Метод ассоциограмм на уроках немецкого языка
статья по немецкому языку на тему

Круталева Светлана Сергеевна


статья о методе ассоциограмм

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод ассоциограмм на уроках немецкого языка.

Цель обучения иностранному  языку: формирование личности, социально адаптированной в современном обществе, выпускника, свободно выражающего свои мысли на иностранном языке, понимающего речь и умеющего вести беседы на специальные темы.

Одна из задач повышения качества образования является внедрение в образовательный процесс современных продуктивных технологий обучения, позволяющих существенно повысить уровень практического владения языком. В обучении говорению очень продуктивным является метод ассоциограмм. Учащиеся сами (под руководством учителя) составляют на уроке ассоциаграммы, исходя из материала, имеющегося в учебнике, что облегчает им построение монологического высказывания по теме. Ассоциаграммы, составленные самими учащимися, дают прекрасную возможность систематизации лексики. Уже в начальных классах я начинаю использовать метод асссоциограмм.

Ассоциограмма может представлять собой элемент обучения разговорной практике. Учитель задает тему,  например, при изучении темы «Мой дом» в 4 классе. Учащиеся собирают лексику по теме «Мебель», классифицируют существительные, обозначающие предметы мебели, существительные с предлогами в дательном падеже, слова, наречия места.

            der Tisch                                                                  in der Ecke

        

der Schrank   der Stuhl                                        vorn         in der Mitte    links

             

 Затем учащиеся  с помощью ассоциограмм составляют предложения, из предложений связный рассказ, описывая комнату.

 Метод ассоциограмм в старших классах используется в работе с текстом. При изучении текстов учащиеся ведут поисковую работу:

  • создают базу данных по тексту;
  • проводят отбор лексических и грамматических структур, необходимых для навыков понимания и говорения;
  • отрабатывают алгоритмы говорения;
  • развивают монологическую речь по опорам, пересказывают текст;
  • от монологической речи переходят к диалогической, используя вопросительные предложения из базы данных.

Задания и степень трудности определяет учитель. Это зависит от возраста учащихся, их психологического состояния, степени обученности, умения мыслить, от свойства памяти.

Данный метод позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Способные учащиеся выполняют более сложные задания, например, составляют предложения с речевым клише, давая не только положительные ответы, но и вводя в речь отрицания, сомнения, подтверждения.

Ich finde es...

Ich glaube…
Meiner Meinung nach …
Ich sehe das anders

Учащиеся с низкими способностями строят простые предложения.

Метод ассоциограмм позволяет от простых предложений постепенно переходить к сложным. От монологической речи в режиме учитель – ученик перейти к диалогической речи в режиме ученик – ученик, далее к полилогу в режиме ученик – класс. Например, рассказав о своей семье, переходим к расспросу о семье друга, профессиях родителей, увлечениях (используя алгоритм предыдущего текста) и далее вступаем в полилог со всей группой, подтверждая или отрицая высказывания.

Учитель следит за тем, чтобы сохранялась коммуникативная ориентированность на устную речь в рамках конкретной ситуации, в частности, текста.

В случае использования метода ассоциограмм в других видах работы следует знать последовательность его применения:

  1. Создания модели.
  2. Тренировка по модели (доведение навыков до автоматизма).
  3. Создание такой же модели с другими исходными данными, дающими выход на устную речь по ассоциации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Современные образовательные технологии. Метод проектов на уроке немецкого языка. УМК И.Л.Бим"

Данная статья содержит материал, который может быть использован на уроках немецкого языка, определяет актуальность темы образовательных технологий....

Обобщение опыта работы по теме: " Метод проектов на уроке немецкого языка в общеобразовательной школе"

Методический материал на тему: " Метод проектов на уроках немецкого языка"...

Метод проектов на уроке немецкого языка в 5 классе

Презентация является зачетной работой на курсах ПК по теме " Современные технологии преподавания иностранного языка" и содержит теоретический материал о проектной методике и практическую раз...

Применение интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка

Дело не только в знании предмета, но и в умении применять его в конкретной языковой ситуации. Один из способ решения этой задачи-применение интерактивных методов....

Нетрадиционные методы обучения на уроках немецкого языка.

Нетрадиционные методы обучения  на уроках немецкого языка....