«Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Google Docs Delicious/BobrDobr)»
методическая разработка по немецкому языку (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Доступ к обучающим материалам, созданным  учителями, знающими все особенности и нужды своих учеников, может быть обеспечен путем создания базы дистанционных уроков и сохранении ее на сервере школы. Современные технологии сети интернет позволяют использовать такие материалы с наибольшим эффектом как для проведения уроков в режиме on-line, так и для активизации обучающей среды гимназии вне школы. Методика была опробирована и представлена на встрече учителей английского языка во Второй гимназии 28 октября 2012 года, на Всероссийской интернет-конференции "Социальные сервисы WEB 2.0 в образовании: опыт, проблемы, перспективы" 10-13 февраля 2013 , отобрана  оргкомитетом для представления на 16 Международной филологической конференции 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon annotatsiya_metodiki.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия 177 Красногвардейского района

Методическая разработка

Создание банка дистанционных уроков с использованием  инструментов современного интернета (Google Docs, Delicious/BobrDobr)

                         

                   Выполнили: Козленко А.С. (учитель немецкого языка)

                                         Колчина М.Е. (учитель английского языка)

Санкт-Петербург 2012/2013


Аннотация методики

Говоря о дистанционном обучении в школе, прежде всего необходимо определить тот круг задач, которое должно решать дистанционное образование. Несомненно, этот вариант обучения незаменим при работе с учениками, которые не посещают школу по состоянию здоровья. Очень удобно проводить факультативные занятия для  учащихся 10-11 классов, которым иногда бывает сложно найти время для посещения очных факультативов в школе,. Дистанционные консультации приносят пользу тем, кто пропустил занятия в школе в силу разных причин или просто не все понял на уроке. Но не только этим ограничивается область применения  материалов для дистанционного образования.   «Сегодня становится очевидным, что дистанционные образовательные технологии (ДОТ) актуальны не только в ситуациях, когда педагог и учащиеся пространственно удалены друг от друга, ДОТ позволяют сделать более комфортным для всех субъектов процесс очного обучения, расширить спектр образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением за счет оптимизации времени и места образовательной деятельности.» Это выдержка из материалов дистанционного курса «Технологии online-поддержки образовательного процесса». К этому  мы бы хотели добавить еще одно назначение  обучения при помощи сети интернет, а именно – активизацию образовательной среды вне школы.

Начиная с момента, когда компьютеры стали доступны большинству учащихся, в нашей гимназии учителя иностранного языка работают над проблемой активизации образовательной среды не только в школе, но и  дома у учащихся. На наш взгляд, это очень важная задача, поскольку   дома ребенок остается один на один с материалом, который он , возможно, недопонял на уроке, или просто хочет  узнать больше по данной теме.  С этой целью мы создавали свои обучающие материалы, собирали доступные материалы из сети интернет и создавали так называемые диски-сопровождения  к УМК. В гимназии уже несколько лет существует проект «Живой учебник» в рамках которого сами дети, иногда вместе с родителями создают обучающие презентации. Любой ученик мог записать себе этот диск и пользоваться им дома. (образцы обучающих материалов представлены на диске) С этим этапом работы можно познакомиться  в разделе на диске  «Давайте вместе!»(без примеров). С развитием высокоскоростного интернета появилась возможность выкладывать материалы  на сайт учителей иностранного языка нашей гимназии или посылать задания по электронной почте. Причем материалы выкладываются как для учеников, так и для родителей, которые хотят помочь детям. С некоторой натяжкой это можно назвать дистанционным обучением, так как учитель косвенно формирует определенные условия для  обучения вне школы. Однако контролировать выполнения заданий учениками в режиме реального времени  или вступать в прямой контакт во время выполнения определенного вида заданий было практически невозможно. С возникновением  инструментов  современного интернета  появилась  возможность участвовать в процессе обучения в режиме on-line. Для работы мы выбрали программы  Google docs .Эти программное обеспечение  дает возможность  одновременной работы с материалами большой группы людей, учитель отслеживает работу в режиме реального времени, ученики могут  создавать коллективную работу, что дает навыки работы в команде.  Цель данной методической разработки   состоит в создании линейки дистанционных уроков , которые можно использовать для дистанционных факультативных занятий, для занятий с учениками, находящимиcя на надомном обучении, для разовых консультаций, для наполнения образовательной среды внутри и вне гимназии  высоко-технологичными продуктами, а  также для повышения эффективности очных уроков.  Мы приводим примеры уроков двух уровней:  «Как написать эссе  на 14 баллов» для учеников 10-11 классов и  для учеников 7-8 классов. Для учащихся средней школы групповые дистанционные занятия , на наш взгляд, проводить не следует, так как групповая работа подразумевает наличие достаточного  опыта в работе с компьютером, которого у учащихся средней школы еще нет.  Работа ведется одновременно для дистанционных уроков английского и немецкого языков. Мы намеренно исключили из инструментов дистанционного образования сетевые технологии, так как социальные сети могут иметь негативное влияние на неокрепшую психику подростков. Мы уверены, что дистанционное образование в рамках гимназии будет востребовано все в большей степени  и необходимо создавать разнообразные методики, чтобы оно было действительно эффективным. Необходимо, однако, отметить, что дистанционное обучение – это огромная дополнительная нагрузка на  учителя, поэтому созданием полноценных курсов дистанционных уроков должны заниматься профессионалы. В данной работе мы предлагаем лишь элементы, которые могут помочь учителю организовать работу в определенных ситуациях.

Мы  приводим два примера использования данной методики для проведения уроков дистанционно:

  • Название урока  Подготовка учащихся 10-11 классов к выполнению  задания части С (письменное высказывание с элементами рассуждений) Тема – Школьная форма - мой выбор

           Предметная область Немецкий и английский языки

           Категория учащихся учащиеся 10-11 классов (см. Приложение 1)

  • Название урока  Present Perfect (английский) Прошедшее разговорное время Perfect (немецкий язык)

         Предметная область Немецкий и английский языки

         Категория учащихся учащиеся 7-8  классов (см. Приложение 2)


Приложение 1

Методическая разработка

Создание банка дистанционных уроков с использованием  инструментов современного интернета (Google Docs, Delicious/BobrDoobr)

(пример использования методики в старшей школе)

Описание методической разработки урока

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплинам

 Авторы Козленко А.С. (учитель немецкого языка, завуч по ИЯ),  Колчина М.Е. (учитель английского языка) гимназии177 Красногвардейского района

Область применения.  Дистанционное обучение (факультативы, надомное обучение, персональные консультации), активизация  образовательной среды гимназии и  вне гимназии.

 На базе этой методики можно проводить уроки  на различные темы  в рамках  подготовки учащихся к ЕГЭ по иностранным языкам как в режиме on-line (дистанционно) , так и режиме off-line(использование материалов урока для самообразования)

Название урока  Подготовка учащихся 10-11 классов к выполнению  задания части С (письменное высказывание с элементами рассуждений) Тема – Школьная форма - мой выбор

Предметная область Немецкий и английский языки

Категория учащихся учащиеся 10-11 классов

Аннотация. Урок входит в серию дистанционных уроков по подготовке учащихся старшей школы к  ЕГЭ. В ходе урока ученики, используя современные компьютерные технологии (Google docs )создают высокотехнологичный продукт (виртуальное сочинение) в полном соответствии с требованиями ЕГЭ, оформляют  страничку закладок по теме (используя программу BobrDobr/Delicious) и публикуют в сети интернет для доступа всех членов сетевого гимназического сообщества

Цели и результаты обучения.

Цели обучения:

  • Обобщить и закрепить знания, полученные учащимися на тему «Письменное высказывание с элементами рассуждения»
  • Создать виртуальный продукт на предложенную тему, доступный для пользования  гимназического сетевого сообщества

Задачи обучения

       В ходе работы ученики

  • практикуются в написании высказывания с элементами рассуждения
  • практикуются в употреблении слов-связок
  • отрабатывают навыки поиска информации в сети интернет
  • создают структурированное монологическое высказывание, опираясь на данные, полученные из сети Internet,  используя приложение Power Point
  • приобретают опыт  работы с программами Google Docs, DabbleBoard, Delicious
  • учатся работать в команде (в случае работы с группой учащихся – дистанционный факультатив) , делиться результатами труда с другими участниками сетевого гимназического сообщества

Методические рекомендации.

Подготовительный этап

Познакомить учащихся с программами Google Docs, Free Mind Map, Delicious.Создать для каждого участника аккаунты в Gmail.com (рекомендуется в логин включать фамилию и класс)

Если учитель предполагает коллективную работу с документами, рекомендуется создать папку с электронными адресами всех участников.

Желательно(но не необходимо), чтобы у учеников был доступ в Skype.

Загрузить презентацию- опору в Google Docs и сделать ее доступной для редактирования всем участникам  ( если  урок предназначен для одного ученика, загружается презентация по образцу 1, если для группы участников – то по образцу 2 (количество разноцветных страниц соответствует количеству учеников или количеству мини-групп)  Сделать страницу закладок по теме в Delicious.com (адрес один для всех дает учитель).Договориться о времени on-line  урока. Во время подготовительного этапа с работой с ментальными картами  рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций

  • Роль координатора выполняет учитель
  • Координатор должен знать логины учащихся
  • Учитель  записывает в центре карты ключевую фразу «Школьная форма»
  • Учитель создает пространство для создания карты, делает карту публичной
  • Учитель  рассылает приглашение к работе над ментальной картой всем участникам группы

Ход занятия

1 урок

Учитель объясняет цель урока ученикам (используя Skype  или первую страницу презентации), затем  напоминает ученикам, , правила написания эссе.  Предлагает заполнить соответствующие блоки дискуссионных часов в программе коллективного доступа Mind Map, используя информацию, которую ученики нашли на сайтах по этой теме (используя коллективные закладки). На данном этапе учащиеся учатся соотносить информацию с рубриками дискуссионных часов, оценивать ее значимость. Общаясь в группе и наблюдая за работой каждого, ученики создают  ментальную карту «Школьная форма » (выбирая, какие аспекты можно отнести к плюсам (красный цвет), к отрицательным (синий) или не рассматривать вообще (черный цвет)) Посмотреть результат создания такой карты можно по ссылке  http://dabbleboard.com/draw?b=markol177&i=2&c=5ca1c699a84ab3aa776ebf34828ccefc8d878253 .Роль учителя сводится к наблюдению за степенью участия , к выделению более значимых доводов. На этом этапе ученики решают, в защиту какой точки зрения будет их эссе. В конце урока учащиеся сохраняют результаты своей работы. Если урок проводится с одним учеником, то учитель может выступить в роле соавтора. Домашнее задание – распределить доводы по страницам презентации-опоры.

2 урок

Учитель корректирует работу учеников по распределению доводов по страницам презентации  и предлагает ученикам связать  всю информацию на странице в единый параграф по правилам написания эссе.  Если учащихся больше трех, рекомендуется разбить их на три подгруппы. Первая подгруппа оформляет вступление и заключение, вторая и третья группа – второй и третий абзац соответственно. Роль учителя на данном этапе – выявление и выделение ошибок, отслеживание степени участия каждого в процессе, координация совместной деятельности. Если одна из групп закончила работу, можно предложить вставить в презентацию соответствующие картинки, оформить страницу  с указанием использованных материалов (адрес Delicious). После проверки учителем готовая презентация загружается в сеть интернет, доступ для редактирования закрывается, ссылка на загруженный сайт сохраняется на сервере школы и на сайте учителей английского языка. Домашнее задание – написать сочинение на тему «Школьная форма -  что выбираешь ты» в защиту другой точки зрения.(сочинение пишется на бумаге)

Затрачиваемое на обучение время

Подготовительный этап – в зависимости  от степени владения  компьютерных технологий учениками (1-4 урока)

Непосредственно работа над темой – 2 урока + самостоятельная работа учащихся по поиску информации в сети Интернет (7 дней)

Результат: Результат работы можно посмотреть здесь https://docs.google.com/present/view?id=dhbvfx8b_7gd6cs4cq&interval=5&autoStart=true 

  и здесь    http://prezi.com/h2qcgextmsvd/school-uniform-pros-and-cons/, а также на сервере гимназии в разделах Английский язык\Немецкий  язык  Совместные документы.

Необходимые предварительные знания и умения

  • Знание английского языка в рамках программы
  • Базовые умения использования приложений Power Point, Internet Exploer, Google Docs, Delicious/BobrDobr, Skype, Word Office

Программно-техническое обеспечение, необходимое для УМП

  • Техническое оснащение:
  • Компьютер с выходом в сеть Интернет у учителя и учеников
  • Программное обеспечение
  • Приложение Word Office
  • Приложение Power Point
  • Internet-Explorer (Opera)
  • Google Docs
  • BobrDobr/Delicious

Используемые материалы

  • www.fipi.ru    
  • УМК Spotlight 10, 11  (английский язык) УМК Мозаика 10-11 Немецкий язык
  • Debbie Candau, Jenifer Doherty  Обучение для будущего  Intel Corporation, 2005
  • Материалы дистанционного курса корпорации Intel “Сетевая педагогика WEB2”
  • Материалы дистанционного курса «Технологии online-поддержки образовательного процесса» http://centersot.org/course-i-academy

Приложение 2

Методическая разработка

Создание банка дистанционных уроков с использованием  инструментов современного интернета (Google Docs, Delicious/BobrDobr)

Пример применения методики для учеников 7-8 классов

Область применения.  Дистанционное обучение (активизация  образовательной среды гимназии и  вне гимназии.

Данный урок  c учащимися начальной, средней и старшей школы  можно проводить в режиме on-line(дистанционно)  и off-line(ученик может использовать презентацию для самообразования)

В режиме реального времени предпочтительно проводить урок индивидуально.

Название урока  Present Perfect (английский) Прошедшее разговорное время Perfect (немецкий язык)

Предметная область Немецкий и английский языки

Категория учащихся учащиеся 7-8  классов

Аннотация. Урок входит в серию дистанционных уроков по отработке лексико-грамматических навыков  по теме Perfect В ходе урока ученики , используя современные компьютерные технологии (Google docs )формируют и отрабатывают навыки использования времени Perfect

Цели и результаты обучения.

Цели обучения:

Сформировать у учащихся навыки использования времени Perfect Simple

Задачи обучения

       В ходе работы ученики

  • практикуются в использования времен группы Perfect
  • практикуются в распознавании времени Present Perfect в тексте
  • приобретают опыт  работы с программами Google Docs,  Skype

Методические рекомендации.

Подготовительный этап

Познакомить учащихся с программами Google Docs, Создать для каждого участника аккаунты в Gmail.com (рекомендуется в логин включать фамилию и класс)

Желательно(но не необходимо), чтобы у учеников был доступ в Skype.

  • Загрузить презентацию-опору в Google Docs и сделать ее доступной для редактирования тому ученику, с которым  работаем дистанционно.

В нашей гимназии учителями немецкого и английского языка создано  и собрано большое количество обучающих презентаций (как учителями, так и самими учениками в рамках проекта «Живой учебник». ) Для данного урока мы предлагаем презентацию по английскому языку «Present Perfect», выполненную нашей ученицей и по немецкому  языку «Прошедшее разговорное время Perfect», взятую из сети Интернет (находящуюся в свободном доступе на сайте http://www.uchportal.ru) и переработанную учителем Козленко А.С.

Познакомиться с презентациями и попробовать поработать с ними можно в Google docs (логин gela177.6@gmail.com пароль english177)

Все материалы собраны на сервере гимназии.

Ход занятия (краткий)

Учитель и ученики одновременно открывают презентацию . Учитель объясняет правило (желательно использовать Skype или включать в презентацию голосовое объяснение). Затем ученик выполняет под руководством тренировочные задания, учитель корректирует выполнение, указывает на ошибки, отвечает на вопросы.

Домашнее задание – выполнение тестовых заданий (ссылки даны в презентации) или задание отправляется  по электронной почте)

Затрачиваемое на обучение время

Подготовительный этап – в зависимости  от степени владения  компьютерных технологий учениками (1-4 урока)

Непосредственно работа над темой 1 урок   (с конкретной презентацией)

 

Необходимые предварительные знания и умения

  • Знание английского  или немецкого языка в рамках программы
  • Базовые умения использования приложений Power Point, Internet Explorer, Google Docs, WordOffice,Skype

Программно-техническое обеспечение, необходимое для УМП

  • Техническое оснащение:
  • Компьютер с выходом в сеть Интернет у учителя и учеников
  • Программное обеспечение
  • Приложение Word Office
  • Приложение Power Point
  • Chrom
  • Google Docs

Используемые материалы

  • www.fipi.ru    
  • УМК Spotlight 7 (английский язык) УМК Мозаика 7 Немецкий язык
  • Debbie Candau, Jenifer Doherty  Обучение для будущего  Intel Corporation, 2005
  • Материалы дистанционного курса корпорации Intel “Сетевая педагогика WEB2”
  • Материалы дистанционного курса «Технологии online-поддержки образовательного процесса» http://centersot.org/course-i-academy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Мастер-класс "Создание электронного учебника с помощью служб поисковой системы Google"

Материал данной статьи поможет вам создать электронный учебник в поисковой системе google. А именно, освоить на практике основные этапы создания ЭУ (вход в систему, выбор оформления, заполнение страни...

Организация дистанционной формы обучения посредством использования сервиса Google Classroom

В статье рассматривается опыт использования сервиса Google Classroom  для практического использования в процессе дистанционного обучения....

«Дистанционный урок с использованием Google Forms»

Сегодня я хочу поделиться с вами опытом создание уроков с использованием Google Forms. Так как данный ресурс является бесплатным, доступным,   не требующего  долгого освоения инстр...

Использование сервиса Google Docs на этапе актуализации опорных знаний.

Использование сервиса Google Docs на этапе актуализации опорных знаний...

Методическая разработка дистанционного урока Тема: «Безопасность в сети Интернет» (в рамках проведения Единого урока безопасного Интернета) Класс: 8

Технологическая карта дистанционного урока по теме «Безопасность в сети Интернет» предмета информатика среди обучающихся 8-ых классов....