Методическая разработка урока по предмету Русский язык для детей с НОДа и УО на тему "Однокоренные слова"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Тема урока: «Корень слова, образование однокоренных слов»
Цель урока: Совершенствовать умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень, развивать мышление.
Задачи:
Образовательные:
- продолжить формировать представления о родственных и однокоренных словах, о корне слова;
- учить подбирать родственные, однокоренные слова, выделять корень слова в однокоренных словах;
- совершенствовать умения различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
- обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний по теме урока учащимися всех категорий.
Коррекционно-развивающие:
- отрабатывать произношение и запоминание основных понятий по теме урока;
- обогащать, уточнять, активизировать словарный запас;
- формировать умения запоминать и воспроизводить информацию, проверять результат своих действий;
-учить учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения;
- развивать мелкую моторику руки и пальцев рук;
- формировать навык анализа, синтеза и классификации с опорой на наглядные материалы;
- формировать навыки адекватной самооценки детей с ОВЗ.
Воспитательные:
- воспитывать толерантное отношение к ошибкам товарища;
- развивать коммуникативные навыки через работу в парах, группах;
- воспитывать бережное отношение к природе, и уважение ко всему окружающему миру и чтению.
Профориентационные:
- знакомство с профессией секретарь, помощник секретаря.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока с профориентационной тематикой по русскому языку в 8 классе по АООП с НОДА и УО.
Тема урока: «Корень слова, образование однокоренных слов»
Цель урока: Совершенствовать умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень, развивать мышление.
Задачи:
Образовательные:
- продолжить формировать представления о родственных и однокоренных словах, о корне слова;
- учить подбирать родственные, однокоренные слова, выделять корень слова в однокоренных словах;
- совершенствовать умения различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
- обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний по теме урока учащимися всех категорий.
Коррекционно-развивающие:
- отрабатывать произношение и запоминание основных понятий по теме урока;
- обогащать, уточнять, активизировать словарный запас;
- формировать умения запоминать и воспроизводить информацию, проверять результат своих действий;
-учить учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения;
- развивать мелкую моторику руки и пальцев рук;
- формировать навык анализа, синтеза и классификации с опорой на наглядные материалы;
- формировать навыки адекватной самооценки детей с ОВЗ.
Воспитательные:
- воспитывать толерантное отношение к ошибкам товарища;
- развивать коммуникативные навыки через работу в парах, группах;
- воспитывать бережное отношение к природе, и уважение ко всему окружающему миру и чтению.
Профориентационные:
- знакомство с профессией секретарь, помощник секретаря.
Знакомство с профессией секретарь, помощник секретаря.
Секретарь – это работник, который занимается деловыми бумагами и ведет деловую переписку.
Секретарь помогает руководителю: отвечает на звонки, организовывает встречи, разбирает письма и документацию, выполняет поручения. Эта профессия подходит активным, коммуникабельным, внимательным людям.
Профессия секретарь появилась давно: упоминается она в истории Древнего Рима. Изначально занимали эту должность мужчины, которым доверяли тайны государственного управления. В России секретари появились при Петре I. Требования к ним были высокими: наличие образования, знание законов.
В XIX веке появились первые личные секретари руководителей на крупнейших предприятиях. Для специалистов выпускали журналы и проводили обучающие курсы. В начале 20-х годов XX века профессия секретаря была особенно востребована.
В двадцатом веке все чаще секретарями работают женщины. Они отвечают за входящую и исходящую документацию, занимаются перепиской, рассылкой и распечаткой корреспонденции, протоколируют собрания, готовят и подают чай, кофе.
Помощник секретаря — это специалист, который помогает в организационно-техническом обеспечении административно-распорядительной деятельности руководителя.
Основные обязанности помощника секретаря:
- обработка входящих и исходящих звонков;
- управление документооборотом и поддержание порядка в деловой документации;
- планирование и организация встреч;
- подготовка необходимых материалов для совещаний и переговоров;
- ведение переписки;
Тип урока: открытия новых знаний (длительность 40 минут)
Оборудование: компьютер, учебник «Русский язык» для учащихся 8 класса для специальных коррекционных классов, презентация к уроку.
Межпредметные связи: биология, технология.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: наглядный (презентация), беседа, работа с текстом.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Вид деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент. Мотивация | Организационный момент направленный на подготовку к уроку. | Организовывает актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности. Создает условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.
| Приветствие, подготовка к уроку. Поворачиваются лицом к соседу по парте, улыбаются друг другу.
|
Проверка домашнего задания | Проверка домашнего задания по пройденному материалу. | Проверка знаний учащихся по итогам выполнения задания. | Индивидуальные ответы учащихся. |
Чистописание | Практический: каллиграфическая минутка | Обращает внимание детей на правильность написания букв . | Повторяют характеристику звуков букв (б/п) по опорной схеме «Характеристика согласного звука». Обводят буквы по образцу в тетради. Критерии: чёткость линий, соответствие записи образцу. Самооценка учащегося |
Актуализация знаний | Практический: Языковой, морфемный, лексический анализ | Посмотрите, у меня на слайде представлены слова. Прочитайте их про себя: (б..резка, б..р..зняк, подб..резовик): - На какую орфограмму даны слова? -Запишите в тетради эти слова в столбик. Что объединяет все эти слова? - Поднимите руки, кто помнит, что такое «корень»? -Выделите корень у каждого слова. -Что обозначает каждое слово? Как называется эта группа слов? | Записывают данные слова в столбик. -корень -главная часть слова выделяют корень в словах
Березка – дерево. Березняк – березовый лес, роща. Подберезовик – гриб, который растет под березой -однокоренные слова |
Постановка темы и цели урока. | Метод проблемного изложения: постановка учебной задачи Наглядный: графическая схема | Организует и направляет к цели познавательную деятельность учащихся. -Кто догадался, какая наша тема сегодняшнего урока? Какие цели поставим? Прочитайте, на какой вопрос нам нужно ответить в конце урока. (Какие слова называются однокоренными?) - кто-то уже может ответить на этот вопрос? (на слайде графическое обозначение корня) | Ученики повторяют тему урока и цель, читают тему на доске. Тема: «Корень слова, образование однокоренных слов». Цель: «Научиться распознавать однокоренные слова, выделять в словах корень» Просмотр слайда презентации |
Усвоение новых знаний | Практический: работа с учебником, выполнение упражнения. Знакомство с профессиями: секретарь, помощник секретаря. | Организует и направляет к цели познавательную деятельность учащихся. Ребята. Обратите внимание на новое словарное слово и его значение - СЕКРЕТАРЬ. В упражнении № 30 дается описание значения слова в древние времена, а также найдите, почему птице дали название секретарь. | Читают задание к упражнению № 30 на стр. 27. Выполняют упражнение в тетради согласно заданию. Работа с учебником. |
Первичная проверка понимания учебного материала | Практический: письменное задание с объяснением «Найди лишнее» (работа по карточкам) | Сейчас я вам раздам карточки. Вам нужно самостоятельно найти и зачеркнуть то слово, которое не относится к однокоренным. 1) Лес-лесной-лесник-лесенка 2)медовый-медь-медный 3)гусь-гусиный-густой-гусыня 4)лев-левша-левый-налево 5)пять-пятнистый-пятно 6)лето-летний-летать 7) горный-гора-горевать | Читают слова, находят лишнее слово, объясняют почему это слово «лишнее»? В однокоренных словах выделяют корень. |
Физкультминутка | Двигательная зарядка | Движения на зрительно-двигательную координацию и разгрузку мышечного напряжения. | Выполнение двигательных упражнений по образцу учителя. |
Закрепление учебного материала. | Формирование навыка подбирать однокоренные слова (Работа в группах) | Организует работу групп (пар). Раздаёт карточки. Подберите однокоренные слова к слову «Солнце», «Лес», «Лето». Запишите и определите общий корень. | Работа в парах. |
Обобщение изученного на уроке материала | Анализ и оценка этапов работы. первичная проверка знаний учащихся. | Повторение и обобщение знаний о профессии секретарь, помощник секретаря. -обменяйтесь тетрадями, проверьте по эталону. У кого все верно, поставьте «+» на полях. (взаимопроверка) -Могут ли однокоренные слова относиться к разным частям речи? -как пишется корень в однокоренных словах? | Отвечают на вопросы учителя, само – и взаимопроверка. -Да могут. -корень в однокоренных словах пишется одинаково. |
Подведение итогов урока. Рефлексия. | Словесный: беседа | -Итак, наш урок подходит к концу. -Какую тему мы изучали сегодня? -Что вы узнали о однокоренных словах? -повторите правило. -по каким признакам вы определяли однокоренные слова? Верно. -у кого на полях два «+»? поднимите руки. (выборочно ставлю оценки) | -Корень слова. Образование однокоренных слов. -Что они имеют одинаковый корень и одинаковое значение -рассказывают правило. Отвечают на вопросы учителя Проводят анализ своей деятельности на уроке. |
Объявление домашнего задания. | Выдача домашнего задания в МЭШ. | Ознакомление с прикрепленным видеоматериалом в МЭШ на тему «Однокоренные слова». | Знакомство с домашним заданием. Вопросы по выполнению д/з. |
Оценка результатов учебной деятельности учащихся. | Самооценка учащихся. Оценка учителя. | - Оцените свою работу на уроке. (перед оценивание раздаю жетончики зеленого, желтого, красного цветов). Кто считает, что у него все получилось поднимите зеленый жетон. Если кто-то сомневается-желтый. Что все выполнял правильно, если не до конца усвоил тему- красный. -Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо за урок! | Самооценка. Оценка работ друг друга. Коллективное установление рейтинга выполненных работ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Слова, которые обозначают названия действий предметов", 3 класс
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова, которые обозначают названия действий предметов"....

2 класс. Конспект открытого урока по предмету «Русский язык» .Тема: "Различение слов с согласными з-с»
Тема: « Различение слов с согласными з-с»Цель:Формирование умения правильно писать слова со звонкими и глухими согласными с-з.Задачи:Образовательные:дать понятие о дифференциации звуков и ...

Методическая разработка урока по ФГОС. Русский язык 6 класс. Урок по теме "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»"
Данный урок является серьезной самостоятельной работой детей, обучающихся в 6 классе. Тема урока "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»" ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК » НА ТЕМУ: «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И КРЫЛАТЫЕ СЛОВА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК » НА ТЕМУ: «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И КРЫЛАТЫЕ СЛОВА»...

Методическая разработка уроков по предмету: Основы социальной жизни 6 класс, для детей с ОВЗ: нарушение интеллекта
Методическая разработка уроков Основы социальной жизни, для детей с ограниченными возможностями здоровья: нарушение интеллекта (6 класс)...
Методическая разработка урока-мастерской по русскому языку.
Данная методическая разработка направлена на то, чтобы помочь педагогам вовлекать учащихся в исследовательские проекты и творческие занятия.Научить изобретать и понимать, осваивать новое,выражать собс...