Использование проектной деятельности при обучении немецкому языку (из опыта работы)
учебно-методическое пособие по немецкому языку на тему

Калашникова Светлана Валерьевна

Обобщение опыта работы по использованию проектной деятельности при обучении немецкому языку студентов СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_ped_mir.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»

Методический доклад

на тему: «Использование проектной деятельности при обучении немецкому языку  (из опыта работы)»  

                                    Подготовила: Калашникова С.В. , преподаватель

                                    немецкого языка  ГАПОУ СО

                                  «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»

г. Балашов

2014г.

   


   Преподавание иностранных языков – составная часть общей системы образования, и потому в известной степени оно подчиняется основным тенденциям развития этой систем. Идеи компетентностного подхода в образовании  объединяют в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; включают не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую; включают результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.; означают способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности.      Проектная деятельность — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели и имеющая большой потенциал по формированию самых разных компетенций. Она тесно связано с проектной культурой, которая возникла как результат объединения двух до сих пор не пересекавшихся направлений в образовании гуманитарно-художественного и научно-технического. Овладение культурой проектирования подразумевает формирование следующих общих компетенций:         

ОК2: Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК4: Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5: Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.         

ОК6: Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.         

ОК7: Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

   Основная идея подобного подхода в обучении иностранному языку заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную деятельность обучающихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему  обращение к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала является одним из самых удачных. Метод проектов позволяет решить действительно интересные, практически значимые и доступные обучающимся проблемы с учетом особенностей культуры страны  и специфики своей будущей профессии. Компетентносно-ориентированное обучение предусматривает профессиональную направленность не только содержания учебных материалов, но и деятельности, формирующей профессиональные умения. Поэтому содержание обучения иностранному языку должно быть профессионально и коммуникативно направленным. Интерес обучающихся к предмету повышается, когда они ясно представляют перспективы использования полученных знаний, когда эти знания и умения в будущем смогут повысить их шансы на успех в любом виде деятельности.

   Как известно, основной проблемой при изучении иностранного языка является то, что вне аудитории обучающиеся практически не имеют возможности говорить на иностранном языке, т.е. пользоваться полученными знаниями. Использование проектной методики в процессе обучения позволяет применять речевые навыки и умения на практике. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для обучающихся (См. Приложение 1)

   Успех выполнения проектной деятельности кроется в хорошо сформулированной проблеме, над которой нужно будет трудиться в процессе работы над темой программы, и чётко разработанных рекомендациях по выполнению  творческого задания: проекта. (См. Приложение 2)

   Таким образом, использование проектной деятельности в практике обучения  иностранному языку способствует всестороннему развитию. У обучающихся  формируются ценностно-смысловые, общекультурные,  учебно-познавательные, информационные и коммуникативные компетенции.


Использованная литература

  1. Базанова Т.А.  Проектная деятельность учащихся. //Технология (Основа). – 2013. - №10. – С.2.
  2. Гейн М.Е. Реализация проектного подхода к обучению. //Дополнительное образование и воспитание. – 2014. - №5. – С.26.
  3. Голубенко Г.Н. Проектная деятельность в учебном процессе. //Всё для администрации школы (Основа). – 2013. - №10. – С.20.
  4. Дугина Е.О. Проектно-исследовательская деятельность учащихся в условиях внедрения ФГОС ООО. //Образование в современной школе. – 2013. - №6. – С.6.
  5. Дунилова Р.А. Развитие компетенций педагогов и обучающихся в проектной деятельности. //Спр-к зам. директора школы. – 2013. - №9. – С.49.
  6. Малыгин С.Ю. Проектная деятельность как инструмент профессионального самоопределения детей и подростков. //Методист. – 2014. - №5. – С.33.
  7. Ситникова Е.А.  Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся. //Технология (Основа). – 2014. - №2. – С.2.
  8. Текучева Е.Н. Опыт использования исследовательской и проектной деятельности в обеспечении нового качества образования. /Методист. – 2014. - №2. – С.61.

Приложение 1

Тематика творческих работ,  для студентов

по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий)

специальности 110809 Механизация сельского хозяйства

Общеотраслевой модуль

II курс

Тема творческого задания:  Проект «Особенности законодательства Германии  в области охраны окружающей среды»

Профессионально направленный модуль

III курс

Тема творческого задания:  Проект «Деловой этикет Германии»

IY курс

Тема творческого задания: Проект «Компания «CLAAS» - производитель сельскохозяйственной техники»

Тематика творческих работ,  для студентов

по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий)

специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Общеотраслевой модуль

II курс

Тема творческого задания:  Проект «Особенности законодательства Германии  в области охраны окружающей среды»

Профессионально направленный модуль

III курс

Тема творческого задания:  Проект «Немецкие автомобильные концерны: Mercedes, Volkswagen, BMW, Porsche, Audi, Opel»

IY курс

Тема творческого задания: Проект «Дизельные двигатели  фирмы «Deutz» (Дойц) Германия»              

Тематика творческих работ,  для студентов

по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий)

специальности 110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Общеотраслевой модуль

II курс

Тема творческого задания:  Проект «Особенности законодательства Германии  в области охраны окружающей среды»

Профессионально направленный модуль

III курс

Тема творческого задания: Проект «Образцы оформления деловой документации на немецком языке»

IY курс

Тема творческого задания: Проект «Ядерная энергетика Германии»


Приложение 2

Рекомендации по выполнению  творческого задания: проекта.

Содержание и характеристика:

Метод проектов не предполагает жесткой  алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причём социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.

Проект - это «пять П»:

1. Проблема

2. Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

4. Продукт

5. Презентация

Мультимедийная презентация– это документ, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу. Звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику.

Общий порядок слайдов:

  1. Титульный слайд - в нём указываются тема, фамилии, имена составителей.
  2. Информационные слайды - могут содержать диаграммы и графики, также текстовые и табличные данные, графические материалы, предназначенные для более четкого восприятия аудиторией информации, излагаемой в докладе. Выбор типа информации, схем структурирования данных, очередности их изложения осуществляется непосредственно докладчиком.
  3. Завершающий слайд 

Деятельность преподавателя: 

•   даёт  целевую   установку на выполнение задания;              

•  помогает в выборе главных и дополнительных элементов темы;                                                             • консультирует при затруднениях;

• проверяет  исполнение и оценивает в контексте занятия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Деятельность студента:  

 •  изучает материалы темы, выделяя главное и второстепенное;

 •  выстраивает систему взаимоотношений с людьми;      

 •   устанавливает логическую связь между  элементами темы;                                            •    представляет характеристику элементов в  краткой форме;                                           •   выбирает опорные  сигналы для акцентирования  главной информации и отображает  в структуре работы;                                    

•   оформляет работу и  предоставляет к установленному сроку.  

Уровни сложности выполненного задания, требования к оформлению:

  1. Проектирование           фрагментов задания  с отражением   социокультурных стереотипов речевого поведения на иностранном и родном языках  
  2. Выполнение проектного задания с раскрытием   социокультурных стереотипов речевого поведения на иностранном и родном языках, степени их совместимости
  3.  Выполнение проектного задания в соответствии с заданными условиями и формой представления материала,   с раскрытием   социокультурных стереотипов речевого поведения на иностранном и родном языках, степени их совместимости, публичное               представление презентации  

Презентацию следует создавать программой Microsoft Office PowerPoint. Формат слайдов:

  • Размер слайдов - экран
  • Ориентация – альбомная
  • Ширина – 24 см
  • Высота – 18 см
  • Нумерация слайдов с №1
  • Формат выдачи слайдов – «Презентация на экране»

Графический и текстовый материал размещаются на слайдах так, чтобы слева и справа оставалось использованное поле шириной не менее 0,5 см.


Критерии оценки:

  • - Обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых для решения поставленной задачи
  • -Рациональность распределения времени на выполнение задания
  • -Результативность информационного поиска
  • - Соответствие нормам оформления
  • - Полнота раскрытия темы
  • - Объем материала
  • - Использование звука, музыкального сопровождения, эффектов анимации, графиков, таблиц
  • - Дизайн: иллюстрации, рисунки, фотографии
  • - Оригинальность
  • - Проявление терпимости к другим мнениям и позициям
  • - Способность сотрудничать с другими обучающимися
  • - Обобщение результатов учебной деятельности
  • - Способность генерировать идеи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий на уроках немецкого языка (из опыта работы)

Рассказывается об опыте использования компьютерных технологий на уроках немецкого языка...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка (из опыта работы)

Рассказывается об использовании здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого (или другого иностранного языка)....

Использование проектной методики для обучения немецкому языку в средней школе.

Теоретические основы использования проектной методики. Методика обучения иноязычному общению на основе метода проектов. Образец плана урока с использованием проектной методики для обуче...

Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы (описание опыта работы)

Описание опыта работы по применению проектной технологии на уроках русского языка и литературы...

Использование современных информационных технологий в обучении немецкому языку (из опыта работы)

Статья посвящена обобщению опыта внедрения курса «Информационно-компьютерные технологии в обучении иностранным языкам» в средней школе с углубленным изучением немецкого языка....

(ФОРСАЙТ - 2019) Проблемно - проектный подход в обучении как способ активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка. Из опыта работы.

Основной принцип этого направления – в центре обучения находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Эти методы, прежде всего, повышает активность школьников на урока...

Проблемно - проектный подход в обучении как способ активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка. Из опыта работы.

Эти методы, прежде всего, повышают активность школьников на уроках, т.к. истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Успешное обучение вообще, и иност...