапидария Керченского исторического музея заповедника. В экскурсионные туры входит посещение античного городища Илурат и музей древности.

 Музеи города

 Керчи Историко-археологический музей Керчи представляет выставку, посвященную Екатерине II и истории Боспорского царства, а также организует посещение «Золотой кладовой». В городе работает Керченская картинная галерея и музей истории Эльтигенского десанта.

 Соборы Керчи

 Одна из древнейших церквей Керчи – это собор святого Иоанна Предтечи, предположительно он существует с IX века, о нем упоминается еще в надписях Тьмутороканского камня. В селе Войково функционирует монастырь святого Георгия, он построен в XIX веке. От церкви Иоанна Предтечи до монастыря, во время православных праздников проходит крестный ход.

 Развлечения Керчи

 Кроме исторических и военных музеев, и посещения различных кафе и ресторанов в городе можно посетить музей морской флоры и фауны, здесь можно встретить удивительных живых морских обитателей, одна из которых акула-домовой считалась давно вымершей. На площади города работает парк аттракционов. Современные яхт-клубы могут предложить морскую прогулку по Азовскому и Черному морям. Для отдыха можно посетить генеральские пляжи и Чоракское озеро с лечебными грязями.

 К северу от города возле поселка Бондаренково находятся семь грязевых вулканов. Грязь из этих вулканов используется в медицинских целях, при лечении отравлений, болей в костях, женских заболеваниях.

 Интересные факты о Керчи

  • Керчь посещали известные исторические личности – это: Петр I и Александр II, здесь бывали Пушкин, Чехов и Маяковский.
  • Очень любил город император Александр II, проект керченской крепости осуществлялся под его контролем и считался очень эффективным. Ни один неприятель, даже не попытался проникнуть на территорию Керченского полуострова, во время Великой Отечественной войны на ее территории длительное время держали оборону части Красной Армии, давая время эвакуировать из города ценные грузы и людей.
  • В городе сохранились столбики от построенной после Крымской войны англичанами телеграфной линии, которая должна была осуществлять трансконтинентальную связь.
  • Большая часть храма Иоанна Предтечи состоит из фрагментов, сохранившихся предположительно еще с VIII века, а некоторые утверждают, что в храме существует отпечаток следа Иоанна Крестителя.
  • На территории разрушенного во время войны завода им, Войкова снимались киноэпопея Озерова – Сталинград и фильм Федора Бондарчука – «Обитаемый остров».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мост в большой мир"

Данный проект был осуществлен в рамках реализации воспитательной системы класса "В ногу со временем", целью которого явилось создание условий для формирования социально-коммуникативных навыков младших...

Мосты Санкт-Петербурга

Данная презентация может быть использована на уроках по изучению Северо-Западного экономического района в 9 классе...

Художественный мир сказки "Бой на Калиновом мосту".

будем заниматься исследованием художественного мира фольклорной сказки "Бой на Калиновом мосту": поговорим о том, как действуют здесь законы жанра, кратко остановимся на характеристике основных персон...

Классный час: "Мосты мира"

Классный час по теме: "Мосты мира"...

Задача Эйлера о мостах Кёнигсберга

Разработана совместно с учащимися 8 класса серия уроков и экскурсия по мостам Калининграда (Кёнигсберга).В презентации показаны схемы мостов Кёнигсберга 18-20 веков, а так же приводится решение задачи...

Программа "Языковые мосты"

Данная программа разработана в школе в 2009 году для популяризации немецкого языка....

Что же случилось на Круглянском мосту? (по повести В.Быкова «Круглянский мост»)

Урок литературы в 7 классе "Что же случилось на Круглянском мосту?" (по повести В.Быкова «Круглянский мост»)...