Методическая разработка урока по предмету Русский язык для детей с НОДа и УО на тему "Однокоренные слова"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Тема урока: «Корень слова, образование однокоренных слов»

Цель урока: Совершенствовать умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень, развивать мышление.

Задачи:

Образовательные:

- продолжить формировать представления о родственных и однокоренных словах, о корне слова;

- учить подбирать родственные, однокоренные слова, выделять корень слова в однокоренных словах;

- совершенствовать умения различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;

- обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний по теме урока учащимися всех категорий.

Коррекционно-развивающие:

- отрабатывать произношение и запоминание основных понятий по теме урока;

- обогащать, уточнять, активизировать словарный запас;

- формировать умения запоминать и воспроизводить информацию, проверять результат своих действий;

-учить учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения;

- развивать мелкую моторику руки и пальцев рук;

- формировать навык анализа, синтеза и классификации с опорой на наглядные материалы;

- формировать навыки адекватной самооценки детей с ОВЗ.

Воспитательные:

- воспитывать толерантное отношение к ошибкам товарища;

- развивать коммуникативные навыки через работу в парах, группах;

- воспитывать бережное отношение к природе, и уважение ко всему окружающему миру и чтению.

Профориентационные:

- знакомство с профессией секретарь, помощник секретаря.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока с профориентационной тематикой по русскому языку в 8 классе по АООП с НОДА и УО.

Тема урока: «Корень слова, образование однокоренных слов»

Цель урока: Совершенствовать умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень, развивать мышление.

Задачи:

Образовательные:

- продолжить формировать представления о родственных и однокоренных словах, о корне слова;

- учить подбирать родственные, однокоренные слова, выделять корень слова в однокоренных словах;

- совершенствовать умения различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;

- обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний по теме урока учащимися всех категорий.

Коррекционно-развивающие:

- отрабатывать произношение и запоминание основных понятий по теме урока;

- обогащать, уточнять, активизировать словарный запас;

- формировать умения запоминать и воспроизводить информацию, проверять результат своих действий;

-учить учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения;

- развивать мелкую моторику руки и пальцев рук;

- формировать навык анализа, синтеза и классификации с опорой на наглядные материалы;

- формировать навыки адекватной самооценки детей с ОВЗ.

Воспитательные:

- воспитывать толерантное отношение к ошибкам товарища;

- развивать коммуникативные навыки через работу в парах, группах;

- воспитывать бережное отношение к природе, и уважение ко всему окружающему миру и чтению.

Профориентационные:

- знакомство с профессией секретарь, помощник секретаря.

Знакомство с профессией секретарь, помощник секретаря.

Секретарь – это работник, который занимается деловыми бумагами и ведет деловую переписку.

Секретарь помогает руководителю: отвечает на звонки, организовывает встречи, разбирает письма и документацию, выполняет поручения. Эта профессия подходит активным, коммуникабельным, внимательным людям.

Профессия секретарь появилась давно: упоминается она в истории Древнего Рима. Изначально занимали эту должность мужчины, которым доверяли тайны государственного управления. В России секретари появились при Петре I. Требования к ним были высокими: наличие образования, знание законов.
В XIX веке появились первые личные секретари руководителей на крупнейших предприятиях. Для специалистов выпускали журналы и проводили обучающие курсы. В начале 20-х годов XX века профессия секретаря была особенно востребована.

В двадцатом веке все чаще секретарями работают женщины. Они отвечают за входящую и исходящую документацию, занимаются перепиской, рассылкой и распечаткой корреспонденции, протоколируют собрания, готовят и подают чай, кофе.

Помощник секретаря — это специалист, который помогает в организационно-техническом обеспечении административно-распорядительной деятельности руководителя.

Основные обязанности помощника секретаря:

  • обработка входящих и исходящих звонков; 
  • управление документооборотом и поддержание порядка в деловой документации; 
  •  планирование и организация встреч; 
  • подготовка необходимых материалов для совещаний и переговоров; 
  • ведение переписки; 

Тип урока: открытия новых знаний (длительность 40 минут)

Оборудование: компьютер, учебник «Русский язык» для учащихся 8 класса для специальных коррекционных классов, презентация к уроку.

Межпредметные связи: биология, технология.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: наглядный (презентация), беседа, работа с текстом.

ХОД УРОКА

Этапы

урока

Вид

деятельности

Деятельность

 учителя

Деятельность

учеников

Организационный момент. Мотивация

Организационный момент направленный на подготовку к уроку.

 Организовывает актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

 Создает условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

 

Приветствие, подготовка к уроку.

Поворачиваются лицом к соседу по парте, улыбаются друг другу.

        

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания по пройденному материалу.

Проверка знаний учащихся по итогам выполнения задания.

Индивидуальные ответы учащихся.

Чистописание

Практический: каллиграфическая минутка

Обращает внимание детей на правильность написания букв

.

Повторяют характеристику звуков букв (б/п) по опорной схеме «Характеристика согласного звука».

Обводят буквы по образцу в тетради. Критерии: чёткость линий, соответствие записи образцу.

Самооценка учащегося

Актуализация знаний

Практический: Языковой, морфемный, лексический анализ

Посмотрите, у меня на слайде представлены слова. Прочитайте их про себя:

(б..резка, б..р..зняк, подб..резовик):

- На какую орфограмму даны слова?

-Запишите в тетради эти слова в столбик.

Что объединяет все эти слова?

- Поднимите руки, кто помнит, что такое «корень»?

-Выделите корень у каждого слова.

-Что обозначает каждое слово?

Как называется эта группа слов?

Записывают данные слова в столбик.

  -корень

-главная часть слова

выделяют корень в словах

 

 

Березка – дерево.

Березняк – березовый лес, роща.

Подберезовик – гриб, который растет под березой

-однокоренные слова

Постановка темы и цели урока.

Метод проблемного изложения: постановка учебной задачи

Наглядный: графическая схема

Организует и направляет к цели познавательную деятельность учащихся.

-Кто догадался, какая наша тема сегодняшнего урока?

Какие цели поставим?

Прочитайте, на какой вопрос нам нужно ответить в конце урока. (Какие слова называются однокоренными?) -

кто-то уже может ответить на этот вопрос?

(на слайде графическое обозначение корня)

Ученики повторяют тему урока и цель, читают тему на доске.

Тема: «Корень слова, образование однокоренных слов».

Цель: «Научиться распознавать однокоренные слова, выделять в словах корень»

Просмотр слайда презентации

Усвоение новых знаний

Практический: работа с учебником, выполнение упражнения.

Знакомство с профессиями: секретарь, помощник секретаря.

Организует и направляет к цели познавательную деятельность учащихся.

Ребята. Обратите внимание на новое словарное слово и его значение -  СЕКРЕТАРЬ.

В упражнении № 30 дается описание значения слова в древние времена, а также найдите, почему птице дали название секретарь.

Читают задание к упражнению № 30 на стр. 27.

Выполняют упражнение в тетради согласно заданию.

Работа с учебником.

Первичная проверка понимания учебного материала

Практический: письменное задание с объяснением

«Найди лишнее» (работа по карточкам)

  Сейчас я вам раздам карточки. Вам нужно самостоятельно найти и зачеркнуть то слово, которое не относится к однокоренным.

1) Лес-лесной-лесник-лесенка

2)медовый-медь-медный

3)гусь-гусиный-густой-гусыня

4)лев-левша-левый-налево

5)пять-пятнистый-пятно

6)лето-летний-летать

7) горный-гора-горевать

Читают слова, находят лишнее слово, объясняют почему это слово «лишнее»? В однокоренных словах выделяют корень.

Физкультминутка

Двигательная зарядка

Движения на зрительно-двигательную координацию и разгрузку  мышечного напряжения.

Выполнение двигательных упражнений по образцу учителя.

Закрепление учебного материала.

Формирование навыка подбирать однокоренные слова (Работа в группах)

Организует работу групп (пар). Раздаёт карточки.

Подберите однокоренные слова к слову «Солнце», «Лес», «Лето». Запишите и определите общий корень.

Работа в парах.

Обобщение изученного на уроке материала

Анализ и оценка этапов работы. первичная проверка знаний учащихся.

Повторение и обобщение знаний о профессии секретарь, помощник секретаря.

-обменяйтесь тетрадями, проверьте по эталону. У кого все верно, поставьте «+» на полях.

(взаимопроверка)

-Могут ли однокоренные слова относиться к разным частям речи?

-как пишется корень в однокоренных словах?

Отвечают на вопросы учителя, само – и взаимопроверка.

-Да могут.

-корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Словесный: беседа

-Итак, наш урок подходит к концу.

-Какую тему мы изучали сегодня?

-Что вы узнали о однокоренных словах?

-повторите правило.

-по каким признакам вы определяли однокоренные слова?

Верно.

-у кого на полях два «+»? поднимите руки. (выборочно ставлю оценки)

-Корень слова. Образование однокоренных слов.

-Что они имеют одинаковый корень и одинаковое значение

-рассказывают правило.

Отвечают на вопросы учителя

Проводят анализ своей деятельности на уроке.

Объявление домашнего задания.

Выдача домашнего задания в МЭШ.

Ознакомление с прикрепленным видеоматериалом в МЭШ на тему «Однокоренные слова».

Знакомство с домашним заданием. Вопросы по выполнению д/з.

Оценка результатов учебной деятельности учащихся.

Самооценка учащихся.

Оценка учителя.

- Оцените свою работу на уроке. (перед оценивание раздаю жетончики зеленого, желтого, красного цветов). Кто считает, что у него все получилось поднимите зеленый жетон. Если кто-то сомневается-желтый. Что все выполнял правильно, если не до конца усвоил тему- красный.

-Мне очень понравилось с вами работать.

Спасибо за урок!

Самооценка.

Оценка работ друг друга. Коллективное установление рейтинга выполненных работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Слова, которые обозначают названия действий предметов", 3 класс

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова, которые обозначают названия действий предметов"....

2 класс. Конспект открытого урока по предмету «Русский язык» .Тема: "Различение слов с согласными з-с»

Тема: « Различение слов с согласными з-с»Цель:Формирование умения правильно писать слова со звонкими и глухими согласными с-з.Задачи:Образовательные:дать понятие о дифференциации звуков и ...

Методическая разработка урока по ФГОС. Русский язык 6 класс. Урок по теме "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»"

Данный урок является серьезной самостоятельной работой детей, обучающихся в 6 классе. Тема урока "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»" ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК » НА ТЕМУ: «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И КРЫЛАТЫЕ СЛОВА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК » НА ТЕМУ: «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И КРЫЛАТЫЕ СЛОВА»...

Методическая разработка уроков по предмету: Основы социальной жизни 6 класс, для детей с ОВЗ: нарушение интеллекта

Методическая разработка уроков Основы социальной жизни, для детей с ограниченными возможностями здоровья: нарушение интеллекта (6 класс)...

Методическая разработка урока-мастерской по русскому языку.

Данная методическая разработка направлена на то, чтобы помочь педагогам вовлекать учащихся в исследовательские проекты и творческие занятия.Научить изобретать и понимать, осваивать новое,выражать собс...