Творческая работа на тему: "Использование информационных технологий на уроках немецкого языка"
материал (немецкий язык) по теме

Гамза Марина Николаевна

В работе раскрываются следующие темы:

1.СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ РОССИИ.

2..КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ.

3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА.

4.  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ И ТЕСТА ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА.                                      

6. НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА. А также приложены 2 разработки уроков в 9 и в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_rabota.doc267.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        

                                Учителя немецкого языка

                                МОУ Ново-Моисеевской ООШ

                                Гамза Марины Николаевны

                                (II категория)

                                                2008 год

                                                                                                                1. ВВЕДЕНИЕ.

2.СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ РОССИИ.

3.КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ.

4. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА.

5.  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ И ТЕСТА ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.

6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА.                                      

7. НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА.

Приложение:

Методическая разработка  урока по немецкому языку.

Презентации уроков по немецкому языку.

Литература.

                                   1. ВВЕДЕНИЕ

Если мы будем учить сегодня                             так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра.

Джон Дьюи.

Обучать иностранному языку - это значит обучать общению, передаче и восприятию информации. Общаться можно с помощью писем и по телефону, за информацией ходить в библиотеку.

Использование же информационных технологий в сочетании со знаниями и умениями в области иностранных языков позволяет учащимся получить представление о реалиях современной экономической и социальной ситуации в стране и в мире, а также способствует успешной социальной адаптации.

Сегодня важно научить учащихся адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, т.е. видеть проблемы, анализировать их, оценивать и находить решение, работать с информацией. Поэтому на основе уже усвоенных знаний учащиеся настраиваются на овладение процессом приобретения знаний.

Иногда приходится видеть, что обучающимся не всегда интересен процесс вовлечения их в устную речь по различным темам. В ходе проб и ошибок был сделан вывод- эффективно использование в обучении немецкому языку проектной методики, позволяющей строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность детей. Метод проектов ориентирован на самостоятельную работу, предполагающую использование исследовательских и поисковых методов, творческих работ учащихся, работ с разнообразными источниками, в том числе и с компьютером.

При работе с компьютером исключена скука и равнодушие со стороны обучающихся, т.к. необходимые на уроке наглядность и ситуации реальны. Конечно, эта работа требует от ученика хорошей языковой подготовки, усидчивости, творческого подхода, но он делает всё это с радостью. Никто из учеников не остаётся разочарованным на таких уроках. Использование компьютеров даёт радость познания. И при этом наблюдается не только развитие мышления, но и развитие инициативной речи. Только нужно всегда создавать условия (на уроке, при выполнении домашнего задания) для развития этого мотива.

Использование информационных технологий на уроках немецкого языка делает общение учащихся более интересным, оживляет атмосферу в классе.

Известно, что в настоящее время разрабатывается методика обучения иностранному языку с использованием Интернет. На своих уроках использую Интернет как источник дополнительных материалов. Пользователь Интернета получает доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников. Практика показала, что Интернет при правильном, разумном и творческом его применении может стать полезным и необходимым средством не только для обучения немецкому языку, но и для привития школьникам новой культуры учёбы.

Но не всегда эта работа с использованием информационных технологий бывает успешной, т.к. слишком много времени уделяется поиску нужного материала. Уже в течение 2-х лет пытаюсь включить Интернет в ход своих уроков, благо работаю в старших классах, где у учащихся уже определённый уровень языковых знаний, позволяющий использовать многообразный материал. В работе помогает то, что большинство учащихся уже научились обращаться с компьютером. Такие уроки дают возможность ученикам экспериментировать и наглядно видеть свои шаги. Это пробуждает их интерес, развивает самостоятельность при прохождении какого- либо материала. После работы по какой- либо теме ученик может проверить, насколько успешно он усвоил данный материал, выполняя предложенные задания на компьютере. Эффективность их решения обусловлена доступной игровой формой.

Также, опираясь на текстовый материал, учащиеся выходят на продуктивное использование иностранного языка, т.е. написание поздравительных открыток, коротких писем для электронной почты. Для учащихся это идеальная возможность применения выученной лексики в естественных условиях.

Таким образом, Интернет, компьютеры вносят разнообразие в учебный процесс, являются эффективным методом в изучении немецкого языка.

Перед школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно- нравственного развития детей, воспитания социальной личности, ориентированной на ценности культуры демократического общества, развития личностных качеств учащихся. Успешность такого процесса во многом зависит от соответствия образовательного и воспитательного контекстов, органическая связь которых подтверждается на примере использования инновационных информационно- коммуникативных технологий.

2. СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

В последние два года в образовательной политике России начали складываться предпосылки для решения важной и сложной социальной задачи — информатизации школьного образования. С самого высокого уровня оценена не только социальная актуальность государственной проблемы, но и верно отмечено самое слабое звено в цепи связанных с этой проблемой задач — сельская школа. Вместе с тем хорошо задуманная концепция в ее практической реализации сталкивается либо со стратегическими ошибками, либо с преступным противодействием.

Проблема сохранения села (экономика сельского хозяйства, экология сельской среды, культурные народные традиции), требует направленной политики закрепления молодежи на селе. Главный инструмент такой политики — укрепление и развитие сельских школ. Село может прожить (или, точнее, выжить) без дорог, без электричества и водопровода, без системы администрирования или религиозных институтов, но оно (село) неизбежно вымирает с ликвидацией сельской школы.

Сохранить сельскую школу было не легко и в эпоху индустриального общества. Сейчас, когда человечество (и Россия, в частности) уверенно вошло в новую эпоху информационного общества с его объективно обусловленными огромными объемами и высокой скоростью информационного общения, сложность этой задачи выросла многократно. При сохранении существовавших тенденций различия в кадровом составе, в техническом оснащении, в экономическом обеспечении и методической поддержке сельских школ и городских, страна неизбежно придет к вымиранию значительной доли сельских школ с отмеченными социально-политическими последствиями.

Спасать сельскую школу надо резким прорывом в ее информатизации, которая позволит не только существенно эффективнее организовать работу сельских школ (совершенствование предметных методик, повышение оперативности и содержательности управления школой, обеспечение переподготовки повышения квалификации и переподготовки кадров сельского учительства), но и, продемонстрировав ученикам-селянам возможности новых информационных технологий, в частности, в сельском хозяйстве, конструктивно и эффективно содействовать закреплению молодежи на селе.

Первые шаги информатизации сельских школ в России обнаружили и первые стратегические ошибки, связанные со стереотипным восприятием понятия информатизации образования. Действительно, говоря об информатизации школы в крупных городах, "реформаторы" образования имеют право называть информатизацией количественное насыщение школ компьютерами. С помощью этого современного дидактического инструмента успешно решается одна из основных задач школьной информатики — задача формирования стиля мышления молодого поколения, мышления, адекватного требованиям современного информационного общества. Другие образовательные и воспитательные задач учитель городской школы легко решает, проведя своих учеников через улицу в городскую библиотеку, музей, театр. Для многих сельских школ единственным окном в мир может стать только экран компьютера, соединенного с глобальной информационной сетью Интернет.

На сегодняшнее время в МОУ Новомоисеевской ООШ оборудован и действует компьютерный класс, где установлено 7 компьютеров. Подключены  Интернет, локальная сеть, 1мультимедийный проектор, интерактивная доска «Смарт». На уроках немецкого языка я стараюсь применять новые информационные технологии. Для этого я сама овладеваю основами необходимых знаний, накапливаю личный опыт по практическому использованию компьютерных и других информационных технологий. В 2005 году я прошла дополнительную профессиональную подготовку по использованию компьютерных технологий в образовании программы Intel «Обучение для будущего» в ИПК ПРО и в 2008 году курсы повышения квалификации в ЮФУ г. Ростова по теме «Компьютерные технологии».

На данном этапе развития информатизации образования, я поставила перед собой и стараюсь решать следующие задачи:

овладеть навыками работы с компьютерной техникой и методикой применения компьютера как средства обучения;

 уметь ориентироваться  в возросшем потоке информации, находить её, перерабатывать и использовать в учебном и воспитательном процессе.

3. КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Знаменательной особенностью третьего тысячелетия является информационный взрыв, бурное накопление, постоянное обновление, усложнение научной информации, вторжение ее во все сферы человеческой жизни и деятельности. Человеку надо теперь учиться всю жизнь в практическом смысле этого выражения. На повестку дня встала задача непрерывного образования. Суть непрерывного образования состоит в том, что человек в любой период его жизни будет иметь возможность повышать образовательную, профессиональную подготовку, при необходимости без каких-либо жизненных коллизий менять профессию. Поэтому общеобразовательная школа должна выработать у своих выпускников умение выбирать пути решения жизненных, личных и профессиональных проблем. Иными словами, у выпускников школы сейчас как никогда, должны быть развиты творческие способности, способность самостоятельно пополнять знания. Одной из фундаментальных проблем дидактики накануне третьего тысячелетия является проблема поворота от массового валового обучения к усилению индивидуального подхода, персонализации обучения, развитию творческих способностей учащихся. Наша школа считает, что основной путь решения этой задачи является широкое применение информационных технологий в учебном процессе.

Информатизация учебного процесса в школе осуществляется по нескольким направлениям:

овладение учащимися и учителями информационными технологиями;

внедрение ИТ в учебный процесс;

применение ИТ в управлении образованием.

Задача овладения информационными технологиями школьниками решается изучением информатики и информационных технологий с пятого класса, организацией дополнительных занятий по основам программирования, мультимедиа технологиям.  С этого года школьники старших классов по желанию посещают кружок «Юнкор», который веду я и где мы работаем над  выпуском электронной газеты и газеты на печатной основе «Школьная жизнь».

Основное же направление работы школы – использование информационных технологий в учебном процессе. Сейчас перед каждой школой стоит проблема — организовать учебную деятельность так, чтобы обеспечить личностно-ориентированное профильное обучение при наибольшей мотивации учения. Это особенно сложно в школах с малым количеством учащихся, так как приходится работать индивидуально с каждым учеником в дидактической системе «репетитор» в условиях «малой группы». При этом необходимо опираться на специфические особенности преподавания каждого предмета, на требования времени – подготовить каждого учащегося к самостоятельному пополнению знаний и умений. Самостоятельная работа предполагает наивысшую степень активности. Педагогам надо организовать учебную деятельность так, чтобы у них была заинтересованность работой, удовлетворенность результатом, но при этом по сути самостоятельной. Эту проблему педагоги школы решают, используя мультимедийные электронные учебники. Школа имеет  обучающие программы на CD-дисках по всем предметам. Разрабатывается и используется модульная технология уровневого образования с использованием мультимедиа обучающих программ.. Педагоги разрабатывают профильные и уровневые модули изучения темы, в которых кроме страниц учебника на бумажных носителях указывается возможность и задания по использованию компьютерной поддержки. Это особенно важно, так как именно мультимедиа технологии позволяют пронаблюдать многие явления, лабораторные опыты, графики, видео сюжеты фильмов, картин, прекрасную объемную графику. Применение электронных учебников позволяют организовать самостоятельное обучение учащихся на уровне трудности, доступном ученику. Учитель выступает в роли менеджера процесса обучения и консультанта. Электронные учебники позволяют учителю организовать не только процесс изучения нового материала на различных уровнях, но и практический тренинг, а также контроль изученного материала.

Особой популярностью у молодежи пользуется Интернет. Школа имеет бесплатный доступ в Интернет. Педагоги нашей школы стараются широко использовать информационную культуру школьников. На уроках информатики формируют интернет-граммотность учащихся. Педагоги дают задания по поиску разнообразной информации в Интернете, дистанционному обучению отдельным темам курса. Эту информацию учащиеся используют в проектной деятельности, подготовке докладов, рефератов. На дополнительных уроках по немецкому языку мы с ребятами  с помощью Интернет-технологий пишем и оформляем мини-сочинения, готовим поздравительные открытки, оформляем стенгазету к Неделе немецкого языка.

4. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА  

Вопрос интеграции Интернета в образование и, в частности, применение его в обучении иностранным языкам, в настоящее время достаточно актуален. Он касается как создания технологии дистанционного обучения, так и разработок использования служб Интернета (всемирная паутина WWW, электронная почта E-male, телеконференции,) в преподавании.

Рассматривая Интернет как техническое средство обмена информацией, можно говорить о том, что он увеличивает дальность и расширяет зону действия вербальных форм информации. Интернет как система массовой и межличностной коммуникации позволяет и довести информацию до многих потребителей и установить обмен информацией между ними, а также с создателями того или иного сайта. Спектр ресурсов Интернета, обучающих речевой деятельности на немецком языке, достаточно широк, их можно использовать для подготовки материалов для занятий, что, на мой взгляд является самым простым вариантом использования ресурсов Интернет.

Непосредственное обучение иностранному языку с использованием Интернета должно отвечать следующим принципиальным положениям: самостоятельная практика каждого обучаемого, руководство педагога посредством интерактивности, эффективная обратная связь, коллективность занятий, разнообразие видов самостоятельной деятельности. Кроме того, необходимо также выполнение основных методических принципов: коммуникативности, сознательности, опоры на родной язык обучаемых, наглядности, положительного эмоционального фона.

 В процессе выполнения упражнений с использованием Интернета у учащихся вырабатываются и совершенствуются навыки и умения осуществления поиска материалов по данному вопросу, их чтения, перевода и оценки, конспектирования, написания письма для пересылки по электронной почте, написание статьи и доклада с изложением разных точек зрения. Можно говорить о том, что с помощью Интернета возможно эффективно проводить не только обучение чтению на иностранном языке, но и осуществлять коммуникативность обучения, что, кстати сказать, не всегда возможно при использовании книжных учебников. Кроме того, нельзя не отметить возможность технически более быстрой корректировки и изменения текстов и заданий, чем при использовании бумажного учебника. Но, конечно, не подразумевается ни в коем случае подмена печатных изданий материалами Интернета. Речь идет о возможности их гармоничного сосуществования. Так, материалы рассмотренного сайта Интернета возможно, на наш взгляд, использовать регулярно, плановым образом, при аудиторной и внеаудиторной работе, чередуя с использованием других учебных пособий. Использование Интернета в данном случае не только повысит интерес к обучению, но и позволит оживить учебный процесс. Таким образом, речь идет о втором способе использования материалов Интернета в преподавании иностранного языка — это проведение уроков, уже разработанных в сети Интернет.

Мне видится и еще один способ использования Интернета — это разработка уроков иностранного языка для разных специалистов самими преподавателями учебных заведений. Ценность подобных уроков очевидна — это по-настоящему творческая и интересная работа для преподавателя и учащихся. Достоинствами Интернета в этом плане является практически неограниченный объем материала, что дает возможность выбора и экспериментирования, а также использование возможностей электронного текста (гиперссылки, возможность коррекции текста), других служб Интернета (электронная почта, радио, конференции и т.д.). В результате проведения уроков с использованием материалов Интернета можно ожидать повышение интереса у учащихся к учебному материалу, к изучению иностранного языка; полученные знания станут более осознанными, у молодого поколения приобретается и развивается научный стиль мышления, способность к «межкультурной коммуникации». Можно говорить, что обучение становится «развивающим», что является важной чертой современного образования в мире.

В своей практике я использую Интернет для создания мультимедийных презентаций к урокам, для повышения эффективности самообразования, для подготовки к выступлениям на педсоветах и МО (1 выступление на районном МО по теме «Рефлексия на уроках иностранного языка»),  для проведения тестирований по темам и отслеживания результативности знаний учащихся.

5. ТЕСТОВАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

В российском образовании сейчас все увеличивается роль информационных технологий. Используются они по-разному: для управления образовательным процессом, для непосредственного обучения, для контроля знаний учащихся. Последнее проводится, в основном, с помощью различного рода тестов. Тестирование, безусловно, самый лучший инструмент проверки знаний учащихся, да и создание полноценных тестовых систем не требует больших усилий.

Все тестовые системы, представленные на рынке информационных технологий, действуют по двум основным сценариям:

Тестовые системы прямого перебора. Это самые простые в реализации системы. Они предлагают тестируемому отвечать на предлагаемые вопросы. Правильный ответ прибавляет балл, неправильный – убавляет или оставляет неизменным количество баллов. Это самые старые и проверенные системы, с помощью которых можно достаточно точно проверить глубину знаний учащихся.

Системы адаптированного тестового контроля. Эти системы определяют уровня знаний учащегося. Суть их работы состоит в следующем. Правильный ответ на вопрос означает, что уровень знаний учащегося больше, чем сложность предлагаемого вопроса, и на экран выводится более сложное задание. Неправильный ответ, наоборот, приводит к тому, что учащемуся предлагается ответить на более легкий вопрос. Таким способом определяется уровень владения материалом.

Этих двух сценариев было бы достаточно, если бы не одно «но». Ведь все эти сценарии прекрасно подходят для технических дисциплин, но их использование не позволяет провести полноценную оценку знаний в области гуманитарных наук. Основное отличие первых от вторых состоит в том, что для выставления оценки в сфере технических наук достаточно проверить знание учащимся основного материала. В гуманитарной науке все совсем по-другому. Человек, обучающийся гуманитарным дисциплинам, обязан не только знать все точки зрения на определенный вопрос, но и понимать суть изучаемого вопроса. А возможно ли проверить понимание предмета, если тестируемому предлагается выбрать один ответ из нескольких заготовок? Конечно нельзя. Необходимо проверить еще и умение свободно пользоваться изученными понятиями.

Таким образом, становится понятно, что необходимо использовать другую методику контроля знаний учащихся, которая могла бы определять уровень понимания учащимся изученного материала. Результатом таких умозаключений стала модель тестовой системы, включающая в себя две предыдущие и содержащая в себе еще одну принципиально новую схему контроля знаний учащихся.

Суть ее состоит в том, чтобы не предлагать учащемуся выбрать какой-то один определенный ответ из заготовок, а выбрать наиболее верный, по его мнению, ответ. В подобной схеме нет заведомо правильных или неправильных ответов. Все ответы анализируются в совокупности. Происходит это следующим образом. Каждому варианту ответа присваивается некоторая ценность в баллах (от –5 до +5), причем это присвоение зависит от того, как учащийся ответил на предыдущий вопрос. Если ответ, выбранный учащимся на предыдущий вопрос, противоположен ответу, выбранному на данном этапе, то его ценность будет отрицательна, и наоборот. Список вопросов, на которые должен ответить учащийся, создается динамически в зависимости от его ответов. Таким образом, каждый тестируемый проходит свой путь ответа на вопросы системы, результатом которого станет некоторое количество баллов, которое однозначно демонстрирует уровень владения материалом.

Такая тестовая система позволяет, помимо всего прочего, отследить:

Путается ли учащийся в понятиях и терминах данного предмета;

Понимает ли он взаимосвязь между различными понятиями;

Может ли он строить правильные цепочки выводов, используя материалы предмета.

Использование такой системы полезно не только для оценки знаний учащихся, но и для контроля промежуточных знаний в течение курса, что является неотъемлемой необходимостью в учебном процессе.

В своей работе я широко использую тестовый контроль изученного материала. До подключения к сети Интернет я использовала тестированные задания, созданные различными авторами и представленные в книжном формате. С помощью сканера я копировала материал, если какой-то материал не подходил, я удаляла эту часть. Для учащихся, которые испытывают трудности при изучении иностранного языка, я старалась подобрать более простой тест или исправить данный.

Теперь, используя Интернет, я подбираю тесты, подходящие по теме и по изученному материалу, чтобы проверить знания учащихся. Так, мною были проведены тесты по темам: „Die Uhr“, вводный Onlin-test для начинающих, итоговый тест за курс средней школы (для учащихся 9 классов) и др. Обычно по окончании работы компьютер выдаёт результаты теста и выставляет оценку. Учащиеся сразу видят результаты своего труда и своих знаний.

6. Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка

 

В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Больших результатов можно достичь, применяя данные технологии в преподавании иностранных языков в школе.

Использование проекционной техники в сочетании с аудиосредствами дает возможность привлекать на занятиях при объяснении нового материала тезисы, таблицы, видео- и справочные материалы, при анализе текстов - схемы и данные электронных словарей. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.        

С помощью специальных программ или баз данных (например: CD Англоязычная библиотека, Немецкая литература и др.; для древних языков: Tesaurus Linguae Latinae, Tesaurus Linguae Graecae - полное собрание латинских и греческих текстов с VIII в. до н.э. по XIV в. н.э.) мы в процессе занятия можем обратиться практически с любому оригинальному тексту на изучаемом языке.

Однако такие возможности при наличии связки компьютер-проектор-экран реализуются только в режиме просмотра. Для проверки письменных заданий и при анализа текста приходится вновь обращаться к обычным меловым или маркерным доскам. Здесь педагог нередко сталкивается с объективными трудностями: нередко аудитория с мультимедиа-проектором может быть оснащена только экраном или маркерной доской, поверх которой устанавливается экран. Таким образом, затрудняется одновременное использование и доски и экрана.

В контексте вышесказанного поистине революционным изобретением является интерактивная доска SMART Board. Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.

Электронная доска SMART позволяет осуществлять:
1. активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии;
2. полноценную работу по переводу текста и отдельных предложений с указанием связей и взаимоотношений между словами;
3. набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени;
4. не только знакомство с тестовыми заданиями в режиме просмотра, но и показательное тестирование отдельного ученика или группы учеников для всей аудитории, если в школе отсутствует компьютерный класс или он не может быть предоставлен учителю в данный момент;
5. сохранение результатов в отдельном файле в виде картинок или в HTML и PDF-формате.

Ценным является использование программного обеспечения доски SMART Board, в первую очередь утилит SMART Notebook и SMART Recorder.

Материалы, представленные в SMART Notebook, можно активно использовать при изучении всех разделов изучаемого языка.

Так, латинские прописи (строчные и прописные): SMART NOTEBOOK/ Gallery / Education / English and Language Art / Letters / lowercase и uppercase - удобно использовать при изучении латинской графики, числа (SMART NOTEBOOK/ Gallery / Education / English and Language Art / Numbers) - темы Числительные.

Большой иллюстративный материал, представленный в SMART Notebook, позволяет осуществлять введение новой лексики, наработку слов для лексических минимумов. Удобным является структурирование по темам (человек, животные, погода, природа, транспорт, одежда и т.д.). Картинки можно копировать как в сам Notebook, так и в различные редакторы (Word, Power Point). Функция Clone позволяет быстро увеличить количество одинаковых картинок, что удобно использовать при изучении темы Числительные. Вставив рисунки в определенный фон, мы можем на материале картинок организовать речевую ситуацию, что способствует развитию связной речи. Этой цели служит и подбор картинок к конкретным сказкам, например, "Три поросенка", что особенно ценно при изучении языков в начальной школе. При работе с картинками SMART Notebook возможно не только вводить новые лексические единицы, но и обучать постановке вопроса, составлению высказывания, организации диалога.

Ценным представляется и использование на уроках английского языка в школе Flash-анимаций, приведенных, например, в разделе Language английской версии SMART NOTEBOOK 8.0. (Spelling - узнавание орфографии слова, Nursery Rythmes / Humpty-Dumpty: заучивание текста песни с флэш-анимацией, возможностью повторения песни построчно за дикторами-носителями языка, а также тексты, сопровождающиеся анимацией: Health / Wellness; Story Books / Musicians of Bremen и др.). Запись, сделанная носителями языка, удобный интерфейс, игровая форма позволяет заинтересовать ученика и добиться определенных результатов на самом значимом этапе урока изучения живого европейского языка - listening - на котором осуществляется понимание иностранной речи на слух. Кроме этого, подобные флэш-анимации с озвученным текстом можно использовать и во время объяснения определенных тем в качестве примеров (Height and Widths - при объяснении сравнительной и превосходной степени прилагательных и др.). У школьников могут вызвать интерес и творческие задания, например, Poetry - написание английского стихотворения с яркой метафорой с использованием заданных слов.

Ценной представляется и программа SMART Video, позволяющая просматривать видеоматериалы, которые, как известно, значительно расширяют объем воспринимаемой информации, без обращения к прикладным программам.

Таким образом, используя интерактивную доску, мы можем организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе. Кроме того, программное обеспечение SMART позволяет не только, как уже говорилось, сохранять слайды экранов, но и выстраивать их в нужной последовательности, в том числе и в виде альбомов. Можно просматривать слайды таких альбомов и повторно их комментировать. Это при сохранении заданий, выполненных учеником на доске, позволяет проследить динамику усвоения материала каждым учащимся, выделить типичные и повторяющиеся ошибки. В данном случае нам также может помочь утилита SMART Recorder, которую мы используем как для записи алгоритмов перевода текстов и работы со словарем, так и для анализа индивидуальной работы ученика.

Необходимо учесть и важный психологический момент: современные школьники, у которых дома обычно есть компьютеры с многочисленными играми и телевизоры с агрессивным видеорядом, привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка

7. Новые информационные технологии на уроках немецкого языка

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в  школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

По мнению Е. С. Полат, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, использование новых информационных технологий, уроки в форме презентаций Microsoft Power Point помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Формы работы в среде Power Point на уроках иностранного языка включают:

- изучение лексики;

- отработку произношения;

- обучение диалогической и монологической речи;

- обучение письму;

- отработку грамматических явлений.

На уроках немецкого языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению немецкого языка. Научная новизна использования НИТ состоит в том, что информационные технологии способствует усилению учебной мотивации изучения ИЯ и совершенствованию знаний учащихся.

С применением компьютерной программы эффективнее используется время на уроке для закрепления умения и навыков знаний учащихся. Контролирующую и обучающую функции берет на себя компьютер, который является беспристрастным и абсолютно объективным, что является для учащихся немаловажным фактором при выполнении проверочных и контролирующих работ. Данная форма проведения компьютерных уроков немецкого языка вызвала большой интерес среди учащихся и пожелание с их стороны почаще проводить подобные уроки по всем школьным образовательным дисциплинам. При работе на компьютере достигается значительное повышение мотивации обучения немецкому языку путем использования в упражнениях рисунков, кроссвордов, непосредственной работы на компьютере.

Таким образом, среди всех технических средств обучения иностранному языку, являющихся органическим компонентом учебного процесса, компьютер оказывает самое значительное воздействие на ход обучения. Сегодня компьютер становится мощным катализатором в системе обучения иностранным языкам. С помощью компьютерной техники успешно решаются проблемы повышения мотивации и мыслительной речевой деятельности учащихся при изучении немецкого языка.

В своей работе по преподаванию немецкого языка для решения вышеперечисленных задач я использовала возможности ПК в среде Power Point на уроках в 8 и 9 классах. Такие занятия особенно познавательны, когда тема недостаточно глубоко раскрыта в учебнике и методических пособиях, а овладение учащимися данной информацией просто необходимо. Так, в ходе эксперимента был проведён урок с учащимися 9-го класса по теме «Вредные привычки» в рамках параграфа «Проблемы молодёжи».

Цели урока:

Обучающие: дать представление о понятиях Rauchen, Alkoholmissbrauch, Drogenmissbrauch.

Развивающие: закрепление лексических и грамматических навыков, развитие навыков работы с текстом.

Воспитательные: воспитывать у учащихся стремление к здоровому образу жизни, отрицательное отношение к вредным привычкам.

Средства обучения:

- игра для оценки психологического состояния учащихся «Mienenspiel»;

- учебник немецкого языка для 9 класса общеобразовательных учреждений «Шаги 5»/ И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Москва, Просвещение, 2001 г.;

- книга для учителя к учебнику немецкого языка для 9 класса общеобразовательных учреждений «Шаги 5»/ И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Москва, Просвещение, 2001 г.;

- персональный компьютер (работа в среде POWER POINT).

План урока:

Организационный момент.

Закрепление лексики.

Работа над грамматикой.

Работа с микротекстами по теме.

Заключительный этап. 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, называет тему урока, объясняет цели и задачи (слайды 2,3), особенности урока, проводит инструктаж по технике безопасности. В начале урока на мониторе ПК слайд № 1 с названием темы. Каждый учащийся получает контрольный лист. В течение занятия учащиеся должны выполнить задания и записать их в контрольный лист для проверки учителю. Для того чтобы сравнить психологический настрой учеников в начале и в конце урока, с учащимися проводится игра «Mienenspiel». Они должны дополнить в контрольном листе фразу «Ich fuhle mich…» двумя-тремя прилагательными из игры.

2. Закрепление лексики.

Учащиеся работают со слайдом № 4. Им даются словосочетания по теме. Они должны их прочитать, перевести, составить предложения и записать их в контрольный лист. Учитель корректирует ответы учащихся.

3. Работа над грамматикой.

Учитель задаёт учащимся вопросы на повторение правила о придаточных дополнительных предложений с союзом damit и инфинитивных оборотах um … zu; statt … zu; ohne … zu. Учащиеся повторяют порядок слов в придаточных предложениях, перевод союза damit и инфинитивного оборота оборотах um … zu, различия этих предложений. Затем учащиеся работают со слайдом № 5, выполняют задания в контрольном листе: необходимо перевести предложения с вышеназванными грамматическими явлениями, подчеркнуть подлежащее, сказуемое.

4. Работа с микротекстами по теме.

Учитель объясняет задание, учащиеся работают со слайдами № 7,8,9. Они читают, переводят микротексты «Rauchen zerstort langsam!», «Alkohol schadet Gesundheit», «die drogensuchtigen Jugendlichen verlieren nicht nur die Gesundheit!». После каждого микротекста следует два-три контрольных вопроса на понимание. Ответы на них учащиеся записывают в контрольный лист.

5. Заключительный этап.

В конце урока учащиеся снова оценивают своё психологическое состояние по игре «Mienenspiel» (см. организационный момент). Затем учитель объясняет домашнее задание, собирает контрольные листы для проверки, обсуждает с учениками ход урока, его преимущества, недостатки, выслушивает их мнения, прощается с учащимися. Учитель проверяет контрольные листы, выставляет оценки, проводит анализ психологического состояния учащихся на уроке, подводит итоги работы.

В соей работе я использую программу Power Point для создания мультимедийных презентаций. Два раза я принимала участие в районном конкурсе на «Лучшее электронное приложение к уроку» с презентацией «Домашние животные» - 7 класс и «Немецкие праздники» - 8 класс. Также мною создана презентация на тему «Где работают люди?» - 5 класс и в стадии разработки для открытого урока готовится презентация на тему «Путешествие по Германии» - 8 класс.

МОУ Новомоисеевская ООШ

УРОК- СОРЕВНОВАНИЕ

ПО ТЕМЕ

“SORGEN WIR GEMEINSAM

FUER UNSEREN PLANETEN ERDE».

(7 КЛАСС)

( по учебнику И.Л. Бим, «Deutsch, Schritte 3»)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Повторение и закрепление материала по теме “Sorgen wir gemeinsan fuer unseren Planeten Erde!”.

Воспитание любви к природе.

Расширение кругозора.

ОБОРУДОВАНИЕ: МАГНИТОФОН, АУДИОКАССЕТЫ, ДОСКА,  КАРТИННАЯ НАГЛЯДНОСТЬ.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: В начале работы над темой ученикам дается установка, по окончанию темы проводится урок - соревнование. Учащиеся делятся на две команды, придумывают название командам, девиз, эмблему, выбирают песню. При работе над темой учащиеся занимаются проектом «Was koennen wir fuer die Natur machen». Перед соревнованием выбирают жюри, которое может состоять из старшеклассников.

ХОД УРОКА:

I.Оргмомент:

Учитель: Guten Tag, Kinder! Heute haben wir eine ungewoehnliche Stunde. Es ist Stunde- Wettbewerb. Heute spielen 2 Mannschaften:

“Die Naturschuetzer” und “Umweltfreunde”. Das Wort hat die 1. Mannschaft.

Команда «Naturschuetzer»: Unser Motto :”Wir alle muessen beim Unweltschutz mitmachen”.Es gibt viele oekologische Probleme. Wir sprechen ueber das Problem des sauren Regens und der Luftverschmutzung.

(дети выступают с  сообщениями).

Команда «Umweltschuetzer» : Unser Motto :”Jeder muss etwas fuer die Umwelt tun”. Wie sprechen ueber Wasserverschmutzung und das Ozonloch.

(дети выступают с  сообщениями).

Учитель: Danke schoen. Und jetzt antwortet bitte auf meine Fragen. Das ist die erste Aufgabe:

Was macht den Regen sauer?

Was ist durch sauren Regen in Gefahr?

Was verschmutzt die Luft?

Wofuer ust verschmutzte Luft schlecht?

Warum ist das Wasser wichtig?

Womit sind Seen und Fluessen verschmutzt?

Was ist die Ozonschicht?

Warun ist die Ozonschicht fuer uns wichtig?

Учитель: Das war gut.Und jetzt die zweite Aufgabe.Jede Mannschaft bekommt ein Blatt Papier.In 5 Minuten ihr musst alle Woerter schreiben, die mit dem Thema “Unweltschutz” verbunden sind.(можно перевести).

Учитель: Also, gut.Und jetzt sprechen wir ueber die Waelder. Sagt bitte: Ist es wichtig, den Wald zu schuetzen? Warum?

( на доске: Es ist wichtig den Wald zu schuetzen, weil …)

Ребята, не забудьте о порядке слов в придаточном предложении. Где должно стоять сказуемое?(дети отвечают).

Каждая команда по очереди составляет предложения, побеждает команда, которая назовет предложение последней.

Учитель: Сейчас жюри подведет итоги 3х конкурсов, а мы отдохнем и споем наши песни.

I команда                                                    

“Es war eine Mutter”                              

Учитель: Итак, послушаем жюри.

 Учитель: Und jetzt hoeren wir zu. Hier ist ein Wetterbericht. Hoert zu und sagt, wo heute Niederschlag ist.

1.Im Norden.

2.Im Osten.      Написано на доске.

3.In Bayern.

(Дети прослушивают запись и отмечают на листочках, которые сдают жюри.)

Учитель: Ребята, мы много с вами узнали о том, как охраняют природу в Германии. Пожалуйста, расскажите.

(Дети по очереди рассказывают на рус. языке).

Учитель: Und jetzt singen wir! Bitte, Umweltfreunde! (“Wenn du froh bist!”).

Учитель: Naechste Aufgabe “Unsere Projekte”.(Каждый участник команды готовил свой проект, но выступают 2-3 представителя от команды.)

Учитель:Also, danke schoen. Unser Wettbewerb ist zu Ende. Aber zuerst machen wir einige Schlussfolgerungen.

                       Was ist auf unseren Planeten Erde in Gefahr?

                        Was muessen wir fuer Umweltschutz machen?

(ребята высказываются)

Учитель: А теперь слово жюри.

(Жюри объявляет итоги, команду- победителя).

Учитель: Wollen wir unser Wettbewerb mit dem Lied “Ich liebe mein Land” beenden.

(Нравятся ли тебе уроки немецкого языка?)

класс

да

нет

не очень

2

3

4

5

6

7

8

9

1 балл

(очень плохо, неинтересно)

2 балла

(неинтересно, но другим заняться нечем


3 балла

(некоторые моменты урока меня заинтересовали)

4 балла

(интересно, но отдельные задания не вызвали интереса)

5 баллов

(очень интересно

ты с интересом работал весь урок

 

 

 

 

 

ты с интересом выполнял самостоятельные задания

 

 

 

 

 

ты познакомился с дополнительными материалами

 

 

 

 

 

ты регулярно выполняешь домашнее задание, чтобы на уроке узнать побольше нового

 

 

 

 

 

оцени свою усталость после урока

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по теме "Использование новых информационных технологий в обучении английскому языку в школе"

Курсовая работа по теме "Использование новых информационных технологий в обучении английскому языку в школе"ГБОУ ВПО МГПУСлушатель курсов повышения квалификации МГПУ "Современные методики обучения анг...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Н.Ю. Кулюшина (МБОУ Гимназия №94, г.Казань, учитель немецкого языка)ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)«Знать много языков – значит иметь много кл...

Итоговая работа на тему: " Использование элементов игровой технологии на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы " Лексическое значение слова"

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы ...

Проектная работа на тему "Использование новых информационных технологий на уроках математики"

ВВЕДЕНИЕ      Увеличение умственной нагрузки на уроках математики  заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяже...

Курсовая работа слушателя курсов по немецкому языку Колабкиной В.В. на тему:"Использование современных педагогических технологий на уроке немецкого языка как средство формирования коммуникативных компетенций»

В работе  рассказывается: о использовании игровых технологий и метода проектов в учебной деятельности ;приводятся примеры конкретного применения методов и приемов на уроках немецкого языка....

Отчёт по самообразованию на тему: «Использование современных информационных технологий на уроках ОБЖ, в свете новых государственных стандартов»

Отчёт по самообразованию на тему:«Использование современных информационных технологий на уроках ОБЖ, в свете новых государственных стандартов»...