Песня на уроках немецкого языка
статья по немецкому языку на тему

Пуговкина Наталья Анатольевна

Не все охотно работают на уроке с музыкой, считая это занятие напрасной тратой времени. Во многих отношения музыка способна внести огромный вклад в процесс обучения на уроках немецкого языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesnya_pechat.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Песня на уроках немецкого языка

- Я знаю, что не все охотно работают с музыкой, еще больше тех, кто считает такой способ потерей времени. С таким мнением я не согласна. Во многих отношениях музыка способна внести огромный вклад в процесс обучения на уроках иностранного языка. Так, грамматика и новые слова лучше запоминаются с музыкой, пение песен облегчает фонетический доступ к иностранному языку, и это лишь два примера! Кроме того, песни из Германии несут живую страноведческую информацию. («Августин») Но самый важный, наверное,- эмоциональный аспект музыки. Музыка открывает сердца ребят, она доставляет удовольствие, расслабляет и создает положительный опыт и, как следствие, успех в обучении/учебном процессе. («Perfekte Welle»)
- Конечно же, музыкальные предпочтения учеников играют роль при выборе музыки. С другой стороны, я заметила, что ученики с удовольствием работают с той музыкой, которую они вряд ли слушали бы вне урока. Здесь в ход идет страноведческий аспект. Любопытство к музыке из страны изучаемого языка часто превалирует над другими симпатиями и антипатиями. На мой взгляд, важнее предпочтений учеников являются предпочтения учителей. Учащихся  можно увлечь только в том случае, если сам увлечен тем, что делаешь. Невозможно вызвать восхищение музыкой, которую сам не любишь. Так же и учитель, который не любит петь, вряд ли сможет мотивировать своих учеников к пению. Культурные различия тоже присутствуют, и особенно в музыке.

- Говоря о музыке, нужно проводить аналогии. Если мы хотим использовать музыку на уроках, то нужно помнить, что музыка бывает разной, например, рождественские песни, (песня) рок или поп-музыка (Мирэй Матье на немецком языке), в настоящее время можно использовать и рэп - направление.(песни в стиле рэп на стихи Гете и Шиллера)  В любом случае цель музыки – сделать урок привлекательным и плодотворным. Можно использовать бесчисленное  множество упражнений для работы с песней.

        Задания на понимание содержания

  •    предтекстовый этап:
  • построить ассоциограмму;
  • предложить визуальный контакт: иллюстрации, фотографии, картинки…;
  • использовать акустический контакт: музыка, звуки, голоса;
  • текстовый:
  • выполнить задания на множественный выбор;
  • сделать выбор: правильно/неправильно или да/нет;
  • сопоставить: картинка – звуковой текст, картинка – картинка, звуковой текст – текст, текст – текст;
  • слушать и выполнять: пантомима, знаки, план, карта города…;
  • установить верную последовательность (отрывков текста или картинок);
  • заполнить пропуски в тексте;
  • озвучить обсуждаемую проблему (с помощью текста).
  • послетекстовый:
  • сделать выбор: правильно/неправильно или да/нет;
  • задать вопросы к тексту по содержанию;
  • выразить свое мнение;
  • передать содержание;
  • дать оценку;
  • вставить пропуски в слова;
  • подобрать ключевые слова к содержанию;
  • пересказать текст собственными словами или обыграть.

       Грамматические задания

  • написать диктант (буквенный, словарный);
  • написать диктант с пропусками;
  • расставить ударение в словах;
  • сгруппировать слова;
  • подобрать словосочетания и отдельные предложения;

            Виды упражнений:

1. Только с музыкой:
- отработать ритм;
- описать музыку (прилагательные, глаголы),
- определить музыкальные инструменты;
- обсудить музыку, ритмику, голоса.
2. Аудирование:
- текст с пропусками;
- восстановление строчек, абзацев;
- подбор рифмы;
- исправление ошибок;
- запись того, что стало понятным;
- проследить частоту употребления отдельных слов/ предложений.
3. Изучающее чтение песни:
- реконструирование песни (пазлы/строки);
- написание глоссария к песне;
- чтение частей песни.
4. Письменные:
- параллельный текст песни;
- составление диалога;
- истории к теме песни;
- письмо певцу-исполнителю;
- критика/комментарий песни;
- семантические поля;
- написание дальнейшего продолжения песни.
5. Устные:
- разыгрывание диалогов;
- анкетирование по теме;
- резюмирование содержания песни;
- придумывание новых названий песни;
- мини-диалоги;
- ролевые игры;
- дискуссии о теме песни, о персонажах, о действии песни.
6. Грамматические и лексические:
- изменение времени глагола;
- изменение личных местоимений;
- изменение прилагательных (синонимы/антонимы);
- поиск трудных слов, выражений и их дефиниция;
- выбор ключевых слов.

Инсценировка, видеоклип

       Очень часто музыка является просто релаксирующим элементом. Музыка обладает эмоциональной силой. А как насчет более серьезной музыки, например, симфонической? (Берлинский симфонический оркестр) На уроках классическая музыка, помимо прочего, требует большой концентрации внимания, способности сохранять и перерабатывать информацию. Прослушивание музыки активирует такие структуры головного мозга, в которых происходит эмоциональная и мыслительная обработка информации (с воздействием на вегетативную систему), - ассоциативный ряд, аналитические механизмы. На занятиях достаточно внимания уделяю музыкальной культуре детей. Ребята с удовольствием слушают шедевры музыкального искусства великих композиторов Германии. Знакомятся с творчеством популярных певцов, композиторов и поэтов  заучивают тексты песен, которые разнообразны по тематике и отвечают разным вкусам и интересам. Работа с аудиозаписями облегчает работу с текстами песен, совершенствует умения аудирования. Рифма и музыка способствуют усвоению интонации, помогают запомнить фразу, которая может служить речевой моделью. Например, с днем рождения мы поздравляем ребят следующим образом. (Именинник забирается на стул, вместе с остальными поет поздравительную песню)

     Песне, как и любому произведению искусства, присуща коммуникативная функция, то есть передача заложенного его автором содержания адресату. Песня оказывает воздействие на эмоции ученика и его образно-художественную память. Таким образом, песня не только образец иноязычной речи, поскольку отражает особенности жизни, культуры и быта народа страны изучаемого языка, но она также носитель культурологической информации, может формировать духовную культуру учащихся и соединять в единое целое его разум и душу. Через песни раскрывается душа народа, его культура, учитель выступает как посредник в процессе познания учащимися этой культуры, как комментатор, как стимулятор их познавательной активности.  При отборе песенного материала обязательно надо учитывать возрастные особенности и интересы детей. (младшие – «Biene Maya»,старшие –«Symfonie»)

В зависимости от задач песенный материал служит:

  1. Фонетической зарядкой
  2. Способом введения и закрепления лексико-грамматического материала
  3. Стимулом для развития речевых навыков и умений
  4. Релаксацией в середине урока, необходимой зарядкой, служащей для снятия напряжения, восстанавливающей работоспособность учащихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с песней на уроках немецкого языка

Использование песен на изучаемом языке актуально на начальном этапе обучения иностранным языкам. Учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Дети, по мнению психологов, ос...

Конспект урока немецкого языка по рабочей программе факультативного курса "Немецкий язык как второй иностранный" по учебнику: О.Зверлова Немецкий язык: С немецким за приключениями 1

Урок формирования умений и навыков по теме "В школе" с использованием оборудования лингафонного кабинета,интерактивной доски, компьютера, мультимедиапроектора, мультимедийной презентации, аудиозаписи ...

«Стихи и песни как средство формирования положительной мотивации учащихся на уроке немецкого языка»

  Для повышения эффективности современного урока используют различные методы и приемы, одним из которых является использование стихотворного и песенного материала на различных этапах урока...

Технологическая карта урока немецкого языка в 6 классе по теме «На улице листопад. Осенние песни немцев»

Образовательная цель:Расширение словарного запаса по теме «На улице листопад».Деятельностная цель:Развитие навыков чтения с полным пониманием содержания и аудирования с пониманием основног...

Песни на уроке немецкого языка в начальной школе

Песни на уроке немецкого языка в начальной школе...