Внеклассная работа как средство повышения мотивации изучения немецкого языка
материал по немецкому языку на тему

Безрукова Татьяна Георгиевна

Данная разработка представляет собой самообобщение опыта работы преподавателя немецкого языка. В ней представлены принципы, формы и методы организации внеклассной работы студентов по дисциплине "Немецкий язык". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty_bezrukovoy_t.g.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи

КГБОУ СПО «Алтайский механико-технологический техникум молочной промышленности»      

Внеклассная работа как средство повышения мотивации изучения немецкого языка

Обобщение опыта работы преподавателя немецкого языка  Безруковой Т.Г.

с. Алтайское

2012 г.

Рассмотрено на заседании

ПЦК общих гуманитарных

и социально-экономических дисциплин

«___»  ______________ 2012 г.

Председатель _______ Т.В. Серебрякова

…замечательные, блестящие уроки есть там,
где имеется ещё что-то замечательное,
кроме уроков, где имеются и успешно
применяются самые разнообразные
формы развития учащихся вне урока.

В.А.Сухомлинский

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Она углубляет и расширяет знание иностранного языка, способствует развитию  творческой активности студентов, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации.  Мотивация является основой всякой человеческой деятельности.

Проблема мотивации в учении возникает по каждой дисциплине, но  особо остро стоит проблема мотивации изучения, именно, немецкого языка, в любом учебном заведении, начиная со школы. Во-первых, все начинается с недостаточной осведомленности о фашизме, немецком народе и носителях языка. Ребята, не зная ничего об этих фактах, утверждают, что не хотят учить язык фашистов и врагов нашей Родины. Очень часто приходится работать еще и историком, чтобы убедить их в обратном. Во-вторых, рейтинг немецкого языка снизился в связи с появлением и освоением компьютерной техники. Даже родители учеников не хотят, чтобы их дети изучали немецкий язык в школе, так как английский язык считается  международным языком. Проблем очень много и поэтому работы с каждым годом не убавляется, а, наоборот, все больше приходится задумываться над тем, как заинтересовать студентов, придумать что-то новое и увлекательное.

Мощным рычагом мотивации учения является внеклассная работа по иностранным языкам. Внеклассная работа в единстве с обязательным курсом создает условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения. Она способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе, и расширению языковой среды.

Считаю, что путем вовлечения студентов во внеклассную деятельность, я повышаю мотивацию к изучению иностранного языка (немецкого), так как создаю условия для появления внутренних побуждений к учению. Внеклассная работа своими увлекательными формами принципами организации вызывает определенный эмоциональный настрой, облегчает достижение целей обучения.

Принципы и условия организации внеклассной работы

Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:

1. Добровольный характер участия студентов во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Студенты решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы, прежде всего в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы - она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.

2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения. Во- вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, сборов, выпуска стенгазет на иностранном языке и т. д.

3. Большая самостоятельность и инициативность студентов в выполнении внеурочных поручений. Студенты проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих  их интересам и склонностям.

Эффективность и результативность внеклассной работы зависит как от учета указанных выше принципов, так и от соблюдения следующих условий:

  • добровольность участия;
  • занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
  • эстетичность всех проводимых мероприятий;
  • четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
  • наличие целевых установок и перспектив деятельности;
  • широкое использование методов педагогического стимулирования активности студентов;
  • гласность;

Формы организации внеклассной работы

В своей работе я применяю групповые и индивидуальные формы организации внеклассной работы. По смыслу это соревновательные (конкурс, игра, олимпиада, викторина и прочие) и  культурно-массовые формы (кружок, вечер, классный час). Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме относится кружок, олимпиада. Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п.

С первых лет работы в техникуме я организовала работу кружка. Совместно со студентами выбрали секцию «Страноведение», так как можно более подробно познакомить студентов с жизнью, бытом и нравами народов, язык которых они изучают. Членами кружка становятся все желающие студенты, с разной успеваемостью. Но чаще всего это студенты одной специальности. Совместно выбирается тема на учебный год, согласно которой  составляется план занятий. В плане необходимо отобразить цели и задачи, содержание работы кружка (указать конкретные темы, разделы предмета, подлежащие изучению), а также виды, методы и формы работы. Занятия проводятся 1-2 раза в месяц. Каждый член кружка принимает активное и добровольное участие во всех мероприятиях, проводимых кружком, выполняет конкретную работу в соответствии со своими интересами и возможностями. По желанию выбираем старосту, его заместителя, оформителей и т д. В ходе работы мы выбираем тему открытого отчетного заседания кружка, которое проводим в конце года. На это заседание приглашаются студенты других групп и специальностей. Открытое заседание проводим чаще всего в форме заочного путешествия, где используем фото и видеоматериалы, инсценируем различные сценки.  

(Сценарии открытых заседаний кружка в приложении 1)

Важным средством, стимулирующим повышение интересов студентов к изучению иностранного языка, являются олимпиады. Ежегодно в техникуме проводятся олимпиады по разным дисциплинам. По иностранному языку олимпиада проводится в марте, в месячник цикловой комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Преподавателями составлено положение о проведении олимпиады по иностранным языкам (приложение 2), где описаны цели, задачи, организация, содержание и план проведения олимпиады. Ежегодно преподавателями разрабатываются  новые задания по дифференцированному принципу. Ведь  нужны не  просто  сложные  задачи, а разнообразные задания  творческого характера, которые  были  бы  одновременно  и  интересны,  и  поучительны, и  имели  бы  практическое  применение.  Мы  подбираем задания разного  уровня  сложности так,  чтобы часть  заданий могли  решить подавляющее  большинство студентов (на отборочном этапе), а более сложные (на финальном этапе) могли решить  только самые  сильные  студенты.

Лучшим стимулом для участия и победы в олимпиаде я считаю поощрение. Всем участникам я выставляю оценку по немецкому языку в журнал, а победителей награждаю грамотами и небольшими подарками. Студента, занявшего 1 место, я освобождаю от итоговой контрольной работы за курс, выставляя оценку автоматически. По итогам я составляю фотоотчет с результатами и победителями олимпиады, которые могут увидеть все студенты техникума, так как гласность является одним из основных принципов организации внеклассной работы.  (приложение 3)

Одной из форм внеклассной самостоятельной работы являются домашние задания. И с этой формой работы имеются большие трудности. Многие студенты, и в силу своей загруженности, и в силу своего нежелания, не хотят выполнять домашние задания. Занятия иностранным языком проводятся у большинства студентов 1 раз в неделю, многие даже забывают, какое задание было выдано на прошлом занятии. Поэтому в своей работе я изменила методы проверки домашнего задания, разработала задания дифференцированного и творческого характера. Студенты самостоятельно выбирают уровень успеваемости по дисциплине и выполняют задания (чаще всего по лексическому материалу) соответствующие этому уровню. По грамматическому материалу я разрабатываю различные тесты, упражнения, и студенты сами выбирают задания, которые им легче выполнить. Часто я выдаю домашнее задание творческого плана. Это создание кроссвордов по теме, открыток, газет, мультимедийных презентаций и проектов. Для примера показываю работы студентов прошлых лет и это, как мне кажется, больше стимулирует к выполнению данной работы. В этом учебном году я решила сделать выставку-конкурс творческих работ студентов, где студенты сами выберут лучшие работы по номинациям: кроссворды, открытки, газеты и проекты. Победители будут награждены призами.

Очень интересной и эффективной формой внеклассной работы является проектная деятельность. Она является распространенным видом работы с использованием сети Интернет. Проекты могут выполняться, как на уроке, так и во внеурочное время.
Проектная деятельность наиболее эффективна, если ее удается связать с программным материалом, значительно расширяя и углубляя знания студентов в процессе работы над проектом.

Проектной работой мы занимаемся со студентами, обучающимися по специальности «Гостиничный сервис». Студенты создают свой отель, дают ему рекламу, описывают услуги. Проект по желанию студентов может быть оформлен как в электронном, так и в бумажном варианте. Если в прошлом году эта работа была индивидуальная, то в этом году я предложила студентам группы разделиться на 2 подгруппы и представить 2 проекта на конкурс. Надеюсь, что этот вариант будет еще интереснее, так как студенты не просто будут выполнять работу, а стараться, чтобы их работа стала лучшей.

Самой распространенной формой внеклассной работы для студентов являются дополнительные занятия по дисциплине. Эти занятия могут посещать как студенты, желающие повысить и более углубленно изучить материал, так и отстающие студенты, которые хотят исправить оценки и устранить пробелы в знаниях. Я провожу дополнительные занятия, как по расписанию, так и по желанию студентов, в удобное время. Но хочется сказать, что эти занятия, к сожалению,  в основном посещают студенты с целью исправить неудовлетворительные оценки или отработать пропуски занятий.

В настоящее время во внеклассной работе по иностранному языку имеется много возможностей для повышения мотивации к изучению языка и развития творческого потенциала студентов. Я убеждена в том, что внеклассная работа является неотъемлемой и важной частью педагогического процесса. Благодаря внеклассной работе по иностранному языку углубляются познавательные интересы студентов, развиваются социальные и познавательные мотивы учебной деятельности, стимулируется развитие личности, особенно её творческого потенциала, значительно расширяется кругозор, эрудиция и эмоционально-ценностное отношение к миру и к себе. Иначе говоря, внеклассная работа по иностранному языку способствует более эффективному усвоению содержания образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеклассной работы, как условие повышения качества обучения немецкому языку.

Один из способов улучшить качество обучения по предмету  – взаимодействовать с учениками. Внеклассная работа по немецкому  языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающ...

Театральные постановки как средство повышения мотивации изучения английскому языку.

Мотивация одна – из сложнейших педагогических проблем.  Как преодолеть равнодушное отношение к  изучению английского языка?  В нашей школе работает клуб «EnglishWise», в который входят ...

мастер- класс "Внеклассная работа как средство повышения мотивации в изучении иностранного языка"

Разработка мастер- класса  внеклассной работы по иностранному языку с различными видами внеклассной работы...

Внеклассная работа как форма повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной разработке  делюсь опытом работы по теме: «Внеклассная работа как форма повышения мотивации к изучению иностранного языка. Считаю, что материал может быть особенно полезен молодым учител...

Презентация "Внеклассная работа как средство повышения мотивации учащихся в обучении иностранному языку"

Презентация может помочь учителю иностранного языка спланировать внеклассную работу по предмету....

Доклад на тему: "Внеклассная работа как средство повышения учебной мотивации, качества знаний по предмету английский язык согласно требованиям ФГОС"

Доклад на тему "Внеклассная работа как средство повышения учебной мотивации, качества знаний по предмету согласно требованиям ФГОС"...

Проектная методика как средство повышения мотивации изучения иностранных языков.

Среди многообразия новых педагогических технологий в системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода и повышение мотивации, наиболее характерна проектная методика об...