Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
статья по немецкому языку по теме

Материал доклада может быть использован на различных уроках немецкого языка в разных группах классов. Позволяет организовать отдых детей на уроке, повторяя при этом материал прошлых уроков, тем самым закрепляя знания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках немецкого языка

                                                              Фолимонова Л.В., учитель немецкого языка

                                                              МБОУ Мешковской СОШ.

Кто хочет что-нибудь сделать – ищет способ,

Кто не хочет ничего делать – ищет причину.

Восточная мудрость

В наше время перед педагогами стоит очень трудная задача: осуществить свои педагогические цели, сохранив тесную связь с реальной жизнью и при этом не нанести ущерб, как психическому, так и физическому здоровью ученика.

С началом учебного года суточная активность учащихся заметно снижается. Уроки физической культуры не могут в полном объеме восполнить недостаток движений школьника. Поэтому возникает необходимость мероприятий по  организации двигательной активности учащихся в учебное время.

Особое внимание уделяю проведению физкультминуток на уроках.

Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Упражнения составлены так, чтобы при их выполнении были охвачены различные группы мышц.

Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка.

  1. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение.
    Провожу их начиная с первых уроков немецкого языка, когда по команде учителя „Steht auf, jetzt turnen wir“ученики встают и делают простые движения ( поднимают руки вперёд, вверх, вниз), и при этом говорят:

„Eins, zwei, drei, vier,

alle, alle, turnen wir“

  1. Постепенно движения усложняются: это могут быть ходьба, бег, игры в мяч. Они сопровождаются словами: «Alle, alle gehen (laufen, springen, spielen ) wir» Упражнения может проговаривать учитель.
  2. Еще один вариант физминутки, когда дети произносят текст рифмовки, производят простые движения, имитирующие называемые действия.

Ich bin groß,
Du bist klein, .
Er ist lustig,
Wir sind fein!
Ihr seid sportlich,
Sie sind fleißig.
Alle kommen
Aus Leipzig!

  1. Другие  рифмовки включают слова, обозначающие части тела. Например:

Mit dem Kopfe nick, nick, nick.
Mit dem Finger tick, tick, tick.
Mit den Händen klapp, klapp, klapp.
Mit den Füßen trapp, trapp, trapp.
Mit dem Kopfe nick, nick, nick.
Mit dem Finger tick, tick, tick.
Einmal hin, einmal her
Rundherum ist nicht so schwer.

  1. Для учащихся 8-11 классов этот вид отдыха выглядит по-другому. В урок включаю зарядки-релаксации. Релаксация – состояние покоя, расслабленности,  возникающее вследствие снятия напряжения. Упражнения можно проводить под спокойную, тихую музыку. Это занимает 2-3минуты.
  2. Упражнение «Комплименты».

Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

Имитационная игра также способствует правильному развитию ребёнка.

Цель: эмоциональный настрой.

Der Regen

Es nieselt, es tröpfelt, (тихо постукиваем кончиками пальцев по столу)

es regnet, es gießt, (кладем кончики пальцев на стол и стучим чаще и громче)

es hagelt, (хлопаем в ладоши)

es donnert (стучим кулаком по столу)

und alle Leute laufen weg. (прячем руки за спину)

Можно вызвать желающего
Дети
показывают  на его спине осадки, а он старается отгадать.

Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Она снижает утомляемость за счёт эмоционального настроя.
Учебники по немецкому языку для начальных классов содержат этот материал в достаточном объеме. Я это использую обязательно, дети ждут этот вид работы. Некоторые дома заранее просматривают материал будущих уроков и напоминают, что скоро будем петь. Поставили обязательное условие – петь песню до тех пор, пока не разучим новую.

При этом они могут дирижировать, показывать какие-либо движения. К примеру, после выполнения последней административной контрольной работы после ухода присутствующей администрации для снятия напряжения мы вместе пели песни, которые наиболее понравились, запомнились детям.

Скороговорки  применяю на уроках в начальных и средних классах. Этот вид деятельности детям тоже очень нравится, устраивается соревнование на уроке, а зачастую и после занятий в школе.

  1. Als Anna Abends alles aß, aß Anna Abends Ananas.
  2. Blaukraut bleibt Blaukraut, Brautkleid bleibt Brautkleid.
  3. Fünf fleißige Fischer fangen fünf fette Fische.
  4. Kleine Kinder können keinen Kaffee kochen
  5. Kritische Kröten kauen keine konkreten Kroketten
  6. Selten ess ich Essig; ess ich Essig, ess ich Essig mit Salat
  7. Wilde Wiesel wollten wissen, wo warme Würstchen wachsen
  8. Wenn Fliegen hinter Fliegen fliegen, fliegen Fliegen Fliegen nach
  9. Wenn Robben robben, robben Robben

Шутливые рассказы.

Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию усталости напряжения, является смех. Для этого необходимо
рассказать что – нибудь забавное, остроумное из классной жизни. Можно использовать рассказы в картинках, смешные игрушки, при помощи которых можно разыгрывать различные сценки.

Grete ( смотрит на тарелку с двумя пирожками): «Mutti, hier sind drei Kuchen,

          nicht zwei.

Mutti (удивлённо):   Drei?

G :   Ja, ich kann zählen. Das ist eins. Und das ist zwei. Eins und zwei sind drei.

M :  Oh, du kannst sehr gut rechnen! Nun, gut. Ich esse also einen Kuchen, der

        Vater  - den zweiten. Und du isst den dritten. Schön?

Применимо для учащихся средних и старших классов, знания языка позволяют понять материал, не прибегая к обязательному для всех переводу и работе со словарем.

Упражнение «Гимнастика для глаз» (Augengymnastik)

  1. Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо. Зажмурившись снять напряжение, посчитав до 10. Seht nach oben, dann nach unten, Jetzt - nach links, und dann nach rechts. Schließt die Augen stark und zählt bis 10.
  2. Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против нее. Stellt ihr den große Kreis vor. Bewegt im Kreis mit den Augen zuerst nach recht, dann nach links.
  3. После продолжительного зрительного напряжения очень хорошо, например, следующее упражнение. В руке перед глазами держим карандаш или ручку (близкий объект). В качестве дальнего объекта может быть сам учитель, стоящий перед классом. В течение одной минуты по команде учителя (Seht (bitte) auf mich, (jetzt) – auf den Kugelschreiber) дети быстро переводят взгляд с близкого объекта на удаленный. Это упражнение способствует улучшению функционального состояния зрения, очень благоприятно действуя на глаза при близорукости слабой степени.

Для разнообразия занятий, можно предложить передать содержание стихов, рифмовок, песен в рисунках. Рассказывая короткие стихи, одновременно можно их рисовать мелом, фломастером. Рисование развивает творческое воображение, зрительную память, а также координацию движений пальцев и кистей рук.  

Punkt, Punkt …

Punkt, Punkt, Komma, Strich-

fertig ist nun das Gesicht.

Körper, Arme, Beine dran-

fertig ist der Hampelmann.

Hände, Füße und ein Hut.

Ist der Hampelmann nicht gut?!

Punkt, Punkt, Komma, Strich

fertig ist das Mondgesicht.

Ein Paar Ohren, wie die Möhren,

einen Hals, wie Schmalz,

einen Bauch, wie Rauch,

ein Paar Beine, wie ‘ne Sechs,

fertig ist die alte Hex!

Упражнение  «Гимнастика для ушей» (Ohrengymnastik)

Для выполнение комплекса упражнений учащиеся делятся на две группу – левое и правое ухо. Состав  групп не должен повторяться, поэтому учитель раздает ученикам карточки с  частями левого и правого уха. Собравшись вместе, школьники составляют два уха. Становятся в два ряда, друг за другом, согласно своей карточки и выполняют следующие задания:

- Nehmt eure Ohrenläppchen mit Fingern und drücken schwach, dann massiert sie. (массаж мочки уха).

- Massiere energisch Ohrenmuscheln. (Энергичный массаж ушных раковин).

- Nehmt linkes Ohr mit rechen Hand und  rechtes Ohr mit linken Hand. Zieht ihr  zuerst nach unten, dann nach oben 20 Mal. (Берут левое ухо правой рукой, правое ухо левой, дергают себя за ушки – сначала 20 раз вниз, затем берутся за серединку и дергают себя вверх тоже 20 раз)

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют дыхательную гимнастику.

Упражнение «Дыхательное упражнение» (Bauchatmen)

Atme langsam ein, zähle dabei bis drei, halte den atmen an und zähle wieder bis drei, atme aus und zähle dabei bis drei, dann halte wieder an und zähle dabei bis drei. (Медленный вдох, посчитайте до трех, задержите дыхание, посчитайте до трех, выдохните и снова посчитайте до трех, снова задержите дыхание и посчитайте до трех).

Проектная деятельность

Использование на уроках проектной работы создает высокую мотивацию для работы на уроке иностранного языка. При организации данного вида деятельности в группе учащиеся получают возможность пообщаться друг с другом, создается ситуация успеха. Проектная технология позволяет снять чувство тревожности, так как учащиеся получают возможность выполнить работу совместно, помогая друг другу. При организации данной работы устанавливаются контакты, создается атмосфера доверия и доброжелательности. Подобные виды работы активизируют все важнейшие системы человеческого организма, способствуют развитию креативности.

Индивидуальный и дифференцированный подход на моих уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Дополнительный языковой материал подбирается с учетом увлечений ученика. Организуя виды взаимодействия, учитываю уровень экстравертированности/ интровентированности учащихся.

Например, для выполнения определенных заданий на моих уроках разрешается выбрать либо индивидуальный, либо групповой стиль работы.

Можно, например, подготовить презентацию, или сделать задание в письменной форме.

Практикую на своих уроках элементы разноуровневого обучения:

Выбор уровня выполнения домашнего задания, контроля по теме.

Пример выбора домашнего задания.

6 класс Тема: «Мой день». Седьмой урок по теме. Задание: рассказать о своем

выходном дне.

На 3 балла - написать рассказ 7-8 предложений (основа есть в учебнике);

на 4 балла- рассказать о своем выходном 7-8 предложений;

на 5 баллов - рассказать о том, как ваша семья проводит выходные ( 10-12

предложений).

Стремлюсь к тому, чтобы урок проходил непринужденно, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.

Неэффективное использование учителем педагогических приемов и способов воздействия негативно влияет на психологическое здоровье ученика разными путями: через повышенную утомляемость, возникновение состояний стресса, снижение восприятия, ухудшение запоминания, формирование негативного отношения к обучению, нарушение дисциплины.
К одним из 
недостатков проведения урока, негативно влияющим на психологическое здоровье учащихся относятся:

  1. монотонность речи учителя;
  2. металлический, резкий, крикливый голос;
  3. однообразие ораторских приемов;
  4. окрики и упреки типа « Сидеть», «Молчать», «Не вертеться»;
  5. отсутствие средств наглядности или формальное их использование;
  6. безразличие к пассивной позиции учащихся;
  7. не использование ИКТ;
  8. не связанность нового материала с ранее изученными;
  9. отсутствие заинтересовывающей эмоциональной окраски при изложении материала и другие.

С этими неприятными явлениями на уроках со своей стороны стараюсь бороться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В данном материале рассматриваются разные способы применения данной технологии на уроках иностранного языка....

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.    Здоровье человека —  достаточно актуаль­ная тема для разговора  для всех времен и народов, а в XXI веке он...

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на каждом уроке продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей. Поэтому, одной из приоритетных задач образован...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка. Работа составлена на основе УМК Кузоовлева В. П. , но, без всякого сомнения, может использоваться и при работе с другими УМК....

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка.Из опыта работы.

В настоящей работе автор представляет систему работы по технологии здоровьясбережения на уроках немецкого и английского языка....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА-статья...