ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
методическая разработка по теме

В данном материале рассматриваются разные способы применения данной технологии на уроках иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekciya_4.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция 4.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

        Одно из приоритетных направлений развития государства – сбережение здоровья нации. Об этом говорят очень много. Наиболее широко этот вопрос освящается в процессе обучения детей в ДОУ и школе. Наши дети учатся действительно МНОГО. Задача современного педагога не только научить ребенка каким-то знаниям, но и сформировать здорового члена общества.

        Изучение иностранного языка – это сложный многогранный процесс, где задействуются все мыслительные способности ребенка. Память, воля, внимание, оперативное мышление и другие психические процессы развиваются и совершенствуются в процессе изучения иностранного языка.

        Перед педагогом встает вопрос как помочь ребенку осваивать тот или иной язык без вреда его здоровью.

        Прежде всего педагог перед началом своей работы должен проконсультироваться с логопедом. К сожалению есть детки, которые даже при поступлении в школу имеют проблемы по логопедии. Наша система образования не предусматривает отдельной работы с такими детьми ( в сфере обучении иностранному языку), а то и вовсе это исключает, так как ГОСТ по программе дается для всех один. Дети в школе все изучают иностранный язык.

        Здоровьесберегающие технологии в обучении иностранному языку классифицируются на :

1). Арттерапия .

2). Психогимнастика.

3). Пластические этюды.

4). Физкультминутки.

5). Дыхательная гимнастика.

6). Гимнастика для глаз ( кистей рук, мышц шеи, спины).

7). Релаксация («пять минут тишины»).

8). Соблюдение возрастных и гигиенических норм при обучении школьников и дошкольников ( длительность урока или занятия, количество детей в группе, освещение кабинета, ).

9). Соблюдение психических и физиологических норм для каждого возраста.( правильная посадка детей).

10). « звуки природы», « мелодии океана».

        В связи с освоением письма кисть школьника испытывает большую нагрузку. Письмо – это вид деятельности, который требует от ребенка сложнокоординированных движений. Однако механизмы, обеспечивающие эти движения, еще не сформированы. Продолжаются процессы формирования мышц кисти, пальцев и окостенения фалангов пальцев. В это время необходимо нормировать длительность письма с учетом морфологических и функциональных возможностей ребенка. Чтобы избежать утомления, необходимо использовать в младших классах упражнения для релаксации кистей рук ( пальчиковые игры, «театр в руке»).

        В процессе освоения письма учащийся пишет не только рукой, но и «всем телом». Мышцы ребенка , не зависимо от того, в каком он классе, поддерживающие  позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Такое состояние часто приводит к общему утомлению школьников. При этом ухудшаются память, внимание, работоспособность и в целом снижается педагогическая эффективность урока. Для того, чтобы снять напряжение, на физкультурных паузах проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц ( шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса). Эти упражнения могут выполняться либо на рабочем месте, либо в сочетании с переходом стоя.

        Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры головного мозга и активизировать детей на уроке. Сегодня можно применять на уроках и занятиях дыхательную гимнастику с точечным массажем. Все движения пальцев и рук можно сопровождать лексикой изучаемого языка.

        Комплекс 1.

«Моем руки» - движения кистями, как при мытье рук.

«Шагаем по пальчикам» - Указательным и большим пальцами надавливаем на каждый ноготь другой руки.

«Лебединая шея» - Легкие поглаживающие движения от грудного отдела до подбородка.

«Крепко спим» - Вдох через нос, задержка дыхания. Выдох через рот.

«Сделаем носик тоненьким» - Указательными пальцами массируем ноздри.

«Как мычит теленок» - Сделаем вдох и на выдохе произносим звук [ m-m-m], при этом постукивая пальцами по крыльям носа.

«Сдуваем листик» - Дуем на ладонь. Вдох через нос, выдох через рот.

        Функциональная и анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения на физкультурных минутках гимнастики для глаз. Головные боли, головокружение, тошнота являются наиболее распространенными последствиями перенапряжения глаз.

Упражнение 1. Учитель, показывая какой-то предмет, вращая его по кругу слева направо и обратно, заставляет глазные я блоки учеников сосредоточиться на нем и медленно вращать глазными яблоками.  

Упражнение 2. Учитель водит предмет вверх, вниз. вправо, влево, в правый нижний угол, в левый верхний угол, в левый нижний угол, в правый верхний угол – сосредотачивает внимание на предмете. (Глаза необходимо поворачивать с усилием. В крайних положениях фиксировать взгляд на 2-3 секунды. Выполнять по два цикла).

Упражнение 3. Смотреть 3-4 секунды на большой палец, вытянутый на уровне глаз правой руки. Отводя руку вправо – взгляд за пальцем, вернуться в исходное положение. То же повторить с левой рукой. Повторить 2-3 раза.

Упражнение 4. Смотреть на кончик пальца, удерживая его перед лицом на расстоянии 25-30 см. Затем перевести взгляд на какой-нибудь предмет. В каждом положении задерживать взгляд на 2-3 секунды. Повторить 2-3 раза.

Упражнение 5. Расслабление.

а) закрыть глаза и постараться максимально расслабить веки.

б) растереть ладонь о ладонь до появления тепла и легко прикоснуться подушечками пальцев к закрытым векам. Это максимально поможет расслабить мышцы глаз. Задержаться в этом положении 10-20 секунд.

        Положительные эмоции являются неотъемлемой частью здорового образа жизни. Говоря о положительных эмоциях. следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. При изучении иностранного языка педагог хвалит ребенка за то, что он вспомнил название предмета, написал правильно новую букву, рассказал рифмовку, запомнил новое слово. При изучении нового предмета это особенно актуально. Это поощряет ученика прилагать усилия и дальше, так как изучать новый язык – это всегда трата сил, умений и эмоций. От педагога зависит, какую эмоциональную атмосферу он создаст на уроке. Таким образом, поощряя ребенка, педагог сохраняет и укрепляет не только физическое, но и эмоциональное здоровье учащегося.

        Комплекс энергетической зарядки «Голубой дождик» проводится эмоционально в среднем темпе.

1. «Идет голубой дождь» - дети мягко похлопывают подушечками пальцев по лбу.

2. «Подставим дождику щечки» - то же движение по щекам.

3. Легкие похлопывания по груди.

4. Легкие похлопывания по рукам.

5. Легкие похлопывания по голеням вниз к стопам.

6. Легкие похлопывания по спине ( дети могут похлопать по спинам друг друга).

7. заканчиваем так: «набираем» полные ладони дождика и «выливаем» воду на себя, поглаживая лоб, щеки, грудь, руки, ноги и спину.

        Выполняя эту энергетическую зарядку можно использовать рифмовки, стихи, песни изучаемого языка. Это будет интереснее и поможет закреплять лексические единицы.

        Все большую популярность приобретают пластические этюды на уроках иностранного языка. Их можно варьировать в зависимости от возраста учащихся. Они помогают разнообразить урок и помочь детям расслабиться. Также можно использовать лексическое сопровождение изучаемого языка.

1. «Скульптор и пластилин». Дети разбиваются на пары: один – «скульптор», другой – «пластилин». Сначала всем нужно дать общее задание: например, «вылепить» кошку. «Лепить» нужно. осторожно дотрагиваясь до разных частей тела, перемещая их в пространстве. Когда «скульптура» готова, можно придумать другую по своему желанию и «вылепить» ее.

2. «Оркестр». Из группы детей выбирается ведущий, исполняющий роль дирижера. Остальные дети делятся на две группы – «оркестр». «Дирижер» встает лицом к «оркестру» и делает движения руками: по очереди правой и левой и одновременно двумя. Так задается движение «оркестру» («дирижер» опускает руки вниз – «оркестр» приседает, поднимает руку вверх – «оркестр» встает на носочки и т.д.) Одна из групп делает движения одновременно с правой рукой «дирижера», другая – одновременно с левой.

3. «Болото». Пол в классе превращается в «болото». Дети передвигаются по болоту, переходя из положения стоя в положение сидя («болото засасывает»).

4. «Горная река». Пол в классе превращается в «горную реку» со множеством камней. Дети должны пройти через реку по камням (осторожно, быстро, медленно и т.д.).

5. «Веселые рисунки». Детям предлагается взять воображаемый мел и «нарисовать» на воображаемой доске простой рисунок, например цветок, домик, солнышко и т.д. Потом нарисовать этот предмет кончиком носа, затем подбородком, ухом, плечом и т.д. Нужно следить за точностью рисунка. Воображаемые линии «рисовать» медленно, без рывков, удерживая равновесие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.    Здоровье человека —  достаточно актуаль­ная тема для разговора  для всех времен и народов, а в XXI веке он...

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на каждом уроке продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей. Поэтому, одной из приоритетных задач образован...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка. Работа составлена на основе УМК Кузоовлева В. П. , но, без всякого сомнения, может использоваться и при работе с другими УМК....

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка.Из опыта работы.

В настоящей работе автор представляет систему работы по технологии здоровьясбережения на уроках немецкого и английского языка....

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

Материал доклада может быть использован на различных уроках немецкого языка в разных группах классов. Позволяет организовать отдых детей на уроке, повторяя при этом материал прошлых уроков, тем самым ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА-статья...