Методическая разработка урока-мастерской по русскому языку.
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Данная методическая разработка направлена на то, чтобы помочь педагогам вовлекать учащихся в исследовательские проекты и творческие занятия.Научить изобретать и понимать, осваивать новое,выражать собственные мыслиЮ принимать решения и помогать друг другу. Мастерская, как и урок, объединяет все три напрвления педагогической деятельности: обучающие, развивающие и воспитывающие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Данная методическая разработка нацелена на то, чтобы  помочь педагогам вовлекать учащихся  в исследовательские проекты и творческие занятия. Научить   изобретать и понимать, осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы,  включать  каждого  участника  образовательного процесса  в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач. Мастерская, как и урок, объединяет все три направления педагогической деятельности: обучающее, развивающее и воспитывающее. Закон же мастерской: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам».

Методические приемы, используемые в мастерской.

1. Метод символического видения, который заключается в отыскании или построении учеником связей между объектам  и его символом.

2. Метод сравнения версий. Он предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с аналогами.

3. Метод смысловых ассоциаций.

4. Метод «ключевых слов», «копилка идей».

6. Метод самостоятельного конструирования определений, понятий. Формирование новых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у детей представлений и их словесного оформления.

7. Метод эвристического исследования.

8. Метод конструирования вопросов.

9. Метод смыслового видения.

10. Метод образного видения.

12. Прием «Чтение с пометками».

13. Прием «Толстый и тонкий вопрос».

Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного творчества: круг решённых проблем (записи ответов учащихся, отдельные интересные мысли и др.); собственное творчество учеников (индивидуальные, коллективные сочинения, произведения, рисунки, эскизы, газеты и др.).

4.1.1. В нашей общеобразовательной школе №6 Василеостровского района мы начали применять технологию мастерских сначала на уроках «Литературное чтение» в начальной школе в рамках рабочей программы «Перспективная начальная школа»  4 класс, на уроках ознакомления с новым материалом, на уроках систематизации, обобщения пройденного материала.

 Затем мы стали проводить такие уроки-мастерские с учениками 5 классов в рамках рабочей программы по предмету «Русский язык»  (учебник: Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Л.М. Рыбченкова) на этапе открытия новых знаний   и систематизации полученных умений и навыков в разделах «Орфография», «Морфология», «Развитие речи».  

Мы  проводим уроки-мастерские на уроках развития речи в 6 классе в рамках рабочей программы  по предмету «Русский язык»  (учебник: Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Л.М. Рыбченкова). В дальнейшем планируем применение данного типа урока на уроках литературы  в рамках рабочей программы по предмету «Литература» ( учебник под ред. И.Н.Сухих) на последних уроках по темам, когда рассмотрен основной сюжет, отношения между героями, поставлены вопросы о том, что интересно автору и как можно понять разных героев.

Учитель должен быть готов к тому, что мастерскую не удастся провести целиком: если ученики окажутся не готовы к активному общению или класс очень слабый, придётся перевести её в урок. Но и в этом случае активность детей нужно стимулировать на обычных уроках — тогда они захотят говорить на мастерской.

4.1.2. Мы первыми в нашей школе стали использовать  этот прием в технологии – Мастерская на уроках русского языка и литературы.

4.1.3. В ходе работы нами был сделан вывод, чем старше дети, тем охотнее они принимают такие формы работы, где могут выразить свои собственные суждения, могут выслушать оппонента, привести достаточную аргументацию, анализировать и систематизировать полученные знания самостоятельно. Охотнее наблюдают за конкретным лингвистическим явлением, работая как «ученые-лингвисты» на этапе открытия новых знаний, делают довольно правильные выводы. Это, несомненно, приводит к активному развитию познавательных процессов, умению и стремлению находить, актуализировать полученную информацию, мотивирует на дальнейший процесс получения знаний. Очень важно, что методика обладает высокой степенью универсальности и может быть использована в группах обучающихся любого состава, даже в обычной общеобразовательной школе.  

4.1.4. Педагогическая мастерская – это одна из интенсивных технологий обучения. Технология методов работы активно включает детей в творческий процесс.   Он основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания. В системе мастерских все проблемы выдвигаются участниками, и в ней важен сам процесс творчества.

Таким образом, образовательная технология «Педагогическая мастерская» отвечает требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и осуществляет деятельностный подход.

Данная технология отличается своей обращенностью к  «Я» ребенка, к его интересам, целям. В одной китайская притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

Нельзя считать мастерскую альтернативой знаниевой педагогике. Получение знания остается приоритетным, но способ получения знания принципиально отличается от привычного способа воспроизведения услышанного в классе или прочитанного в учебнике.

Технологической основой мастерской является строго выверенный алгоритм действий, осуществляемый в рамках следующих этапов мастерской.

1-й этап мастерской – так называемый этап индукции (возбуждения, наведения, вызова образа). Он всегда основан на сугубо личном, уже имеющемся, познавательном и житейском опыте, на воображении, на представлении, на стереотипе и призван актуализировать имеющееся знание, умение, представление.

2-й этап – этап деконструкции и реконструкции, т.е. этап, на котором происходит разложение, «размонтировка» имеющегося образа, отказ от существующего стереотипа и выстраивание нового, складывающегося на основе прежнего, берущего из него корни, но более точного, развёрнутого и, что очень важно, вызывающего новые сомнения, вопросы, на которые необходимо найти ответы.

3-й этап – этап социализации. На этом этапе происходит обмен результатами деятельности второго этапа. Это и есть этап обучения. Успех этого этапа во многом будет зависеть от того, насколько те, кто участвует в процессе, умеют слушать (а главное – слышать) друг друга, от их готовности искать истину и, с одной стороны, сомневаться в непререкаемости собственных суждений, а, с другой стороны, уметь их отстаивать, ценить и предъявлять. Именно на этом этапе (но только в последнюю очередь) может быть предложено и чье-то экспертное (достоверное) мнение (самого учителя, учёного, автора учебника) или дополнительные факты, которые должны вызвать новый ход мыслей.

4-й этап повторяет второй. Идет коррекция сложившегося представления, его дополнение, совершенствование.

5-й этап повторяет 3-й. Это снова этап социализации. Он может быть и заключительным (тема изучена, сочинения написаны, картины нарисованы, задачи решены, законы открыты, теоремы доказаны, истина на данный момент очевидна), он может быть и промежуточным: процесс познания и совершенствования бесконечен.

Теперь настало время осмысления того, что сделано и что ещё предстоит сделать. Каждый может наметить себе дальнейший план совершенствования, подумать, насколько глубоко и точно ему удалось проникнуть в изучаемую проблему, какие умения ему удалось приобрести, и, наконец, оценить собственную деятельность.  Это этап рефлексии и самооценки.

Критерии эффективности мастерской.

Мастерская состоялась, если

- индуктор вызвал интерес у учащихся, обеспечил мотивацию дальнейшей деятельности в мастерской;

- построение новых знаний опиралось на имеющийся у учащихся личный жизненный опыт;

- в диалоге и обсуждении участвовали все участники мастерской;

- была обеспечена самостоятельность и свобода в выборе способов выполнения заданий, в мнениях и суждениях;

- созданы условия для рефлексии, самооценки и самокоррекции процесса и результатов работы учащихся.

- отсутствовали оценочные высказывания учителя;

- имел место разрыв как эмоциональное переживание участника мастерской, связанное с открытием, сделанным в процессе занятия.

 4.2. Ход мастерской «Правописание о-ё после шипящих»  

Цель урока: Познакомить с орфограммой «Правописание О-Ё после шипящих в разных частях слов»; выработать алгоритм применения изучаемой орфограммы.

Тип урока: Урок - Мастерская.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать правило написания букв О-Ё после шипящих в корне слова, слова-исключения; правописание слов с непроверяемыми гласными после шипящих в безударном положении;
уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Метапредметные: уметь находить, преобразовывать и передавать информацию, уметь работать в команде.
Личностные: положительно относиться к учебе; понимать  определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, его значение в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая.

Оборудование: карточки со словами, листы формата А3, текст диктанта для самопроверки.

Ход Мастерской.

Все учащиеся делятся на группы по 4 человека. Рассаживаются удобно, чтобы работа шла эффективнее.

1-й этап индукции. Ученикам предлагается написать диктант (Приложение 1), в котором очень много слов с орфограммой буквы о-ё после шипящих.

2-й этап деконструкции/реконструкции. Происходит «столкновение» предположений о правильном написании того или иного слова. Участники сами принимают решение о выборе орфограммы, ошибки пока не осуждаются, не обсуждаются и не исправляются. «Знание есть исправленная ошибка».

3-й этап социализации. Работать начинают в группе из четырёх человек. Участники решают, какому орфографическому правилу посвящён текст диктанта, формулируют тему занятия, объясняют формулировку, также участники сравнивают написанные тексты, выясняют друг у друга написание того или иного слова.

Ведущий записывает тему занятия на доске. Важно, чтобы тему сформулировали сами ученики.

4-й этап  декострукции/рекострукции. Учащимся предлагается провести исследовательскую работу, подобную работе лингвиста, который устанавливает закономерность того или иного явления.

Ведущий раздаёт карточки (Приложение 2), карточек должно быть достаточное количество, чтобы у учащихся была возможность поработать с ними (на карточках выделяются различные морфемы и указываются ударения)  и  сделать выводы о закономерностях лингвистического явления орфограммы.

Участники мастерской исследуют слова на карточках. Делают вывод о том, что даны слова на разные условия орфограммы: корень, суффикс, окончание.  Раскладывают их по разным местам в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма.

Устанавливая закономерность на основе анализа материалов, представленных на карточках, ученики делают вывод о правилах написания букв о-ё после шипящих в разных частях слова, с ударением на разных морфемах. Записывают правило и оформляют его как страницу учебника или справочника, или в виде кластера. Для этого  у ребят на столах лежат листы формата А3.

На этапе социализации идёт афиширование выводов, сопоставляются результаты работы в разных группах, сравниваются с правилом, изложенном в учебнике.

На этапе деконструкции/реконструкции участники возвращаются к своему тексту диктанта, исправляют ошибки цветной ручки, выделяя условия орфограммы графически.

На этапе социализации исправленные работы афишируются. Можно предложить эталонный текст для более полной корректировки написанного участником диктанта.

 Домашнее задание, которое можно оценить: подготовить словарный диктант на правило написание букв о-ё после шипящих или придумать текст, в котором будет большинство слов на данное орфографическое правило. 

Приложение 1

Текст диктанта.

На улице уже горячо греет жёлтое солнце, слышится щёлканье скворцов, на крыше большого дома развевается пунцовый флаг.

В этот прекрасный день Витька брёл по жёсткому насту, цокал язычком, жевал шоколад и шёпотом напевал песенку про чёртика в парчовых шортах. Настроение было мажорное. Поздоровавшись со знакомым врачом и шофёром, мальчик свернул в Усачёвский переулок. Вдруг послышался шорох. Мальчонка испугался, ручонки его затряслись. Из-за угла чётким шагом шёл некто в чёрном шёлковом капюшоне, ел крыжовник и что-то нашёптывал себе под нос. Когда они поравнялись плечом к плечу, Витька узнал хорошего знакомого. Страх исчез, на душе стало снова хорошо. Витька с приятелем провели остаток дня вместе, весело болтая, как трещотки.

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Самостоятельная работа по русскому языку в 8 классе по теме «Виды связи в словосочетании»» Составлена учителем русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светланой Анатольевной

Методическая разработка представляет десять вариантов самостоятельной работы для учащихся 8 класса на определение типов связи в словосочетании, а также отработку навыков разграничения словосочетаний о...

Методическая разработка раздела образовательной программы. Русский язык. 5 класс, "Имя существительное" к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др.: «Русский язык», 5 класс, Москва, «Просвещение», 2011г.

Структура работы.Пояснительная записка……………………………………………………………………..3Раздел 1. Цели и задачи методической разработки  раздела образовательной программы по русскому языку «Имя существительное» в 5 к...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку «Мы дружны с русским языком!»

Внеклассное занятие   "Мы дружны с русским языком!" предназначено для учащихся 5-6 классов и может быть использовано в рамках "Недели русского языка и литературы".Это уро...

Методическая разработка «Урок-мастерская по картинам С. В. Мацкиева, сальского художника, члена Союза художников России»

Аннотация к уроку.        Данный урок развития речи   является методической разработкой (рекомендацией) по теме  «Урок-мастерская по карти...

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ "Путешествие в страну "Русский язык" 6 класс

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ 5-6 классы...