Методическая разработка «Урок-мастерская по картинам С. В. Мацкиева, сальского художника, члена Союза художников России»
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Петровская Елена Алексеевна

 

Аннотация к уроку.

 

       Данный урок развития речи   является методической разработкой (рекомендацией) по теме  «Урок-мастерская по картинам С. В. Мацкиева,  сальского художника, члена Союза художников России». Материал урока взят из практики проведения таких уроков в  старших классах учебного заведения.      

        Цель методической разработки - дать рекомендации, советы   преподавателям русского языка и литературы  по ведению урока развития речи в интересной форме (урок - мастерская), т.е. развитию коммуникативной  деятельности учащихся и  практическому владению богатствами русского языка.   Идёт подробное описание всех этапов занятия.  В разработке имеют место теоретические основы проведения урока - мастерской, советы по подготовке данного урока, а также большой дополнительный материал в помощь учителям русского языка и литературы в разделе «Приложение». Процесс проведения такого урока трудоёмкий, но очень интересный.

Ученики не только показывают свои умения по написанию сочинений разных жанров, но и в течение урока работают с цифровыми технологиями, создавая в режиме онлайн    через программу «Конструктор макетов»  «Макетрон»  буклет по теме урока.

       Работа учителя в мастерской  нацелена на раскрытие индивидуальности ученика, реализацию его права на развитие  творческих способностей. 

       Данный урок-мастерская  позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта.

       Методическая разработка предназначена  для учителей русского языка и литературы, студентов  гуманитарных вузов.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №9 г. Сальска

Методическая разработка

 «Урок-мастерская по картинам С. В. Мацкиева,  сальского художника, члена Союза художников России»

Составила:  Е. А. Петровская ,

учитель  русского языка и литературы

г. Сальск

2020 год

Аннотация к уроку.

       Данный урок развития речи   является методической разработкой (рекомендацией) по теме  «Урок-мастерская по картинам С. В. Мацкиева,  сальского художника, члена Союза художников России». Материал урока взят из практики проведения таких уроков в  старших классах учебного заведения.  Идёт подробное описание всех этапов занятия.  В разработке имеют место теоретические основы проведения урока - мастерской, советы по подготовке данного урока, а также большой дополнительный материал в помощь учителям русского языка и литературы в разделе «Приложение». Процесс проведения такого урока трудоёмкий, но очень интересный.

Ученики не только показывают свои умения по написанию сочинений разных жанров, но и в течение урока работают с цифровыми технологиями, создавая в режиме онлайн    через программу «Конструктор макетов» «Макетрон»  буклет по теме урока.

       Работа учителя в мастерской  нацелена на раскрытие индивидуальности ученика, реализацию его права на развитие всех способностей. При явно выраженном акценте на формирование способов умственных действий приоритет в педагогической технологии мастерских отдается развитию творческих способностей.

       Данный урок-мастерская  позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта.

       Методическая разработка предназначена  для учителей русского языка и литературы, студентам гуманитарных вузов.

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………………2

2. Применение  технологии педагогических мастерских на уроках русского языка  как средство активизации творческих способностей    учащихся…………………………………………………………………………3

2.1. Структура мастерских…………………………………………………….  3

2.2. Предварительная подготовка к уроку…………………………………….4

2.3. Некоторые примеры написания  сочинений по картинам…………………7

2.4. Паспорт урока- мастерской по картинам С. В. Мацкиева, сальского художника, члена Союза художников России…………………………………24

3. Заключение………………………………………………………………….31

4. Список использованной литературы……………………………………...32

1. Введение

       В последние годы в нашем обществе всё очевиднее становится ухудшение здоровья детей, которое прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся. Многие причины страха, психологического давления исчезают при применении технологий, обеспечивающих не только успешное овладение учащимися знаниями, но и гуманные взаимоотношения участников образовательного процесса, сохранение здоровья детей.

       Педагоги осознают свою причастность к ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся и видят решение проблемы негативного влияния школы на состояние здоровья детей в овладении необходимыми здоровьесберегающими образовательными технологиями.

     Создание активной среды, в которой обучение ребёнка происходит не за счёт ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальной задачей современной школы.

      Использование технологии педагогических мастерских на уроках русского языка является  как средством создания  активной здоровьесберегающей  среды, так и  средством активизации творческих способностей учащихся.

 

2. Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка как средство активизации творческих способностей    учащихся

      Принципы построения педагогических мастерских соответствуют основным положениям гуманистической педагогики. Мастерская – это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов определяющим является соответствующее учебное задание, которое направляет познавательную деятельность ребят. Ученики имеют возможность выбора пути исследования, средств достижения цели, темпа работы. Они обязаны прислушиваться к ритму мастерской, быстро реагировать на неожиданные вопросы. Свобода учителя развивает свободу ученика.  В классе организуется самопроверка, самооценка, рефлексия результатов работы и самого процесса познания. Это происходит на основе соотнесения и сравнения учащимися их образовательных продуктов с тем, что сделали одноклассники в паре и группе. Успех зависит от способности слушать, слышать друг друга, умения анализировать услышанное. Самый главный результат – вера ученика в свои силы.

     Перечисленные принципы представляют собой не только организующие начала педагогической деятельности, они отражают философию свободного, гуманного и творческого педагога, способного провести ученика через все этапы урока, превратив урок в творческий поиск, в процессе которого приобретаются знания.

2.1. Структура мастерских

      Занятие начинается с индукции, которая позволяет создать эмоциональный настрой. Индуктор, который предлагает учитель (слово или слова, предметы, рисунки, образы, мелодия, звук), должен быть понятен ученику. Он помогает включить подсознание, сформировать собственное отношение к предмету обсуждения, разбудить чувства, вызвать цепь ассоциаций, воспоминаний, вопросов, ощущений.

        Следующий этап предполагает индивидуальную работу (самоконструкция) по постановке вопросов, формулировке целей урока, оценке ситуации, выдвижению учащимися гипотез, выполнению проектов, объяснению фактов и явлений  и т.п.

         За ним следуют этапы коллективной работы – социоконструкция и социализация – в процессе которых  происходит взаимодействие с другими учащимися, обеспечивающее расширение источника опыта, идей за счёт увеличения числа участников, размышляющих над проблемой. Здесь чрезвычайно важный момент – представление учениками своих мыслей и идей группе.

      Особенно следует выделить этап афиширования, так как важно не просто продумать решение проблемы, обсудить его в группе, но и суметь его обнародовать, озвучить.

       Кульминацией мастерской является этап разрыва, на котором происходит понимание участниками неполноты своих знаний, внутренний эмоциональный конфликт, который подталкивает к углублению в проблему, к поиску ответов, к сопоставлению новых знаний с литературным или научным источником.

     И логическим завершением такой работы является рефлексия - анализ успеха и неуспеха на каждом этапе мастерской, осознание конфликта в самом себе и разрешение этого конфликта в результате его преодоления.

       Такое построение урока помогает учащимся и учителю прийти к единому результату, решить поставленные задачи, выслушать каждого участника, дав ему реализовать все свои способности.

       Таким образом, в атмосфере доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения ученик стремится наиболее полно раскрыть свои возможности. Видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, он начинает стремиться к решению более сложных задач. Ему очень важно ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, доверяют. Учитель вполне может создать такие условия, чтобы обеспечить детям возможность высказывать своё мнение, строить предположения, выбирать. Важно, что каждый школьник начинает понимать, что он тоже на что-то способен и может преодолеть трудности учения. Особенно в этом нуждаются дети с неустойчивой или сниженной самооценкой, для которых ситуации неуспеха являются особенно трудными, вызывают повышенную тревожность, мешающую полностью проявить свои возможности.

2.2. Предварительная подготовка к уроку

     Урок - мастерская по русскому языку – очень интересная, но  сложная форма проведения урока, поэтому  требует серьёзной подготовки. Учитель должен не только продумать в деталях план урока, но и настроить класс на творческую работу, объявить, что на уроке покажут не только картины известного в городе художника, но и сам он будет присутствовать на занятии, параллельно с деятельностью учеников показывая своё мастерство.      Чтобы провести такой урок, учитель должен знать технологию проведения такого урока, провести подготовительную работу по повторению, а также включить  старшеклассников  в подготовку к занятию.

      Можно дать задание ученикам сходить в музей и посмотреть картины художника, найти их в интернете, подумать о том, какая из картин особенно понравилась. Отдельным учащимся дать задание выучить стихотворение по теме   «Картина», сделать презентацию о жизни и творчестве живописца, повторить определения слов «пейзаж», «натюрморт», «портрет»; вспомнить особенности написания сочинений разных жанров по картинам, определить группу учеников-редакторов, которые на уроке будут наблюдать за всем происходящим, фиксировать понравившиеся моменты, брать интервью у присутствующих и, пользуясь онлайн - программой «Макетрон» выпускать   сразу на уроке буклет о жизни и творчестве приглашённого художника. В буклете можно разместить, например, фотографии с урока, интервью, небольшие статьи - комментарии. Ученики могут себя почувствовать в роли корреспондентов, редакторов газеты, изготовителей буклетов. Таким образом, ведётся ещё и профориентационная работа. Применение цифровой технологии очень удобно на данном уроке, так как при наличии скоростного интернета  онлайн конструктор позволяет быстро сделать макет буклета на основе большого каталога шаблонов или с нуля. Финальный макет соответствует техническим требованиям, поэтому после создания макета  можно  использовать его для печати продукции  на уроке и размещении его в сети  интернета.

    Учителю надо помнить о том, что подготовка школьника к сочинению по картине имеет свою специфику:

• во-первых, школьник должен быть элементарно знаком с основами изобразительного искусства: побывать в музее, на выставке, на встрече с художником, знать репродукции известных картин и т.п.;

• во-вторых, необходимо уметь рассматривать, анализировать картину: отличать живопись от графики, пейзаж от натюрморта, акварель от барельефа; уметь видеть передний план, понимать композицию картины;

• в-третьих, нужно улавливать идею картины, её пафос, настроение, а неплохо бы – и манеру художника.

      Сочинения по картине должны занимать большое место в работе по развитию речи. Дети очень любят рассматривать картины, потому что они возбуждают не только мысли, но и чувства, действуют на воображение.

       Эту работу обычно начинают с небольшой беседы, которая иногда нужна для пояснений, помогающих лучше воспринять картину, но чаще служит для того, чтобы вызвать в сознании детей понятия, близкие к содержанию картины, известные им из жизненного опыта и книг.

     Затем предлагается им рассмотреть картину – это наиболее ответственная работа. Сначала дети самостоятельно рассматривают её, и именно в этот момент, под свежим впечатлением, они живо и непосредственно воспринимают и общее настроение картины, и её содержание, выраженное в художественных образах.

    Вслед за этим учащиеся рассматривают картину вместе с учителем. Задача заключается в том, чтобы дети заметили не только общую часть картины, её сюжет, но и все подробности, с помощью которых создаётся художественный образ. Только после этого происходит полное восприятие картины, и дети вполне усваивают её содержание.

      Теперь важно, чтобы дети изложили это содержание в должной последовательности. Для этого намечается план сочинения (обычно составляется коллективно).

Таким образом, урок строится по следующей схеме:

1. Краткая вступительная беседа.

2. Самостоятельное рассматривание картины.

3. «Чтение» картины вместе с учителем и словарная работа.

4. Составление плана сочинения.

5. Устный рассказ по картине.

6. Сочинение.

     Одним из самых простых видов сочинений по картине является сочинение-описание, а также сюжетный рассказ по картине на основе воображения школьников. Но одним из самых интересных видов работы с произведением искусства, на мой  взгляд, является написания сочинения с применением метода экфрасиса.Именно этот метод очень хорошо развивает мышление и воображение у ребёнка. Но он имеет свои особенности.

      Экфрасис ( др.-греческое слово) - описание произведения изобразительного искусства  или архитектуры в литературном ( художественном) тексте. Глядя на картину или скульптуру, ученик может представить , что это застывший момент жизни каких-то героев. А что было до этого или что будет позже? Пусть дети пофантазируют.Надо научить ребёнка включаться, например, в диалог  с героями картин.

Возможные советы детям по написанию экфрасиса:

- Можно представить, что стоя у картины, ты беседуешь с каким-либо знатоком искусства, который многое тебе может объяснить. Возможно, ты не согласишься с ним и будешь доказывать своё видение мира художника. Ищи с ними воображаемый  контакт. Пойми, в какой  ситуации  герои картины и передай их переживания и своё сочувствие или удивление или восхищение их подвигом, поведением. Передай загадочность образов. Подумай, в чём она. Не забывай о мастерстве художника или скульптора. Какими красками он пользуется? Почему? Должно быть вступление, основная часть и заключение. Всё с красной строки. Диалоги пиши с красной строки, ставь тире впереди. Обращение выделяй запятой. Можешь " войти" в картину и пообщаться с героями . Это признаки экфрасиса. Больше эмоций . Главное, ответь в конце на вопрос , что хотел выразить художник своей картиной. В чём её ценность? Какое настроение она передаёт?

2. 3. Некоторые примеры написания сочинений по картине

А - обычное описание.       Б – с  элементами экфрасиса.

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ ВАСНЕЦОВА «СНЕГУРОЧКА»

А:
На картине Виктора Михайловича Васнецова изображена девушка в зимней одежде. Она стоит в дремучем лесу на поляне. Лесная поляна покрыта толстым слоем снега, об этом свидетельствуют глубокие следы, оставленные девушкой. Вокруг раскинулись красивые, зеленые елки и немного голых стволов, наверное, в теплое время года эти голые стволы превращаются в пышные березки.

Судя по названию картины, это не просто гуляющая или заблудившаяся в лесу девушка, а настоящая снегурочка.

Она одета в богатый наряд из меховой шубы и шапки, украшенными красивыми узорами. Снегурочка путешествовала по зимнему лесу и вдруг, что-то заметила и замерла на месте. Что она увидела? Не художника  ли Васнецова? Этого мы не узнаем.  Картина имеет волшебную, новогоднюю атмосферу, неся в наш мир осколки сказок.

Б:

          За окном – зима. В комнате моей - любимая картина «Снегурочка» Виктора Михайловича  Васнецова. Знаю, что,  часто изображая сказочных героев, художники используют знакомые рассказы, беря их за основу. Но не таков  В.М. Васнецов. Он шел своим, иногда непонятным всем сразу путем. И только через время становилось ясно, что он был не только великим художникам, но и внимательным наблюдателем, который подмечал все тонкости психологического портрета своих персонажей. 
      Вот она, его  «Снегурочка», так не похожая на общепринятое представление  об этой героини. Почему Виктор Михайлович Васнецов написал именно этот портрет ? Она у него одинокая, даже зайчишки бросили ее и убежали в лесок прятаться под сосенкой. Редкие молодые елочки  встречают любимую героиню детских рассказов. Мне очень печально было смотреть на растерянное лицо красавицы.

     Выйдя из лесу, она  не знает, что ее ждет впереди и куда ей идти, не ведает и того, что ее ждет, и где она свое счастье найдет или потеряет. Луч солнца скользнул по стене и остановился на картине. И я шагнула к ней, моей героине. 
  - Здравствуй, Снегурочка! 
  - Здравствуй, девочка!
  - Я знаю, как закончится твоя история. Но не могу запретить тебе любить людей и этот чудесный мир природы! Иди смело вперёд и ничего не бойся! 
     Очень скоро она обернется и увидит призывные огни ближайшего селения. Тогда веселая улыбка появится у нее на лице…
       Таким образом я попыталась увидеть продолжение затеи художника, показав, что хорошее в этой жизни есть, и оно нас обязательно где-то ждет впереди. Надо в это верить!

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ ВАСНЕЦОВА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА»

   Б:

            Есть картины, которые могут сразу поднять настроение. К таким относится полотно Васнецова  «Царевна - лягушка».

        Как же задорно танцует девушка в центре зала, на ней надето зеленое платье. Её наряд гармонично подходит происходящему событию. Вот раздаются аккорды гусляров, и руки красавицы поднимаются плавно  вверх. По мнению историков и критиков, танцующая девушка - Василиса Премудрая, которая попала на царский пир. Своим танцем она заворожила гусляров. Вот взмах руки -и появилось  озеро с  плывущими лебедями,  а где-то совсем далеко, за полем, усеянным пшеницей, виднеется лес.

       Я тихонько стою за одной из колонн и вижу, как Иван Царевич бежит в сВои палаты сжечь лягушачью кожу.

- Не делай этого, Иван – царевич!

         Не слышит меня герой. Громко играют гусляры. Веселится царь. А беда уже близко. Придётся расстаться героям, пройти многие испытания, чтобы встретиться вновь после смерти Кащея.

     А пир продолжается своим чередом.  Птицы взмывают вверх, плывут  по небу облака.    Многие художники обращались к сказочным мотивам, и некоторым удавалось запечатлеть свое видение Василисы Премудрой, но только Васнецову удалось наиболее реалистично преподнести нам картину, рассказанную в сказках.
      Я не удивлюсь, если человек, не знающий этой сказки, примет картину за реальность. Низкий поклон художнику за его произведение.

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ ВАСНЕЦОВА «АЛЁНУШКА»

Б:

          Я тихо вошла в зал Васнецова.  Передо мной – загадочное полотно. Сразу всё исчезло в моём сознании. Была только эта картина. Столько неподдельного горя в глазах девушки! Столько отрешённой печали! Кругом тишина. Мне показалось, что я слышу шелест падающих на воду осенних листьев.

- Мне плохо! Мне очень плохо,- вдруг услышала я  грустный голос Алёнушки. Вот она смотрит на озеро, будто просит у него помощи. Ее окружает чаща леса, почти непроходимая.  От этого становится немного жутко.

-Алёнушка, - я тихо спрашиваю её.- Как ты попала сюда? Какое горе тебя привело к тёмному омуту?

-Нет моей матушки, пропал мой братец Иванушка! Что мне делать? Как жить дальше?

 -Не грусти, Алёнушка! Всё переменится! Ведь ты сказочная героиня. А сказки хорошо заканчиваются. Потерпи немного.

     Девушка затихает и как будто бы каменеет в ожидании.

А вокруг - тёмный лес. Туман стелется по земле, окутывая героиню голодными струями воздуха. Но девушка не чувствует холода, потому что холод в её душе! Поникла головой красавица, и капают горючие слёзы её в глубокое озеро. Только с природой ей и остается разговаривать, просить помощи, потому что больше ее ждать неоткуда. Ее наряд очень скромный, обуви нет совсем. Обычно девушки в старину одевались в красивые сарафаны, здесь мы видим на ней простую кофту и юбку в цветок. Даже основной фон юбки черный. У Аленушки очень трогательный образ. От всего образа природы исходит грусть не только о прошедшем лете, но и о тяжелом положении Аленушки. Сразу вспоминается известная сказка о ней, и о ее братце Иванушке.

 - Как тоскливо на душе моей!-эхом раздаётся голос девушки

 -Грустно и мне, милая Алёнушка! Очень хочется тебе помочь. Если бы знать, чем именно. Но, скорее всего, это невозможно.

А:

          Картина «Аленушка» была написана Васнецовым В.М. в 1881 году. Можно увидеть молодую девушку в центре картины, которая сидит на камне рядом с поросшим осокой прудом. Она склонила голову на свои руки, сложенные на коленях.

        В ее фигуре видна усталость, а широко распахнутые глаза выражают отчаяние и насилу сдерживаемые слезы. Длинные волосы девушки свободно рассыпались по ее плечам, ноги босые, в грязи и в пыли, подол цветного сарафана порван. Очевидно, что перед тем, она долго ходила по лесам в поисках своего пропавшего братика.

       Художник запечатлел именно этот момент, когда девушка присела отдохнуть после длительных и безуспешных поисков

        Глядя на эту картину, нельзя не переживать вместе с Аленушкой – до такой степени чувственно и ярко художник показал ее грусть и усталость.

И девушка, и природа, окружающая ее, изображены так реалистично, что, казалось бы, ступив шаг – очутишься на берегу, вдохнешь запах воды, заговоришь с Аленушкой. Не зря эта картина является одной из лучших работ в русской школе.

2.4. Паспорт урока-мастерской по картинам С. В. Мацкиева, сальского художника, члена Союза художников России

Учитель: Петровская Елена Алексеевна

Образование: высшее

Педагогический стаж: 44 года

Тема самообразования: «Использование современных технологий в процессе образовательной и воспитательной работы по созданию условий для развития  успешной личности и успешной социализации  обучающихся»

Школа: МБОУ лицей №9 г. Сальска

Предмет: русский язык

Класс: 10

Тема урока: «Урок – мастерская (развития речи) по картинам С. В. Мацкиева, члена Союза художников России, сальского художника».

Тип урока: урок рефлексии

Форма урока: урок - мастерская

Цель: привлечь учащихся  старшего возраста к творческой деятельности, предоставить ученикам психологическое средство, позволяющее им лично саморазвиваться, осознавать самих себя, своё место в мире, понимать других людей.

Образовательная: формировать у учащихся умение   писать творческие работы

Развивающая:  развивать мотивацию к изучению русского языка, творческих способностей, связанных с созданием текста; развивать самостоятельную деятельность обучающихся, навыки исследовательского подхода к созданию творческой работы; развивать  навыки  монологической речи.

Воспитательная:  воспитывать чувство любви к родному краю и людям, живущим на этой земле, развивать творческое воображение, эстетический вкус, способность к самовыражению, формировать ценностное отношение к искусству, содействовать развитию эмоционально-чувственной сферы личности обучающихся;  воспитывать любовь к родному языку.

Задачи урока: 

  • на сознательном и бессознательном уровне подготовить восприятие учащимися новой информации с дальнейшей её обработкой;
  • создать условия для совершенствования умений вести диалог друг с другом, внутри малых групп, между группами;
  • обогащать представления детей об искусстве, познакомиться с  жизнью и творчеством С. В. Мацкиева;  
  • продолжать формировать основы художественной культуры:        различать в живописных произведениях натюрморт, пейзаж, портрет;
  • активизировать речь детей за счёт использования слов искусствоведческого содержания;
  • совершенствовать интонационную выразительность речи при чтении стихов;
  • вызвать положительный эмоциональный отклик при рассматривании произведений живописи;
  • повторить способы написания сочинений;
  •  сформировать желание создать новый творческий продукт;
  • выпустить буклет о творчестве художника. 

Планируемые результаты

Личностные результаты:  приобретение личного опыта по теме мастерской; новый уровень осмысления личности и творчества современного художника ;понимание  произведения живописи как одной из основных национально-культурных ценностей;

Предметные результаты: приобретение новой информации с её дальнейшей обработкой; расширение представления учащихся о сочинениях разных жанров; формирование навыков аналитического прочтения произведения искусства (картины);  возможность создания нового творческого продукта.

Метапредметные результаты

Коммуникативные: формулировать и аргументировать собственное мнение,  практически  усваивать   морально-этические принципы общения и сотрудничества; уметь вести учебный диалог в группе; соблюдать правила речевого поведения

Регулятивные: уметь самостоятельно определять цели обучения, ставить для себя новые задачи  в учебной деятельности, уметь оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов; принимать решения в проблемных ситуациях на основе сопоставления мнений учеников;

 Познавательные: извлекать необходимую информацию для написания текстов, узнавать новую и  второстепенную информацию и использовать её для   самообразования; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;   представлять информацию в виде письменного текста.

Педагогические технологии: традиционная объяснительно-иллюстративная;  личностно-ориентированная (педагогическая мастерская,  диалоговая технология, модульное обучение, метод проектов,  алгоритм, исследование); информационно-коммуникативная; предметно-ориентированное обучение; технология коллективной мыслительной деятельности (творческие группы, работа в парах); компьютерные технологии.

Формы работы: формулирование темы урока, подбор слов,  работа со словарём, выразительное чтение стихотворения, работа по картинам (написание сочинений),  постановка вопросов, устные отзывы, выпуск буклета о творчестве художника Мацкиева С. В. с помощью конструктора макетов онлайн http://maketron.ru/ (Макетрон).

Методы работы: метод смысловых ассоциаций, метод «ключевых слов», метод самостоятельного конструирования определений, понятий, метод эвристического исследования, метод конструирования вопросов, метод смыслового видения, метод вживания, метод образного видения, поисковый метод, аналитико-синтетический.

Приёмы обучения:  создание ситуации успеха; положительный эмоциональный настрой; приём устного опроса;  повторение  ранее изученных тем; создание проблемной ситуации через анализ, сравнение, установление противоречий;  занимательность; творческая работа; коллективная учебная деятельность;  рефлексия;

Принципы педагогической техники:  принцип свободы выбора; принцип открытости; принцип деятельности;  принцип обратной связи.

Оборудование: презентации, картины художника С. В. Мацкиева ( портреты, натюрморты, пейзажи),  компьютеры, раздаточный материал, фрагмент видеофильма о художнике, мольберт, кисти, краски, музыкальные фрагменты инструментальной музыки, распечатка репродукций картин художника, (кроме имеющихся на уроке).

Виды деятельности: работа в парах, группах, коллективе,

индивидуальная работа, обмен наработанным материалом, исследование, поиск, собственный ответ,  творческое письмо; создание буклета на уроке через программу «Конструктор макетов онлайн « Макетрон» http://maketron.ru/. (Поддержка: info@maketron.ru)

2.5  Ход урока-мастерской

1 этап

Характеристика действий

Затраченное ремя

 Индук

ция

          Создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор -- слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и -- всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во-первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный так или иначе со смыслом дальнейшей деятельности. Во-вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание. Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли. Задача мастера при подготовке мастерской постараться подобрать как можно больше индукторов различного характера, чтобы воздействовать в комплексе на когнитивную, мотивационную, эмоциональную сферы личности ученика. Ребенок должен ощутить потребность в разрешении вопроса, испытать чувство нетерпения, желание сделать самостоятельно что-то новое, непохожее на виденные им ранее образцы, проявить себя, свою индивидуальность.

      Включение в процесс творчества всегда предполагает переживание достаточно сильных эмоций, связанных со стремлением совершить «открытие», показать окружающим свою точку зрения, доказать ее правильность, проявить свое «Я». В качестве индуктора могут быть использованы совершенно разные явления - загадочно звучащее слово; стихотворение, картины, музыкальный отрывок. Все индукторы должны подбираться с учетом содержания мастерской, соответствовать возрасту, особенностям детского восприятия. По сути, данный этап технологии можно рассматривать как базовый, определяющий успех всей мастерской, так как именно он должен мотивировать участников мастерской на активную деятельность. Все последующие действия педагога будут направлены на поддержание возникшего интереса к проблеме и создание условий для ее творческого разрешения.

        Таким образом, первый этап - это мотивация, настраивание каналов ввода информации, актуализация опыта.

5-7 мин

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у нас будет необычный. ( Звучит тихо  инструментальная музыка. На экране – презентация  с    репродукциями картин известного сальского  художника).  Послушайте, пожалуйста, стихотворение Степана Пьянова, сальского поэта, выпускника нашего лицея, члена Российского Союза Писателей. (Подготовленный ученик читает стихотворение«Картина»):

Картина - самый краткий стих,

Многоречивый и красивый…

Я, очарованный, затих

У полотна с природой милой.

Картина! И не нужно слов-

Их столько вижу меж штрихами,

И слышу автора любовь,

Как связь живую меж сердцами.

Картина-форточка вокне,

Она нас всех объединяет.

Уже иду не в полумгле-

Мне мир картина освещает.

Картина- отпечаток дня,

Что сопряжён с душой навечно.

И так тепло мне от огня,

От тех пейзажей безупречных.

Картина-летопись степи,

Такой всегда неотразимой.

Я постою… Не торопи!

Дай надышаться мне картиной

Учитель после прослушивания:

-Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

Ученики:

- Понравилось. Автор выражает свои чувства по отношению к искусству живописи. Для него картина – это и целый мир, и «самый краткий стих, многоречивый и красивый». ( Звучат ещё 2-3  ответа)

Учитель:

-Посмотрите перед собой. Какие замечательные  картины перед нами! Скажите, пожалуйста, а где могут находиться такие произведения искусства?

Ученики:

-В картинной галерее.

Учитель:

-Обратите внимание на другие предметы. (Показывает). Что это?

Ученики:

- Мольберт, краски, кисти. Такие предметы могут находиться в мастерской художника.

  Учитель:

- Вот мы и назвали тему урока. Итак, запишите число в своих тетрадях.

( Открывается основная презентация урока. На экране  - тема) «Урок-мастерская по картинам С. В. Мацкиева, сальского художника, члена Союза художников России»

- Ребята, нам предстоит творческая работа: написание сочинений по картинам. Как бы вы определили цель нашего урока?

Ученики:

-Мы будем развивать свои творческие возможности, формировать умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, понимать идейный замысел художника, учиться отбирать и систематизировать материал для сочинений.

Учитель листает презентацию, корректирует ответы учеников в случае необходимости.

-Работая в группах, вы будете писать отзыв, сочинение-экфрасис, монофон, мини - эссэ, сочинение - описание, сочинение - рассуждение, письмо другу, письмо художнику и т.д. Выбор за вами. Конечным продуктом должен стать  выпуск на уроке  буклета о творчестве художника С. В. Мацкиева.  Ребята, а что такое картина? (Ученики дают ответы). Давайте найдём значение этого слова в словаре С. Ожегова.

Ученики читают:

- Произведение живописи.

Учитель:

- А что думает об этом сам художник Сергей Мацкиев? (Ученики смотрят  фрагмент интервью  С. Мацкиева  сальскому телевидению).  Изменилось ли мнение художника? Мы имеем прекрасную возможность поговорить с настоящим мастером кисти. Итак, наш гость - самый талантливый  художник города Сальска, член Союза художников России, на сегодняшний день автор почти 100 полотен, участник всероссийских, региональных, областных выставок. Его картины находятся и в нашем  Сальском художественном музее им. В.К. Нечитайло. А творчество поистине восхищает, ведь не каждому художнику удаётся развить своё мастерство до таких высот и при этом остаться открытым, светлым, интересным человеком. (Ребята аплодисментами встречают художника, который вместе с другими гостями   сидел за последней партой). Учитель предлагает послушать выступление десятиклассницы с презентацией о жизни и творчестве живописца.   (Приложение № 1)

- Всё ли верно рассказала Софья? Давайте дадим слово Сергею Владимировичу. (Художник общается с классом. Ребята задают ему вопросы):

- Сергей Владимирович, в каком возрасте вы решили связать свою жизнь с искусством живописи?

- Сергей Владимирович! У музыканта есть семь нот, чтобы создавать прекрасные произведения искусства, у писателя - масса слов, а у вас одна кисть. Как Вам удаётся создавать такие интересные произведения?

- Сергей Владимирович! Симеон Шарден, французский живописец, один из известнейших художников  18  столетия, сказал:  «Художник пользуется красками, но пишет чувствами». Согласны ли вы с его словами?

-  Эдгар Дега, французский живописец 19 века утверждал, что «живопись требует небольшой тайны, некоторой неопределённости, некоторой фантазии. Когда вы вкладываете совершенно ясное значение, людям становится скучно». Действительно ли это так?

- Сергей Владимирович, каковы ваши дальнейшие планы?

2 этап

Характеристика действий учеников и учителя

Затра

ченное время

Цепочка заданий

 Продумать задания  педагогу так, чтобы постоянно углублять знания учащихся об исследуемом явлении. Каждое задание в этой цепи выполняется учащимися в 3 ступени.

3-мин.

Учитель:

-Ребята, я думаю, картины произвели на вас неизгладимое впечатление. Пока вы будете вспоминать жанры сочинений по картине, предлагаю редакторской группе учеников занять  свои места (желающие быть корреспондентами, редакторами, фотографами на уроке пересаживаются к столу с цветным сканером (МФУ HP Color Laser MFP 178nw) Их задача - выпуск буклета). Группа просматривает памятку «Что надо знать о буклете» и начинает работу   (Приложение №  2) (написание сочинений),   с помощью конструктора макетов онлайн http://maketron.ru/ (Макетрон).

ступени

Характеристика действий учеников и учителя

Затра

ченное время

1  сту

пень  

2 этапа

«Самоинструкция» -- индивидуальное создание текста . Создание творческого продукта обычно основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция - разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое  представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской. Самоконструкция - этап мастерской, предполагающий переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде текста. Поскольку переживания, испытываемые на этапе индукции, индивидуальны, осознаваемая проблема личностно значима, первоначально ребенок пытается ответить на вопрос сам, ориентируясь только на собственные мысли, точку зрения. Для развития творческого потенциала личности школьника важно формирование у него стремления найти решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения. Задача мастера - не мешать ученику в самопроявлении, не смутить его неосторожным словом, замечанием, советом. После выполнения задания индивидуально, каждый сообщает свою точку зрения на вопрос, характеризует свое видение проблемы и варианты ее решения.

4-5мин.

Учитель:

- Прежде, чем писать сочинение, повторим определения  жанров картин.  (Проводится словарная работа. После ответов учеников на экране появляются точные определения слов «пейзаж», «натюрморт», «портрет»). 

ступени

Характеристика действий учеников и учителя

Затра

ченное время

2  сту

пень  

2 этапа

«Социоконструкция».  На этом этапе организуется парная или групповая работа, обсуждается в группе информация, полученная в процессе взаимодействия и найденная в приложениях.  Происходит взаимообогащение субъективного опыта партнеров.

15мин

Учитель предлагает разделиться на группы и  написать детям мини-сочинения:

 - Вам помогут приложения к уроку. (Приложения  №  3) Обратите на них внимание, просмотрите и используйте  для написания своих работ. На рабочем столе компьютера вы найдёте мою статью  «Его картины наполнены жизнью и светом». Нашему гостю будет интересно услышать мнение о своих работах от юных зрителей. Думаю, Сергей Владимирович не будет скучать и подарит нам ещё один шедевр. После написания сочинений пройдёт этап рефлексии. Вы дадите оценку выполненным заданиям, поделитесь впечатлением  об уроке.)

( Художник садится за мольберт. Ученики, разделившись на группы, пишут творческие работы:1 группа - сочинения описания,2-сочинения – экфрасис, 3 – сочинения- рассказ , 4 –монофон, 5 – письмо художнику.  Редакторская группа, сделав фотографии  урока, делает буклет). (Звучит тихая музыка. Класс выполняет задание).

ступени

Характеристика действий учеников и учителя

Затра

ченное время

3  сту

пень  

2 этапа

«Социализация» - всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обсуждено, все мнения услышаны. Обсуждение проблемы осуществляется на основе принципов толерантного отношения к мнению товарища, отсутствия доминирующей позиции и мнения кого-то из детей. Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов. Мастер следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. Творческий процесс в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний, умений коллег, сопоставить точку зрения с мнением других, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества.

3 мин.

Учитель: 

- Ребята, вы написали в группе работы. Возможно, вам захочется поделиться содержанием сочинений  или идеями  с кем-либо из своей группы. Сравнить выполненное с работами одноклассников. Вы можете это сделать, не нарушая общего порядка. Самые любопытные могут подойти ближе к художнику и понаблюдать немного за работой мастера, задать вопрос Сергею Владимировичу. (Некоторые ученики, подбиравшие названия картинам, советовались с художником о правильности выбранного названия. (По договорённости с живописцем названия некоторых картин были скрыты).

3этап

Характеристика действий учеников и учителя

Затра

ченное время

Афиширование

Ознакомление с работами. Зачитывание вслух. Результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем участникам мастерской. официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.

5 мин.

(Один  представитель от группы читает своё мини-сочинение. Класс слушает. Рецензенты делают пометки, чтобы подвести итог).

 

Например, сочинение-описание (Приложение № 5 ) Ирины В.:

        Какую радость мне доставили картины сальского художника Сергея Владимировича Мацкиева! Я убедилась в том, что он владеет высочайшим мастерством передачи цветовой гаммы. В масштабах одного полотна художник  находит множество оттенков, способных наиболее точно и естественно отразить «настроение природы» и человека.

        Посмотрим на мою любимую картину «Букет для незнакомки» и попробуем «войти» на террасу, нависшую над расстилающейся морской гладью. Зной летнего дня передают глубокая лазурь морской воды, теплая солнечная охра солнечных зайчиков на веранде, яркая изумрудная зелень свисающего дикого винограда. Девушка в жёлто – зелёном сарафане наблюдает за проходящими кораблями и белоснежными яхтами. Лица её мы не видим: широкополая шляпа его закрывает. Но её спокойная поза подсказывает, что она любуется природой.  А художник, поставив на стол красивый пышный букет цветов, любуется юной особой. О том, что именно художник принёс прекрасные пионы и стоит где-то в сторонке, наблюдая за стройной фигурой девушки, говорит забытый им мольберт.

       Кажется, что вот-вот налетит лёгкий ветерок с моря и девушка повернётся лицом к нам, придерживая рукой шляпу, и удивится пышному букету свежих пионов.

 Сочинение-письмо художнику  Николая А.:

      Уважаемый Сергей Владимирович! Я знаю, что натюрморт – один из самых древних жанров в изобразительном искусстве. А может быть, и самый сложный. Смотрю на вашу работу и осознаю, что работа над полотном у вас начинается с отбора предметов. Наверное, это очень личное, чувственное занятие. Вы серьёзно относитесь к этому жанру, зная: в натюрморте нет статистов среди предметов. Они все “исполняют” свои роли с высочайшей отдачей. Натюрморты ваши можно рассматривать, не погружаясь глубоко в сущности предметов. Зритель вначале ощутит удовольствие от непревзойденной тонкости мастерства, а затем насладится великолепием нежнейших полутонов.

       Очень необычна Ваша  картина «Осенний блюз». ( Приложение № 6) Глядя на это полотно, можно не только любоваться прекрасной композицией из цветов, но и ощущать дуновение прохладного ветра, колышущего прозрачную занавеску. Ветер приносит на веранду осенние кленовые листья, которые кружатся в последнем своём медленном танце. В этой картине можно найти всё: музыку уходящего лета, прикосновение прохладного ветра, услышать тихий шорох падающей листвы и даже ощутить терпкий запах хризантем. Море чувств и эмоций переполняют душу, когда находишься рядом с этой картиной.

Спасибо Вам большое за Ваше творчество.

Ученик 10 кл. Николай  Антонов.

Сочинение - монофон Валерии Н. и Ангелины Д.( работа в паре со словарём)

     

      Верьте! Ветер волнует ветки. Вдыхайте  весенний волшебный воздух.  Вслушивайтесь и всматривайтесь: всплеск волн, ветерок ворошит волосы. Воспоминания вынужденно возвращают вас во времена волнительных вечеров. Вы влюблены. Влюблены во всё: всплеск весёлых волн, вершины- великаны, вечный водоворот времени.

         Вечереет. Встречайте весенний ветер восторженным взглядом. Воспоминания всегда возвращаются. Вспомнив, вы встревожитесь, взяв весенний венок. Возможно, всё впереди. Верьте, вам воздастся…

     

4 этап

Характеристика действий учеников и учителя

Затра

ченное время

Разрыв

Психологическое состояние, когда участнику мастерской открывается новое видение  образа, ситуации, отношений, явлений.  Происходит столкновение своих  знаний о предмете (картине)  с новыми, услышанными на уроке.  (мозговой штурм). В результате работы на данном этапе обучающийся имеет возможность оценить свои возможности, а также оценить работу одноклассников, которую он прочувствовал, пережил. Осуществляется это путем преодоления внутреннего конфликта.

2-3 мин

Учитель:

-Ребята, урок наш подходит к концу. Вы все замечательно поработали, имели возможность  пережить эмоциональные ощущения  при встрече с известным художником С. В. Мацкиевым, который является гордостью нашего города; выразить своё понимание искусства в сочинениях разных жанров. Выразите своё мнение о написанных сочинениях.

Этап урока

Характеристика действий учеников и учителя

Время проведения

5. «Рефлексия»

Отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской. Не стоит забывать, что одна из задач мастерской - вызвать у ученика положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия. Мастер создает условия для вербального оформления тех переживаний, которые сопровождали процесс творческой познавательной деятельности ребенка, предоставляя каждому возможность высказаться и рассказать о том, что для него на занятии было наиболее важным и значимым. Внимание к состоянию эмоциональной сферы ученика, информация, полученная в процессе рефлексии, поможет педагогу скорректировать свою дальнейшую работу в данном классе с учетом проявившихся индивидуальных особенностей школьников. На этом этапе рекомендуется не давать оценочные суждения: «Это хорошо, а это плохо», а провести анализ движений мысли каждого участника, его чувств, мироощущения

5 мин.

 

     Рецензенты высказывают своё мнение.  Например:

Рецензия эксперта.

             Прослушав работы одноклассников,  хочется отметить их хороший  уровень.
Темы сочинений, несмотря на небольшой объём, раскрыты полно. Отступлений и пространных, не относящихся к теме сочинения рассуждений авторы не допускали.
Композиция сочинений разнообразны  и зависят от жанра работ. Трудностей в восприятии текста нет.

       Язык сочинения достаточно красочен, точен. В работе используются различные средства художественной выразительности: развернутые метафоры, сравнения, перифразы, гиперболы, антитеза. Стиль работ выдержан и не вызывает нареканий. Подводя итоги всему вышесказанному, следует сказать, что работы  выполнены с особой тщательностью, обдуманностью и, несмотря на некоторые замечания и недочеты, заслуживают высокой оценки.

Учитель: 

- Наш урок подходит к концу. Какие этапы мастерской особенно понравились, запомнились? Что вам более всего удалось во время работы на уроке, какие виды деятельности были вами выполнены успешно? А другими участниками урока? О чем пришлось задуматься? Что было трудно? Какие вопросы и пожелания себе, другим участникам, учителю появились у вас?  Подумайте минуту. Сформулировать мысль вам поможет Приложение № 4 (приёмы рефлексии).

     

      Художник Мацкиев С. В., с интересом слушавший сочинения учеников, благодарит ребят  и дарит десятиклассникам свою новую работу. Дети преподносят гостю цветы, делятся эмоциями, полученными на занятии, просят приходить к ним чаще.

        Группа редакторов распечатывает несколько буклетов. Один из них дарят художнику.  ( Приложение №7 )    

    Учитель высказывает своё впечатление о работе в творческой мастерской, в качестве домашнего задания  предлагает взять на рецензирование работы друг у друга и выступить с оценкой на следующем уроке.

                                                           Приложения

Приложение   №1

Слайд 1. Чтобы познакомиться с творчеством Сергея Владимировича  Мацкиева, я просмотрела  сайты интернета, посетила Сальский художественный музей им. Нечитайло и узнала много интересного.

 

Слайд 2,3,4. Мацкиев Сергей Владимирович родился в 1963 году в г. Сальске Ростовской области, получил достаточно глубокое профессиональное образование, окончив художественную школу в г. Сальске и художественно-графический факультет Кубанского университета, а также  Харьковский художественно - промышленный институт.        

Слайд 5,6,7. Сергей Владимирович  в течение десяти лет работал в Сальском художественном музее им. В.К. Нечитайло в качестве художника - реставратора, занимался и на сегодняшний день продолжает заниматься  педагогической деятельностью, но никогда не прерывал активной творческой работы в области живописи.

 Слайд 8,9,10,11,12,13. Совершал многократные поездки с целью сбора материала к своим произведениям по многим краям и областям России. Север, Средняя полоса, Юг, Крым хорошо известны художнику. Хорошая профессиональная подготовка помогла художнику   создать живописные произведения высокого уровня выразительности в тематической   картине, портрете, пейзаже и натюрморте.

 

Слайд 14,15. Его работы, выполненные в лучших традициях отечественной классической живописи с пониманием духовной значимости задач, стоящих перед российским искусством, имели успех у широкого зрителя. О его профессиональной высоте свидетельствуют замечательные  пейзажи.

 

 Слайд 16.17.18.19.20.   Пейзаж - один из  любимых  жанров С. Мацкиева. По картинам видно, что художник очень любит природу. Сергей  Владимирович   пишет с натуры, точно улавливая цветовой строй и колорит и с убедительной достоверностью передаёт их на холсте нам, зрителям.  Художник владеет высоким мастерством передачи цветовой гаммы. В масштабах одного полотна он находит множество оттенков, способных наиболее точно и естественно отразить «настроение природы». На гармонической основе цвето - тональной разработки живописного холста, в сюжетах,  композициях художник создает единое световоздушное пространство, придавая им цельность и особую притягательность, что в значительной степени  помогает зрителю ясно прочувствовать особый характер природы и жизненный ритм земли, края, на которые обратил внимание сам художник.

 

Слайд 21.22.23.24.25.26. Натюрморты С. Мацкиев  создает в чистейшем классическом стиле. Делает он это настолько виртуозно, что обычные, даже совсем малопривлекательные предметы повседневной жизни  обретают славный праздничный вид. Он как бы одушевляет вещи, они для него своеобразные живые существа, от них тянутся тысячи нитей к человеку, они созданы для человека и  согреты его близостью. Это  настоящие произведения  искусства, звучные и  яркие полотна.

 Слайд 27.28.29. Интересна и портретная живопись художника. Внимание зрителя привлекаю такие полотна, как «Семья», «Никита - второклассник», «Дед Саня». Достоверность, любовь к человеку, искренность чувств - вот что, на мой взгляд, характеризует эти работы.

Слайд 30.31.32.33. По мнению искусствоведов, Сергей Мацкиев – достойный продолжатель традиций русской реалистической школы живописи, для которой мало изобразить так, чтобы вышло похоже. По мнению художника, всё должно быть написано с неподдельным чувством

Слайд 34. Благодарю за внимание!

Приложение №2

Памятка

      Для создания буклета необходимо придерживаться следующих рекомендаций: БУКЛЕТ – это произведение печати, изготовленное на одном листе, сложенном параллельными сгибами в несколько страниц так, что текст на буклете может читаться без разрезки, раскрывается напечатанный буклет, как ширма. Это вид печатной публикации, которая может содержать информацию о различных сторонах жизнедеятельности образовательного учреждения. Создаваться буклет может с помощью текстового редактора Microsoft World, Microsoft Publisher. Программа Microsoft Publisher представляется наиболее удобной для создания информационного буклета, так как в ней имеются шаблоны публикаций для печати, что позволяет упростить процесс их создания. Если в компьютере нет данной программы, то создание буклетов возможно и в текстовом редакторе Microsoft World. В этом случае рекомендуется в пункте меню «Параметры страницы» выбрать альбомную ориентацию листа и разбить его на три колонки («Формат» - «Колонки»), или создать таблицу с тремя колонками, для размещения в них информации. При подготовке печатных публикаций можно выделить общие критерии оценки: 1. Выразительность стиля. 2. Ясность написания текстов. Необходимо правильно определить оптимальный объем информации – ее должно быть достаточно для раскрытия какого-то вопроса, но не должно быть слишком много, что повлечет за собой уменьшение размера шрифта и негативно скажется на «читаемости» текста. 3. Продуманность деталей. 4. Целесообразное использование стилей и шрифтов. 5. Привлекательность общего дизайна. 6. Соответствие размещения и содержания информации общей идее.

     Приступая к созданию буклета, необходимо разработать описание его структуры. Продумать краткое содержание информации, определить расположение иллюстраций. Структура буклета, без сомнения, будет уточняться при работе над ним, но и, начиная работать, нужно четко представлять себе, для чего и для кого готовится данная публикация. Работая над созданием буклета, необходимо учитывать целевую аудиторию, для которой он готовится.

 На уроке советуем работать с помощью конструктора макетов онлайн http://maketron.ru/ (Макетрон).

Приложение № 3

Рабочие материалы к сочинению.

Вопросы

Попробуйте смотреть глазами художника.

Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными.

    -Какие чувства и настроение вызывает у вас картина?

    -Что изображено на картине? В чём её привлекательность для вас? (Она затронула ваши чувства, напомнила о чём-то?)

-В чём, по-вашему, мастерство автора, его индивидуальность?

-В какой мере возможность увидеть картины художников помогла вам лучше узнать природу и  самого художников?

- Какие краски и тона использует автор? (Много холодных синеватых теней, тёмно-бурые деревья, голубовато-белые низкие облака, оттенки серого цвета: сизый, стальной, землистый).

Лексика

Лето (свежая зелень, изумрудная трава, зеленые листья деревьев, темно – зеленые верхушки).

Раннее утро (предрассветная тишина, серебристая роса, стелется туман).

Небо (чуть розовеющее на востоке, легкая дымка тумана, пелена облаков заволокла).

Левый берег (вьется тропинка, еле заметна, стройный камыш).

Река (неподвижная, зеркальная гладь, темно-синяя, прозрачная, отражение).

Правый берег (стена густого леса, отдельные деревья, золотые блики, синеет вдали, освещены восходящим солнцем).

 

Как бы вы закончили свою работу?

 Выберите лучший вариант:

1. Это великолепное полотно позволило мне легким касанием к миру искусства почувствовать настоящую красоту русской осени…

2. Картина художника С. В. Мацкиева  стала для меня чем-то сродни самой русской природе – одновременно торжественной и грустной, прекрасной в своем великолепии и умиротворенной…

3. Русская осень, во всей своей красоте изображенная на полотне художника С. В. Мацкиева открыла для меня целый мир прекрасного пейзажного искусства…

4.Картины С. В. Мацкиева  помогли мне увидеть особую, щемящую прелесть русского пейзажа. Ведь русская природа по-своему очаровательна всегда, но только внимательный человек может увидеть и почувствовать ее неуловимую одухотворенность, печальное величие, неброскую красоту.

5.У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.

6.Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде …

7.Художник помог мне еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде ... Силой своего искусства он показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие.

Посмотрите на картину, выберите слова – названия чувств,

которые помогут вам передать  ваше настроение.

Радость,   восторг,  волнение, удивление,  восхищение,  беспокойство,  испуг,  грусть,  интерес

Обратите внимание на фон картины.

Какой он, темный или светлый?

В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.

 Какой цвет здесь главный и почему?

( например) Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник души.

Попробуйте описать предмет, используя сравнения,

эпитеты и другие изобразительно - выразительные средства

Приложение № 4    

Приемы рефлексии эмоционального состояния:

  1. было интересно…
  2. было трудно…
  3. я выполнял задания…
  4. я понял, что…
  5. теперь я могу…
  6. я почувствовал, что…
  7. я приобрел…
  8. я научился…
  9. у меня получилось …
  10. я смог…
  11. я попробую…
  12. меня удивило…
  13. урок дал мне для жизни…
  14. мне захотелось

   

3. Заключение

            Данная методическая разработка была посвящена практическому применению уроков мастерских в школе. Материалы были внедрены в старших классах  МБОУ Лицея №9 г. Сальска.

          Данная методическая разработка для  учителей русского языка и литературы соответствует программе обучения русскому языку в школе. Например, в 9 классе предлагается изучение следующих тем:

      Цель обучения русскому языку  – это коммуникативная  деятельность учащихся, т.е. практическое владение богатствами русского языка. Задача учителя -  активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и  открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Уроки-мастерские позволяют учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышают творческий потенциал, расширяют не только  общий кругозор, но и способствуют расширению языковых знаний.

Участие в таких уроках повышает уровень практического владения русским языком, формируют навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе работы на уроках-мастерских ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать его творческая работа , в какой форме и как пройдет его презентация.Урок-мастерская – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.

 Применение  данной методики  на занятиях русского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:

- достигают хороших результатов в изучении русского языка,

- имеют практическую возможность применить навыки составления не только сочинений, но и цифровых продуктов, таких, например, как букле, выполненных прямо в процессе урока в программах онлайн. ,

- понимают необходимость межпредметных связей ( без знаний литературы, искусствоведческих дисциплин, трудно понять содержание картины и сделать анализ её содержания)

Уроки- мастерские обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения.

  1. Мастерские "запускают" ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей и для понимания художественного творчества
  2. Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу,  сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю

3.Очевидно развивающее воздействие мастерских. Эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.

     Вот почему мастерские оказались нужны современному словеснику. Мастерская педагогическая — это  форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.

Использованная литература:

1.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 2010

2. Педагогические мастерские «Франция - Россия» / Под ред. Э. С. Соколовой. - М.: Новая школа, 2007.

3.Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта / сост. И.А.Мухина. - СПб., 2011.

4 .Мухина И.А., Еремина Т.А. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта. – СПб., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейно-педагогическая технология. Сезоны года на полотнах русских художников(обобщение климатических особенностей России по сезонам года).

Использование репродукций картин на уроках географии позволяет учителю направить усилия с формирования знаний, умений и навыков на развитие личности учащегося, его творческих возможностей. Разви...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» в рамках общешкольных мероприятий «Оренбург юбилейный»

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» поможет педагогу познакомить учащихся с творчеством оренбургского художника Луки...

Викторина о героях Советского Союза и России из Чувашской Республики

Викторина о героях Советского Союза и России...

«Искусство анимации, или, когда художник больше, чем художник »

quot;Искусство анимации или, когда художник больше,чем художник"...

Методическая разработка урока-мастерской по русскому языку.

Данная методическая разработка направлена на то, чтобы помочь педагогам вовлекать учащихся в исследовательские проекты и творческие занятия.Научить изобретать и понимать, осваивать новое,выражать собс...