Авторская программа курса по выбору "Немецкая литература 20 века"
элективный курс по немецкому языку (9 класс) на тему

Хайруллина Фарида Данисовна

Курс по выбору  "Немецкая литература 20 века" (Учебный курс предпрофильного обучения для учащихся 9-х классов, 17 часов)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_po_vyboru_nemetskaya_literatura_20_veka.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Мамашир

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

                   

Курс по выбору

Немецкая литература 20 века

(Учебный курс предпрофильного обучения

 для учащихся 9-х классов, 17 часов)

                                                                                 Хайруллина Фарида Данисовна,

                                                                                     учитель немецкого языка

 высшей квалификационной категории

Мамашир, 2013

Оглавление

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………3
  2. Содержание программы………………………………………………………………..5
  3. Учебно-тематический план…………………………………………………………….8
  4. Контролирующие материалы………………………………………………………….10
  5. Приложения……………………………………………………………………………..11

Пояснительная записка

   Для успешного обучения учащихся немецкому языку учителю необходимо прививать им интерес к предмету и постоянно поддерживать этот интерес. Задача учителя – сделать урок интересным, эффективным и эмоциональным. При нестандартных формах работы развиваются индивидуальные способности учащихся. Одной из форм работы на уроке и во внеурочное время является работа с произведениями немецкой литературы. Именно изучение лучших образцов немецкой литературы способствует повышению интереса учащихся к изучению немецкого языка и литературы, расширению литературного кругозора учащихся, формированию понимания национального своеобразия, чувства красоты художественного слова.

   На первых уроках немецкого необходимо объяснить, что каждый народ имеет свою культуру, свои духовные ценности, свое понимание мироустройства, что отражается в его языке. Для учителя важно, чтобы его ученики поняли то, что знает носитель языка, должен знать и тот, кто изучает этот язык.

   Работа над литературными произведениями проводится систематически, школьники учатся правильно и выразительно читать произведения немецкой классической литературы; в ходе работы отрабатываются фонетические навыки, усваивается новая лексика. На лучших образцах литературных произведений школьники учатся анализировать прочитанное, чувствовать настроение автора, оценивать содержание, смысл стихотворения. В начале работы учащиеся знакомятся с краткой биографией автора, узнают о разных периодах в жизни поэта. Начинают лучше понимать культуру страны изучаемого языка.

    Систематическая, разнообразная работа над лучшими произведениями включает в себя:

    сообщение учителем значения выражений, слов, часто устаревших, грамматических явлений;

   перевод литературных произведений на родной язык, знакомство с литературным переводом произведений классиками русской литературы;

   беседа о произведениях, приемах автора, образе лирического героя;

   заучивание отрывков;

   литературный перевод (для одаренных детей);

   учащимся предлагается подобрать музыкальное произведение, отражающее содержание произведения.

  Учащиеся вместе с учителем  постигают чудо литературных произведений. А это чудо состоит в том, что жизнь, отображенная в них, дает неисчерпаемые возможности для учащихся прочесть произведение по-новому. Немецкая литература проникает в сердца учащихся, оставляя в них глубокий след, помогает понять нравы и обычаи, политическую ситуацию того времени. Ученики приходят к выводу, что произведения актуальны и сегодня, будут интересны и в будущем, потому что литература – это страна, которую надо познавать всю жизнь, делить с писателем радость, печаль, тревогу, учиться понимать то, что скрыто в художественном образе.

      В программе раскрывается методика работы с оригинальными литературными текстами немецкоязычных авторов в процессе овладения иностранным языком в школе.

     Следует признать, что в современной российской школьной методике обучения иностранным языкам преимущественно используются дидактизированные тексты, созданные специально для учебных целей, построенные на изученном лексическом и грамматическом материале и носящие информационный характер. Эти тексты позволяют обучать рациональному извлечению конкретной фактической информации на уровне значений. Дополнение учебной программы литературными произведениями позволит:

   - изучать язык на более глубоком уровне смыслов;

   - усилить мотивацию изучения языка, т.к. естественное человеческое общение происходит на уровне смыслов;

   - эмоционально, личностно вовлечь учащихся в процесс чтения, а это является необходимым условием для включения механизмов порождения инициативной речи - говорения и письма;

   - выявить и осознать межкультурные различия.

   Чтение художественной литературы – это творческий и эстетический процесс, служащий общему развитию человека. В литературном произведении мотивы действий персонажей, взаимоотношения между ними, внутренние процессы, оценка событий не выражены автором прямо, а должны быть поняты и интерпретированы читателем. Последний должен осознать основную проблему, вопрос, который автор ставит в произведении, а не конкретные ответы. Сложный интеллектуальный процесс раскрытия и углубления уже имеющихся у читателя смыслов обусловлен индивидуальными особенностями его восприятия, практическим жизненным опытом, уже имеющимися стратегиями и техниками выявления смыслов. Особенности восприятия зависят от степени владения иноязычным языковым материалом (лексика, грамматика), умений пользоваться справочной литературой, видеть логические связи между фактами, индивидуальной скорости чтения и т.п.

    Ограниченный жизненный опыт школьников должен приниматься во внимание при подборе литературных текстов, которые должны быть интересны и посильны учащимся.

При подборе литературных текстов для занятий в школе преподаватель проверяет их по следующим критериям:

    нравится ли текст лично мне, почему;

     что может представлять трудности для учеников (языковые, содержательные, оценочные). Если трудностей слишком много, то снижается понимание эстетической ценности литературного текста, поэтому необходимо использовать техники снятия трудностей восприятия текста;

     необходимы ли ученикам предварительные знания для понимания текста;

есть ли в содержании текста точки соприкосновения с жизненным опытом учащихся (сходства, отличия);

    что может их заинтересовать, эмоционально взволновать и т.д.;

   является ли текст репрезентативным для иноязычной культуры;

   закрепляет ли текст существующие традиционные мнения о стране и людях или разрушает стереотипы.

   Чтение не относится к приоритетным видам деятельности для большинства современных школьников. У многих слабо сформированы стратегии и техники выявления смыслов литературного текста, поэтому учитель иностранного языка должен работать над их формированием и расширением. К таким техникам могут быть отнесены: использование антиципации – читательских ожиданий; изменение перспективы восприятия, способность посмотреть на факты с другой точки зрения; соотнесение прочитанного с собственным жизненным опытом и т.п.

   Толкование содержания текста зависит также от культурных традиций народа. У представителей различных культур разные ожидания. При чтении иноязычного текста читатель должен использовать собственные ожидания, быть готовым их изменить, освоить новые.

     Программа создана, учитывая требования обязательного минимума стандарта основного общего образования.

Содержание программы

Введение

1 час

Урок 1. Введение. Предмет, его цели и задачи. Общая характеристика немецкой литературы 20 века.

Методическое обеспечение:

1.     История всемирной литературы,  М.: Наука, 1994;

2. Н.П. Михальская, «Зарубежные писатели», библиографический словарь, М., «Просвещение», 1997;

3.    История немецкой литературы, М., 1985

                                                               

Генрих Манн

2 часа

Урок 2. Жизнь и творчество писателя. Годы жизни 1871-1950. Писатель, литературный критик, публицист.  

Урок 3. Проблематика произведений. Роман «Серьезная жизнь» (1932), написанный в годы жесточайшего кризиса Веймарской республики и экономических катастроф, потрясших Западную Европу в 1929 году, о бессилии человека перед лицом судьбы, о его  мужестве в несчастьях, его способности удовлетворяться лишь минимальными крохами счастья, благополучия, теплоты, которые еще выпадали на его долю.

Методическое обеспечение:

1.     Серебров Н. Н., «Генрих Манн. Очерк творческого пути», М., 1964;
2.     Анисимов И., «Генрих Манн: Мастера культуры», 2 изд., М., 1971;
3.     Знаменская Г., «Генрих Манн», М., 1971

Томас Манн

                                                                           2 часа

Урок 4. Жизнь и творчество писателя. Годы жизни 1875-1955. Осуждение экономической основы буржуазного мира в романе «Волшебная гора», который совмещает в себе черты романа философского, психологического, сатирического, бытового.

Урок 5. Тетралогия «Иосиф и его братья» (1926-1943), сочетание черт реалистического, исторического романа со специфическими формами мифа.

Методическое обеспечение:

1.     Манн Т., «Собрание сочинений», М., 1959–1960;
2.     Манн Т. «Иосиф и его братья», М., 1968;
3.     Манн Т. «Новеллы», М., 1973;
4.     Федоров А.А. «Т.Манн. Время шедевров», М., 1981;
5.     Дирзен И. «Эпическое искусство Т.Манна», М., 1981

Эрих Мария Ремарк

                                                                          2 часа

Урок 6. Жизнь и творчество писателя. Годы жизни 1898-1970. Один из самых значительных немецких писателей XX века. Посвященные жгучим проблемам современной истории, книги писателя несли в себе ненависть к милитаризму и фашизму, к государственному устройству, которое порождает смертоубийственные бойни, преступно и бесчеловечно по своей сути. Страстный антивоенный и антифашистский пафос, хотя и ослабленный индивидуалистической позицией писателя и его героев, демократизм, выразившийся в глубокой симпатии к фронтовым солдатам, к тем, над чьей жизнью нависла угроза смерти, вера в человека и его достоинство - все это делает лучшие произведения писателя образцами немецкой прозы XX века.

Урок 7. Роман «Время жить и время умирать» (1954) - о второй мировой войне, это вклад писателя в дискуссию о вине и трагедии немецкого народа.

Методическое обеспечение:

1.     Борисенко А., «Почему Ремарк так любим в России?» М. // Иностранная литература. 2001, №11;

2.     Георгиева Т.С., «История немецкой литературы. XX век», М.: Юнита, 2001;

3.     Жизнь и творчество Э. Ремарка. // Электронный сайт «Ремарк», Internet;

4.     Ремарк Э.М., «Избранное», М.: ЭКСМО, 2002  

Лион Фейхтвангер

                                                                          2 часа

Урок 8. Лион Фейхтвангер - выдающийся представитель художественно-философского мышления. Годы жизни 1884-1958.

Урок 9. Влияние мировых войн на творчество писателя. «Безобразная герцогиня» (1923), «Еврей Зюс» (1925)- первые исторические романы, принесшие Фейхтвангеру мировой успех. Трилогия об историке Иосифе Флавии - «Иудейская война» (1932). «Сыновья» (1935), «День грядет» (1942) - новый взгляд на роль личности в историческом процессе.

Методическое обеспечение:

1.     Лев Копелев "Лион Фейхтвангер";
2.     Серия биографий "Жизнь замечательных людей", выпуск 3, Москва, 1966

Иоганнес Роберт Бехер

2 часа

Урок 10. И. Р. Бехер (1891-1958)- крупнейший немецкий поэт XX века, прозаик и драматург, философ и теоретик литературы, страстный публицист, общественный и государственный деятель. Неразрывная связь его творчества с революционной и антифашистской борьбой рабочего класса Германии, с утверждением ГДР.

Урок 11. Новая тематика послевоенного творчества - строительство новой жизни и образ нового героя - человека труда, которому предстоит спасти мир.

Методическое обеспечение:

1.     Биркан П., «Оружием слова. Эстетические взгляды и творчество И. Бехера», Л., 1959;  

2.     Павлова Н. С., «Поэзия Бехера 20-х годов», М., 1965;

3.     Тураев С. В., «Бехер. Традиция и путь к зрелости», М., 1967

Анна Зегерс

3 часа

Урок 12. А. Зегерс (1900-1983) - крупнейший прозаик немецкой литературы XX века; основатель нового художественного метода - социалистического реализма в современной немецкой литературе. Жизненный и творческий путь писателя. Романы «Путь через февраль» (1935) «Спасение» (1937), «Седьмой крест» «Транзит» (1943), «Решение» (1959) и другие.

Методическое обеспечение:

1.     Волков Е.М., «Творчество Анны Зегерс», М., 1987;

2.     Зегерс А., «О себе и своем творчестве» // Иностранная литература, №11, 1970;

3.     Пузиков А., «Анна Зегерс и ее роман «Седьмой крест», М., издательство «Правда», 1982

Бертольт Брехт

2 часа

Урок 13. Жизнь и творчество представителя  экспрессионизма (1898-1956) Влияние  творчества Брехта на развитие лучших традиций Свифта и Дидро, Лессинга и Гете, на развитие немецкого театра в послевоенный период.

Методическое обеспечение:

1.     Брехт Б., «Избранное», М., 1990;

2.     Клюев В. Г., «Б. Брехт — новатор театра», М., 1961;

3.     Клюев В. Г., «Театрально-эстетические взгляды Брехта», М., 1966;

4.     Волгина А. А., «Бертольт Брехт: Биобиблиографический указатель», М., 1969

Обобщение

1 час

Урок 14. Резервный час для практического занятия, семинара, проектного урока.

Методическое обеспечение:

  1. Научно – исследовательские работы;

2.     Мультимедиа – презентации;

3.     Аудио – и видеозаписи

Методические  рекомендации

    Преподаватель на уроке с помощью системы заданий регулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся. Для этого он должен четко определить для себя цели работы с конкретным текстом. Например:

   – понять и передать содержание текста, последовательность событий;

   – перечислить проблематику текста и обсудить ее (рационально);

   – дискутировать по проблемам текста эмоционально, применительно к себе и настоящему времени.

     Достижение каждой цели предполагает разную глубину понимания текста. Цели могут ставиться либо выборочно, либо все в комплексе.

  Последовательность работы с литературным текстом распадается на три этапа.

      Дотекстовая работа включает в себя:

  - введение в ситуацию, общий настрой на чтение;

  - обсуждение информации об авторе;

  - введение в проблематику текста, активизацию знаний, имеющихся у учащихся по проблеме;

  - снятие языковых трудностей.

       Задача этого этапа работы с текстом – подготовить учащихся к чтению текста в содержательном плане. В серию упражнений данного этапа можно включить следующие виды упражнений:
А) Работа с иллюстрацией.
Учитель представляет учащимся через проектор иллюстрацию к тексту. Текст пока не предъявляется ученикам.
- Sehen Sie sich die Illustration zum Text an! Schreiben Sie alles, was dazu gehört! ( на доске помещен ассоциативный плакат)

ein Tier
ein Plüschtier
ein Freund

riesig ein Geschenk

eine große Schleife

Б) Работа в группах (по иллюстрации)
- Was kann der Hund machen? Was finden Sie richtig? Was finden Sie falsch? Beachten Sie die unbekannten Wörter an der Tafel! ( на доске написаны слова и выражения с переводом:
mit dem Schwanz wendeln – вилять хвостом
etw. beschnüffeln – обнюхивать ч-л
die Schleife – бант)
Учащиеся делятся на две группы и работают с карточками. Первая группа выбирает слова и выражения, которые соотносятся с действиями собаки. Вторая группа выполняет работу наоборот.

richtig falsch


laut bellen, springen, Hausaufgaben machen, beschnüffeln, mit dem Schwanz wendeln, schreiben, Gedichte lesen, musizieren, mit dem Auto fahren

В) Работа в парах (по иллюстрации)
- Wählen Sie die richtige Antwort!
Учащиеся получают карточки с предложенными упражнениями-вопросами, ответ на которые необходимо выбрать из предложенных вариантов.
Wie ist der Mann?
a) lustig
b) glücklich
c) überrascht

1-ая пара

Was für ein Baum ist hier?
a) ein Tannenbaum
b) eine Birke
c) eine Eiche

2-ая пара

Warum hat der Hund so grosse Schleife?
a) Das ist sehr schön.
b) Der Hund ist ein Geschenk.
c) Der Hund ist ein Spielzeug.

3-я пара

Der Mann ist überrascht, weil...
a) der Hund laut bellt.
b) der Tannenbaum zu klein ist.
c) der Hund zu groß für seine Wohnung ist.

4-ая пара

Г) -Vermuten Sie, wie der Text heißt?
Учащиеся делают предположения.
Эти упражнения являются для учащихся «мозговым штурмом».
Затем учитель раздает текст с названием. Школьники сравнивают свои предположения.

Выполнив серию предтекстовых упражнений, учащиеся имеют заданную мотивацию и готовы к чтению в содержательном плане.

  Работа во время чтения: текст предъявляется в виде отдельных частей, восприятие каждой из которых подготавливается специальными вопросами преподавателя, рассчитанными в первую очередь на активизацию механизмов антиципации, выявление гипотез, ожиданий читателя по содержанию текста.

  Совпадения или расхождения в ожиданиях дают возможность выявить и осознать авторские смыслы произведения, а также межкультурные различия в отражении действительности.

  Работа после прочтения текста чаще всего проходит в виде обобщающей дискуссии, направляемой преподавателем с помощью специальных вопросов, которые помогают подтвердить или скорректировать первоначальные гипотезы по проблеме, дать оценку тексту, ответить на оставшиеся открытыми вопросы и т.п.

   Этот этап самый емкий и обширный, богат упражнениями. Учитель выбирает их в соответствии с уровнем подготовки учащихся, с учетом отведенного учебного времени. Поле творческой деятельности учителя здесь безгранично.
А). Серия заголовков к тексту (работа на доске).
   Учитель подбирает альтернативные заголовки к тексту, которые включают основные мысли прочитанного. Учащиеся выбирают альтернативный заголовок и приходят к главному содержательному зерну. Это упражнение несет кроме лексического аспекта также нравственное осмысление прочитанного.
- Unverhofft kommt oft.
- Weihnachtsüberraschung.
- Weihnachtswitz.
- Einem geschenkten Gaul guckt man nicht ins Maul.
Б). Серия картинок к тексту (делаем историю в картинках/ комикс). Работа с картинками на магнитной доске.
На картинках – опорные слова, при помощи которых надо подписать картинку полной фразой. Картинки раздаются на подпись учащимся, затем они выстраивают их на доске в хронологическом порядке.
В). «Lückentext».
Учитель предлагает учащимся карточки, на которых написан текст с пропущенными ключевыми словами, оборотами. Учащиеся индивидуально заполняют карандашом пропуски. Предложения также можно расположить не в хронологическом порядке. Их необходимо выстроить правильно, поставив номер предложения карандашом.
...) Herr Obermeyer schmückte ...
...) ... am Nachmittag des 24. Dezember.
...) Da ... es.
...) Die Wohnung war...
...) ... ihr stand ... und neben...
...) ... kam Frau Obermeyer ins Wohnzimmer.
...) Der Mann sagte “Ich soll Ihnen ... bringen”.
...) Wer ... uns den Hund?
...) Herr Obermeyer schaute sprachlos...
...) Herr ... seinen Namen nicht nennen.
...) Herr Obermeyer ... ärgerlich.
...) Ich soll den Hund ... bei Ihnen abgeben.
...) Er holte ... aus der Tasche und gab ... dem Mann.
...) Nehmen ... bitte den Hund mit!

Г). Лексическая таблица (работа в парах)
Учитель раздает учащимся таблицы, которые необходимо заполнить. Такое упражнение позволяет отработать лексический аспект текста более основательно.

Wer? Was macht? Wo? Wann? Wie?

Д). Логическая таблица (работа в трех группах).
Es war am .........
...........................

Da kam ein Mann......
..................................
Herr Obermeyer musste...............
.....................................................

Подобная таблица предполагает деление текста на основные составные части. Учащиеся, следуя предложенной схеме, выстраивают свой рассказ, используя знакомые речевые образцы из текста и из собственного лексического запаса. Каждая группа делает свой этап (свою часть), затем эти части соединяются в сжатый рассказ.
Е). Упражнения «Versteckte Wörter», «Versteckte Sätze»(работа в двух группах: девочки и мальчики).
Эти упражнения развивают у учащихся познавательную лексическую активность.

Ж). Упражнение « Альтернативный (параллельный) текст».
Это упражнение предлагается в заключение 3-го этапа работы с текстом. Взяв из содержания важнейшие предложения и сформулировав их другими словами, учитель предлагает альтернативный текст. Учащиеся подбирают эквиваленты из оригинала.
1). Es weihnachtet schon.
2). Herr Obermeyer dekorierte den Tannenbaum.
3). Da läutet es.
4). Herr Obermeyer sah schweigend auf den großen Hund.
5). Der Herr möchte unbekannt sein.
6). Herr Obermeyer wurde böse.
7). Ich weiß nicht, welche Adresse er hat.
8). Außerdem, es ist zu teuer, sich für diesen riesigen Hund zu sorgen.

4 . Заключительный этап.
Послетекстовые упражнения позволяют учащимся работать в репродуктивном режиме (с помощью таблиц, схем, картинок и т.д.). Но на этом этапе работа была бы незавершенной и не имела бы повышенной суммарной результативности. Если бы не было возможности ученику выйти на продуктивный режим работы. Здесь учитель может проявить свои творческие способности и побудить к творчеству своих учеников.

    Побуждение учащихся выразить свое мнение о прочитанном, о героях рассказа.
Sagen Sie bitte, wer gefällt, wer gefällt nicht.
На доске нарисовано сердце, в которое они записывают имя любимого героя рассказа. Вне сердца записываются менее полюбившиеся персонажи.

...............gefällt mir nicht gut, weil
.......................................................

................... gefällt mir
nicht sehr gut, weil............
................................

......................... gefällt mir
gar nicht gut, weil.............

 Уроки немецкого языка, которые посвящены ознакомлению учащихся с образцами немецкой литературы,  учат монологическому высказыванию, способствуют
совершенствованию навыков изучающего чтения, развивают творческие способности учащихся.

Использованная и рекомендуемая литература

 

Основная:

1. История всемирной литературы: В 8 т.- М.: Наука, 1983-1994;

2. Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь в 2 ч. /под редакцией Н.П. Михальской, М., Просвещение, 1997;

3. История немецкой литературы: в 3-х т. – М., 1985;

4. Генрих Манн, «Избранное», М., 1989;

5. Томас Манн, «Избранное», М., 1989;

6. Эрих Мария Ремарк, «Избранное», М., 1989;

7. Лион Фейхтвангер, «Избранное», М., 1989;

8. Иоганнес Роберт Бехер, «Избранное», М., 1989;

9. Анна Зегерс, «Избранное», М., 1989;

10. Бертольт Брехт, «Избранное», М., 1989

Дополнительная:

1. Зарубежная литература XX века. Хрестоматия: в 3 ч./под редакцией Михальской Н.П. и Пуришева Б.И.,  М.:Просвещение, 1981–1986;
2. Зарубежная литература XX века. Практикум / под редакцией Михальской Н.П. и Дудовой Л.В., М.:Флинта–Наука, 1999,
3. Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. «Модернизм в зарубежной литературе», М.:Флинта–Наука, 2000;
4. Трыков В.П., «Зарубежная литература конца XIX–начала XX веков»,М.:Флинта–Наука, 2000;
5. Жирмунский В.М., «Очерки по истории классической немецкой литературы», Л., 1972;

6. Жирмунский В.М., «Немецкий романтизм и современная мистика», М., 1996;

7. Карельский А.В., «От героя к человеку», М., 1990;

8. Апт С.К., «Над страницами Томаса Манна», Очерки, М., 1980;

9. Хильшер Э., «Поэтические картины мира: Генрих Манн, Томас Манн, Лион Фейхтвангер», М., 1975

Литература для учащихся

Основная:

1. История всемирной литературы: В 8 т.- М.: Наука, 1983-1994;

2. Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь в 2 ч. /под редакцией Н.П. Михальской, М., Просвещение, 1997;

3. История немецкой литературы: в 3-х т. – М., 1985;

4. Генрих Манн, «Избранное», М., 1989;

5. Томас Манн, «Избранное», М., 1989;

6. Эрих Мария Ремарк, «Избранное», М., 1989;

7. Лион Фейхтвангер, «Избранное», М., 1989;

8. Иоганнес Роберт Бехер, «Избранное», М., 1989;

9. Анна Зегерс, «Избранное», М., 1989;

10. Бертольт Брехт, «Избранное», М., 1989

Дополнительная:

1. Зарубежная литература XX века. Хрестоматия: в 3 ч./под редакцией Михальской Н.П. и Пуришева Б.И.,  М.:Просвещение, 1981–1986;
2. Зарубежная литература XX века. Практикум / под редакцией Михальской Н.П. и Дудовой Л.В., М.:Флинта–Наука, 1999,
3. Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. «Модернизм в зарубежной литературе», М.:Флинта–Наука, 2000;
4. Трыков В.П., «Зарубежная литература конца XIX–начала XX веков»,М.:Флинта–Наука, 2000;
5. Жирмунский В.М., «Очерки по истории классической немецкой литературы», Л., 1972;

6. Жирмунский В.М., «Немецкий романтизм и современная мистика», М., 1996;

7. Карельский А.В., «От героя к человеку», М., 1990;

8. Апт С.К., «Над страницами Томаса Манна», Очерки, М., 1980;

9. Хильшер Э., «Поэтические картины мира: Генрих Манн, Томас Манн, Лион Фейхтвангер», М., 1975

Учебно – тематический план

Разделы и тематика

Количество часов

Форма

 занятий

Вид

контроля

Методическое обеспечение

занятий

1

I раздел

Введение

1

Познавательный час

Беседа

Письменное сообщение о немецкой литературе 20 века

1.     История всемирной литературы,  М.: Наука, 1994;

2. Н.П. Михальская, «Зарубежные писатели», библиографический словарь, М., «Просвещение», 1997;

3.    История немецкой литературы, М., 1985

2

II раздел

Генрих Манн

2

Праздник чтения

Выставка – обзор

Лекция

Тест

Контроль говорения

1.     Серебров Н. Н., «Генрих Манн. Очерк творческого пути», М., 1964;
2.     Анисимов И., «Генрих Манн: Мастера культуры», 2 изд., М., 1971;
3.     Знаменская Г., «Генрих Манн», М., 1971

4

 III раздел

Томас Манн

2

Литературная игра

Конкурс на лучшего знатока произведений

Конкурс на лучшего знатока произведений

1.     Манн Т., «Собрание сочинений», М., 1959–1960;
2.     Манн Т. «Иосиф и его братья», М., 1968;
3.     Манн Т. «Новеллы», М., 1973;
4.     Федоров А.А. «Т.Манн. Время шедевров», М., 1981;
5.     Дирзен И. «Эпическое искусство Т.Манна», М., 1981

6

IV раздел

Эрих Мария Ремарк

2

Заочная экскурсия

Викторина

Семинар

Викторина

1.     Борисенко А., «Почему Ремарк так любим в России?» М. // Иностранная литература. 2001, №11;

2.     Георгиева Т.С., «История немецкой литературы. XX век», М.: Юнита, 2001;

3.     Жизнь и творчество Э. Ремарка. // Электронный сайт «Ремарк», Internet;

4.     Ремарк Э.М., «Избранное», М.: ЭКСМО, 2002  

8

V раздел

Лион Фейхтвангер

2

Выставка - портрет

1.     Лев Копелев "Лион Фейхтвангер";
2.     Серия биографий "Жизнь замечательных людей", выпуск 3, Москва, 1966

10

VI раздел

Иоганнес Роберт Бехер

2

Читательская конференция

Контроль говорения

1.     Биркан П., «Оружием слова. Эстетические взгляды и творчество И. Бехера», Л., 1959;  

2.     Павлова Н. С., «Поэзия Бехера 20-х годов», М., 1965;

3.     Тураев С. В., «Бехер. Традиция и путь к зрелости», М., 1967

12

VII раздел

Анна Зегерс

3

Выставка – обзор

Познавательный час

Организация выставки

Контроль говорения

1.     Волков Е.М., «Творчество Анны Зегерс», М., 1987;

2.     Зегерс А., «О себе и своем творчестве» // Иностранная литература, №11, 1970;

3.     Пузиков А., «Анна Зегерс и ее роман «Седьмой крест», М., издательство «Правда», 1982

15

VIII раздел

Бертольт Брехт

2

Викторина

Праздник чтения

Викторина

1.     Брехт Б., «Избранное», М., 1990;

2.     Клюев В. Г., «Б. Брехт — новатор театра», М., 1961;

3.     Клюев В. Г., «Театрально-эстетические взгляды Брехта», М., 1966;

4.     Волгина А. А., «Бертольт Брехт: Биобиблиографический указатель», М., 1969

17

IX раздел

Обобщение

1

Конкурс знатоков немецкого романа, музыкально – литературная гостиная

Выполнение научно -исследовательских работ, презентаций  

  1. Научно – исследовательские работы;

2.     Мультимедиа – презентации;

      3.     Аудио – и видеозаписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа курса по выбору 8-9 кл.

Данная программа рассчитана на учащихся 8-9 кл. и называется "Простые шаги к счастью"...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Избранные вопросы математики»

Данная авторская программа   разработана   для   учащихся   9-х   классов    основной общеобразовательной школы. Программа составлена н...

Авторская программа курса по выбору: «Флористика и фитодизайн»

Программа  курса по выбору «Флористика и фитодизайн» предназначена для учащихся 9-х классов, объём программы - 17 часов....

Авторская программа курса по выбору «ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ» Для учащихся 8-9 классов.

Всякий подросток является личностью и несет в себе нечто уникальное, непохожее на других детей. Но, под воздействием современной т.н. «молодежной культуры» и из-за отсутствия необходимого внимания со ...

Авторская программа курса по выбору " Практика делового письма" 9 класс

Программа курса «Практика делового письма» составлена на основе материала первоисточников ведущих специалистов по вопросу: официально-деловая письменная речь....

Рабочая программа курса по выбору "Немецкая литература: эпохи и произведения"

Основной задачей курса является привитие интереса к чтению художественной литературы на немецком языке в процессе знакомства с произведениями разных жанров. Курс "Немецкая литература: эпохи, произведе...

Авторская программа курсов по выбору Давлетшиной Г. Г. "Инсафлының теле саф"

Татарстан Республикасы Апас муниципаль районы “Апас урта гомуми белем бирү аерым фәннәрне тирәнтен өйрәнү мәктәбе” гомуми белем муниципаль бюджет учреждениесенең татар теле һәм әдәбияты ук...