Здоровьесберегающие технологии на уроках немецкого языка
статья по немецкому языку на тему

Колышкина Лариса Николаевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Здоровьесберегающие технологии
  2. на уроках немецкого языка

Автор: Колышкина Лариса Николаевна

В последнее время многие ученые, методисты, работники образовательных учреждений, а также родители обеспокоены организацией благоприятного климата на уроках в школе. Большая загруженность информацией, которая поступает к детям через разные источники: радио, телевидение, прессу, Интернет, пагубно воздействует на физическое, психическое и моральное здоровье подрастающего поколения. Кроме того увеличилось количество гиперактивных детей, детей с неустойчивой психикой, повышенной утомляемостью, ослабленной памятью, неорганизованностью и склонностью к нарушениям дисциплины. Поэтому остро встает вопрос: «Как сохранить здоровье ребенка и дать ему определенный объем знаний?»

Для организации благоприятного климата на уроках немецкого языка, для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации учащихся я использую элементы здоровьесберегающих технологий. Например, релаксация, т.е. расслабление после напряженной умственной деятельности. Цель ее – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Для релаксации могут быть использованы различного рода движения, игры, пение, танцы. При ее проведении не надо ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения.

Такая форма релаксации как зарядка с использованием движений, песен, рифмовок, танца основана на том, что мышечное движение снимает умственное напряжение, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание детей. Особенно это важно для детей, у которых наблюдаются нарушение чувства ритма и темпа, скованность движений, общая моторная неловкость.

Одной из важнейших форм релаксации является игра. Но не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игра, которая способствует отдыху, вызывает положительные эмоции, легкость и удовольствие. Она создает атмосферу отвлеченности и снимает напряжение у детей.

Музыка и пение играют большую роль при изучении иностранного языка, являясь эффективным дополнительным материалом, который знакомит со страной, историей, обычаями, нравами, культурой, литературным и музыкальным творчеством ее народа. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т.д.

Очень часто я начинаю урок с упражнений на улучшение памяти и внимания. Иногда человек, чувствуя себя совершенно здоровым, не всегда может похвастать хорошей памятью, умением концентрировать внимание, высоким уровнем мышления. Это важно для обучения вообще, а для изучения иностранного языка особенно.

Фонетические упражнения, проводимые на уроках иностранного языка, в первую очередь дают возможность перестроить органы речи на произнесение звуков с родного языка на иностранный язык. Кроме того, фонетические упражнения оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка. Например, упражнение «Регулятор громкости» при произношении гласных звуков раскрепощает голос и освежает мозг.

Во избежание усталости учащихся продумывается смена видов работ: чтение, устная речь, аудирование, фронтальный опрос, работа в группах, диалог, ролевая игра и т. д. Смена видов работ способствует развитию мыслительных операций и одновременно отдыху учеников.

Использование на уроках проблемной технологии, проектной работы создает высокую мотивацию для работы детей на уроке. При организации работы в группе учащиеся получают возможность пообщаться друг с другом, создается ситуация успеха. Проектная технология позволяет снять чувство тревожности, так как ребята получают возможность выполнить работу совместно, помогая друг другу. При организации данной работы устанавливаются контакты, создается атмосфера доверия и доброжелательности. Подобные виды работы активизируют все важнейшие системы человеческого организма, способствуют развитию креативности.

Проблемное обучение рассчитано не столько на усвоение готовых знаний, умений и понятий, сколько на непосредственное развитие мышления учащихся в процессе решения ими разнообразных проблем. Когда человек входит в проблемную ситуацию и затем в рефлексивное ее исследование, появляется новый навык, новая способность. Это способность анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы. Причем способность объективно необходимая, а не как нечто случайным образом заданное к выполнению. Наконец, развитие рефлексивных навыков повышает общий интеллектуальный и личностный уровень человека.

Для снятия умственного напряжения и утомления на уроках служит наличие эмоциональных разрядок: физминутки, упражнения для улучшения зрения, внимания, памяти. Проведение эмоциональных разрядок позволяет избежать статистичного положения рабочей позы.

Задания учащимся предлагаются дифференцированно, для карточек берется бумага разного цвета, что тоже не случайно:

• Розовый цвет – цвет жизни, помогает бороться со стрессом, стимулирует чувственность, возвращает жизненную силу.

• Желтый цвет – ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему.

• Голубой цвет – снимает раздражительность, создает атмосферу умиротворения, ассоциируется со спокойствием.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий дает возможность добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников, снять последствия отрицательных воздействий на организм, позволяет легче и успешнее овладевать необходимыми знаниями на уроке, преодолевать трудности в обучении.

Литература:

  1. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. «Почему учиться трудно?» М.: Семья и школа. 1996.
  2. Бим И.Л. «Модернизация структуры содержания школьного языкового образования» // Иностранные языки в школе. 2005. №8.
  3. Варламова С.И. «Здоровье наших учеников»// Начальная школа. 2003. №2
  4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. «Теория обучения иностранным языкам». 2-е изд. М.: Академия, 2005.
  5. Зимняя И.А. «Психология обучения иностранным языкам в школе». М.: Просвещение, 1991.
  6. Карпова А.К., Рощина Г.А. «Физкультминутки для начальной школы». Ярославль. 2006.
  7. Костромина Н.И. «Как избежать школьных перегрузок» // Начальная школа. 2004. №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка в начальной школе

в данной работе используется теоретический материал и даётся практическая направленность...

Здоровьесберегающие технологии на уроках немецкого языка

Статья методического характера из опыта работы...

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии на уроках немецкого языка»

Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности. На своих уроках дл...

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка

Урок иностранного языка отличается большей интенсивностью и требует от учащихся высокой концентрации внимания и напряжения сил. Поэтому необходимо помнить о здоровье обучающихся, о создании условий, к...

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках немецкого языка"

Сегодня очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения. Мно...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка (из опыта работы)

Рассказывается об использовании здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого (или другого иностранного языка)....

Здоровьесберегающие технологии на уроках немецкого языка

Повышегие мотивации учащихся в изучении немецкого языка путем использования игровых ситуаций на уроках....