Разработка урока по предмету: немецкий язык
методическая разработка по немецкому языку (10, 11 класс) по теме

Стегачева Елена Петровна

Знакомство с литературой Германии накануне Второй мировой войны на примере письма Курта Тухольски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos.docx21.33 КБ
Файл k.tuholski.docx448.93 КБ
Файл presentation.pptm308.95 КБ

Предварительный просмотр:

План работы с текстом на уроке немецкого языка

Ресурс:   письмо К.Тухольски к В. Хазенклеверу  (Л.Н.Яковлева, «Немецкая литература.               Читаем и обсуждаем».  М, Просвещение, 2001)

Цель: Знакомство с литературой Германии накануне Второй Мировой войны на примере письма Курта Тухольски.

Актуальность: Патриотическое воспитание в канун празднования 70-летия Победы

Соответствие ФГОС:  урок направлен на формирование и развитие  УУД,   на достижение личностных результатов;    урок строится в рамках системно-деятельностного подхода; начинается с активного целеполагания, содержит совместное проектирование путей достижения целей; на заключительном этапе - самостоятельный   контроль и оценивание своих достижений.

Задачи:   Повторить биографию публициста Курта Тухольски

                Познакомить с историей Германии накануне Второй Мировой войны

                Познакомить с литературным произведением в эпистолярном жанре

                 Развивать языковую догадку

                 Учить извлекать нужную информацию

Этапы работы

        этап

                                     действия учителя и учащихся

Целеполагание

Предъявление портрета и письма  К.Тухольски; наводящие вопросы учителя; формулирование цели; составление плана работы по достижению цели; возможно, определение промежуточных целей для каждого этапа работы.

Активизация  полученных ранее знаний по теме

Диалог- расспрос по биографии писателя (читали и переводили биографию на предыдущем уроке), повторение ЛЕ с помощью игры «Schnipseljagd»; употребление отдельных слов в предложениях.

Работа с текстом

Погружение в историческую ситуацию -прослушивание речи Геббельса; обсуждение реакции слушателей; высказывание собственного мнения об отношении народа к речи; предъявление письма, чтение , объяснение новых слов, формулирование мнения об искажении отдельных слов автором; поиск ответов на вопросы; выражение собственного мнения об отношении автора письма к положению в стране.

Рефлексия

Формулирование высказывания по образцу

 Ich habe erfahren, dass ….

 Für mich war es neu, dass ….

Содержание презентации

На 1 слайде обозначены основные этапы работы с тестом. Сначала учащиеся  высказывают предположения, с какой целью они будут на уроке читать и обсуждать текст письма. Далее следует этап актуализации полученных ранее знаний, это помогает ребятам в работе с текстом. Затем ребята с учителем приступают к непосредственной работе с текстом и заканчивается  работа с текстом   оцениванием собственной деятельности.

На 2 слайде  обозначены результаты, которые достигаются  в процессе работы над текстом. Следует отметить, что личностные результаты, предметные и метапредметные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования.

На 3 слайде  представлены личностные результаты. Это - уважение к человеку и его поступкам; осознание себя частью народа; гордость за свой народ.

На 4 слайде  представлены предметные результаты. Это - извлечение из текста запрашиваемой информации; применение сложного прошедшего времени в вопросительном предложении;  определение значения слова по его корню.

На 5 слайде  представлены метапредметные результаты. Это - умение самостоятельно планировать пути достижения целей;  умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  умение отстаивать свое мнение; владение устной и письменной речью.

На 6, 7, 8 и 9 слайдах  обозначены УУД, которые формируются у учащихся на каждом из четырех этапов работы с текстом. На этапе целеполагания формируются личностные, познавательные и коммуникативные УУД. На этапе активизации полученных ранее знаний по теме формируются личностные, предметные и коммуникативные УУД. На этапе работы с текстом  формируются личностные, предметные, регулятивные и коммуникативные УУД. На этапе рефлексии  формируются личностные, предметные и коммуникативные УУД.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Письмо немецкого публициста К. Тухольски к В. Хазенклеверу. Критический взгляд на политику Гитлера накануне Второй мировой войны. В рамках темы по кодификатору: «Деятели науки и культуры».

Чтение с извлечением нужной и интересной информации.

Цели у рока :1.Развитие коммуникативных навыков .

2. Углубление лингвострановедческих знаний.

3.Обучение работе с оригинальными текстами на материале творчества К. Тухольски и исторических реалиях Германии накануне второй мировой войны.

Задачи урока: 1.Повторить биографию немецкого публициста К.Тухольски .

2. Познакомить учащихся с его письмом от 4.03.1933 к В.Хазенклеверу с критическими замечаниями по поводу речи Гитлера накануне второй мировой войны.

3.Научить извлекать нужную информацию.

К. Тухольски

(1890-1935)


Stundenablauf

  1. Guten Tag ! Setzt euch !
  2. In der vorigen Stunde haben wir uns mit der Biografie von Kurt Tucholsky bekannt

gemacht.Sagt bitte , wer war Tucholsky?

Schüler : Er war ein deutscher Journalist in der 1 .Hälfte des 20. Jahrhunderts. Lehrer:        Erzähl        bitte        seine        Biographie.

Ein Schüler erzählt.

L.:        Heute lernen wir einen Brief von Tucholsky kennen. Diesen Brief hat er an

Walter Hasenlever im Jahre 1933 geschrieben. Was geschah in diesen Zeiten in Deutschland ?

Sch.:        Die        Nationalsozialisten kamen zur Macht.

L.:        Zuerst        möchte        ich euch mit einigen neuen Vokabeln bekannt machen.

Aber heute mache ich das anders.Wir machen Schnipseljagd. Ich gebe „Schnipsel“. Ihr sollt auf die Bedeutung der deutschen Vokabeln kommen.

Der Lehrer gibt „Schnipsel“-Blättchen Papier mit einzeln geschriebenen deutschen und russischen Vokabeln.

installieren- устанавливать blutrünstig- кровожадный das Weib- баба (разг.) kreischen- визжать

zum Mord aufstacheln (zu +Dat)- подстрекать к убийству

Heil und Gebrüll - Да здравствует и рёв

riechen nach+Dat.- пахнуть чем-либо, попахивать

der Hosenboden- портки (разг.)

der Mann- мужик (разг.)

kotzen- тошнить

die dümmsten Banalitäten- глупейшие банальности er packt mich nicht - он не взял меня за душу die Konklusion- вывод, заключение

Der Erste , der das gemacht hat, schreibt an die Tafel.

  1. L.:        Jetzt        hören        wir uns zwei kleine Auszüge aus den Reden von Goebbels

und Hitler an. Beachtet die Stimme des Führers ,die Reaktion des Volkes auf die Rede.


Sch.:        Alle sind begeistert und rufen „Heil“. Die Redner schreien und

kreischen. Die Stimmen sind winselnd.

L.:        Nehmt die Bücher , macht Seite 86 auf. Wir lesen den Brief an

W.Hasenclever und machen einige Übungen. Lest und übersetzt diesen Text.

Die Schüler lesen und übersetzen diesen Brief frontal.

L.:        Beantwortet meine Fragen.

Welche orthographische Besonderheiten hat die Rede?

Sch.:        Loichtende Augen, zum Vollik

L.:        Was meint ihr, warum der Schriftsteller diese Fehler gemacht hat?

Sch.:        Die Rede klingt pathetisch, und der Autor zeigt das mit der falschen

Orthographie.

L.:        Wie charakterisiert Tucholsky Göring und Goebbels?

Sch.:        Göring ist ein böses, blutrünstiges Weib, das kreischte und die Leute

zum Mond aufstachelte.

Goebbels mit den loichtenden Augen, der zum Vollik sprach, dann Heil und Gebrül, Kommandos und Musik...

L.:        Warum wurde Hitlers Rede nach einer sehr großen Pause eingeführt?

Sch.:        Hitler war sehr populär. Alle haben lange „heil Hitler“ geschrien.

L.:        Wie hat der Autor Hitlers Stimme gefunden? Wie findet ihr diese

Stimme? Seit ihr mit K. Tucholsky einverstanden?

Sch.:        Der Journalist findet die Stimme von Hitler nich gar so unsympatisch,

... sie riecht nur etwas nach Hosenboden, unappetitlich, aber sonst gehts.

L.:        Was hat der Autor von dieser Rede erwartet?

Sch.:        Spannung, Höhepunkte, Humor, Wärme, Feuer.

L.:        Wie war die Rede in Wirklichkeit?

Sch.:        Das waren dümmste Banalitäten, Konklusionen.Der Autor erfuhr aus

dieser Rede „nichts“.

  1. L.:        Wir haben die Meinung von Tucholsky über Hitlers Rede gelesen. Wir

machen uns mit einer der Reden von Hitler bekannt. Macht die Lehrbücher auf. Seite 87, Übung 7. Das ist die Rede in Reichenberg am 8.12.1938.

Das ist eure Hausaufgabe: Seite 87, Übung 7 lesen, übersetzen, Realien und Wörter beachten.


«Schnipseliagd» «охота за клочками»


Quellenangabe

  1. Das Dritte Reich. Deutsche Geschichte 1933-1945. Eine Dokumentation. Inter Nationes, Bonn, 1990
  2. Das Dritte Reich, Kassete Teil 3, Krieg oder Frieden, Inter Nationes, Bonn, 1990
  3. JI.H. Яковлева, Немецкая литература. Читаем и обсуждаем. Москва, «Просвещение», 2001

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «ПРАЗДНИК АЛФАВИТА». Немецкий язык. 2 класс.

Название работы: _разработка___урока______________                          ...

Методическая разработка урока - проекта по немецкому языку в 4 классе. Тема « Мое любимое животное» «Mein Lieblingstier»

Разработка расчитана на 2 урока. 1. Тема урока : «Mein Lieblingstier»   2. Тип урока: урок обобщения и контроля знаний  3. Задачи урока: Расширить запас лексики по подте...

разработка урока по ФГОС немецкий язык 2 класс

Урок разработан в соответствии с основными требованиями ФГОС.Урок закрепления знаний....

методическая разработка"Пути формирования универсальных учебных действий учащихся 7 класса в урочной деятельности по предмету «Немецкий язык»

Это презентация предназначена для учителей,она содержит задания и какие УУД они развивают у учащихся...

Разработка урока-конференции по немецкому языку "Umweltschutz"

Урок - конференция по теме "Umwelrschutz" предназначен для учеников 7 класса. Цель данного урока это - привлечение внимания учащихся к значимости экологических проблем. Урок развивает у ребят любовь к...

Методическая разработка. Рабочая программа внеурочной деятельности учебного предмета «Немецкий язык» для 5 класса «Маленькими шагами по Германии» на 2019-2020 учебный год.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса согласно требованиям ФГОС и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается ...

Разработка урока по предмету "Английский язык" по теме "British cuisine"

Урок по английскому языку для студентов  СПО и учащихся 10-11 классов по теме British cuisine...