Тастембекова Айслу Шамбыловна "Роль наглядности и игровых приёмов в обучении иностранному языку"
статья по немецкому языку по теме

Дубасова Ирина Яковлевна

                                         Выступление на РМО учителей немецкого языка подготовила учитель немецкого языка МКОУ   «Кромская ООШ»   Тастембекова Айслу   Шамбыловна. "Роль наглядности и игровых приёмов в обучении иностранному языку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_microsoft_word.docx93.48 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая лаборатория учителей иностранных языков

Роль наглядности и игровых приёмов в обучении иностранному языку

                                       

                                         Подготовила: учитель

                                                немецкого языка МКОУ

                                   «Кромская ООШ»

                                      Тастембекова Айслу  

                           Шамбыловна.

2013

         Наглядность является одним из наиболее популярных средств обучения иностранному языку. В преподавании иностранных языков наглядность используется издавна, причем в самых разных методических целях. Наглядность может быть использована как демонстрационный или как раздаточный материал. Как демонстрационный материал наглядность используется, если группа учащихся работает с одной и той же картинкой, как раздаточный материал, если каждый учащийся работает со своей, не повторяющейся у других учащихся картинкой. Чтобы правильно применить наглядность, учитель должен уметь по содержанию картинки определить ее тип. Тип наглядности предопределяет ее учебное амплуа (возможные случаи ее использования) и методику работы с ней. В качестве раздаточного материала используются небольшие по размеру предметные картинки, ситуативные картинки, а иногда и другие типы картинок. Применяя раздаточный материал в ходе урока, учитель должен руководствоваться рядом правил. Раздаточная наглядность имеет самостоятельную учебную ценность и не дублирует демонстрационной наглядности.

Так как мышление у детей младшего школьного возраста конкретное, наглядно-действенное, то подбираем яркий, выразительный, красочный, разнообразный иллюстративный материал. Используем много фотографий, вырезок из журналов, пособий. У детей семилетнего возраста преобладает непроизвольный вид памяти, при котором отсутствует сознательно поставленная цель. Память ребенка - его интерес: ребенок действительно легко и надолго запоминает то, что вызвало его непосредственный интерес, что привлекло его своей яркостью, необычностью, а также то, с чем он активно действовал (играл, перекладывал и т. д.). Существенную роль при этом играет образ. Если мы показываем предметы и называем их по-немецки, то слова лучше запоминаются. Поэтому первоначальную презентацию лексики проводим с помощью игрушек, картинок. Чем труднее слово, тем более запоминающейся, яркой, наглядной должна быть его презентация. Каждому учителю хорошо известно, что невозможно создать прочную языковую базу у школьников без усвоения ими лексического материала.

                    Лексические схемы на уроках немецкого языка.

В работе с детьми 1-3 классов можно использовать наглядные средства для обучения лексике, в частности, - лексические карточки: в клеточки прямоугольника вписаны слова; как правило, рядом с ними помещены соответствующие картинки. В четвертой клеточке сделан кармашек, в который вложен лист бумаги, закрывающий написанное слово.

Вот пример такого прямоугольника:

tanzen

spielen

singen

?

Учитель просит учащихся найти слово, написанное в четвертой клетке и сравнить слова в первой и второй клетках. Когда учащиеся овладевают достаточным запасом лексики, на основе угаданного слова они составляют небольшие высказывания. Данный прием возможен на различных этапах урока. В начале урока он служит хорошей опорой для проведения лексической зарядки. Можно использовать этот прием работы для создания игровой ситуации: «Догадайтесь, какое слово написано в четвертой клетке прямоугольника, и вы узнаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке». Иногда мы предлагаем несколько прямоугольников, в которых нужно выбрать те слова, которые соответствуют теме урока. Данный прием работы играет свою положительную роль в повышении уровня усвоения лексики учащихся. Дети воспринимают его как игру. В игре же они легко и прочно усваивают необходимые знания.

       Использование наглядных пособий при обучении грамматике.

Среди наглядных средств, активизирующих работу на уроке и усвоение материала используют наглядные пособия, несложные в изготовлении. Скажем при изучении предлогов in и unter возможно изготовление такого наглядного пособия.

На листах плотной чертежной бумаги изображена комната, по пунктирным линиям (находящимся верхней и нижней частях рисунка) бумага разрезана, но не до конца. Отдельно на двух маленьких листах бумаги (движках) нарисована кошка. Движок перемещается по полоске бумаги, которая образовалась в результате надреза. Таким образом можно отработать и другие предлоги, вот одна из разработок такого урока. Здесь используются картинки «Гора» и «Семь гномов». Учитель говорит учащимся: «Wir lernen das Lied von sieben Zwergen.» На доске вывешиваются картинки и записывается текст рифмовки.

Dort hinter jenem Berge,
Sim-serim-sim-sim,
Da sitzen sieben Zwerge
Und machen viel Klim-bim.

Предлог hinter выделен цветным мелом. Учитель читает рифмовку с доски и переводит ее, учащиеся воспроизводят каждую строку хором и индивидуально. Учитель стирает в тексте предлог hinter и пишет вместо него vor. Картинка с семью гномами перемещается, текст воспроизводится в новом варианте. Аналогично предъявляются предлоги: an, neben,unter, uber. Учитель перемещает картинку с гномами над горой и говорит: uber. Затем он перемещает картинку под гору, по жесту учителя и с его помощью ученики реагируют: unter и т. д. Текст рифмовки читается учащимися, меняя предлоги.

Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.

Игра всегда предполагает принятия решения  -  как поступить, что сказать, как выиграть. Для детей игра, прежде всего  -  увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий  -  всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения  - оказывается, я могу говорить наравне со всеми.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

-     создание психологической готовности детей к речевому общению;

-    обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

-    тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.

В структуре ролевой игры  выделяются такие  компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.

Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо проявлять чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

В своём сборнике «Вопросы  методики обучения иностранным языкам за рубежом» немецкий методист Ф. Лейзингер показывает большие коммуникативные и, следовательно, обучающие возможности ролевой игры для развития устной речи. Ролевая игра, по его мнению, наиболее точно воссоздает атмосферу общения. За её участниками (учащимися) закрепляется определённый характер, они находятся в определённых отношениях в рамках какой-либо конкретной ситуации, что предполагает разнообразную речевую реакцию, включая эмоциональную. У учащихся возникает потребность выразить радость или огорчение, восторг или негодование и они должны найти средства для выражения своих эмоций.

Я полностью поддерживаю теорию М. Ф. Стронина, который в своей книге «Обучающие игры на уроках немецкого языка» подразделяет игры на следующие категории: - лексические игры; грамматические игры; фонетические игры; орфографические игры.

Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку. Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.

 Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и, кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.

При планировании уроков и подборе к ним различных игр я стараюсь учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях - опору на родной язык.

 Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.

Вот несколько примеров ролевых игр, которые можно использовать на уроках немецкого языка:

Игры по аудированию

Цели: - научить учащихся понимать смысл  однократного  высказывания;

- научить учащихся выделять главное в потоке информации;

- развивать слуховую память учащихся.    

ЧЬЕ СОЛНЫШКО ЯРЧЕ?

Капитаны команд выходят к доске, на которой нарисованы два кружка, и описывают животное по картинке. Каждое правильно сказанное предложение – это один лучик к кружку и один балл. Побеждает тот капитан, чье солнышко будет иметь больше лучиков, т.е. больше баллов.

ХЛОПАЕМ В ЛАДОШИ.

Члены обеих команд становятся в круг. Ведущий – в центре круга. Он называет вперемежку домашних и диких животных. Когда дети слышат название дикого животного, они хлопают один раз, когда слышат название домашнего животного, то хлопают два раза. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Победительницей считается та команда, в которой останется больше игроков.

Лексические игры

Цели: - тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

-  активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

-   развивать речевую реакцию учащихся.

УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ.

Во время устного вводного курса школьники знакомятся с большим количеством лексических единиц. И большую помощь в освоении этих слов оказывает игра в «Учителя и учеников». Ученик в роли учителя задает вопросы ученику, показывая картинку с изображением определенного предмета, на которые тот отвечает. Затем играющие меняются местами. Я стараюсь, чтобы в паре работали слабо подготовленный с хорошо подготовленным.

СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ.

 В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию. Учитель: Поможем Буратино собраться в школу. Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-немецки. В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он берёт.

ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК.

Оборудование:  ромашки со съемными разноцветными лепестками. Класс делится на три команды. Школьники друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.

Фонетические игры

Цель - тренировать учащихся в произнесении немецких звуков.

«ШИРОКИЕ И УЗКИЕ» ГЛАСНЫЕ.

Цель: формирование навыков фонематического слуха.

 Ход игры: преподаватель называет слова. Обучаемые поднимают руку, если звук произносится долго. Если гласный произносится кратко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.

 1. Ungewöhnliches Telefon.

 На доске рисуется большой телефон, на кнопках которого вместо цифр указаны буквы. Задача участников игры: за определенное время составить из букв как  можно больше слов и    произнести их.

 2. Sag ein Wort!

 Ведущий бросает участникам игры по очереди мяч, называя звук, участники   возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.

 3. Ändert einen Laut.

На доске изображены рисунки, под каждым рисунком- 2 буквы. Первая:  для подсказки того, что изображено, а вторая: чтобы изменить слово с ее помощью.

Например: рука      a=u (Hand- Hund)                 лунa      o=u (Mond- Mund)     

         дверь    ü=ie (Tür- Tier)                            ваза       V=N (Vase- Nase)

         рыба     F=T (Fisch- Tisch)                       дом        H=M (Haus- Maus)

         брюки  o=a (Hose- Hase)                         книга      B=T (Buch- Tuch)

 4. Reim.

Необходимо подобрать рифму для дополнения стишка, выражения. Например:                            

                                        kommt eine Maus, die baut ein… (Haus).

                                        Es war einmal ein Mann, er hatte keinen … (Kamm).

                                        Wenn es regnet, wird es nass,

                                        wenn es schneit, wird es … (weiss).

                                        Грамматические игры

1. Wie ist er?

(Объекты контроля: структура вопросительного предложения, спряжение глагола-связки “sein”)

Учитель прячет предмет. Пытаясь угадать какой он, ученики задают вопросы. Например,

- Ist es klein?

- Ist es hart?

 2. Was stellt auf einem Bild dar?

(для тренировки порядка слов в предложении).

Ученик выбирает себе картинку и описывает, учитывая правильный порядок слов. Остальные должны по рассказу определить, что изображено на картинке.

 3. Plätze tauschen.

(для повторения количественных числительных).

Играющие садятся в большой круг. В руках у них карточки с числами до 10. Водящий называет любые два числа, из тех, которые указаны на карточках. Двое ребят, у которых в руках карточки с этими числами, должны быстро поменяться местами, но так, чтобы водящий не смог коснуться их рукой. Тот, до которого дотронулись должен быть водящим.

 4. Nenne ein Tier. 

(для отработки порядковых числительных).

Учитель в ряд раскладывает картинки с изображением животных. Задача учащихся: назвать животных (с помощью порядковых числительных) в том порядке, в котором оно стоит. Например:

Die erste Katze, der zweite Hund, das dritte Pferd…

Игры для обучения чтению

1. Verbinde  Silben!

 На доске школьникам демонстрируется таблица, в клетках которой вразброс различным шрифтом написаны слоги слов. Следует составить как можно больше слов, например:

Schul

de

ten

mer

chen

zim

gin

zei

ar

nen

ta

mo

be

Li

Klas

Ab

sen

na

bei

sche

         (Schultasche, Limonade, Abzeichen, Klassenzimmer, beginnen, arbeiten).

 2. Spiel “Alpinist”

Учащиеся должны «подняться в гору», прочитав без остановки весь микротекст. Альпинистом считается ученик, который прошел всю дистанцию без остановок.

 3. Still und laut.

Задача учащихся: прочитать скороговорку шепотом, затем медленно, а потом громко и быстро. Сильнейшие соревнуются на скорость и чёткость чтения скороговорки на немецком языке. Например,

Aus Amerika treffen am Abend

Acht Ameisen.

 

Wenn der Benz bremst,

Brennt das Benz- Bremslicht.

 

Esel essen Nesseln nicht,

Nesseln essen Esel nicht!

 

Hans hackt Holz hinter

Hoffmans Haus.

 

Am Klavier spielt ein Stier

Immer wieder viele Lieder.

 

Игры для обучения аудированию

1. Papagei.

На уровне слова составляется цепочка слов, причем каждое следующее слово начинается с последнего слога предыдущего слова. Например:

Menschen- schenken- kennenlernen- …

 2. Frage-Antwort.

Каждый ученик пишет предложение  в верхней части листочка бумаги, складывает листочек так, чтобы не было видно написанного, и передает его следующему играющему. Предложения записываются в классе по цепочке по принципу: вопрос-ответ. Затем ведущий или учитель зачитывает весь получившийся диалог.

 3. Verdorbenes Telefon.

Дети садятся в ряд (или образуют две команды). Первый шепчет следующему слово на немецком языке. Последний игрок должен повторить слово первого игрока. Тот, кто услышал слово неправильно, пересаживается на последнее место.

 4. Ball.

Ученики бросают друг другу мяч, называя при этом слово. Но следующее слово должно начинаться на последнюю букву предшествующего слова, например:

Stuhl, Lampe, Elefant, Tannenbaum….

                                        Игры для обучения говорению

1.Das beste Bild.

Класс делится на 2 команды. Учитель предлагает им выбрать по одной картинке для её описания. В течение 5 мин. каждый участник команды составляет по одному предложению, после чего команды зачитывают свои рассказы-описания. В конце работы анализируются и оцениваются.

 2. Wettbewerb.

Учащимся предлагается составить сообщение по нескольким заданным темам (на выбор). Например: “Meine Lieblingsstadt”, “Die beste Freundin”.

На обратной стороне карточек приводятся опорные слова. Победителем считается ученик, чье сообщение будет признано интересным и грамотно составленным.

 3. Kontrast.

Ребята становятся в круг, в центре – ведущий. Он начинает игру: бросает мяч одному из игроков и говорит слово. Игрок возвращает мяч, называя слово, противоположного значения. Например:

einmal – vielmal, lustig – traurig, Mutter-Vater и т. д.

 4. Diskussion.

Класс делится на две команды. Одна – «за», другая – «против». Дискуссии могут проводиться на разные темы. Например:

- Питание без мяса.

- Компьютер и т. д.  

Учителю необходимо искать новые, эффективные способы и приемы овладения программным лексическим материалом. Особенно актуален поиск таких способов и приемов на начальном этапе овладения иностранным языком (II — VIIклассы), где закладываются основы иноязычного общения. Не может быть полноценного общения на иностранном языке, если учащиеся не владеют лексическим материалом. Центром общения всегда является передача мысли, для выражения которой нужно не только знать слово, но и владеть им.

Практический опыт наглядно свидетельствует о том, что закрепление лексических единиц на уроке немецкого языка может проводиться, с одной стороны, путем выполнения упражнений, рекомендованных авторами УМК, и, с другой стороны, большую пользу могли бы оказать различные игры. Игры можно широко использовать на уроках немецкого языка, во внеклассной работе по предмету, в самостоятельной домашней работе школьников. Лексически направленные упражнения в форме игры способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса; помогают созданию благоприятного    психологического   климата  на   уроке.

Лексические игры могут быть языковыми и речевыми.

 Целью языковых лексических игр является тренировка учащихся в овладении словами вне контекста, а также усвоение всех системных признаков иноязычного слова. В языковой игре процесс овладения лексическими единицами носит строго регламентированный характер. Все внимание школьников направлено на воспроизведение учебного материала, при этом строго фиксируются и учитываются ошибки учащихся. Цель речевой лексической игры — это решение различных коммуникативных задач имеющимися лексическими средствами. При решении таких задач внимание учащихся концентрируется на содержании высказывания, а не на форме, как в первом случае.

При проведении лексических игр (языковых и речевых) большая роль отводится учителю, который является здесь организующей фигурой. Он определяет функцию игры и ее место в учебном процессе, форму проведения, а также время, которое необходимо для проведения игры. Существенным при этом является тот факт, что учитель, организуя игру, должен вовлечь в нее как можно больше учащихся группы (класса), а затем незаметно и умело выйти из нее. Далее учитель только наблюдает за игрой, управляет ею, давая при этом какие-то рекомендации и подсказки, если в ходе игры возникают затруднения. В это время учитель незаметно для учащихся записывает ошибки с целью их систематизации и проведения в последующем их коррекции.

Чтобы обеспечить активность учащихся класса  при выполнении игровых упражнений, рекомендуется использовать различные формы работы, что позволяет повысить активность учащихся, дает возможность каждому из них оценивать себя и своих товарищей, способствует росту мотивации, делает урок интересным. Учитель включает в такие малые группы разных по успеваемости учащихся. Хорошо подготовленные ученики занимают в малой группе лидирующее положение, их речевые действия служат ориентиром для других.

Главное требование при постановке учебной задачи состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес к выполнению упражнения, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц.

Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Их использование повышает интерес к предмету, помогает сконцентрировать внимание на самом главном.

 Не может быть полноценного общения на иностранном языке, если учащиеся не владеют лексическим материалом. Центром общения всегда является передача мысли, для выражения которой нужно не только знать слово, но и владеть им. Учащиеся 5 класса с удовольствием играют в игру «Die Schule» ( Я называю слово, а они должны составить с этим словом предложение).

Так, например, в 6 классе, когда мы говорим о животных, то учащимся предлагаются игры типа «Кто больше назовёт животных», «Кто быстрее назовёт животных и расскажет о них», «Может ли такое быть» (Когда учащиеся должны подтвердить или опровергнуть содержание пословицы). Учащиеся самостоятельно составляют кроссворды на любую тему и любят отгадывать загадки. Кроссворды конечно разные по сложности, но учащиеся с удовольствием работают с таким видом задания. С удовольствием учащиеся играют в игру «Наборщик» (Я читаю текст, а учащиеся встретив знакомые слова по теме должны запомнить, а затем назвать). Игра «Wie geht das Sprichwort weiter» (Учащиеся должны закончить пословицу), «Rate, was wir machen» (например, по теме «Mein Tageslauf»). Учащиеся всех классов с азартом играют «Лестница слов» (каждое слово должно начинаться с последней буквы предыдущего), «Секретное слово»(Один загадал слово по теме, а другие должны угадать, что это за слово).

 В 7 классе мы изучаем тему «Родина». По проведенным опросам среди учащихся нашей школы понятие Родина ассоциируется со следующими понятиями: Место, где я родился и вырос. Наше прошлое, наша история. Наша земля, территория, где мы живем. Родная природа. Для закрепления лексики я использовала различные упражнения. Прежде всего учащиеся давали название всем животным, которые изображены, играли в языковые игры «Лото», «Домино» и «Мемори».

Выводы.

На основе материала, рассмотренного выше, можно сделать следующие выводы:

- Каждый раз, используя те или иные наглядные пособия, учитель должен понимать, какую именно функцию эти пособия должны выполнять в учебном процессе, какую роль они должны сыграть в решении учебных задач.

- Наглядность необходима и полезна в той степени, в какой она способствует активации деятельности учащихся по знанию этих объектов.

- Более адекватной формулой наглядности является следующая: наглядность-это понимание и активность.

- Наглядность-это такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления. Отсюда следует, что наглядность действительно является современным фундаментом для обучения иностранным языкам.

Итак, игры помогают нам сделать каждый урок интересным и увлекательным. Они развивают навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Игра снимает напряжение, непроизвольно побуждает учащихся к активному участию в учебном процессе. У учащихся появляется  желание говорить по-немецки, что служит показателем заинтересованности, увлеченности их иностранным языком.

Важным условием эффективности урока является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.

    Все используемые на уроке приёмы должны быть направлены на развитие творческих и изобретательных способностей учащихся. И, конечно же, наша задача при обучении иностранному языку – увлечь, а не развлечь;

научить, а не навредить; развить, не забить.

Развитие интереса учащихся при обучении немецкому языку.

Когда школьники приступают к занятиям иностранного языка ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интереса у них к его предмету, так как этот интерес является главной движущей силой познавательной деятельности учащихся. Уже к 5 - 6 классу стремление учащихся изучать иностранный язык значительно ослабевает. Поэтому проблема поддержания интереса к изучению иностранного языка в школе присутствует всегда.

         Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным  для усвоения иностранного языка. Имитационные способности ребёнка, природная потребность в познании нового, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок, а так же языкового барьера способствует эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом «иностранный язык».

         На начальном этапе иностранный язык хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляется усталость и скука. Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Задача каждого педагога – постоянно поддерживать и повышать интерес учащихся к уроку. Развитие изобретательных и творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого урока, создаёт условия для раскрытия личности учащегося.

         У каждого учителя есть свои маленькие изобретения и секреты, как сохранить интерес учащихся к иностранному языку, как развивать из творческую активность. Но нет сомнений, что необходимо использовать разнообразные приёмы для поддержания и развития интереса учащихся к изучению иностранного языка.

          1. Главный помощник в обучении иностранному языку – это в первую очередь учебный кабинет. Нужно оформить кабинет так, чтобы у ребёнка возникло желание говорить на иностранном языке. Переступая порог класса, ученик должен оказаться в другом мире – мире немецкого языка и культуры, где всё, начиная от традиционных наглядных пособий и кончая мелочами (иная расстановка парт- например, по кругу, флаг Германии и различные символики) должно выглядеть непривычно, не так, как в любом другом кабинете школы.

         Как нужно обустроить кабинет немецкого языка?

- Поставить на парты маленькие настольные флажки – копии государственного флага Германии.

- Повесить на стену карту Германии.

- Расположить в кабинете различных персонажей (игрушки, зверюшек,

телефоны).HerrLexikon, который собирает немецкие слова. Он знает их очень много, а его любимое занятие – помогать детям запоминать эти слова.

FrauGrammatikпомогает усваивать трудные грамматические правила.

Дед-буквоедиз волшебного сундучка достаёт волшебные буквы, из которых складываются немецкие слова.

         2. Использование наглядных пособий – рисунков, картин, схем, таблиц, фотографий играет большую роль в обучении иностранному языку. Их применение на уроке вносит разнообразие в учебный процесс, даёт учащимся возможность визуально представить то, о чём говорится  в той или иной ситуации.

         3. Использование песен на уроке повышает  интерес к предмету, содействует эстетическому воспитанию ребёнка, развитию его музыкального слуха, памяти, снижает утомляемость. Музыка и пение помогают без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песенные тексты включают новые слова и выражения. В песнях уже  знакомая лексика встречается в новом  контекстуальном окружении, что способствует её активизации. На песенной основе значительно легче усваивается и грамматический материал. Песня является стимулом для развития  речевых навыков и умений, а также может выступать релаксацией в середине или конце урока, когда дети устали.

         4. Одним из эффективных приёмов обучения иностранному языку является использование стихотворений и рифмовок.  Их можно применять в фонетической зарядке, при предъявлении лексики, при изучении грамматики, поскольку эта форма наиболее удобна для запоминания и фонетической отработки материала. Некоторые стихи и рифмовки помогают воспитывать у ребят нравственные качества. Заучивание небольших по объёму стихов и рифмовок не требует от учащихся больших усилий и служит эффективным средством усвоения языкового материала.

         5.Чтобы снять усталость и повысить работоспособность учащихся, очень полезно проводить на уроках так называемые физкультминутки.

Особое значение физкультминутки имеют на уроках иностранного языка. Творческий диапазон их применения разнообразен. Учителями немецкого языка нашей гимназии широко используются физкультминутки в работе с детьми всех возрастных групп на протяжении всего года, начиная с первых уроков. Они не только способствуют поднятию работоспособности детей, но и одновременно дают возможность повторить изученный языковой материал. Физкультминутки проводятся в сопровождении речёвок, рифмовок, песен, которые или произносятся детьми, или прослушиваются в записи. Языковой материал, подбираемый для этой цели, очень несложен, так как лексика на начальном этапе обучения иностранному языку ограничена. В ходе проведения физкультминуток учащиеся запоминают и новые слова, словосочетания (названия движений и действий, которые производятся во время физкультминуток), закрепляют отдельные формы глаголов.

Мы считаем, что хоровое проговаривание речёвок, рифмовок, небольших стихотворений должно быть неотъемлемой частью физкультминуток. Но учитель, проводящий физкультминутки, должен знать некоторые психологические и методические моменты их применения. В частности нужно помнить, что громкое произнесение текстов отобранных речёвок, рифмовок, стихотворений раздражает учащихся, заглушает чёткость произношения, монотонная же, тихая речь, наоборот, утомляет их. Поэтому тексты следует произносить чётко, но не громко.

Языковой материал для сопровождения физкультминуток подбираем с учётом знаний детей, но в течение года материал необходимо усложнять.

Время для разучивания рифмовок и проведения физкультминуток выкраиваем за счёт чёткой организации урока и высокого темпа работы.

В начале физкультминутки сопровождаются простыми рифмовками типа:

               Eins, zwei, drei, vier

              Alle, alle turnen wir.

Затемврифмовкувместоглагола  turnen  вводятсяглаголы marschieren, springen, Ball spielen, tanzen.

Дети произносят текст рифмовки, производят простые движения, имитирующие называемые действия.

           Ich bin groß,                                       Ihr seid sportlich,

          Du bist klein,                                      Sie sind fleißig.

          Er ist lustig,                                        Alle kommen

          Wir sind fein!                                     Aus Leipzig!

Затем в рифмовки включаются слова, обозначающие части тела. Например:

       Mit dem Kopfe nick, nick, nick.                    Mit dem Kopfe nick, nick, nick.

       Mit dem Finger tick, tick, tick.                      Mit dem Finger tick, tick, tick.

       Mit den Händen klapp, klapp, klapp.           Einmal hin, einmal her

        Mit den Füßen trapp, trapp, trapp.                 Rundherum ist nicht so schwer.       

Затем эта же лексика закрепляется в новых более сложных рифмовках:

           Die Arme, die Hände, die Füße und Bein

          Wir müssen sie üben, um kräftig zu sein.

          Punkt, punkt, Komma, Strich –

          Fertig ist nun das Gesicht.

           Körper, Arme, Beine dran –

          Fertig ist der Hampelmann.

          Hände, Füße und ein Hut.

          Ist der Hampelmann nicht gut?

Можно разучить рифмовки, позволяющие закрепить лексику «Виды транспорта». Дети с удовольствием имитируют езду на различных видах транспорта. Игровая физкультминутка даёт возможность снять усталость, но в то же время закрепляет лексический материал.

           Kling, klang Gloribus                                  Kling, klang Glorio

          Wir fahren mit dem Autobus.                      Wir fahren mit der Metro.

          Kling, klang Glorian

          Wir fahren mit der Straßenbahn.

По теме „Sport“ используем речёвку, под которую можно маршировать:

 Wasser, Sommer, Luft und Wind            Frühling, Sommer, Herbst und Winter –

 Uns’re besten Freunde sind.                   Sport ist gut für alle Kinder.

 Alle Kinder, groß und klein,                  Eins, zwei, drei, vier, fünf, sechs, sieben,

 wollen gute Sportler sein.                       Sport und Spiel wird groß geschrieben.         

Эта рифмовка вместо маршировки может сопровождаться простыми движениями: дети поднимают руки вверх, в стороны, вытягивают их вперёд, делают хлопок над головой, опускают руки вниз.

Для отработки правильной осанки можно использовать рифмовку:

           In der Schule und zu Haus

           Sitzt gerade, Brust heraus.

При работе над темой  „Der Winter“  необходимо стремиться к тому, чтобы материал физкультминуток органически включался в урок и дал возможность закрепить лексику путём называния выполняемых действий. С этой целью можно заучить следующие рифмовки:

  Schön ist der Winter                                          Hurra, es ist so weit!

  für Große und Kinder.                                        Heute Nacht hat es geschneit!

  Eins, zwei, drei, vier,                                         Schnell einen Ball gemacht,

 Schlittschuh laufen alle wir.                               und auf, zur Schneeballschlacht.

  Fünf, sechs, sieben, acht,                                    He – juchhe –

  wir machen eine Schneeballschlacht.                Im ersten, weichen Schnee!

Eins, zwei, drei – juchei                          Hurra, ihr Leut

Wir spielen alle Eishockey.                     Wir fahren heut’

Eins, zwei, drei, vier                                Wir (fahren) laufen Schi, wie fein ist das

Alle, alle rodeln wir.                                Auch Rodeln macht uns großen Spaß.

   Schneemann baun und Schneeballschlacht,            Rote Nase, Schnee im Haar,

    Winter ist so schön.                                                 Winter ist so schön.

    Hat geschneit die ganze Nacht,                               Bald beginnt das neue Jahr

    wir wollen rodeln gehen.                                         Wir wollen rodeln gehen.

 

При работе над темой  „Das Zimmer“ используем рифмовку:

    Eins, zwei, drei, vier

    unser Zimmer fegen wir.

    Eins, zwei, drei, vier

    Staub wischen alle wir.

Для проведения физкультминуток при прохождении темы „Der Frühling“  используем стихотворение, которое дети рассказывают, берутся за руки при этом, и слегка подпрыгивая, движутся по кругу.

     Welche Freude, welche Wonne!

     Wieder scheint die liebe Sonne!

     Wir lieben die Sonne, die Blumen, den Wind,

     und wollen das alle so froh, wie wir sind.

       Schöner Frühling, komm doch wieder,

       Lieber Frühling, komm doch bald!

       Bring uns Blumen, Laub und Lieder,

       Schmücke wieder Feld und Wald!

К теме „Der Sommer“ хорошо подходит рифмовка:

Heute ist das Wetter warm,                schwimmen wir, tauchen wir,

heute kann’s nicht schaden.                In der Sonne liegen wir.

Schnell herunter an der See,               Kommt, wir wollen Blumen pflücken,

heute geh’n wir baden.                       unser Zimmer damit schmücken.

Eins, zwei, drei, vier,

alle, alle baden wir,

К теме „Der Herbst“ и для закрепления множественного числа существительных хорошо подходит рифмовка:

Es regnet, es regnet  und alles ist naß

Plätze, Straßen, Bäume,  Dächer, Häuser, Graß.

Mäntel, Jacken, Stiefel, Mützen!

Sollen uns vor Kälte schützen!

Для проведения физкультминуток подходят игры с мячом:

Ball, roll herbei,

1, 2, 3, Ball, roll herbei!

1, 2, 3 und 4, Ball rolle fort von hier!

1, 2, 3, Ball, roll herbei!

Дети стоят попарно друг против друга, бросают или катят друг другу мяч.

Seht einen Ball mal an!

Seht, wie er springen kann!

Hopp, hopp, ho!

Mach’s auch mal so!

Для проведения физкультминуток можно использовать песенки и стихотворения о животных, сопровождая их соответствующими движениями:

 

Hopp, hopp, hopp                              aber brich nicht deine Beine!

Pferdchen, lauf Galopp!                    Immer im Galopp! Hopp, hopp, hopp!

Über Stock und über Steine,

По мере усвоения рифмовок разумно предлагать детям творческое задание – придумать новые движения для того или иного стихотворения или речёвки. Дети с удовольствием участвуют вподобного вида заданиях.

Тем самым логоритмика является основой для различного рода физкультминуток, которые делают возможным изучение иностранного языка для младших школьников делом увлекательным и интересным.

         6.Одним  из эффективных средств развития интереса к изучению иностранного языка является использование игр на уроке (ролевых, сюжетных, языковых, дидактических).

  Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят.Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе.

 Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал- это понять природу счастливого детства, понять своего ребёнка, своих питомцев. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне.

Игра всегда предполагает принятия решения  -  как поступить, что сказать, как выиграть.Для детей игра, прежде всего  -  увлекательное занятие.В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий  -  всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения  - оказывается, я могу говорить наравне со всеми.

Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками -  эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

-     создание психологической готовности детей к речевому общению;

-    обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

-    тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;

В структуре ролевой игры  выделяются такие  компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.

Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо проявлять чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

В своём сборнике «Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом» немецкий методист Ф. Лейзингер показывает большие коммуникативные и, следовательно, обучающие возможности ролевой игры для развития устной речи. Ролевая игра, по его мнению, наиболее точно воссоздает атмосферу общения. За её участниками (учащимися) закрепляется определённый характер, они находятся в определённых отношениях в рамках какой-либо конкретной ситуации, что предполагает разнообразную речевую реакцию, включая эмоциональную. У учащихся возникает потребность выразить радость или огорчение, восторг или негодование и они должны найти средства для выражения своих эмоций.

 Игровая форма работы, проводимая в кабинете, вызывает интерес учащихся к иностранному языку, способствовать активизации их мыслительной деятельности, а также развитию речевой деятельности. Например, для работы с учащимися младших классов наряду с обычным алфавитом можно поместить на передвижном стенде таблицу с буквами, расположенными не в алфавитном порядке, а вразброс, и предложить ребятам произносить их в правильной последовательности.      

Я полностью поддерживаю теорию М. Ф. Стронина, который в своей книге «Обучающие игры на уроках немецкого языка» подразделяет игры на следующие категории: - лексические игры; грамматические игры; фонетические игры; орфографические игры;

Во время игры учащихся не следует прерывать, ибо это нарушает атмосферу общения. Ученик, каждую ошибку которого исправляет учитель, не только теряет основную мысль высказывания, но и желания продолжить беседу. Исправления следует делать тихо, не прерывая речи учащихся, или делать это в конце урока. Многие авторы считают, что некоторые ошибки учитель имеет право игнорировать, чтобы не подавлять речевую активность учащихся.

 Игра… Она входит в жизнь ребёнка с первых полусознательных движений. Без неё немыслимо детство. Через игру ребёнка можно не только научить читать и считать, закалить не только физически, но и нравственно. Ибо для  ребёнка игра – не развлечение, а сама жизнь.

Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку. Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.

 Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и, кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.

При планировании уроков и подборе к ним различных игр я стараюсь учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях - опору на родной язык.

 Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.

В заключение, хотелось бы привести несколько примеров ролевых игр, которые можно использовать на уроках иностранного языка:

Игры по аудированию

Цели: - научить учащихся понимать смысл  однократного  высказывания;

- научить учащихся выделять главное в потоке информации;

- развивать слуховую память учащихся.    

ЧЬЕ СОЛНЫШКО ЯРЧЕ?

Капитаны команд выходят к доске, на которой нарисованы два кружка, и описывают животное по картинке. Каждое правильно сказанное предложение – это один лучик к кружку и один балл. Побеждает тот капитан, чье солнышко будет иметь больше лучиков, т.е. больше баллов.

ХЛОПАЕМ В ЛАДОШИ.

Члены обеих команд становятся в круг. Ведущий – в центре круга. Он называет вперемежку домашних и диких животных. Когда дети слышат название дикого животного, они хлопают один раз, когда слышат название домашнего животного, то хлопают два раза. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Победительницей считается та команда, в которой останется больше игроков.

Лексические игры

Цели: - тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

-  активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

-   развивать речевую реакцию учащихся.

УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ

Во время устного вводного курса школьники знакомятся с большим количеством лексических единиц. И большую помощь в освоении этих слов оказывает игра в «Учителя и учеников». Ученик в роли учителя задает вопросы ученику, показывая картинку с изображением определенного предмета, на которые тот отвечает. Затем играющие меняются местами. Я стараюсь, чтобы в паре работали слабо подготовленный с хорошо подготовленным.

СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ

 В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию. Учитель: Поможем Буратино собраться в школу. Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-немецки. В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он берёт

ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК

Оборудование:  ромашки со съемными разноцветными лепестками. Класс делится на три команды. Школьники друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.

 

Фонетические игры

Цель - тренировать учащихся в произнесении немецких звуков.

«ШИРОКИЕ И УЗКИЕ» ГЛАСНЫЕ.

Цель: формирование навыков фонематического слуха.

 Ход игры: преподаватель называет слова. Обучаемые поднимают руку, если звук произносится долго. Если гласный произносится кратко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.

НЕЗНАЙКА И МЫ

В класс пришел Незнайка. Он будет изучать английский язык. Теперь ребята не просто повторяют звуки, они стараются научить Незнайку правильному произношению. Незнайка показывает детям транскрипционные знаки, а ребята хором называют их. А чтобы проверить, как ребята запомнили эти звуки, Незнайка начинает делать ошибки. Если звук произнесен правильно, дети молчат, а если неправильно, они дружно хлопают в ладоши.

 

1. Welcher Laut?

 Учитель зачитывает фонетическое стихотворение, в котором доминирует какой-либо звук. Дети  должны отгадать его.

 

[c]

Am Morgen steht der Cowboy

Von seinem Cowboy- Bett auf

Und wascht sich mit

Cowboy- Seife.

 

 

 

 

[sp]

Sport und Spas,

Wie schon ist das!

Spannende Spiele

Gibt es viele.

 

 

 

[m]

Mi- Ma- Mausemaus

Komm aus dem Loch heraus

Mi- Ma- Mausemaus

Komm in mein Katzenhaus!

 

 

 

 

[sp]            

Sport und Spas,

Wie schon ist das!

Spannende Spiele

Gibt es viele.

 

2. Ungewöhnliches Telefon.

 На доске рисуется большой телефон, на кнопках которого вместо цифр указаны буквы. Задача участников игры: за определенное время составить из букв как  можно больше слов и    произнести их.

 

3. Sagein Wort!

 Ведущий бросает участникам игры по очереди мяч, называя звук, участники   возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.

 

4. Ändert einen Laut.

На доске изображены рисунки, под каждым рисунком- 2 буквы. Первая:  для подсказки того, что изображено, а вторая: чтобы изменить слово с ее помощью.

Например: рука      a=u (Hand- Hund)                 лунa      o=u (Mond- Mund)     

         дверь    ü=ie (Tür- Tier)           ваза       V=N (Vase- Nase)

         рыба     F=T (Fisch- Tisch)      дом        H=M (Haus- Maus)

         брюки  o=a (Hose- Hase)        книга      B=T (Buch- Tuch)

 

5. Reim.

Необходимо подобрать рифму для дополнения стишка, выражения. Например:                            

                                        kommt eine Maus, die baut ein… (Haus).

                                        Es war einmal ein Mann, er hatte keinen … (Kamm).

                                        Wenn es regnet, wird es nass,

                                        wenn es schneit, wird es … (weis).

 

6. Und so weiter!

Преврати одно слово в другое! Разрешается изменить только одну букву. Слова записываются цепочкой на доске. Например:

Mund – Mond – Mohn – Lohn – Sohn …

 

7. Vokabeln.

Ученикам дается микротекст. Его нужно прочитать, заменяя все гласные звуки на один звук. Например: все слова на  a, i, u… (получается очень смешно!)

Лексические

1. Wie heiβt unseres Thema? 

Детям всегда интересно узнать тему урока. Учитель может предложить ученикам расшифровать тему урока, в словах которой каждая буква закодирована цифрой, соответствующей порядковому номеру буквы в алфавите:                 

А-1, В- 2, С- 3 и т.д.

Например: 4,5,21,20,19,3,8,5     19,3,8,21,12,5,14. (DeuscheSchulen)

 

2. Wunderfeld.

Ведущий рисует на доске клетки по числу букв задуманного им слова по теме (короткой фразы). Участники игры по очереди называют буквы. Кто первый угадает слово, тот имеет право зашифровать следующее слово по теме.

 

3. Kreuzworträtsel.

Учитель пишет на доске по вертикали слово, каждая буква которого может быть включена в одно из слов кроссворда по горизонтали. Например, по теме: «В мире сказок»:

          Maus

          DÄumelinchen

              FeRkel

                    PinocChio

              RotkäpcHen

                                         AschenputtEl

             PriNzessin

 

 

4. Ball-Wort.

Учащиеся друг другу бросают мяч, называя при этом слово по теме. Кто в течение 5 секунд не называет слова, выбывает из игры. Победителем считается соответственно тот, кто назвал самое большое количество слов.

 

5. Interessante Erzählung.

Ребята составляют коллективный рассказ по теме. Каждая фраза состоит из определенного количества слов: первая из одного, вторая из двух и т. д. Выигрывает тот, кто составляет последнюю фразу. Ведущий записывает все предложения на доске. Например: 1. Winter. 2. Esschneit. 3. Allesistweiss…

 

6. Vorname-Wort.

Учитель записывает на карточках женские и мужские имена. Ученик должен назвать слово на ту же букву, Например по теме «Профессия»: Susanna- Sekrеtärin, Tom- Techniker.

 

Грамматические

1. Wie ist er?

(Объекты контроля: структура вопросительного предложения, спряжение глагола-связки “sein”)

Учитель прячет предмет. Пытаясь угадать какой он, ученики задают вопросы. Например,

- Ist es klein?

- Ist es hart?

 

2. Was stellt auf einem Bild dar?

(для тренировки порядка слов в предложении).

Ученик выбирает себе картинку и описывает, учитывая правильный порядок слов. Остальные должны по рассказу определить, что изображено на картинке.

 

3. Plätzetauschen.

(для повторения количественных числительных).

Играющие садятся в большой круг. В руках у них карточки с числами до 10. Водящий называет любые два числа, из тех, которые указаны на карточках. Двое ребят, у которых в руках карточки с этими числами, должны быстро поменяться местами, но так, чтобы водящий не смог коснуться их рукой. Тот, до которого дотронулись должен быть водящим.

 

 

4. Nenne ein Tier. 

(для отработки порядковых числительных).

Учитель в ряд раскладывает картинки с изображением животных. Задача учащихся: назвать животных (с помощью порядковых числительных) в том порядке, в котором оно стоит. Например:

Die erste Katze, der zweite Hund, das dritte Pferd…

 

5. Wer sagt am schnellsten?

(Объекты контроля:   степени сравнения прилагательных).

1вариант. Учитель  задает вопросы, используя степени сравнения. Кто быстрее ответит на вопрос, тот и выигрывает.

2 вариант. Ученики сами придумывают вопрос и задают его классу. Например:

- Was ist tiefer als ein Fluss?

- Was ist hoher als ein Baum?

- Was ist kleiner als eine Maus?

- Was ist schneller als ein Zug?

 

6. Schmuck ein Wort!

(для тренировки склонения сильных прилагательных).

Класс делится на две команды. Каждой команде дается существительное, к которому надо подобрать как можно больше подходящих определений за определенное время. Например: schönes Kleid, neues Kleid, buntes Kleid…

 

Игры для обучение чтению

1. Verbinde  Silben!

 На доске школьникам демонстрируется таблица, в клетках которой вразброс различным шрифтом написаны слоги слов. Следует составить как можно больше слов, например:

.

Schul

de

ten

mer

chen

zim

gin

zei

ar

nen

ta

mo

be

Li

Klas

Ab

sen

na

bei

sche

        

(Schultasche, Limonade, Abzeichen, Klassenzimmer, beginnen, arbeiten).

 

2. Spiel “Alpinist”

Учащиеся должны «подняться в гору», прочитав без остановки весь микротекст. Альпинистом считается ученик, который прошел всю дистанцию без остановок.

 

 

3. Still und laut.

Задача учащихся: прочитать скороговорку шепотом, затем медленно, а потом громко и быстро. Сильнейшие соревнуются на скорость и чёткость чтения скороговорки на немецком языке. Например,

Aus Amerika treffen am Abend

Acht Ameisen.

 

Wenn der Benz bremst,

Brennt das Benz- Bremslicht.

 

Esel essen Nesseln nicht,

Nesseln essen Esel nicht!

 

Hans hackt Holz hinter

Hoffmans Haus.

 

Am Klavier spielt ein Stier

Immer wieder viele Lieder.

 

Neun Neugerlein liegen am Nil im Nebel

In der Nacht.

 

Um Ulm und um Ulm herum.

 

Yvonne schreibt das große Ypsilon.

 

Игры для обучения аудированию

1. Papagei.

На уровне слова составляется цепочка слов, причем каждое следующее слово начинается с последнего слога предыдущего слова. Например:

Menschen- schenken- kennenlernen- …

 

 

2. Frage-Antwort.

Каждый ученик пишет предложение  в верхней части листочка бумаги, складывает листочек так, чтобы не было видно написанного, и передает его следующему играющему. Предложения записываются в классе по цепочке по принципу: вопрос-ответ. Затем ведущий или учитель зачитывает весь получившийся диалог.

 

 

3. Verdorbenes Telefon.

Дети садятся в ряд (или образуют две команды). Первый шепчет следующему слово на немецком языке. Последний игрок должен повторить слово первого игрока. Тот, кто услышал слово неправильно, пересаживается на последнее место.

 

 

4. Ball.

Ученики бросают друг другу мяч, называя при этом слово. Но следующее слово должно начинаться на последнюю букву предшествующего слова, например:

Stuhl, Lampe, Elefant, Tannenbaum….

 

 

5. Ohrchen.

Учитель читает любой микротекст. Задания по тексту могут быть различными:

 

- Кто насчитает больше слов на букву А, М, О…

 

- Кто подробнее расскажет, о чем говорится в тексте?

 

- Назовите действующих лиц?

 

После прослушивания текста, дети выполняют задания. Самые внимательные получают жетоны, баллы, медали и т.п. 

 

Игры для обучения говорению

1.Das beste Bild.

Класс делится на 2 команды. Учитель предлагает им выбрать по одной картинке для её описания. В течение 5 мин. каждый участник команды составляет по одному предложению, после чего команды зачитывают свои рассказы-описания. В конце работы анализируются и оцениваются.

 

2. Wettbewerb.

Учащимся предлагается составить сообщение по нескольким заданным темам (на выбор). Например: “MeineLieblingsstadt”, “DiebesteFreundin”.

На обратной стороне карточек приводятся опорные слова. Победителем считается ученик, чье сообщение будет признано интересным и грамотно составленным.

 

3. Kontrast.

Ребята становятся в круu, в центре – ведущий. Он начинает игру: бросает мяч одному из игроков и говорит слово. Игрок возвращает мяч, называя слово, противоположного значения. Например:

einmal – vielmal

lustig – traurig

Mutter-Vater

 

 

4. Diskussion.

Класс делится на две команды. Одна – «за», другая – «против». Дискуссии могут проводиться на разные темы. Например:

- Питание без мяса.

- Компьютер и т. д.  

 

5. Rezept.

Учащимся предлагается составить монолог «Как приготовить суп?» с инсценировкой.

Для хорошо успевающих учащихся дать карточки, на которых нарисованы только ингредиенты для приготовления супа.

Для средне успевающих учащихся: рисунки с надписями.

Для слабоуспевающих учащихся: рисунки с последовательными действиями.

 

6. Beim Tierarzt.

Один из учащихся играет роль ветеринара, а остальные – хозяева своих животных. На приеме каждый должен описать свое животное, а ветеринар отгадать кто пациент.

                                                                                                                               Обучение лексической стороне иноязычной речи в учащихся имеет огромное значение. Вся работа над иноязычным словом должна обеспечит

Учитель вынужден искать новые, эффективные способы и приемы овладения программным лексическим материалом. Особенно актуален поиск таких способов и приемов на начальном этапе овладения иностранным языком (II— VIIклассы), где закладываются основы иноязычного общения. Не может быть полноценного общения на иностранном языке, если учащиеся не владеют лексическим материалом. Центром общения всегда является передача мысли, для выражения которой нужно не только знать слово, но и владеть им.

Практический опыт наглядно свидетельствует о том, что закрепление лексических единиц на уроке немецкого языка может проводиться, с одной стороны, путем выполнения упражнений, рекомендованных авторами УМК, и, с другой стороны, большую пользу могли бы оказать различные игры. Игры можно широко использовать на уроках немецкого языка, во внеклассной работе по предмету, в самостоятельной домашней работе школьников.

Лексически направленные упражнения в форме игры способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса; помогают созданию благоприятного    психологического   климата  на   уроке.

Лексические игры могут быть языковыми и речевыми.

 Целью языковых лексических игр является тренировка учащихся в овладении словами вне контекста, а также усвоение всех системных признаков иноязычного слова. В языковой игре процесс овладения лексическими единицами носит строго регламентированный характер. Все внимание школьников направлено на воспроизведение учебного материала, при этом строго фиксируются и учитываются ошибки учащихся.             

 Цель речевой лексической игры — это решение различных коммуникативных задач имеющимися лексическими средствами. При решении таких задач внимание учащихся концентрируется на содержании высказывания, а не на форме, как в первом случае.

При проведении лексических игр (языковых и речевых) большая роль отводится учителю, который является здесь организующей фигурой. Он определяет функцию игры и ее место в учебном процессе, форму проведения, а также время, которое необходимо для проведения игры. Существенным при этом является тот факт, что учитель, организуя игру, должен вовлечь в нее как можно больше учащихся группы (класса), а затем незаметно и умело выйти из нее. Далее учитель только наблюдает за игрой, управляет ею, давая при этом какие-то рекомендации и подсказки, если в ходе игры возникают затруднения. В это время учитель незаметно для учащихся записывает ошибки с целью их систематизации и проведения в последующем их коррекции.

Использование лексических игр на уроках немецкого языка в школе регламентируется следующими положениями:

1) в игре следует учитывать психологические особенности учащихся (младшие, средние, старшие классы);

2) выбор игры и формы ее проведения зависят   от  количества   участвующих   в  ней;

3) в   игре должен   отрабатываться   лексический    материал,   работа    над    которым ведется    в     классе    в    данный    момент;

4) выполнение игры должно осуществляться   на   материале,   определяемом   темой или ситуацией;

 5) в лексические игры включаются слова из других тем с целью их повторения;

6) при выполнении лексических игр (языковых и речевых) нужно широко использовать компоненты действующего учебно-методического комплекта для соответствующего класса

7) организатором игры (ее ведущим) должен быть не только учитель, желательно привлекать хорошо подготовленных в языковом отношении учащихся.

Можно выделить следующие группы игр:

игры для отработки лексических навыков говорения.

игры, которые готовят учащихся к пониманию слов при аудировании.

игры для отработки навыков чтения.

В каждой из серий можно выделить упражнения, которые предназначены для отработки частных действий.

Чтобы обеспечить активность учащихся класса  при выполнении игровых упражнений, рекомендуется использовать различные формы работы, что позволяет повысить активность учащихся, дает возможность каждому из них оценивать себя и своих товарищей, способствует росту мотивации, делает урок интересным. Учитель включает в такие малые группы разных по успеваемости учащихся. Хорошо подготовленные ученики занимают в малой группе лидирующее положение, их речевые действия служат ориентиром для других.

Форма проведения упражнения определяется учителем, исходя из

 а) содержания самой игры;

б) характера лексических единиц, включенных в игру;

в) степени подготовленности учащихся.

При выполнении упражнений, направленных на тренировку школьников в лексике в форме игры, учитель ставит каждый раз перед учеником конкретную задачу.

Главное требование при постановке учебной задачи состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес к выполнению упражнения, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц.

Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Их использование повышает интерес к предмету, помогает сконцентрировать внимание на самом главном.

 Не может быть полноценного общения на иностранном языке, если учащиеся не владеют лексическим материалом. Центром общения всегда является передача мысли, для выражения которой нужно не только знать слово, но и владеть им. Учащиеся 5 класса с удовольствием играют в игру «DieSchule»( Я называю слово, а они должны составить с этим словом предложение)

Так, например, в 6 классе, когда мы говорим о животных, то учащимся предлагаются игры типа «Кто больше назовёт животных», «Кто быстрее назовёт животных и расскажет о них», «Может ли такое быть» (Когда учащиеся должны подтвердить или опровергнуть содержание пословицы). Учащиеся самостоятельно составляют кроссворды на любую тему и любят отгадывать загадки. Кроссворды конечно разные по сложности, но учащиеся с удовольствием работают с таким видом задания. С удовольствием учащиеся играют в игру «Наборщик» (Я читаю текст, а учащиеся встретив знакомые слова по теме должны запомнить, а затем назвать). Игра «WiegehtdasSprichwortweiter» (Учащиеся должны закончить пословицу), «Rate, waswirmachen» (например, по теме «MeinTageslauf»). Учащиеся всех классов с азартом играют «Лестница слов» (каждое слово должно начинаться с последней буквы предыдущего), «Секретное слово»(Один загадал слово по теме, а другие должны угадать, что это за слово.

 В 7 классе мы изучаем тему «Родина». По проведенным опросам среди учащихся нашей школы понятие Родина ассоциируется со следующими понятиями:

Место, где я родился и вырос

Наше прошлое, наша история

Наша земля, территория, где мы живем

Родная природа

Когда мы заговорили с учащимися о природе Хакасии, то многих заинтересовал прежде всего животный и растительный мир республики. Назрела необходимость пополнить лексический запас учащихся на немецком языке.

Для закрепления лексики я использовала различные упражнения, которые я бы хотела вам сейчас и представить. Прежде всего учащиеся давали название всем животным, которые изображены, играли в языковые игры «Лото», «Домино» и «Мемори». Следующим заданием было «Подобрать к каждой картинке соответствующее название животного. Например,

Die 1. Aufgabe.NennenSienachihremWunsch – dieTiere, dieVogel, dieInsekten (учащиеся записывают на доске в 3 колонки).

Die 2. Aufgabe.Das ist der grossteFlussunsererRepublik. WieheisstdieserFluss? – Jenissei (4090). WelcheTierewollen den Flussuberqueren? (Die Endbuchstabe des Tiernamensist der Anfangsbuchstabe des nachstenWortes.

Die 3.  Aufgabe.AbereinigeTierehaben Angst. Und siesindfortgelaufen. NennenSiebittediese  Tiere.

Die 4.  Aufgabe.UbersetzenSieeinSprichwortnachihremWunsch.

BessereinSpatz in der Hand, als  eine Taube auf demDach.

Man macht den Wolf immer grosser, alserist.

Man mussnicht Fuchs und Hasezugleichsein.

Итак, игры помогают нам сделать каждый урок интересным и увлекательным. Они развивают навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Игра снимает напряжение, непроизвольно побуждает учащихся к активному участию в учебном процессе. У учащихся появляется  желание говорить по-немецки, что служит показателем заинтересованности, увлеченности их иностранным языком.

Важным условием эффективности урока является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.

         Все используемые на уроке приёмы должны быть направлены на развитие творческих и изобретательных способностей учащихся. И, конечно же, наша задача при обучении иностранному языку – увлечь, а не развлечь; научить, а не навредить; развить, не забить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в обучении иностранному языку, как средство формирования коммуникативной компетенции

В докладе рассмотрены игровые технологии в обучении иностранному языку, представлена более подробно технология  ролевой игры....

Игровая технология при обучении иностранному языку в начальной школе

Игра- лучший способ запоминания нового материала учащимися начальной школы, а игровая технология-одна из самых эффективных. В данной статье рассмотрено, каким образом можно построить урок с применение...

Аннотация статьи: "ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ" по материалам V Международной НПК «ИНФОРМАЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ: ГРАНИЦЫ КОММУНИКАЦИЙ» INFO\'13

Ключевые слова: Игра, мотивация, коммуникация, общение, диалог, монолог.Key words: Playing, motivation, communication, dialogue, monologue....

Игровой метод в обучении иностранному языку

Как сделать так, чтобы сохранить интерес учащихся к предмету с первого и до последнего урока?...

Игровой метод в обучении иностранному языку

Как сделать так, чтобы сохранить интерес учащихся к предмету с первого и до последнего урока?...

Игровые приёмы на уроках иностранного языка в основной и средней школах

В статье рассматривается роль игровых приемов в повышении мотивации учащихся основной и средней школы при обучении иностранным языкам. Автор описывает возможные варианты игр и приводит аргументы в пол...

Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе

При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...