Метод проектов на уроках иностранного языка
статья по немецкому языку по теме

Теоретические и практические материалы по использованию проектной методики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов на уроках иностранного языка

Хромова Ольга Анатольевна

учитель немецкого языка высшей категории

МАОУ «Лицей №37»

В последнее время всё большую актуальность получает тот факт, что изучение иностранного языка направлено  не только на дальнейшее развитие иноязычной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной), а также на развитие и воспитание готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний, социальной адаптации.

Поэтому, естественно, что каждый современный учитель стремится овладеть такой технологией, которая позволит наиболее эффективно реализовать поставленные перед ним задачи. Изучая методическую литературу, принимая участие в научно-практических конференциях, общаясь с российскими и зарубежными коллегами, я познакомилась с понятием проектной методики и заинтересовалась этим видом работы.

Что же представляет собой проектная методика? Согласно определению Евгении Полат, признанного эксперта в этой области, под образовательным или языковым проектом подразумевают совместную учебно-познавательную творческую деятельность учащихся-партнёров, имеющих общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Как уже говорилось выше, в основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить учащимся требуется не только знание языка, но  и владение большим объёмом разнообразных предметных знаний. Кроме того, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.

Таким образом, в контексте обучения иностранному языку  использование проектной методики способствует дальнейшему развитию лингвистической, коммуникативной, социокультурной,  компенсаторной  компетенций, а также общеучебных умений и навыков.

Очевидно, что работа над проектами складывается из ряда этапов (шагов). Такие учёные, как Т. Хатчинсон, предлагают восемь этапов работы над проектом. Я же предпочитаю систему Ф.Л. Столлер из десяти шагов, которая представляется мне наиболее логичной и целесообразной. К основным этапам работы по этой системе можно отнести определение целей, содержания проекта и формы презентации, непосредственную работу  над отбором и оформлением материала и презентацию проекта с дальнейшим  его обсуждением.

В качестве примера хочу привести  работу над проектом  «День Святого Валентина», использую эту разработку с учащимися старших классов в Лицее №37 уже не один год. Данный проект является  групповым, текстовым,  продуктивным моно проектом с открытой координацией.

На первом этапе учащимся  предлагается тема проекта - «День Святого Валентина» - и осуществляется её обсуждение. На втором этапе участники определяют цели проекта и форму презентации. Обычно школьники приходят к выводу, что оптимальной будет устная форма презентации, а материалы лучше всего будет представить в виде коллажа. Третий этап  посвящается работе над содержанием проекта. Каждый из участников высказывает своё мнение о наиболее интересных, с его точки зрения, аспектах праздника. В результате принимается решение отразить в коллаже историю Дня Святого Валентина, интересные обычаи, связанные с его празднованием, а также вспомнить творчество немецких поэтов-лириков, придумать рекламные слоганы для подарков ко Дню Святого Валентина и написать  тексты поздравительных открыток. Четвёртый и пятый этапы представляют собой подготовку и сбор информации. Поскольку участники проекта, как правило, ограничены во времени, большинство материалов  предоставляю сама. Шестой и седьмой этапы заключаются в обработке полученной информации. Отобрав наиболее интересные материалы, учащиеся размещают статьи и фотографии, поздравительные открытки и рекламные слоганы на вырезанном в форме сердца листе ватмана. На восьмом этапе школьники готовятся к презентации проекта. Я помогаю определить последовательность выступлений, обращаю внимание на особенности устной презентации. Девятый этап предусматривает презентацию проекта перед учащимися 5-6 классов. И, наконец, на десятом, заключительном этапе, школьники, проанализировав свою работу, обмениваются впечатлениями. Я считаю, что учащиеся старших классов могут адекватно оценить свою деятельность, вклад каждого участника, подвести итоги работы. Поэтому я всегда предоставляю такую возможность всем участникам проекта.

Хотелось бы отметить, что работа над проектами стала для меня неотъемлемой частью преподавания немецкого языка. Работа над многими темами, особенно в классах с углублённым изучением предметов гуманитарного цикла, завершается созданием языкового проекта.

В заключении хотелось бы остановиться на ещё одном аспекте работы над проектами. Проектная методика личностно ориентирована, она предполагает учёт и использование в процессе обучения индивидуальных свойств учащихся: их личного опыта, контекста деятельности, интересов и склонностей, эмоций и чувств, статуса в коллективе. Всё это позволяет вызвать у школьников позитивную мотивацию и интерес к учебной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о высокой эффективности проектной методики, отвечающей всем требованиям современного методического стандарта. Это подтверждается стабильными оценками учащихся  по предмету. Учащиеся 5-11 классов успешно участвуют в школьных, городских и региональных конференциях и олимпиадах различных уровней, а также в проекте  «Немецкий языковой диплом».

Приложение

Работа над проектом «День Святого Валентина»

по методике Ф. Штоллер

Учитель

Хромова Ольга Анатольевна

Класс

11

Тип проекта:

-по характеру координации (или по степени самостоятельности)

-по способу сбора информации и её источникам

-по форме презентации

-по признаку предметно-содержательной области

-по количеству участников

-по продолжительности проведения


структурированный или с открытой координацией



текстовый


продуктивный

монопроект


групповой

краткосрочный

Задачи:

Образовательные:

-формирование коммуникативных умений и речевых навыков, обеспечивающих познавательно-коммуникативные потребности учащихся старших классов;

-дальнейшее развитие  умений аудирования аутентичных текстов, развитие умений выделять примеры в соответствии с поставленным вопросом;

-совершенствование умений изучающего чтения с целью полного понимания содержания публикаций научно-популярного характера;

-развитие умений использовать письменную речь в ходе проектно-исследовательской работы (написание поздравительной открытки и рекламного слогана).


Развивающие:

-развитие интеллектуальных и творческих способностей, приобретение опыта творческой деятельности;

-приобретение опыта проектно-исследовательской работы;

-развитие умений участвовать в беседе, высказывать и аргументировать свою точку зрения;

-развитие умения генерировать идеи;

-развитие общеучебных умений и навыков, в том числе учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-коммуникативных и учебно-информационных;

-развитие художественного вкуса;

-развитие чувств и эмоций школьников.

Воспитательные:

- воспитание интереса к изучению немецкого языка;

- формирование познавательной активности учащихся;

- воспитание этики межличностного общения, в том числе умения работать в сотрудничестве в процессе межкультурного общения;

-расширение эрудиции учащихся;

-культуроведческое обогащение за счёт сведений о культурных ценностях страны изучаемого языка;

Oборудование

-музыкальный центр и записи песен на немецком языке;

-материал для оформления коллажа;

-рабочие листы с опорами;

-рабочие листы с текстами научно-популярного характера.

Этапы проектной работы.

10 шагов Фредерики Штоллер.

Работа над проектом

1этап

Обсуждение темы, предложенной учителем.

Предложение учащимся темы проекта и её обсуждение.

2 этап

Определение основных целей проекта и формы презентации.

Постановка целей проектной работы и обсуждение формы презентации.

3 этап

Определение содержания проекта.

Обсуждение содержания коллажа: совершенствование  умений участвовать в беседе, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

4-5 этап

Подготовка к сбору информации и сбор информации.

Восстановление последовательности текста об истории праздника – совершенствование умений чтения с полным пониманием.

6-7 этап

Обработка полученной информации.

Создание рекламных слоганов для подарков ко Дню Святого Валентина.

Актуализация знаний о творчестве немецких поэтов-лириков.

Создание текстов поздравительных открыток ко Дню Святого Валентина.

8 этап

Подготовка к презентации.

Оформление коллажа.

Презентация проекта

9 этап

Презентация проекта.

Выступление перед учащимися 5-6 классов.

10 этап

Оценка эффективности проекта.

Самооценка проделанной работы учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Метод проектов на уроках иностранного языка"

Презентация о методе проектов с разработкой проекта по теме "Многоквартирный дом."...

Метод проектов на уроках иностранного языка

Статья методического характера на основе  личного опыта применения проектной методики на уроках иностранного языка...

Использование метода проекта па уроках иностранного языка

Статья содержит краткий обзор использования метод проекта на уроке ИЯ...

Доклад "использование метода проектов на уроке иностранного языка "

данный материал может быть полезен для учителей иностранного языка при работе над проектами...

Метод проектов на уроках иностранного языка

Метод проектов приобрел широкую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний  и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в ...

Метод проектов на уроках иностранного языка

В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80- х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использовани...

курсовая работа "Метод проектов на уроках иностранного языка"

Данная курсовая работа может быть использована учителем английского языка на сврих уроках и студентом-практикантом на практике....