Организация начального этапа урока немецкого языка
методическая разработка по немецкому языку на тему

Камбулова Татьяна Леонидовна

Методические разработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizaciya_nachalnogo_etapa.docx38.97 КБ

Предварительный просмотр:

Организация начального этапа

урока немецкого языка

Современный урок иностранного языка  характеризуется большой интенсивностью и требует от учащихся      концентрации внимания, напряжения  сил. Одним из условий, необходимых для реализации комплексной  коммуникативной цели, я считаю методически правильно  организованную структуру урока.

Конечно, каждый этап урока по-своему важен и необходим, но я отвожу особую мобилизующую роль начальному -    этапу урока, первым 5-10 минутам. Детям необходима разминка для того, чтобы настроиться на определенный вид деятельности. А поскольку на уроках иностранного языка основная деятельность - речевая, то начало урока при любом его названии: «Вход в урок», «Речевая зарядка», «Речевая разминка», «Организационно-психологический момент» или «Разогревающая активность» - имеет одну цель: настроить учащихся на готовность общаться на иностранном языке.

Процедура вхождения в урок может быть разной в зависимости от возрастных особенностей обучаемых, от темы урока, времени года, условий проведения урока. Урок можно начать традиционно: дети встают, приветствуют учителя и садятся. А можно обыграть само приветствие, обогатив и расширив его, используя различные методы. Дети младшего возраста любят стихи и считалки, поэтому можно поздороваться в стихах:

Guten Tag! Guten Tag! Sagen alle Kinder.

Große Kinder, kleine Kinder.

Dicke Kinder, dünne Kinder.

Слово „Kinder" заменяем на слово ,Jungen, Mädchen, Mutter, Frauen, Schüler usw." С первых же минут встречи с детьми интересуюсь их делами: „Wie gent's?" Чтобы облегчить и разнообразить их ответы, я составила таблицу с опорными словами в трех вариантах: положительные, нейтральные, негативные ответы:

Wie geht's?

Positiv

Neutral

Negativ

Danke, sehr

Na, es geht.

Ziemlich

gut.

Nicht schlecht.

schlecht.

Vielen Dank,

Naja, sola-la.

Schlecht.

es geht.

0, es geht.

Sehr schlecht.

Es geht mir

Mir geht's

Ganz schlecht.

gut.

nicht so gut.

Miserable.

Fantastisch!

Scheußlich!

Klasse!

Zum Kosten.

Toll!

Ganz grau.

Danke, gut.

Настроение учеников можно выяснить, задав им необычный вопрос: «Какого цвета твое настроение? Почему?» Привожу детям пример о себе: „Meine Stimmung ist weiß jetzt. Der Winter ist da. Es schneit. Die Stadt ist weiß und sauber. Ich habe weiße Farbe gern. Ich habe heute eine weiße Bluse. Meine Stimmung ist heute weiß, hell, das heißt gut".

Для того чтобы «разговорить» детей, предлагаю им закончить фразы. Даю начало фразы:

  1. Es ist kalt heute und...- Der Herbst (der Winter) ist da und ....
  2. Die Ferien sind vorbei und ....
  3. Bald ist der 8. Marz und ...

При выполнении следующего речевого упражнения «Снежный ком» учащиеся должны обратиться к своему лексическому запасу. На доске пишется короткое предложение, например: Das Mädchen liest. Задание: увеличь это предложение до максимально возможного, каждый раз при повторении добавляя одно слово.

Образец:

-        Das Mädchen liest.

  1. Das Mädchen sitzt und liest.
  2.   Das Mädchen sitzt im Zimmer und liest.

- Das schone Mädchen sitzt im Zimmer und liest.

  1. Das schone Mädchen sitzt im Zimmer und liest das Buch.
  2. Das schone Mädchen sitzt im Zimmer und liest ein interessantes Buch. Usw.

Это упражнение можно дать по цепочке или в группах.

Речевое упражнение «Сочини из имени короткую историю» также служит формированию коммуникативных навыков. Учащиеся пишут в тетради свое имя печатными буквами в столбик и на каждую букву придумывают слово (в основном существительные и глаголы), затем с этими словами сочиняют коротенькую историю (2-3 предложения).

Образец: M ann

A merika

R eisen

I ndien

N icht

A nna

Вариант истории: Anna und ihr Mann reisen nicht nur nach Amerika, sondern nach Indien.

Вместо имени можно дать название текущего месяца (November, Dezember) или дня недели (Montag, Dienstag), тогда буквы у всех будут одинаковые, а слова и истории разные.

Дети любят фантазировать, играть. Для игры «Ассоциации» можно использовать любые предметы: фотоаппарат, стакан воды, дневник ученика, цветок и т.д. Вопрос детям: какие ассоциации возникают у вас при виде этого предмета (2-Зпредложения).

Образец: Die Kamera erinnert mich an die Sommerferien. Ich reiste viel im Sommer, ich war in Moskau. Ich habe jetzt viele Fotos.

Дети высказывают свои гипотезы. Это упражнение хорошо подходит для формулирования темы урока самими учащимися. Путем создания проблемной ситуации («ассоциации») и через систему посильных ученикам вопросов и заданий формулируется совместно тема урока. Например, используя ассоциации с фотоаппаратом, можно выйти на темы: „Reise", „Hobby", „Sommerferien", „Stadte".

Приведу еще один пример создания проблемной ситуации в начале урока.

Кладу на стол яблоко и нож и демонстрирую ученикам действия с этим яблоком, комментируя их рассказом: Stellt euch vor: Das ist kein Apfel, das ist unser Planet. Ich schneide den Apfel in 4 Teile. Drei Viertel sind Ozeane, Flusse, Meere. Ein Viertel ist die Erde. Ich schneide „die Erde" noch in 2 Teile. Das sind Steppen, Wüsten, Berge, Wildwälder. Hier leben die Menschen nicht. Nur hier leben sie. Ich schneide den besiedelten Teil noch einmal. Nur dieser Teil gibt uns Lebensmittel. Und was passiert, wenn diese Flache kaputt wird? Man muss diese Fläche schützen. Обычно дети сразу сами формулируют тему этого урока: «Экология»

Еще несколько мотивирующих приемов для нетрадиционного начала урока.

 «Яркое пятно». На доску вывешиваю портрет, фотографию поп-звезды, топ-модели, кинозвезды, героя книги, известного спортсмена. Через разговор с учениками об этих персонажах можно выйти на тему урока: „Beruf", „Hobby", „Sport", „Musik", „Lesen", „Reise".

Ассоциация шума. Это аудиоупражнение. Предлагаю ученикам прослушать фрагмент аудиокассеты (1-2 минуты) с записью различных шумов, например, шума аэропорта. Ученики выдвигают свои гипотезы, обосновывают их. Это пример выхода на темы: «Путешествие», «Города», «Германия».

Работа с ситуациями. Ученики получают в начале урока 3-4 карточки с различными ситуациями. Им дается задание: придумайте реплики, подходящие для данной ситуации. Образцы ситуаций:

  1. Sie haben eine Autopanne. Rufen Sie eine Werkstatt an.
  2. Ihre Freundin fragt Sie: „Was hast du heute gemacht?"
  3. Sie möchten Frau Schmidt besuchen. Sie wissen die Adresse nicht genau. Fragen Sie bitte!
  4. Ein Mann fragt Sie: „Wie komme ich zum Bahnhof?" Beschreiben  Sie den Weg!
  5. Sie sind im Theater. Sie haben den Platz 126, aber da sitzt schon eine Frau.

Это упражнение можно выполнять индивидуально, в парах, в группах.

Вопросно-ответные упражнения можно выполнять в начале урока в разных вариантах. Вариант А: Вопросы уже написаны учителем на карточках, и ученики  вытягивают любые 3-4 вопроса и дают ответы на них (Was machst du abends gern? Welches Buch liest du jetzt? Was hast du zum Frühstuck gegessen? Gefällt dir das Wetter heute?). Ученики могут работать в парах.

Вариант Б: Учитель предлагает учащимся самим придумать три любых вопроса, записать их на отдельных листочках (задание на 2-3 минуты), перемешать, вытянуть любой и ответить. Режимы выполнения могут быть разные: парный, групповой, по цепочке.

Игровое упражнение  „Да – Нет“ знакомо ученикам с детства. Я провожу его в начале урока таким образом: показываю детям маленькую коробочку (конверт), где спрятан какой-либо предмет (часы, открытка, фото, конфета). Ученики должны угадать, что за предмет спрятан внутри, задавая мне вопросы, требующие только кратких ответов ,Ja" или „Nein". Например: Ist diese Sache groß, klein, rand? Kann man das essen? Usw.

Все затронутые темы на речевой зарядке в начале урока в той или иной степени могут служить выходом на основную тему урока. Это зависит от умения учителя правильно применить речевые и игровые упражнения в структуре урока.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение чтению на начальном этапе изучения немецкого языка

В данной статье подробно раскрыты цели и задачи обучения чтению, содержание обучения чтению, программные требования к уровню владения чтением, приведены разнообразные методы и приёмы обучения чтению м...

Релаксация на уроках немецкого языка на начальном этапе обучения

Релаксация — это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель проведения релаксации — снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хо...

Граматические игры на начальном этапе обучения немецкому языку

Проанализировав большое разнообразие приёмов и методов организации учебной деятельности, я выбрала игру как один  из самых эффективных приёмов обучения немецкому яз...

Уроки немецкого языка в начальной школе как организация учебного сотрудничества.

Игра -  важный методический прием. В  материале представлены  различные игры, которые можно использовать  для закрепления пройденных тем на уроках немецкого языка....

Организация начального этапа урока немецкого языка

Организация начального этапа урока немецкого языка. Использование на начальном этапе урока немецкого языка  упражнений, которые подходят для формирования темы урока самими учащимися....

Организация речевой деятельности учащихся на начальном этапе изучения английского языка с использованием игровых технологий

         Организация активной речевой деятельности является наиболее сложной из тех задач, которые стоят перед учителями иностранного языка. Успешному решению этой зада...

Развитие грамматической компетенции на основе использования грамматических игр на начальном этапе обучения немецкому языку

Актуальность работы заключается в том, что развитие грамматической компетентности может проходить продуктивней и успешней, если используются грамматические игры при обучении иностранному языку....