Главные вкладки

    Грамматический справочник упражнений
    методическая разработка по немецкому языку на тему

    Новоселова Ирина Владимировна

    Данный грамматический справочник разработан к учебникам И.Л.Бим "Немецкий язык 2-4 классы".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл spravochnik_grammatich.docx254.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Справочник по немецкому языку с тренировочными упражнениями  для 2-4 класса

    Новоселова Ирина Владимировна

    Грамматический справочник по немецкому языку с тренировочными упражнениями для 2-4 классов по УМК И.Л.Бим.

    пгт Свеча

    2016 г.


    От составителя

    Настоящий справочник предназначается для 2-4 классов по УМК И.Л.Бим. Представлены в сжатой форме важнейшие правила грамматики немецкого языка. Для каждой грамматической темы подобраны упражнения. Темы даны в том порядке, как они изучаются в каждом классе.

    Упражнения могут выполняться устно и письменно по усмотрению учителя.

    Справочник адресован учителям немецкого языка для использования на уроках на протяжении всего учебного года.  


    2 класс

    Глагол – связка sein.

    Значение и употребление глагола sein (быть).

    Глагол sein употребляется в предложении:

    1. Как глагол – связка в именном составном сказуемом.

    Например:

    Er ist Schüler. Он (есть) ученик.

    В русском языке глагол – связка «быть» в настоящем времени опускается. В немецком языке связка обязательна.

    Примечание: после глагола – связки sein имя существительное стоит в именительном падеже.

    1. Глагол sein  употребляется в предложении также и в самостоятельном значении, в смысле «находиться».

    Например:  Ich bin im Zimmer. Я (нахожусь) в комнате. [7; 111]

    Спряжение глагола

    sein

    Единственное число

    Множественное число

    1.ich (я) – bin

    2.du (ты) – bist

    3.er (он) - ist

       sie (она) - ist

       es (оно) - ist

    1.wir (мы) – sind

    2.ihr (вы) – seid

    3.sie (они) - sind

    Sie (Вы) -sind

    №1. Заполни пропуски.

    №2. Впиши bin или ist. [4;7]

    1. Ich _______ Hans.
    2. Das ______ Peter.
    3. Das ______ Anna.
    4. ______ er Maxi?
    5. ______ ich Maja?

    №3. Составь предложения из слов.

    1. Bin, das, ich.
    2. Ist, ein Junge, das.
    3. Das, wer, ist?
    4. Herr Müller, ich, bin.
    5. Ist, das, Frau Hans.

    №4. Спишите предложения, заполнив пропуски именами существительными, приведенными справа. [7;49]

    … ist gut.

    … ist groß.

    … sind Schüler.

    … ist Schüler.

    … sind groß.

    Mascha und Mischa

    die Schule

    Paul

    die Kinder

    der Garten

    Притяжательные местоимения (личные).

    Притяжательные местоимения употребляются в качестве определения к существительному, и согласуется с ним в роде, числе и падеже.

    Если перед именем существительным стоит притяжательное местоимение, артикль опускается. [7;147]

    М.р

    Ж.р

    Ср.р

    Мн.ч

    Ich

    mein

    meine

    mein

    meine

    Du

    dein

    deine

    dein

    deine

    Er

    sein

    seine

    sein

    seine

    sie

    ihr

    ihre

    ihr

    ihre

    wir

    unser

    unsere

    unser

    unsere

    ihr

    euer

    eure

    euer

    eure

    sie

    ihr

    ihre

    ihr

    ihre

    №1. Заполните пропуски притяжательным местоимением. Помните, что каждому личному местоимению соответствует определенное притяжательное местоимение.

    Образец: Ich habe einen Bleistift. Mein Bleistift ist gut.

    Du hast ein Buch.              … Buch ist neu.

    Wir haben Hefte.               … Hefte sind schön.

    Sie hat ein Kuli.                … Kuli ist blau.

    №2.Вставь вместо пропусков слова mein(e), dein(e), sein(e), ihr(e) , unser(e), ihr(e).

    1. … Schwester ist klein. b) … Bleistifte sind neu. c) … Klassenzimmer ist in Ordnung. d) … Schulbank ist braun. e) … Geschenke sind schön.

    Спряжение глаголов.

    Если основа глагола оканчивается на d, t, chn, то во 2-м и 3-м лице единственного и во 2-м лице множественного числа глагол имеет окончание – est, - et, - et (baden, antworten, arbeiten, rechnen u.a) [7,32]

    Говорю о себе, прибавляю к корню “е“,

    Говорю о тебе, ставлю к корню „s“, „t“

    Сказать о нем, о ней хочу,

    „t“ я к корню привинчу.

    На помощь русский нам придет,

    Себя он также здесь ведет;

    Она поёт – sie singt

    Он прыгает – er springt.

    О нас, о них сказать желаю,

    „er“ я в слове оставляю.

    Хочу к друзьям я обратиться,

    Здесь снова „t“ мне пригодится. [8;3]

    №1. Напишите вместо точек местоимения в соответствующем лице и числе:

    … lernt gut.

    … lernen zusammen.

    … malt sieben Plakate.

    … malst gut.

    … sagt: „Eins, zwei, drei“.

    №2. Прочитайте предложения, поставь вместо пропусков правильные окончания глаголов:

    Ich zähl- die Hefte.

    Wir zähl- gern.

    Du mal- gut.

    Ich mal- die Karte.

    Ich arbeit- im Garten.

    Sie (она) spiel- super.

    Сильные глаголы.

    Большинство сильных глаголов с корневой гласной e (geben, sehen, lesen) изменяют ее при спряжении во 2-м и 3-м лице единственного числа настоящего времени на i или на ie.

    Сильные глаголы с корневыми гласными а или au принимают при спряжении в настоящем времени во 2-м и 3-м лице единственного числа умлаут (fragen, laufen). [7;69]

    №3. Проведи линию к нужному окончанию.

    e

    ?

    t

    st

    en

    e

    1. Peter spiel… gern.
    2. Uta und Dieter spiel… nicht gern.
    3. Ich mal… gut.
    4. Wir turn… gut.

     №4.Напиши следующие глаголы в 1-м и 3-м лице единственного числа.

    a)helfen, b)lesen, c)laufen, d)fahren, e) sprechen.

    №5. Что лишнее в ряду? Зачеркни.

    Jan           spielt        spreche     liest       hörst

    Ich           sprichst    erzähle      male      schreibt

    Du           ist             lese           lernst     singst

    Sandra    hört           singe        malt        liest

    Модальные глаголы.

    Können (мочь, уметь), wollen (хотеть)

    Модальные глаголы меняют во всех трех лицах единственного числа свою корневую гласную и не принимают в 1-м и 3-м лице единственного числа личных окончаний.

    Ich will gut antworten.

    Kannst du gut deutsch sprechen?

    Модальный глагол в повествовательном предложении стоит на втором, а в вопросительном предложении на первом месте, смысловой глагол в неопределенной форме стоит на последнем месте. [3;191]

    Единственное число

    Множественное число

    1. Ich kann, will
    2. Du kannst, willst
    3. Er, sie, es kann, will
    1. Wir können, wollen
    2. Ihr können, wollt
    3. Sie, sie können, wollen

    №1.Составь предложения о Toме.

    in den Park gehen.

    Rad fahren

    Zirkus spielen.

    №2. Выбери правильный ответ.http://s0.pic4you.ru/allimage/y2011/09-17/12216/1201327.png

    Ich _____________

    können           kann

    kannst            können

    könnt              kann  

    Du _____________

    Er ______________

    Sie _____________

    Wir ____________

    Ihr _____________

    Sie _____________


    3 класс

    Спряжение глагола essen. [3;142]

    Единственное число

    Множественное число

    ich esse

    du isst

    er, sie, es isst

    wir essen

    ihr esst

    sie, Sie essen

    №1. Напишите вместо точек местоимения в соответствующем лице и числе:

    1. …esse Brot.
    2. … isst Brot und Butter.
    3. … essen immer in der Schule.
    4. … esst Schokolade gern.
    5. Esst … auch gern Schwarzbrot?

    Спряжение глагола haben.

    Значение глагола haben – иметь.

    Ich habe ein Buch. – У меня есть книга.

    Примечание. После глагола haben имя существительное стоит в винительном падеже и употребляется обычно с неопределенным артиклем. [7;115]

    Спряжение глагола haben

    Единственное число

    Множественное число

    ich habe

    du hast

    er, sie, es hat

    wir haben

    ihr habt

    sie, Sie haben

    №1. Заполните пропуски в соответствующем лице и числе. Переведите предложения.

            Ich … einen Freund. Er geht in die Schule. Er … eine Schwester. Seine Schwester … Farben. Mein Freund und ich … Bleistifte.

            „.. ihr Farben?“ fragt das Mädchen. „Nein, wir … Bleistifte“, sagen wir.

    №2. Составьте предложения, взяв из каждой колонки по одному слову или словосочетанию:

    Ich

    Du

    Der Vater (er)

    Die Mutter (sie)

    Das Kind (es)

    habe

    hast

    hat

    einen Freund

    eine Schwester

    einen Bruder

    ein Buch

    Hefte

    Модальные глаголы wollen, mögen, müssen.

    Модальные глаголы. (ссылка)

    Wollen (хотеть)

    Mögen (желать, любить)

    Müssen (долженствовать, быть должным по внутренней необходимости)

    №1. Спиши предложения, правильно употребив модальный глагол.

    Ich ☺(müssen) in die Schule gehen. Der Junge ☺(können) in den Klub gehen. Du ☺(wollen) nach Hause kommen. Wir ☺(mögen) in die Bibliothek laufen. Das Mädchen ☺(müssen) in den Park fahren.

    №2.Составь предложения из данных слов.

    1. wollen/ auf dem Hof/ Lisa/ Fahrrad fahren
    2. wollen/ spielen/ Anna/ mit ihrer Puppe
    3. du/ mir/ können/ helfen?
    4. nach der Schule/ die Jungen/ Fussball spielen

    Прошедшее время.

    В немецком языке в разговоре и в кратких сообщениях для выражения прошедшего времени употребляется сложная форма прошедшего времени Perfekt.

    Perfekt образуется при помощи вспомогательного глагола haben и основного глагола в Patizip II.

    Ich habe gemalt.

    Большинство немецких глаголов образуют PII с помощью приставки ge- и суффикса –t: lernen – gelernt.

     В отличие от слабых глаголов сильные глаголы образуют PII с помощью приставки ge- и суффикса  -(en): lesen – gelesen.

    Wir haben geturnt, gesungen, gelacht,

    das hat uns alle recht hungrig gemacht.

    Большинство сильных глаголов изменяют при образовании  PII свой корневой гласный:

    schreiben – geschrieben

    sprechen – gesprochen [2; 218]

    №1.

    ich habe

    du hast

    er

    sie        hat

    es

    wir haben

    ihr  habt

    sie haben

    Sie haben

    gge-

    -turn-

    -mal-

    -spiel-

    -lach-

    -lern-

    -bade-

    -arbeite-

    -hab-

    -t

    №2. Определи, в каком предложении действие происходит в настоящем времени,  а в каком -  в прошедшем.

    a)Kater Murr malt ein Bild.

    b)Die Lehrerin hat eine Geschichte erzählt.

    c)Ihr geht ins Kino.

    d)Er steht früh auf.

    e)Im Sommer haben wir gebadet.

    №3.Составь предложения из данных слов, употребив глагол в Perfekt.

    a)das Kind/ ein Bild/ malen

    b)gestern / viel / ihr/ tanzen

    c)im Fluss/ baden/ im Sommer/ du

    d)machen/ du/ was/ gestern?

    e)sagen/ was/ der Vater?


    4 класс

    Präteritum.

    В немецком языке при описании событий, происходящих в прошлом, употребляется простая форма прошедшего времени.

    Слабые глаголы образуются от основы глаголы с помощью суффикса –e(te), у сильных глаголов – изменение корневой гласной: schreiben – schrieb.

    Отделяемые приставки отделяются aufmachen – machte auf.

    Слабые глаголы имеют те же окончания, что и в Präsens , за исключением 1-го и 3-го лица единственного числа, где личные окончания отсутствуют. [2; 222]

    №1. Маша нарисовала, что она делала в понедельник. Напиши предложения в Präteritum, используя слова – подсказки.

    a)Картинки по запросу ученик делает зарядкуb)  Картинки по запросу ученик за компьютеромс) Картинки по запросу ученик за партой рисунок  d) Картинки по запросу ученик рисует 

    (singen, am Computer spielen, turnen, lernen)

    №2. Вставь пропущенные слова и запиши диалоги.

    Muster:

    • Papa arbeitete heute lange.
    • Arbeitetest du heute auch lange?
    • Nein, ich arbeitete nicht lange.
    1. – Was ma__ du denn da?
    • Ein Bild. Anne ma__ auch. Und du?
    • Ich ma___ natürlich auch.
    1. – Peter tu___ morgen nicht.
    • Und du? Tu__ du morgen?
    • Ja, natürlich tu___ ich morgen.

    Предлоги, требующие дательного или винительного падежа.

    Предлоги, требующие дательного или винительного падежа. Предлоги в немецком языке требуют после себя, как и предлоги в русском языке, определенного падежа.

    После предлогов in, an, auf u.a. стоит либо в Akkusativ (винительный падеж), если можно поставить вопрос Wohin? (куда?), либо в Dativ (в дательном падеже), если можно поставить вопрос Wo? (где?). [7;100]

    №1. Составь предложения, взяв из каждой колонки по одному слову или словосочетанию.

    Du

    gehst

    kommst

    mit

    dem Bruder

    der Mutter

    dem Mädchen

    in die Schule

    in die Klasse

    nach Hause

    №2.Поставь вопрос к выделенному имени существительному.

    Er spielt in dem Haus.

    Ich hänge das Plakat an die Wand.

    Die Kinder gehen auf das Feld.

    Sie laufen Schi auf dem Feld.

    №3. Заполните пропуски соответствующими артиклями.

    Wohin laufen die Kinder? Die Kinder laufen in … Garten.

    Wo spielen die Kinder? Die Kinder spielen in … Garten.

    Wohin gehen die Schüler? Sie gehen auf … Feld.

    Wo laufen sie Sch? Sie laufen Schi auf … Feld.

    №4. Составьте предложения из следующих групп слов. Определите падеж имени существительного после предлогов.

    1. laufen

    auf

    die Kinder

    das Feld

    1. stehen

    an

    der Schüler

    die Tafel

    1. gehen

    das Mädchen

    an

    das Fenster

    Модальные глаголы (продолжение) sollen, müssen.

    Sollen – долженствовать по обязанности, по распоряжению.

    Müssen – по внутреннему убеждению или необходимости.

    Kater Murr sagt: „Ich muss jetzt gehen. Und du bleibst zu Hause.“

    Mausi denkt: „Ich soll zu Haust bleiben.“ [1;30]

    №1. Поставь вместо точек глагол.

    Sollen

    Wir … den Garten sauber machen.

    Du … mit kleinem Bruder spazierengehen.

    Inge … Einkäufe machen.

    Müssen

    Ich … meine Katze füttern.

    Wir … uns mit kaltem Wasser waschen.

    Inge und Karin … viel zu Hause machen.

    №2. Müssen oder sollen.

    Wir … Brot kaufen. Mein Bruder … mit dem Hund spazierengehen. Claudia und Thomas … die Blumen begießen (поливать). Helga … den Tisch decken.

    Futurum.

    Futurum = вспомогательный глагол werden (Präsens) + Infinitiv (основного глагола)

    Ich werde einen Brief schreiben.

    Спряжение werden

    Единственное число

    Множественное число

    ich werde

    du wirst

    er, sie, es wird

    wir werden

    ihr werdet

    sie, Sie werden

    №1.Раскрой скобки, поставь глаголы в Futurum.

    1. Wir (spielen) zusammen in Sommer Fußball.
    2. Meine Freunde (malen) die Wandzeitung „Sport in unserer Klasse“.
    3. Unsere Gruppe (spielen) bald Basketball.


    Оглавление

    Глагол – связка sein.        

    Притяжательные местоимения (личные).        

    Спряжение глаголов.        

    Модальные глаголы.        

    3 класс        

    Спряжение глагола essen. [3;142]        

    Спряжение глагола haben.        

    Модальные глаголы wollen, mögen, müssen.        

    Прошедшее время.        

    4 класс        

    Präteritum.        

    Предлоги, требующие дательного или винительного падежа.        

    Модальные глаголы (продолжение) sollen, müssen.        

    Futurum.        


    Список использованных источников

    1. Артемова Н.А. Немецкий язык: время грамматики: пособие для эффективного изучения и тренировки грамматики для младших школьников. /Н.А.Артемова, Т.А. Гаврилова. – 2-е изд. – М.: Эксмо, 2013. – 112 с. – (Урок иностранного языка).
    2. Бим И.Л., Григорьева В.М. Учебник немецкого языка для 6 класса средней школы. М.: Просвещение, 1981.
    3. Бим. И.Л., Григорьева В.М. Учебник немецкого языка для 5 класса. М.: Просвещение, 1969 г.
    4. Богданова Н.В., Крячина С.Н. Немецкий язык для детей. / Серия «Мир ребенка». /Оформление В.Громова. – СПб., ООО «Золотой век», ООО «Диамант», 1999, 400с., с ил.
    5. Вальковская С.С. Разноуровневые лексико-грамматические работы по немецкому языку для поурочного контроля. 3 класс: пособие для учащихся учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения: в 2 ч. Ч.1/  5-е изд. – Мозырь: Белый ветер, 2-14. – 54, (2) с.: ил.
    6. Вальковская С.С. Разноуровневые лексико-грамматические работы по немецкому языку для поурочного контроля. 3 класс: пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования  с рус. яз. обучения: в 2 ч. Ч2 /6-е изд. – Мозырь: Белый ветер, 2015. – 45, (3) с.: ил.
    7. Григорьева В.М., Иванов Д.В., Мамонова А.А. Учебник немецкого языка, 5 класс. М.: Просвещение, 1962 г.
    8. Мишакина И.А. Мнемотехника в обучении грамматическим навыкам немецкого языка. - Немецкий язык. Все для учителя. ИГ «Основа». - №5, 2013г.
    9. http://borisova.3dn.ru/kartinki/deti/1433926502_girl1.png
    10. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/116/418/116418315_18.png
    11. http://kazanobr.ru/sites/default/files/nodeimages/3600//chelovek55%20(1).gif
    12.  http://за-партой.рф/zastavka.gif

    3


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Грамматический справочник

    Данный материал удобно распечатывать, вклеивать в словари учащимся.English tenses https://docs.google.com/document/d/1dpJ8v7UJgXYqQ8hDml00YSrIt6S4MyWPlfmTVi-10RE/editВремена глаголов https:/...

    карточки по грамматике; грамматический справочник

    карточки по грамматике; грамматический справочник...

    Грамматический справочник Present Continuous

    Грамматический справочник Present Continuou...

    Лексико-грамматический справочник (с упражнениями и текстами)

    Мой лексико-грамматический справочник предназначен для широкого круга изучающих английский язык. Содержит базовый минимум грамматики и лексики....

    Грамматический справочник с упражнениями по немецкому языку

    Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с рабочей программой, которая определяет перечень грамматических тем для студентов 1 всех специальностей средних профессиональных учебных заведени...

    «Грамматический справочник с упражнениями. Ситуации общения»

       Данное учебное пособие предназначено для изучения английского языка студентами  1 и 2 курсов ГБПОУ ВО «БМТК».    Автор пособия ставит целью помочь ...

    Грамматический справочник с упражнениями по английскому языку

    Модернизация образования в общеобразовательных учреждениях, осуществляющих обучение, связана с реализацией компетентностного и системно-деятельностного подхода. Компетентностный подход ориентирован на...