Интегрированный урок "Баварский период в творчестве Ф.И.Тютчева"
план-конспект урока по немецкому языку (9 класс) по теме

Пискунова Анастасия Юрьевна

Предлагаемый материал  может быть использован при проведении интегрированного урока по немецкому языку и литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 "Баварский период в творчестве Ф.И. Тютчева"

(интегрированный урок)

Пискунова Анастасия Юрьевна, учитель иностранного языка

МКОУ Лесниковской ООШ, Гусь-Хрустального района

Цель:

  • составить собственное представление о творчестве Ф.И.Тютчева периода пребывания поэта в Германии;
  • выполнить самостоятельное исследование по теме урока;
  • выработка умений лаконичного поиска необходимой информации в Интернете;
  • проявить и развить способности выразительного чтения поэтического произведения;
  • реализация навыков стихосложения;
  • создание литературного перевода;
  • научиться аргументировано доказывать свою точку зрения;

Задачи.

Обучающая:

  • формирование умений анализа поэтического произведения.

Развивающая:

  • привитие навыков передачи личностного восприятия поэтического текста;
  • развитие умения выделять главное;
  • развитие навыков и умений пользования ИКТ на уроке;
  • формирование умения осмысленного и выразительного чтения.

Воспитательная:

  • повышение интереса к наследию русской литературы;
  • развитие культуры речи учащихся.

Эпиграф (СКРЫТ НА ДОСКЕ):

“Тютчев – один из самых закрытых, трудно досягаемых поэтов, полюбить его в юности почти невозможно…Тютчев раскрывается постепенно, любовь к нему – верный признак взросления души”.
(А.Кушнер).

Содержание урока.

I. Организационный момент (3 мин.)

II. Основная часть урока.

2. Вступительное слово учителя (5 мин.):

Ребята,  сегодня на уроке мы поговорим о замечательном поэте, с творчеством которого вы уже знакомы. Поэтому, наверное, без труда продолжите строки:

Учитель:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить…

Ученик:

У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.

Учитель:

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят…

Ученик:

Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят.

Учитель:

Есть в осени первоначальной 
Короткая, но дивная пора…

Ученик:

Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Учитель: Молодцы, ребята. Тема нашего сегодняшнего урока посвящена, как вы и догадались, Ф. И. Тютчеву: периоду его творчества, который выпал на годы  пребывания в Германии. Сегодня на уроке перед нами стоят следующие задачи:

  • вспомнить факты биографии Федора Ивановича;
  • познакомиться с мюнхенским периодом его творчества;
  • выявить те причины, которые оказали влияние на творчество русского поэта за границей;
  • проанализировать одно из стихотворений поэта;
  • вспомнить любимые строки произведений Ф. И.Тютчева
  • проявить свои творческие способности в создании литературного перевода.

3. Рассказ о Ф.И.Тютчеве.

1-ый ученик. Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в культурной дворянской семье старинного рода и среднего достатка. Детство его прошло в родовом имении Овстуг, Брянского уезда, Орловской губернии, и в Москве. Воспитателем к нему был приглашен поэт С. Е. Раич, который пробудил в Тютчеве любовь к поэзии и широко знакомил его с произведениями мировой литературы.

Пройдя дома, под руководством Раича, курс гимназии, Тютчев в 1819 году поступил в Московский университет, который окончил в 1821 году.

Стихи Тютчев начал писать с детства. Ему было четырнадцать лет, когда в заседании Общества любителей российской словесности было прочитано его стихотворение и юный поэт  был избран «сотрудником» общества.

2-ой ученик. По окончании университета Тютчев был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел и вскоре получил назначение в русское посольство в Баварии. В 1822 году, восемнадцати лет от роду, Тютчев уехал в Мюнхен. Его молодость прошла за границей. Он прожил там свыше двадцати лет и в Россию вернулся уже в сорокалетнем возрасте.

В Мюнхене Тютчев скоро становится заметен в придворном, светском, дипломатическом кругу. В 1826 году он женился на молодой вдове Элеоноре Петерсон, урожденной графине Ботмер. По жене у него установились близкие связи с баварской аристократией. В то же время Тютчев вызывает интерес к себе в ученом и литературном кругу Мюнхена, бывшего тогда одним из значительнейших центров европейской культуры. Гейне называл Тютчева «лучшим из своих мюнхенских друзей», а Шеллинг отзывался о Тютчеве как о «превосходном и образованнейшем человеке, общение с которым всегда доставляет удовольствие». Оценить Тютчева-поэта его немецкие друзья, разумеется, не могли; они, может быть, даже не знали о том, что он поэт. Тютчев привлекал их блестящим и глубоким умом, своеобразным и тонким остроумием, жадным интересом к науке, философии, литературе, политике, соединенным с необычайной памятью.

Тютчев, по словам современника, «ревностно изучает немецкую философию», погружается в атмосферу идей и поэзии немецкого романтизма. Несомненное воздействие немецкой поэзии и философии на его поэтическое развитие. Это не значит, что оно шло в направлении, совершенно чуждом русской поэзии того времени. Тютчев близок устремлениям нарождавшегося русского философского романтизма, которые сказались в особенности в кружке молодых московских писателей, называвших себя «любомудрами». Поэты-любомудры — Веневитинов, Хомяков, Шевырев — стремились создать философскую лирику на основе романтической метафизики и эстетики, преимущественно на основе философии Шеллинга. Ряд любомудров — В. Ф. Одоевский, С. П. Шевырев, М. П. Погодин — в начале 20-х годов входил в литературный кружок С. Е. Раича, связь с которым Тютчев продолжал поддерживать и живя за границей; с Погодиным Тютчев общался еще в студенческие годы.

3 ученик. В период жизни в Мюнхене (1822—1837) Тютчев написал десятки стихотворений, из которых многие по праву могут считаться шедеврами его лирики. Вряд ли можно сомневаться в том, что Тютчев был крупнейшим русским поэтом тех лет, после Пушкина, конечно. Но никто в те годы этого но считал, да почти никто и не знал поэзии Тютчева. Печатался он во второстепенных, малоизвестных изданиях (главным образом в альманахах и журналах своего учителя Раича, обычно без полной подписи, под инициалами) и почти совершенно не был известен даже в литературных кругах России.

В 1836 году Тютчев переслал в Петербург рукопись Небольшого собрания своих стихотворений. Они попали через Вяземского к Жуковскому и к Пушкину. Все три поэта высоко оценили стихи, и Пушкин напечатал в двух номерах своего журнала «Современник» целый цикл из двадцати четырех стихотворений Тютчева под общим заголовком «Стихотворения, присланные из Германии». Но и это собрание лучших стихотворений Тютчева, вышедшее под эгидой Пушкина, не вызвало откликов, в печати по крайней мере. Подписался Тютчев опять одними инициалами, которые, конечно, не могли широко ассоциироваться с его фамилией. Позднее, в 40-е годы, Тютчев перестает печатать свои стихи и имя его совсем забывается. Достаточно сказать, что в полном собрании сочинений Белинского Тютчев упоминается одни лишь раз — в подстрочном примечании, где перечислены мелкие поэты пушкинской поры: Ротчев, Тютчев, Маркович, Вердеревский, Раич. Гоголь в статье «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность» (входящей в «Выбранные места из переписки с друзьями»), рассматривая поэтов пушкинской поры, даст индивидуальные характеристики Дельвигу, Козлову, Баратынскому, Языкову, Вяземскому, кратко оценивает эпитетами Гнедича, Ф. Глинку, Д. Давыдова, Веневитинова, Хомякова и суммарно перечисляет эпигонов Пушкина — поэтов, которых Пушкин не «возбудил на деятельность» сколько-нибудь самостоятельную, а «просто создал»: «Стоит назвать обоих Туманских, А. Крылова, Тютчева, Плетнева и некоторых других, которые не высказали бы собственного поэтического огня и благоуханных движений душевных, если бы не были зажжены огнем поэзии Пушкина».

Неизвестность, видимо, не огорчала Тютчева. Как поэт он всю жизнь ощущал себя дилетантом, в беседах, даже с близкими ему но духу поэтами, «тщательно избегал не только разговоров, но даже намеков на его стихотворную деятельность».

4 ученик. Крайне скромным было положение Тютчева и в служебной иерархии. После пятнадцати лет службы в Мюнхене Тютчев все еще занимает ничтожное место младшего секретаря посольства; по собственным его словам, он «пережил» в Мюнхене всех своих сослуживцев, по не «унаследовал» их должностей. И это было закономерно, несмотря на необычайные способности, на исключительный блеск личности, на жгучий интерес к политике, даже на вполне «благонамеренные» политические взгляды.

Тютчев был человеком, менее всего способным «делать карьеру». Его мюнхенский друг И. С. Гагарин метко сказал о нем: «Его не привлекали ни богатства, ни почести, ни даже слава. Самым задушевным, самым глубоким его наслаждением было наблюдать за картиной, развертывавшейся перед ним в мире, с неослабным любопытством следить за всеми ее изменениями и обмениваться впечатлениями со своими соседями».

Ощущение себя наблюдателем, а не деятелем было связано и с полной неприспособленностью Тютчева к обязательному труду. Об этом говорят все мемуаристы (да и он сам).

М. П. Погодин, знавший Тютчева с отроческих лет, писал о нем: «...барич по происхождению, сибарит по привычке, ленивый и беспечный по природе <...>, Тютчев не был способен к постоянному занятию, к срочной работе, к строгому исполнению определенной обязанности». Зять и первый биограф Тютчева И. С. Аксаков так характеризует его: «Ум деятельный, не знавший ни отдыха, ни истомы — при совершенной неспособности к действию, при усвоенных с детства привычках лени, при необоримом отвращении к внешнему труду, к какому бы то ни было принуждению». Такие характеры, по правильному определению Аксакова, создавал «старый дворянский быт, т. е. обеспеченность, порождавшая беспечность, которую давало крепостное право...».

В человеке его ума, образования, душевной глубины современников удивляла непоседливость, вечная жажда развлечения, рассеяния, перемены мест, стремление постоянно находиться на людях — большей частью в шуме и блеске «большого света», в сущности совсем чуждого ему.

Но не жажда веселья гнала его туда, а тоска, скука, меланхолия, постоянно мучившая этого болезненно впечатлительного и нервного человека.  «Он не находил, — говорит Аксаков, — ни успокоения своей мысли, ни мира своей душе. Оп избегал оставаться наедине с самим собою, не выдерживал одиночества и, как ни раздражался «бессмертной пошлостью людской», но его собственному выражению, однако не в силах был обойтись без людей, без общества, даже на короткое время».

5-й ученик. В 1839г. Тютчев вступил во второй брак с баронессой Дернгейм; подобно первой, и вторая его жена не знала ни слова по-русски и лишь впоследствии изучила родной язык мужа, чтобы понимать его произведения. За самовольную отлучку в Швейцарию Тютчев был отставлен от службы и лишен звания камергера. Он вновь поселился в любимом Мюнхене. В 1829–1830 гг. он напечатал несколько превосходных стихотворений, а в 1833 появилось его замечательное “Silentium” (“Молчание”), лишь много позже оцененное по достоинству. Здесь, в течение 1836–1840 гг. появилось около сорока стихотворений Тютчева под общим заглавием “Стихотворения, присланные из Германии”. В 1836 году А. С.Пушкин поместил в своем журнале “Современник” подборку из 24х стихотворений Тютчева.

6-й ученик. С 1844г. Тютчев начинает писать политические статьи, которые не принесут ему славы, но укрепят его сотрудничество с различными журналами. В начале семидесятых годов Тютчев испытал подряд несколько ударов судьбы, слишком тяжелых для семидесятилетнего старика; вслед за единственным братом, с которым его связывала крепкая дружба, он потерял старшего сына и замужнюю дочь. Он стал слабеть, его неясный ум тускнел, поэтический дар стал изменять ему. После первого удара паралича(1 января 1873 г.) он уже почти не поднимался с постели, после второго прожил несколько недель в мучительных страданиях – и скончался 15 июля 1873г.

7-й ученик. Художественная судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху реализма, но сохранившего верность заветам романтизма. Главное достоинство стихотворений Федора Ивановича заключается в живом, верном изображении природы. Он горячо любит ее, прекрасно понимает, ему доступны самые ее тонкие, неуловимые оттенки. Природу Тютчев одухотворяет, одушевляет, она в его изображении живая и очеловеченная:

И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы.
Как бы горячих ног ее 
Коснулись ключевые воды.
(“Летний вечер” 1829г.)

Федор Иванович любил ночь и был певцом ночи. Метафора ночи и дня проходит через все творчество Тютчева:

Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.

 Фоном звучит “Лунная соната Бетховена”. Ночью, лунной ночью были очарованы и поэты, и художники, и музыканты… Бетховен в “Лунной сонате” меланхолически очарован луной… (Музыка становится громче, мы слушаем фрагмент музыкального произведения).

А сейчас обратим внимание на картину Архипа Куинджи “Лунная ночь на Днепре”. Какие ассоциации вызывает у вас эта картина? 

Ответы учащихся.        

Слово учителя. Высоко в небе, выйдя из пелены облаков, ярко сияет на холсте маленькая, круглая луна… Дух захватывает от сознания безмерной высоты, с которой она светит А внизу сверкает Днепр… Он искрится, мерцает, медленно плывет под луною, и величавое движение великой реки под стать величию неба. Главное и у Бетховена, и у Куинджи покой и тишина, которые способствуют восприятию прекрасного, ибо “голос красоты звучит тихо”…

Слово учителя. Похожие мотивы можно найти и у Тютчева .

Тихой ночью, поздним летом        
Как на небе звезды рдеют

Как под солнечным их светом
Нивы дремлющие зреют…
Усыпительно-безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны,
Убеленные луной…

Слово учителя. Давайте немного пофантазируем: представьте, что вы оказались на том же месте, где и поэт, расскажите об увиденном вами… (Слушаем 1-2 рассказа).

Слово учителя. Обратите внимание на строки “Нивы дремлющие зреют…”

Нивы блестят не горячим светом, а мягким, лунным. Только человека здесь нет. Его нет как потребности пейзажа. Но он присутствует как одухотворенная тональность этой ночи.

8-й ученик. Глубокое и страстное чувство наполняет стихи Тютчева о любви. Поклонение женской красоте было всегда слабостью Ф.Тютчева с самой ранней молодости. И все обстоятельства его жизни связаны с этой глубиной и серьезностью чувств. Все, кому дорога поэзия, должны до земли поклониться женщинам, которые вдохновляли поэта:

Ученик читает стихотворение “Я встретил Вас…” под музыку романс на слова С.Рахманинова.

Практическая часть урока (анализ стихотворения “Silentium” и создание литературного перевода).

4.Слово учителя немецкого языка (2 мин) (чтение стихотворения “Silentium” на немецком языке).

5. Звучит стихотворение (2 мин.) в актерском исполнении на русском языке

Ф.И.Тютчев

Silentium.        

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звёзды в ночи, -

Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими и молчи.

Лишь жить  в самом себе умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,        

Дневные разгонят лучи, -

Внимай их пенью – и молчи!..

1829год.

6. Физкультминутка (4 мин.)

7. Работа в группах.  Анализ стихотворения.

Задание для группы № 1, в которую входят учащиеся, увлекающиеся литературными переводами и изучающие немецкий язык: создание своего литературного перевода стихотворения “Silentium” .

Задание для группы № 3: Подготовка ответов на вопросы по анализу стихотворения “Silentium”, написание анализа стихотворения.

 Вопросы к анализу стихотворения «Silentium» и примерные ответы учащихся.

1. Стихотворение состоит из трех строф. Как начинается и заканчивается первая строфа? Почему?

Молчи… - чтобы акцентировать на слове и действии внимание читателя. Это тема.

2. Где, по мнению Ф.И.Тютчева, должны храниться самые сокровенные мечты и чувств человека?

«В душевной глубине…» Как вы это понимаете? В душе только одного человека, мир которого недоступен для других.

3. Какое сравнение использует автор в первой строфе? Как   вы его понимаете?

 Чувства, мечты – как звезды в ночи. Мысли тихо, безмолвно, как звезды в ночи, рождаются в душе человека. Космос так же велик, как человеческая душа.

4.Какой художественный прием использует Ф.И.Тютчев в начале второй строфы?

Риторические вопросы.  Что это такое?   Вопрос, не требующий ответа.

5.Подумайте, диалог или спор ведет автор с читателем? Ответ обоснуйте.

6.Какова основная мысль третьей строфы?

Не доверяй никому свои тайны, радуйся миру, который тебя окружает, но не пускай никого     внутрь себя.

7.Каков, по вашему мнению, общий пафос стихотворения?

Патетический, торжественный.

8.Что делает его таким?

Устаревшие формы слов «оне» (они), «внимай» (слушай), «возмутишь», «изреченная» (высказанная)

9.Слова какой части речи преобладают в стихотворении? Как вы думаете, почему?

Глаголы в повелительном наклонении, которые выражают просьбу поэта к читателю, вызывают его на разговор.

10.Что вы можете сказать о звуковой, фонетической стороне стихотворения?

11. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение, о чем заставило задуматься?

 (Во время подготовки заданий учащимися, звучит классическая музыка (романс С. Рахманинова “Весенние воды” и другие классические произведения.

 

8. Выводы и рефлексия (5 мин). Учитель вместе с учениками подводят итоги согласно поставленным целям и задачам, оценивают работу друг друга, выставление оценок

III. Домашнее задание (индивидуальное, дифференцированное, творческое): (2 мин). Wordsalat – кроссворд (найдите в кроссворде слово, которое служит одной из определяющих тем лирики Ф. И. Тютчева и выучите наизусть любое стихотворение поэта; по желанию – провести анализ стихотворения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-эссе по творчеству Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

Цели урока:систематизировать знания по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета;научить ребят находить общее в творчестве поэтов;прививать любовь к русской поэзии.Оборудование:репродукции “Зимний пейзаж”, “Гроза...

Разработка урока по литературе " Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева"

Урок знакомит старшеклассников с поэтом Ф.И.Тютчевым и особенностями его творчества. Развивает навыки выразительного чтения с извлечением конкретной информации, ассоциативно-образное мышление, создает...

Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева

Презентация содержит описание жизненного и творческого пути Ф.И.Тютчева....

Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его  лирике.Кто-то должен разбираться  в  сумятице  повседневной  жизни.Но кто-то ...

Презентация интегрированного урока по литературе и изобразительному искусству по творчеству Ф.И.Тютчеву

Запечатлённые мгновения. Мотивы родной природы в лирике и живописи. Страницы поэзии Ф.И.Тютчева...

Урок по творчеству Ф.И.Тютчева " Философская лирика Ф.И.Тютчева

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и ...

Интегрированный у р о к – к о м п о з и ц и я «Любовь в жизни и творчестве Ф.И.Тютчева

Истинную меру величия лирики Тютчева осознали всего лишь несколько его современников. Среди них был Ал.К.Толстой, который был склонен ставить тютчевскую лирику выше пушкинской. Настоящее признание Тют...