Статья "Использование Техники активно-продуктивного чтения для изучения нового материала на уроках иностранного языка по ФГОС".
статья (немецкий язык) по теме

Осипенко Татьяна Ильинична

 

Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников.

Почему описываемая техника называется активно-продуктивной? Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.  В большей степени Эта техника способствует развитию познавательных УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_interneta_ststya.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Выбирай цель, которая опережает время…

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от «17» декабря 2010 г. № 1897 утвержден
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В связи с этим принципиальная смена смысловых ориентиров деятельности образовательного учреждения заключается в том, что от « подготовки для….», эффективной в условиях стабильной, отлаженной деятельности, нам необходимо переориентировать школьное образование на становление и развитие образованной, компетентной и просвещённой личности.Образование перестаёт выполнять только миссию просвещения.В условиях достижения целей образования, соответствующих новому поколению стандартов, эффективными становятся технологии, принципиально меняющие характер учебной деятельности:

  • Технологии универсальных учебных действий, обеспечивающие задачи «Учись учиться» в новых информационных условиях;
  • Технологии обучения, позволяющие на основе универсальных учебных действий развивать общие способности ребёнка, а также специальные;
  • Проблемные, поисковые, проектные технологии обучения, обеспечивающие развитие самостоятельности ребёнка в постановке задач, пробах действий, достижении результатов и рефлексии своей деятельности;
  • Технологии игровой и проектной дидактики, позволяющие конструировать учебную деятельность и повышать мотивацию к обучению;

Уже второй год я веду немецкий язык в 6а классе,  который является экспериментальной площадкой по внедрению ФГОС нового поколения. И я действительно могу утверждать, что   современный урок сегодня немыслим, если он не имеет под собой технологической основы, если он не спроектирован, не просчитан по всем этапам с четко выверенными воспитательными, дидактическими и развивающими целями с учетом психолого-педагогических особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности.Поэтому на своих уроках я использую:

Проектные Технологии

Технологию критического мышления

Здоровьесберегающие технологии

Технологии игровой социальной дидактики   и другие.

Практическим этапом подготовки к педагогическому совету стали открытые уроки моих коллег.Анализ этих уроков показал, что все учителя планируют результаты обучения, цели и задачи учебного процесса, выстраивают содержательные линии изучения предмета, разрабатывают педагогический сценарий, планируют и подбирают учебные ситуации, методы, организационные формы, разрабатывают учебные задачи, а также подбирают средства обучения для осуществления планируемой учебной деятельности и владеют новыми педагогическими технологиями, ориентированными на достижение планируемых образовательных результатов;

Но любая технология складывается из некоторого количества педтехник, которые в свою очередь складываются из приёмов. Выбор и применение приёмов педагогической техники соотносится с поставленными целями, особенностями и уровнем подготовки учащихся, способностями и интересами преподавателя. Применение любого приёма должно быть построено на демократических и гуманистических ценностях. По сути, овладение приёмами педагогической техники является одной из главных профессиональных задач каждого учителя. Знакомясь с описанием того или иного приема, он каждый раз «примеряет» его на себя. Разумеется, не все приёмы «лягут» в процесс повседневной работы. Многое зависит от реальных обстоятельств и от личности преподавателя.Но вооружившись даже несколькими приёмами и «отшлифовав их до блеска», учитель может добиться прекрасных результатов. Предпочтение следует отдавать тем приёмам, которые оказывают наибольшее влияние на активизацию мыслительной деятельности, а следовательно и на всестороннее развитие личности.

На уроках  мы увидели создание опыта работы с информацией, ее применение в нестандартных и непривычных жизненных ситуациях, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию учащихся. И , действительно, работа с текстом является одним из важных этапов на уроках изучения иностранного языка.

В своей практике я очень часто применяю

 Технику активно-продуктивного чтения

Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников.

Почему описываемая техника называется активно-продуктивной? Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.  В большей степени Эта техника способствует развитию познавательных УУД.

Пометки на полях

Это вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления. Использование Техники активно-продуктивного чтения способствует развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Этапы работы  с применением данной техники

1 этап-- вызов и актуализация знаний

Изучение темы начинается с учебно-мозгового штурма, с приёмов активизации внимания

(индивидуальная форма работы)

Учитель предлагает вспомнить, что дети знают по данной теме. Учащиеся делают пометки у себя в тетрадях. Информация может быть неточной, неполной- не страшно, ведь наша цель-актуализация знаний.

2 этап--« сброс идей в корзину»

  • Обсуждение в парах- обмен информацией
  • Обсуждение в группах по 4 человека - обмен информацией (как правило  ученики первой парты поворачиваются к своим соседям)(групповая форма работы)
  • Каждая группа сообщает о результатах своего обсуждения. Учитель фиксирует данные на доске. Если материала много, то делает это в виде схемы или таблицы.

3 этап—осмысление

После этого каждому ученику выдаётся готовый текст по изучаемой проблеме. Теперь дети должны выяснить, насколько они знакомы с изучаемой темой занятия. Им предлагается, внимательно изучая текст, карандашом оставлять пометки на полях.

Одним значком пометить те фрагменты текста, содержание которых им было известно до его получения

+

Другим значком обозначить те фрагменты, которые содержат новую для учащихся информацию

V

Затем ученики заполняют таблицу

знал

узнал

Хочу узнать

4 этап –рефлексия   (анализ, самоанализ, самооценка, мотивация к новому витку познания)

После заполнения таблицы учитель предлагает ученикам вернуться к началу урока и самим проанализировать, насколько их представления об изучаемом предмете или явлении изменились. Учитель акцентирует внимание на последнюю колонку  « Хочу узнать», даёт рекомендации, задания, указание на справочные издания , где ученики могли бы найти ответы на интересующие их вопросы.

Таким образом при работе с техникой активно-продуктивного чтения:

  • ученик формулирует вопросы, обучает и объясняет , и, в то же время, отвечает на вопросы своего товарища. Он выходит на уровень редукции знаний (редукция- от сложного к простому)
  • Роль учителя- экспертиза сформулированных учебных заданий, вопросов, доведённых  до уровня учебных задач. Учитель- координатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
  • Применяются различные формы работы (индив.,пар., групповая)

Однако нельзя сказать, что данная техника может быть использована при работе с любым текстом и на любом уроке в любом классе. При выборе данной  техники Безусловно надо учитывать

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ основы формирования УУД

-Это соответствие возрастным психологическим особенностям учеников,

 а также

  • соответствие формирующихся свойств УУД заранее заданным требованиям
  •  деятельностную основу формирования УУД, мотивацию обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические приёмы использования наглядного материала на уроках иностранного языка в 5-ом классе при изучении темы « Das Haus. Die Wohnung.»

Данный вид карточек может использоваться на этапе введения, закрепления лексики, а также как один из способов контроля, повышающий мотивацию, способствует более эффективному усвоению и закреплению лек...

Изучение нового материала на уроках математики

В материале рассматривается ключевой элемент в структуре многих уроков - изучение нового материала...

Игровые технологии при изучении нового материала на уроках английского языка в 6-9 классах.

Каждый урок – это время, которое ученик должен провести интересно. Как показывает педагогическая практика по всему миру, интересные уроки позволяют лучше осваивать школьникам материал по любым предмет...

Реализация идей ФГОС нового поколения на уроках иностранного языка.

Реализация идей ФГОС нового поколения на уроках иностранного языка....

Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»

Цели урока:  Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео...

Статья "Основные методы и приёмы объяснения нового материала на уроках русского языка с опорой на ранее изученное"

Содержание статьи ориентировано на краткий обзор методов и приемов в редакции учёных. Работа позволит учителю на уроке сформировать практические навыки ученика в процессе повторения и изучения учебног...

ОБЩАЯ МОДЕЛЬ проблемно-диалогического урока при изучении нового материала на уроке русского языка

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем ил...