Фрагменты краеведения на уроках немецкого языка
статья по немецкому языку на тему

Глущенко Марина Владимировна

На уроках иностранного языка должны присутствовать помимо учебных и развивающих целей - воспитательные. В данном материале присутствуют примеры духовно-нравственного направления воспитания на уроках немецкого языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fragmenty_kraevedeniya_na_urokah_nemetskogo_yazyka.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Направление духовно-нравственного воспитания на уроках немецкого языка.

Маркина М.В.

Использование местного и регионального материала при обучении иностранным языкам расширяет кругозор учащихся, развивает их познавательный интерес, помогает в выборе профессии и является одним из средств повышения уровня положительной мотивации учения. Не зная своей родной культуры, не любя её, нельзя понять и полюбить другую культуру. Только тот, кто чувствует красоту, силу и богатство родного края, кто знает и почитает обычаи и традиции своего народа и бережно относится к ним, может понять и уважать культуру других народов.

Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся и позволяет им оперировать в учебной беседе теми сведениями и фактами из своей жизни способствует формированию и закреплению у них навыков общения на изучаемом языке.

В учебниках немецкого языка имеется достаточно материала для изучения страноведения, посвящённого истории, культуре, современности, страны изучаемого языка.

Во 2 классе представлены тексты, в которых описывается культура и жизнь немецких и российских школьников. Например, из текстов о немецких национальных традициях российские школьники узнают о том, как проходит первый учебный день в Германии, как празднуется Рождество и другие праздники. Изучение этих тем происходит в сравнении с Россией.

При прохождении темы „Bald kommen die großen Ferien“ в 3 классе, учащиеся узнают, какие праздники у немецких детей весной и сравнивают их с российскими вариантами праздников. Учащиеся побуждаются к сравнению с национальными культурными ценностями России, что позволяет им осознавать себя гражданами своей страны. В учебниках представлены сказки немецких писателей, песни и стихи. Чтение образцов немецкого фольклора на иностранном языке развивает у младших школьников интерес к иноязычной культуре, а также дружелюбное отношение к представителям других стран.

Из учебников российские школьники узнают о красоте природы России, что воспитывает в учащихся чувство гордости за свою страну.  

В учебниках 4 класса представлены социокультурные сведения, а именно  этикетные нормы ведения разговора по телефону, принятые в Германии. Ученики знакомятся с формой написания приглашения, поздравительной открытки и письма и находят сходства и различия в оформлении с российскими.

В 5 классе, работая над долгосрочным проектом «Книжка о себе» мы посвящаем 1 урок отдельной страничке «Я живу в Волгограде». На уроке я рассказываю ребятам о нашем родном городе, о его достопримечательностях, демонстрирую слайд-презентацию. После чего ученики выбирают одно из наиболее понравившихся заданий, получают фотографию, вклеивают в свои книжки – проекты и составляют мини – рассказы в парах. Затем представляют свои работы, рассказывая о выбранной ими достопримечательности. В конце урока мы обязательно делам вывод, как красив наш Волгоград  и как мы его любим. Позднее, работая над темой «Мой дом»,  каждый ученик приносит на урок фотографии своего дома и рассказывает о нём. Это тоже одна из страничек нашей книжки – малышки.

В 6 классе, изучая тему «Немецкий город», мы снова возвращаемся к разговору о Волгограде. Ребята рисуют свои любимые волгоградские места и рассказывают о них.

В 7 классе мы не раз обращаемся  к теме  родного города. На уроках, завершающих работу над темой «Моя Родина – Россия», учащиеся пишут сочинение «Моя малая Родина». Изучая тему «Жизнь в деревне», ребята готовят мини – рассказы о необычной красоте природы: лесах, лугах, полях, реках, холмах. Заключительный урок по теме «Наша планета в опасности» мы посвящаем обсуждению экологической ситуации в городе. При работе над темой «Спорт», учащиеся проводят мини – исследование, социологический опрос, «Популярен ли спорт в Волгограде?» Ребята задают респондентам  вопросы, касающиеся спорта. Полученная информация анализируется, после чего учащиеся защищают свои проектные работы.

В 8 классах, работая над темой «Летние каникулы», ребята готовят мини – проекты «Где мы отдыхаем летом», рассказывают об любимых местах отдыха. При изучении темы «Путешествие по Германии» учащимися выполняется творческая работа «Оформлении рекламных буклетов о родном городе».

В 9 классе мы также затрагиваем вопросы краеведения. Например, говоря о книгах при обучении аудированию, я предлагаю ученикам текст об одном из наших местных писателей. Изучая тему «Профессии», мы обсуждаем, какие профессии у нас востребованы, а какие – нет; каким образом центр занятости населения помогает безработным в поиске подходящего для них места работы.

При работе над темой «СМИ», говоря о газетах, ученики приносят на урок различные выпуски волгоградских газет. Им выдаются карточки с заданиями и вопросами, посвящённым истории газеты, её руководства. Задания выполняются в парах, затем класс делится на несколько групп, каждая из которых, просмотрев газету, готовит по опорным словам анонс понравившейся статьи. Заключительным этапом данной работы является следующее задание - самостоятельно сформулировать роль районной газеты в жизни волгоградцев. На уроках, посвящённых интернету, как СМИ, учащиеся защищают проект «Волгоград - моя малая родина» в форме статьи в Интернет-газету.

В 10 классе вопросов краеведения мы касаемся на уроках  по теме «Нация, национальность». Я знакомлю учащихся с дополнительной лексикой (национальности, проживающие в нашем районе). Мы с учащимися пытаемся сформулировать характерные черты той или иной национальности, обсуждаем проблемы дружеского сосуществования людей разных национальностей, толерантного отношения между представителями различных культур и религий.

В 11 классе теме «Волгоград - мой край родной»  посвящаю фрагменты уроков в разделе «Искусство». Учащиеся готовят мини – проекты о наших талантливых земляках: поэтах, художниках и музыкантах; а так же в разделе «В потоке времени» обсуждаем вопросы трудоустройства и безработицы в Волгограде и возможные пути решения этих проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение-средство обучения и воспитания учащихся на уроках немецкого языка

Включение краеведческого компонента в содержание обучения иностранным языкам и культуре стимулирует не только интерес детей и изучению иностранного языка, но и развивает самостоятельность,активность к...

Конспект урока немецкого языка по рабочей программе факультативного курса "Немецкий язык как второй иностранный" по учебнику: О.Зверлова Немецкий язык: С немецким за приключениями 1

Урок формирования умений и навыков по теме "В школе" с использованием оборудования лингафонного кабинета,интерактивной доски, компьютера, мультимедиапроектора, мультимедийной презентации, аудиозаписи ...

Краеведение на уроках немецкого языка (в сельской школе)

Демократизация и гуманизация школы, проводимая в нашей стране,  требует обновления процесса воспитания. Одним из ведущих принципов становится принцип культурообразности, ...

Презентация к уроку немецкого языка во 2 классе "О чем говорят сегодня дети на уроке немецкого языка?"

Презентация подготовлена к уроку немецкого языка во 2 классе по теме "Worüber sprechen die Kinder  heute in der Deutschstunde?" содержание презентации дает возможность  повторить  спряж...

КРАЕВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

   Изучение краеведческого материала на уроках иностранного языка повы­шает у учащихся интерес к истории, традициям своего края, расширяет их кругозор, формирует такие качества, к...

Фрагмент урока немецкого языка по теме Творчество И.В. Гёте

Фрагмент урока демонстрирует метапредметные связи на уроках немецкого языка в 9 классе.Путешествие в мир немецкой классической литературы...

Фрагмент урока немецкого языка по обучению лексике на основе речевого образца.

Фрагмент урока по немецкому языку на начальных этапах обучения. Подойдет как для начальной школы, так и для начинающих изучать немецкий язык. Фрагмент учит называть людей на немецком языке, может быть...