Специфика использования компьютера на уроке иностранного языка
статья по немецкому языку по теме

Колышкина Лариса Николаевна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_kompyutera_na_uroke_inostrannogo_yazyka.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. «Специфика использования компьютера на уроке иностранного языка»

Народная мудрость нового времени гласит: «Умные пользуются компьютером, чтобы сберечь время, а дурные, чтобы его потратить». Специфика предмета иностранного языка обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Ведущим компонентом содержания обучения иностранного языка является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучающая компьютерная программа является тренажером, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создает условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что и особо ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто проходят мимо их сознания и не остаются в памяти. Использование компьютеров на уроках иностранного языка – потребность времени. Сфера применения компьютера в обучении иностранным языкам необычно широка. Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, новыми образцами высказываний, а также с деятельностью общения на иностранном языке. На этапе тренировки и на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений компьютер использую в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых. Учитываю то, что компьютер может быть “собеседником” обучаемого, т. е. работать в коммуникативно-направленном диалоговом режиме и определенным образом, например, с графических средств, анализатора и синтезатора речи восполнять отсутствие естественного коммуниканта, моделируя и имитируя его неречевое и речевое поведение. Он  может создавать оптимальные условия для успешного освоения программного материала: при этом обеспечивается гибкая, достаточная и посильная нагрузка упражнениями всех учеников в классе. Кроме того трудно переоценить роль компьютера как средства осуществления контроля над деятельностью учащихся со стороны учителя, а также как средства формирования и совершенствования самоконтроля. В затруднительных случаях компьютер позволяет ученику получать необходимые сведения справочного характера за короткий промежуток времени, предъявлять ему те или иные “ключи” для успешного решения задания.

Компьютер позволяет предъявлять на экране дисплея элементы страноведческого характера, особенности окружения и обстановки, которые могут использоваться как фон формирования у обучаемых речевой деятельности на иностранном языке, обладает большими возможностями для построения цветных изображений, поддающихся необходимым преобразованиям в заданных пределах.

Отмеченные возможности компьютера делают его прекрасным техническим средством для различного рода пояснений и обобщений явлений языка, речи, речевой деятельности.
Любое использование ИКТ в классе приносит пользу только в том случае, если оно функционально. Например, показывая картинки в режиме слайд-шоу (каждый слайд по 1 мин.), я прошу учащихся составить рассказ, вспомнив все виденное. При изучении новых слов показываю картинки на  изучаемую лексику в режиме слайд-шоу, а затем учащиеся перечисляют слова или записывают их. Это также может быть картинка в дополнение к содержанию учебника по данной тематике, или представляющая тему под другим углом. Это может быть серия картинок, служащая для реконструкции события и устного рассказа или письменного изложения.

Задание с использованием презентации для проверки достижений учащихся я представляю в виде текста с пропущенными словами или фразами, которые учащиеся должны заполнить. Затем они обмениваются ответами и проводят взаимопроверку, а на доске в пропуске по щелчку появляется правильный ответ. Для большей мотивации, я иногда  вместо слов вывожу на экран картинки, помогающие понять значение пропущенных слов. Вышеперечисленные задания являются примерами наиболее распространенного использования ИКТ мною на уроках немецкого языка.

По Новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту во всех школах обучение иностранным языкам начинается со 2го класса. Часто на уроках иностранного языка процесс вовлечения учащихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным. При работе с использованием компьютеров это исключено, так как необходимые на уроках наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны – “изображения” движутся, разговаривают по-немецки, задают вопросы и т.д. Некоторые  могут спросить: а не превратится ли урок при этом из творческой работы в нечто развлекательное? Я могу уверенно ответить нет, так как, чтобы получить при работе с компьютером хорошую оценку, ученику приходится творчески работать. Это большой труд, но себя оправдывает. Радость познания – вот что дает использование компьютеров на уроках. А это, в свою очередь, вместе с развитием мышления ведет к развитию инициативной речи. Девиз моих учеников на уроке таков: «Не знаешь – учись, не понимаешь – подумай, не умеешь – пробуй!»

  1. «Преимущества  применения ИКТ на уроках иностранного языка»

Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

– источник информации (частично или полностью заменяющей учителя и учебник);
– наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
– тренажер;
– индивидуальное информационное пространство;
– средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

– средство подготовки текстов и их хранения;
– текстовый редактор и графический редактор;
– вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
– средство моделирования.

Компьютерные технологии на уроках иностранного языка – это использование компьютерных обучающих программ и интернет ресурсов.

 Мультимедийные обучающие программы позволяют организовать самостоятельные действия каждого ученика. Красочность, увлекательность программ вызывает огромный интерес у учащихся, повышает эффективность урока. Конечно, электронный учитель не заменит живого, но он является вспомогательным средством обучения. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность мультимедийных программ вызывают огромный интерес у школьников. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся, компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно. Учитель может использовать отдельные фрагменты программ, включая их в уроки, соответствующей тематики, при введении нового лексического или грамматического материала, при обучении диалогической речи, чтения, письма, отработке произношения, при отдельных видах контроля  и так далее. Т. е. компьютерные технологии – это передовые технологии, технологии будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование компьютеров на уроках русского языка

использование компьютеров на уроках русского языка...

Формы работы с компьютером на уроках иностранного языка

Использование компьютерных технологий на занятиях иностранным языком можно представить в разнообразных формах. Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текст...

Использование компьютера на уроках английского языка как средство интерактивного обучения

Новые условия развития современного общества, Интернет и компьютеризация стимулируют развитие преобразований в преподавании английского языка в школе. Современный педагогический процесс невозможен без...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА УРОКАХ  РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (статья)...

Использование компьютера на уроках иностранного языка в начальной школе

Способы использования и методы диагностики эффективности...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Учащимся интересно использовать свои знания одновременно по русскому языку и информатике, они работают с программами-тренажерами, отрабатывая темы, изученные на уроках, с контролирующими программами, ...

Доклад к районной конференции «Специфика реализации ФГОС на уроках иностранного языка»

В докладе раскрываются основные аспекты процесса иноязычного образования и предлагаются эффективные методы и приемы в изучении ИЯ....