Методическая разработка. Говорение как вид речевой деятельности на уроках немецкого языка.
методическая разработка по немецкому языку (5 класс) по теме
Обучение общению в основной школе строится с ориентацией на аутентичные (или приближённые к ним) ситуации общения в школе, семье, в общественных местах, тематические беседы, высказывания, рассуждения. При этом основное внимание уделяется развитию этики общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
govorenie_kak_vid_rechevoy_deyatelnosti_na_urokah.zip | 15.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Говорение как вид речевой деятельности на уроках
немецкого языка.
Выполнила
Кондаурова Ольга Владимировна
учитель немецкого языка
МОУ СОШ №45
Волгоград 2012 год.
I.Обучение немецкому языку на среднем этапе основной школы (5 – 9 классы) характеризуется личностной ориентацией языкового образования, реализацией всех основных современных подходов: деятельностного, коммуникативного, межкультурного, компетентностного, средоориентированного.
Обучение немецкому языку в основной школе на среднем этапе должно обеспечивать преемственность с подготовкой обучающихся в начальной школе. Данная ступень изучения немецкого языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них уже расширился кругозор и общее представление о мире. На этой ступени совершенствуются ранее приобретённые знания, навыки и умения, увеличивается объём используемых обучающимися языковых и речевых средств, улучшается качество практического владения немецким языком, возрастает степень самостоятельности школьников и их творческой активности.
В основной школе можно условно выделить два этапа обучения: 5-7 классы и 8-9 классы. На первом этапе придаётся большое значение повторению, осознанию и закреплению того, что было усвоено в начальной школе, а также дальнейшему развитию приобретённых ранее знаний, умений и навыков. На втором этапе существенную роль играет помощь обучающимся в их самоопределении, основное внимание уделяется развитию ценностных ориентаций.
Курс для основной школы построен на взаимодействии трёх основных содержательных линий: первая из них - коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, вторая - языковые средства и навыки оперирования ими и третья – социокультурные знания и умения.
II. В своей работе я использую предметную линию учебников И. Л. Бим.
В учебно-методический комплект входят:
-учебник;
-рабочая тетрадь;
-книга для учителя;
-аудиокурс.
Дополнительно на уроках я пользуюсь сборником упражнений по немецкому языку 5-9 классы и книгами для чтения 5-6 классы и 7-9 классы, которые также входят в вышеуказанную предметную линию того же автора И.Л.Бим.
Названный мной учебно-методический комплект по немецкому языку авторов И.Л.Бим и др. продолжает серию УМК «Deutsch. Die ersten Schritte» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений и адресован обучающимся, начавшим изучение немецкого языка со 2 класса.
Так, например, я работаю в 5 классе. В учебно-методический комплект «Deutsch. Klasse 5» входят:
-учебник
авторы И.Л.Бим, Л.И.Рыжова;
-рабочая тетрадь
авторы И.Л.Бим, Л.И.Рыжова;
-книга для учителя
авторы И.Л.Бим, Л.В.Садомова, О.В.Каплина;
-аудиокурс.
В качестве дополнительного материала я использую следующее:
-Немецкий язык. Книга для чтения: 5-6 классы. И.Л.Бим и др.
-Deutsch. Ubung macht den Meister. Немецкий язык для 5 - 9 классов. Сборник упражнений.И.Л.Бим, О.В.Каплина.
2
Рабочая программа к учебному курсу И.Л.Бим по немецкому языку для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по иностранному языку 2005 года и авторской программы общеобразовательных учреждений по немецкому языку для 5-9 классов И.Л.Бим и с учётом положений Федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области.
Учебно-методический комплект по немецкому языку для 5 классов И.Л.Бим вводит УМК по немецкому языку, предназначенный для базового курса обучения.
Цель УМК – обеспечить достижение обучающимися государственных стандартов во владении немецким языком. Базовый курс рассчитан на 5 лет обучения (5-9 классы) и должен обеспечить в итоге развитие у обучающихся коммуникативной компетенции в немецком языке.
Особенность данного курса состоит в том, что он даёт учителю возможность планировать учебно-воспитательный процесс, исходя из своих реальных потребностей, то есть не связывает его.
Рабочая программа предусматривает блочную структуру учебников. Блоки выделяются в зависимости от основного объекта усвоения и от доминирующего вида формируемой речевой деятельности школьников. Однако в связи с увеличением объёма аутентичных текстов разных жанров на данном этапе они , как правило, включаются не только в текстовый блок, но и во все другие, так что деление на блоки условно. Внутри блоков наряду с обязательным материалом встречается также и факультативный, который учитель может предложить обучающимся с более высоким уровнем обученности. В силу специфики обучения иностранным языкам большинство уроков данного курса носят комбинированный характер, когда на одном и том же уроке могут развиваться у обучающихся все четыре вида речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование и письмо).
Задача для УМК 5 класса – прежде всего обеспечить повторение и закрепление изученного в начальной школе, осуществить переход к более систематическому изучению немецкого языка и тем самым укрепить фундамент для дальнейшего продвижения школьников.
Основная цель обучения немецкому языку в 5 классе – совершенствование и дальнейшее развитие способности и готовности школьников осуществлять элементарное общение на немецком языке в рамках ограниченного числа наиболее распространённых стандартных ситуаций общения, а также их воспитание и развитие средствами учебного предмета: их речевое и интеллектуальное развитие, развитие мотивации к изучению немецкого языка, интереса к страноведческой информации , развитие чувств и эмоций и в определённой мере ценностных ориентаций и творческого потенциала. Таким образом, УМК ориентирован на совершенствование и дальнейшее развитие приобретённого в начальной школе уровня коммуникативной компетенции – уровня начинающего. Это предусматривает развитие умений решать следующие элементарные учебные и собственно коммуникативные задачи, а именно: 1.Относительно правильно произносить уже известные , а также новые немецкие звукосочетания, слова и фразы, соблюдать наиболее важные интонационные правила.
2.Закрепить словарный запас, приобретенный ранее, и овладеть новым. (157 ЛЕ)
3.Более сознательно грамматически оформлять свою речь, оперируя основными типами немецкого простого предложения: утверждения, вопросом, возражением, восклицанием.
4.Расширить представление и развивать знания о некоторых основополагающих языковых правилах/закономерностях (отрицание nicht/kein, наличие глагола-связки, порядок слов и т.д.)
3
III.Данный УМК имеет свои положительные и отрицательные стороны, плюсы и минусы.
-Я считаю, что для 5 класса, после того, как обучающиеся только что закончили начальную ступень, материал учебника слишком информативный и чересчур насыщенный. Несмотря на то, что темой всего курса 5 класса является «Город», все 10 глав слишком изобильны и перенасыщены новой лексикой, хотя в пояснительной записке оговаривается то, что основной тенденцией 5 класса будет в большей степени повторение.
-Также я считаю, что в аудиокурсе недостаточно песенок для того, чтобы обучающиеся могли их слушать и затем воспроизводить (в аудиокурсах начального этапа обучения их было больше и школьники привыкли их петь). А ведь это немаловажно для обучения говорению, для создания на уроке языковой атмосферы. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка. Применение песен на уроке способствует совершенствованию навыков иноязычного произношения. С помощью песен обучающимися легче усваивается грамматический материал. Использование на уроке музыки способствует эстетическому воспитанию. Благодаря музыке ученики знакомятся с культурой, ее музыкальной жизнью, творчеством знаменитых музыкантов.
-Отрицательной стороной я также считаю отсутствие в конце учебника блока для чтения.
-Также к минусам можно отнести недостаточный объём грамматических упражнений.
Но в УМК можно выделить и положительные стороны.
-Так порадовала выход в свет отдельная книга для чтения: Немецкий язык. Книга для чтения: 5-6 классы. И.Л.Бим и др. Именно она компенсировала отсутствие в конце учебника блока для чтения.
-Затем, входящий в УМК, сборник упражнений: Немецкий язык. Сборник упражнений для 5-9 классов. И.Л.Бим, О.В.Каплина. Он компенсировал недостаток грамматических упражнений в учебнике.
-Сам учебник в своей структуре имеет блоки, выделяемые по доминирующему виду учебной и речевой деятельности: ( первый блок-введение в тему главы, ознакомление и закрепление языкового материала; второй-доминирование чтение и письма; третий-выход в устную речь; четвёртый и пятый- даны вместе и развивают все речевые умения, закрепляют и тренируют языковой материал, а также предусматривают контроль и самоконтроль; шестой - резервный; седьмой - страноведческий блок.) Подобная блочная структура очень удобна и облегчает учителю планирование уроков и распределение материала. Работа над каждой из 10 тематических глав учебника в подобных блоках делает изучение немецкого языка более доступным и удобным. Границы между блоками условны, и я могу сама при планировании увеличивать или уменьшать количество уроков на каждую главу.
-Рабочая тетрадь в данном УМК изобилует разнообразными заданиями, которые очень интересны для обучающихся, помогают поддерживать интерес школьников к изучению немецкого языка.
-Большим плюсом также можно назвать присутствие в конце учебника грамматического приложения(Anhang).
IV.Одной из основных целей для УМК 5 класса – это закрепить умения решать уже известные коммуникативные задачи, а также новые коммуникативные задачи в русле говорения.
4
К основным видам речевой деятельности относятся:
говорение (устное выражение мысли),
слушание (восприятие речи на слух и ее понимание),
письмо (графическое, письменное выражение мысли) и
чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение – чтение про себя.
Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.
В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, в основе ее лежит единая модель речевой коммуникации. Элементами этой модели являются:
Отправитель информации или адресант – говорящий или пишущий человек.
Получатель информации или адресат – читающий или слушающий человек.
Сообщение – текст в устной или письменной форме. Без текста, без информации невозможна речевая коммуникация, сам процесс общения.
Говорение.
Обучение общению в основной школе строится с ориентацией на аутентичные (или приближенные к ним) ситуации общения в школе, семье, в общественных местах, тематические беседы, высказывания. При этом основное внимание уделяется развитию этики общения на межличностном и межкультурном уровнях.
Говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию; совершенствование навыков говорения включает в себя повышение готовности к поддержанию беседы на различные темы и овладение техникой речи. Для того, чтобы быть готовым поддерживать разговор на различные темы в публичном и частном общении, человеку необходимо постоянно заниматься самообразованием в широком смысле слова, т.е. приобретать новые знания, причём не только по своей специальности, но и другие знания в области науки и искусства, представляющие общественный интерес, развивать самостоятельность мышления, пытаясь дать полученной из книг и газет информации собственную оценку, читать художественную литературу, для того чтобы глубже разбираться в жизни и совершенствовать стиль своей речи.
На моих уроках немецкого языка в 5 классе обучающиеся:
- учатся приветствовать сверстника, взрослого, используя вариативные формы приветствия;
-дают краткие сведения о себе, других и запрашивают аналогичную информацию у собеседника;
-что-то утверждают, подтверждают;
-выражают сомнение, переспрашивают;
-возражают;
-запрашивают информацию с помощью вопросительных предложений с вопросительными словами(Wer? Was? Wie? Wo? Wohin? Wann?)
-о чём-то просят (повелительные предложения);
-выражают мнение, оценку, используя оценочную лексику, клише.(Klasse! Toll! Ich finde das interessant/schoen/langweilig…)
5
-соблюдают речевой этикет (обращение к сверстнику, взрослому, умение благодарить, начинать и заканчивать разговор и т.д.)
Также обучающиеся умеют вести диалоги в типичных ситуациях общения, как «Знакомство», «Встреча», «Разговор по телефону» (кто и что делает, приглашение прийти, встретиться и т.п.), «Обмен впечатлениями»(о каникулах, о погоде, о празднике, временах года и др.)
Итак, говорение как вид речевой деятельности имеет следующие характеристики:
1. Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения.
2. В основе говорение лежит осознание значения лексической единицы языка.
3. Речь, как говорение — это вербальная коммуникация, т.е. вербальный процесс общения с помощью языка.
4. Различают следующие виды устной речи: диалоги¬ческую и монологическую.
5. Для разговорной речи (диалога) характерны реплики, которыми обме¬ниваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомо¬гательных слов и междометий.
6. Монологическая речь имеет боль¬шую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.
V. В основе современных методов обучения говорению лежат такие категории устно - язычного общения как: ситуация, роль, позиция, общность, вид и сфера коммуникации, которые рассматриваются в современной науке, как модели речевой коммуникации.
Важнейшим из перечисленных методов обучения является коммуникативная (речевая) си¬туация.
Коммуникативная ситуация, как метод обучения говорению, состоит из четырех факторов:
1) об¬стоятельств действительности (обстановка), в которых осу¬ществляется коммуникация (включая наличие посторонних лиц);
2) отношений между коммуникантами (субъективно — лич¬ность собеседника);
3) речевого побуждения;
4) реализации самого акта общения, создающего новое положение, стимулы к речи.
Каждый из указанных факторов, рассматриваемого метода обучения говорению, оказывает на речь собеседни¬ков определенное влияние (выбор темы и направление её развития, отбор языковых средств, эмоциональная окраска речи, ее развер¬нутость и т.д.).
Современная система обучения иностранному языку исходит из того, что для методики обучения иностранным языкам имеют значение не коммуникативные ситуации как таковые, ежесекундно случа¬ющиеся в языковом коллективе и практически не поддающиеся учету, а лишь повторяющиеся, наиболее типичные, или стандарт¬ные ситуации. Под термином типичная коммуникативная ситуация понимается некоторое воображаемое построение или модель реального контакта, в котором реализуется речевое пове¬дение собеседников в их типичных социально-коммуникативных ролях.
Примерами типичной коммуникативной ситуации могут служить: разговор покупателя с продавцом, разговор по телефону, беседа матери с сыном по поводу его учебы в школе, учителя с учеником, беседа горожанина и туриста, беседа друзей, встреча близких лю¬дей и т.д.
6
VI .Основные трудности при обучении говорению связаны с формированием установки на общение, т.е. проблема мотивации коммуникативной функции.
К основным трудностям обучения говорения следует отнести мотивационные проблемы, такие как:
- обучающиеся стесняются говорить на немецком языке, боятся сделать ошибки, подвергнуться критике;
- обучающиеся не понимают речевую задачу;
- у обучающихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи;
- обучающиеся не вовлекаются в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным причинам;
- обучающиеся не выдерживают в необходимом количестве продолжительность общения на иностранном языке.
А ведь по окончанию курса обучения немецкому языку у обучающихся должны быть сформированы следующие коммуни¬кативные умения в области говорения:
- осуществлять диалогическое общение со взрослыми и со сверстниками, в том числе и с носителями изучаемого языка, в пределах сфер, тематики и ситуаций общения;
- делать высказывания о себе и об окружающем мире, о прочитанном, уви¬денном, услышанном, выражая при этом своё отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.
Свои уроки я стараюсь планировать так, чтобы преодолевать проблемы, связанные с процессом обучения говорению.
VII.На уроках я использую различные упражнения, задания, которые помогают мне делать уроки интереснее, излагаемый материал доступнее, а обучающимся в полной мере участвовать в учебном процессе.
А) На вводных уроках, при ознакомлении с новым лексическим материалом я вывожу на слайдах или вешаю на магнитной доске картинки, соответствующие теме урока. Обучающиеся должны, как правило, это происходит на заключительном этапе перед подведением итогов урока, назвать как можно больше тематических ассоциаций, глядя на эти картинки. Так, например, на уроке в 5 классе при изучении темы «Город Габи в различные времена года» обучающимся на слайдах были даны картинки времён года, и они должны были назвать как можно больше явлений природы, которые им были представлены:
-Обучающиеся должны внимательно просмотреть представленные им картинки и назвать как можно больше слов-ассоциаций (словосочетаний, предложений), которые описывают данную картинку, используя весь свой лексический запас.
На картинке изображено лето, ясная погода, солнечно, дети купаются в реке. Обучающиеся начинают называть свои ассоциации к данной картинке, описывая её: Es ist Sommer. Es ist sonnig. Die Sonne scheint. Die Sonne scheint hell. Es ist heiter. Die Kinder baden im Fluss. Die Sonne gluht usw.
Б) Очень хорошо для обучения говорению, накоплению и закреплению лексики составлять тематические кроссворды. Обучающимся даётся ключевое слово по горизонтали (оно, как правило, должно быть длинным - так будет интереснее), и они в свою очередь должны по вертикали написать на каждую букву своё слово в рамках указанной тематики (каждая буква из горизонтального слова в новых вертикальных словах может быть первой, последней или где-то в середине – это неважно).Итак:
-Обучающиеся должны внимательно прочитать данное им слово по горизонтали и составить по вертикали с каждой буквой из этого слова свои слова, соответствующие тематике урока.
7
Так на уроке в 5 классе по теме «Здания города» было дано слово по горизонтали
Apotheke,и обучающиеся на каждую букву по горизонтали писали свои слова:
CAfe
Platz
HOtel
BiblioThek
KircHe
WErk
ZirKus
Geschaft
В) На уроках я часто для накопления словарного запаса провожу игру «Аукцион», используя коллективный способ обучения. Так, например, в 5 классе:
-Обучающиеся должны по очереди назвать как можно больше слов по указанной учителем тематике с целью повторения и закрепления лексики по теме «Дома у Габи. Что мы видим там?»
Die Treppe, die Leuchte, das Sofa, der Sessel, der Schrank, die Gardine usw.
Г) Мои обучающиеся также ещё ведут читательские дневники. В моём планировании отведено время для внеклассного чтения. Так в 5 классе при прохождении страноведческого блока, где обучающиеся знакомятся с известными немецкими сказочниками, они получают задание прочитать сказку и выполнить к ней ряд заданий в читательском дневнике.
-Обучающиеся должны прочитать сказку с пониманием основного содержания, сравнить личное понимание сказки с официальным переводом её на русский язык, найти сходство и отличия, выписать их в читательский дневник, поделиться впечатлением от прочитанного, используя фразы-клише:
~Ich finde dieses Marchen …
~Hier ist die Rede von ...
~ Ich finde das interessant/schon/langweilig…usw.
~Dieses Marchen hat auf mich einen grossen/keinen Eindruck gemacht.
~Mir gefallen besonders...
~Die Handelden Personen sind...
usw.
Д) На своих уроках , часто используя презентации, так как демонстрационный метод обучения делает урок увлекательным и интересным для обучающихся, я предлагаю школьникам поработать над следующим видом задания.
-Обучающиеся должны внимательно посмотреть на слайд, на котором даны предложения с пропущенными словами и вместо этих пропусков в предложениях даны маленькие картинки. Обучающиеся должны читать предложения, подставляя вместо картинок слова, которые эти картинки обозначают с целью повторения изученных слов и с целью обучения монологическому высказыванию с помощью опорных предложений и картинок.
Так, например, в 5 классе при изучении темы« Дома у Габи. Что мы видим там?» обучающимся выводится через проектор слайд, где представлен текст, описывающий комнату (спальня, кабинет, гостиная), но в предложениях этого текста стоят пропуски, представляющие собой маленькие рисунки тех слов, которые пропущены и в данном случае это предметы мебели.
8
Список используемой литературы:
1.Рабочие программы. Немецкий язык. 5-9 классы.-М.,2011
2.Книга для учителя. Немецкий язык.5 класс.И.Л.Бим,Л.В.Садомова.-М.,2010.
3.Сборник рабочих программ по немецкому и французскому языкам.Издательство ВГИПК РО.-Волгоград, 2007.
4.Уроки мастерства. Современный урок немецкого языка.«Планета».-М.,2011.
5.Немецкий язык. Сборник упражнений. 5-9 классы.И.Л.Бим и др. -М.,2010.
6.Немецкий язык. Книга для чтения. 5-6 классы. И.Л.Бим и др.-М.,2010.
7.Учебник «Deutsch» Klasse 5 .И.Л.Бим, Л.И.Рыжова.-М.,2010.
8.Раздаточные материалы по немецкому языку. И.М.Варфоломеева.-М.,2005.
9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Современные образовательные технологии. Проектная деятельность на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе."
Данная разработка содержит рекомендации в применении метода проектов на уроке...
Речевые разминки на уроках немецкого языка.
Сборник рифмовок на немецком языке для проведения разминок на уроке....
Речевая зарядка на уроках немецкого языка
В данной статье автор делится личным опытом организации и проведения речевой зарядки как одного из важных этапов урока, её формами и содержанием.Статья будет полезнаю молодым учителям, ...
Методическая разработка по теме "Комплекс упражнений при обучении лексике как важнейшему компоненту речевой деятельности на уроке иностранного языка "
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет...
Методическая разработка на тему: « Работа с текстом на уроках немецкого языка »
данная методическая разработка может пригодиться в качестве защиты на аттестации, выступления на РМО...
Методическая разработка "Применение активных методов обучения на обобщающих уроках немецкого языка"
Методическая разработка "Применение активных методов обучения на обобщающих уроках немецкого языка"...
Методическая разработка: Один из видов речевой деятельности – обучение лексике.
Данная разработка освещает опыт работы с лексикой на уроках английского языка....