Авторская программа курса по выбору " Практика делового письма" 9 класс
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Бондаренко Алевтина Васильевна

Программа курса «Практика делового письма» составлена на основе материала первоисточников ведущих специалистов по вопросу: официально-деловая письменная речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_progr_delovye_bumagi_2014-2015.docx91.73 КБ

Предварительный просмотр:

Курс по выбору

« Основы деловой переписки: виды деловых бумаг»

2014-2015

Бондаренко А.В.

Пояснительная записка

Среднее общее образование является последней ступенью общего образования. Для обеспечения функциональной грамотности, социальной адаптации учеников, их гражданского и общественного самоопределения большую роль играет предпрофильная подготовка.

Предпрофильная подготовка школьников - это одна из систем педагогической, организационной и информационной деятельности, которая содействует самоопределению выпускника.

Курс по выбору « Практика делового письма» предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на 17 часов.

Обоснование актуальности, новизны и значимости курса

Современный социальный заказ системе образования на федеральном уровне формулируется так: государству нужен здоровый и свободный человек. На сегодняшний день существует компетентностная модель выпускника – это выпускник, обладающий ключевыми общепредметными, предметными компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационной, коммуникационной и прочих сферах современной жизни. Данное требование являлось приоритетным условием при разработке содержания и организации данного курса по выбору.

Авторская программа курса «Основы деловой переписки: виды деловых бумаг» составлена на основе материала первоисточников ведущих специалистов по вопросу: официально-деловая письменная речь.

Актуальность программы

XXI век можно охарактеризовать как век взаимоотношений на различных уровнях.

Умение грамотно оформлять деловые бумаги и знание основ деловой переписки играют важную роль в деятельности современного человека. Получает ли человек какой - либо документ, устраивается ли на работу, приобретает ли недвижимость и т.д., он обращается к деловым бумагам. Для того чтобы в современном деловом обществе адаптация подростков проходила легче, необходимо еще в школе ученикам получить основы грамотного оформления часто используемых деловых бумаг и познакомиться с основными правилами переписки.

Проанализировав распределение часов по темам в рабочих программах  по русскому языку (5кл.-9 кл.) к УМК С.Г. Бархударова, к УМК М.М Разумовской, к УКК В.В Бабайцевой, можно сделать вывод, что на изучение особенностей официально-делового стиля отводится очень мало часов (примерно 2-3 часа в год). Это одна из причин того, что выпускники школ (как показывает практика) зачастую затрудняются в оформлении самых простых деловых документов.

Новизна программы:

– в добавлении учебных часов на углубленное изучение структур деловых писем и основ деловой переписки;

- впостроении учебного материала;

- в определенном планировании занятий;

- в представлении разноуровневых заданий, которые используются по усмотрению учителя(в зависимости от уровня подготовки учащихся);

- в акцентировании внимания на взаимопроверке, самопроверке и рецензировании работ.

Значимость данной программы:

- углубление знаний о деловых письмах;

-овладение культурой письменной речи;

- формирование умений применять полученные знания на практике;

- обеспечение сознательного усвоения материала.

Практическая направленность курса

Практическая направленность курса проявляется в том, что знания теоретического материала ученики приобретают через опыт анализа правильного оформления деловых писем и основ деловой переписки. Развитию письменной речи уделяется особое внимание.

Материал построен так, что соблюдается единство программы курса.Отдельные занятия и весь курс в целом взаимосвязаны.

С целью предотвращения перегрузки, учебный материал распределен так, что практически не требуется домашняя подготовка.

Цель курса: формирование умений и навыков использования официально-делового стиля при составлении деловых писем c соблюдением определенных стандартов.

Задачи курса:

- познакомить учащихся с историей делового письма;

- изучить основные правила оформления деловых бумаг;

- повысить общую речевую и письменную культуру учащихся.

Теоретической основой данного курса являются:

-система языковых понятий и функционирование;

- различные виды заданий, которые способствуют активизации речевых действий.

Принципы, на которых базируется программа:

- учет индивидуальных особенностей учащихся;

- активность и сознательность обучения;

- личностно ориентированный подход при разработке занятий;

- связь теории и практики;

- наглядность;

- системность и последовательность.

Тематический план

Тема занятий

Часы

1

Введение. Практика делового письма.

1

2

Жанровые разновидности письменного общения.

2

3

Деловые письма. Их виды.

7

4

Новые тенденции в практике делового письма.

3

5

Повторение и обобщение изученного материала.

4

Итого: 17 часов

Учебно-тематический план

Тема

Часы

Формы проведения занятий

Виды деятельности учащихся

Даты проведения

Введение. Практика делового письма. 1 час

1

Роль деловых писем в жизни современного человека. История делового письма.

1

Лекция, беседа.

Составление опорного конспекта.

1.10.14

Жанровые разновидности письменного общения. 2 часа

1

Особенности официально-делового стиля. Жанры.

1

Работа в группах.

Слушание лекции.

Составление краткого словаря терминов по теме « Жанры официально-делового стиля».

8.10.14

2

Язык деловых бумаг.

1

Лекция. Работа в группах(в «пирамидах»).

Заполнение таблицы

 « Общие признаки официально-делового стиля речи».

8.10.14

Деловые письма. Их виды. 7 часов

1

Структура делового письма. Стилистика письма.

1

Круговые презентации

(обсуждение).

Составление общей презентации по данному вопросу.

15.10.14

2

Анкета как разновидность делового письма.

1

Практическая работа.

Оформление пакета деловых писем учащегося.

22.10.14

3

Автобиография. Структура данного документа.

1

Индивидуальная практическая работа.

Составление опорного конспекта. Работа над автобиографией.

22.10.14

4

Заявление как официальный документ.

1

Практикум.

Оформление заявления о зачислении учащегося в профильный класс (10 класс).

5.11.14

5

Доверенность. Правила оформления доверенности.

1

Беседа. Практическая работа.

Работа над составлением доверенности.

12.11

6

Объяснительная записка. Служебные и докладные записки.

1

Игровая форма.

Составление объяснительной записки.

12.11.14

7

Виды писем частного характера.

1

Игровая форма.

Оформление страницы пакета деловых писем учащегося по данной теме.

19.11.14

Новые тенденции в практике делового письма. 3 часа

1

Современные формы документационного обеспечения.

1

Групповая работа  учащихся со справочной литературой.

Заполнение таблицы по данной теме.

26.11.14

2

Резюме.

1

Лекция.

Практическая работа.

Составление резюме. Редактирование деформированного текста.

26.11.14

3

Визитка как один из атрибутов делового общения.

1

Творческая работа (наблюдение, анализ различных видов визиток).

Составление и оформление визитки.

3.12.14

Повторение и обобщение изученного. 4 часа

1

Итоговая работа по курсу.

1

Тест.

Анализ.

10.12.14

2

Индивидуальная консультация. Оформление пакета деловых бумаг.

1

Знакомство с требованиями оформления, презентации.

Пакет документов, презентация для защиты итоговой работы.

10.12.14

3

Защита итоговых работ. Анализ. Подведение итогов.

2

Оценивание итоговой работы.

17.12.14

24.12.14

Итого

17

Содержание программы

Тема1.Введение. Роль деловых писем в жизни современного человека. История делового письма.(1 час)

        Знакомство с основными целями и задачами курса. Объяснение термина

 «Деловые бумаги». Многовековые традиции и исторические нормы делового письма. Возрождение делопроизводственной литературы.

Тема2.Особенности официально-делового стиля. Жанры. (1 час)

Официально – деловой стиль. Основные черты официально-делового стиля речи. Функции делового письма.Жанры официально- делового стиля и типы документов: закон, устав, инструкция, акт, заявление, справка, удостоверение, протокол, нота, объяснительная записка, приглашение, объявление, реклама и др.

Тема 3.Язык деловых бумаг. (1 час)

Основные требования к языку служебных документов. Стандартизация. Предписывающий характер деловых бумаг.

Тема 4.Структура делового письма. Стилистика письма. (1 час)

        Основные элементы структуры письма: приветствие, текст письма, заключительная формула вежливости, подпись адресанта, дата, постскриптум (если необходимо). Рекомендации по стилистическому оформлению письма.

Тема 5. Анкета. (1час)

Анкета как разновидность делового письма. Необходимая информация при составлении анкеты.

Тема 6. Автобиография.(1 час)

        Разновидности автобиографии. Структура данного документа. Речевые штампы и клише.

Тема 7.Заявление.(1 час)

        Заявление как официальный документ. Форма заявления.

Тема 8.Доверенность. (1 час)

        Работа над понятиями: доверенность, доверенный, доверитель. Правила оформления доверенности.

Тема 9. Объяснительная записка. (1 час)

        Оформление объяснительной записки. Служебные и докладные записки.

Тема 10. Виды писем частного характера. (1 час)

        Письма – поздравления, письма – приглашения, письма – извинения, письма для выражения сожаления, сочувствия, соболезнования.

Тема 11.Современные формы документационного обеспечения. (1час)

Контракт. Трудовой договор. Трудовое соглашение.

Тема 12. Резюме.(1 час)

        Новый жанр деловых бумаг – резюме. Цель резюме. Рекомендации для составления резюме.

Тема 13. Визитка как один из атрибутов делового общения.(1 час)

Виды визиток.Правила оформления визиток. Декоративные элементы оформления визитной карты.

Тема 14. Итоговый тест по курсу. Анализ.(1 час)

Тема 15. Индивидуальные консультации по итоговой работе. (1 час)

Критерии и нормативы оценки итоговой зачетной работы. Исправление недочетов.

Тема 16. Защита итоговых работ. Анализ. Подведение итогов.(2 часа)

Темы промежуточных и итоговых работ(приложение 1)

Тема

Форма проведения

1

Жанровые разновидности письменного общения.

Мини - опрос

2

Деловые письма. Их виды.

Практическая работа (задание по выбору учащихся)

3

Визитка как один из атрибутов делового общения.

Творческая лаборатория

4

Итоговая контрольная работа по курсу.

Тест

Ожидаемые результаты

В результате обучения грамотному оформлению деловых писем по данному курсу учащийся должен приобрести опыт:

-говорить и писать, владея навыками деловой речи;

-усвоить нормы делового письменного языка.

В результате изучения курса учащийся должен

Знать:

-назначение официально-делового стиля;

-языковые средства, характерные для официального стиля;

-основные понятия официально-делового стиля.

Уметь:

-определять официальный деловой стиль речи, анализируя различные тексты;

-характеризовать предложенные программой жанры делового стиля, называть их отличительные особенности;

- писать и оформлять грамотно деловые бумаги, изучаемые в рамках данного курса;

-презентовать продукт своей деятельности.

Использовать на практике:

-применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.

Критерии оценки и система оценивания знаний, умений и навыков обучающихся

По окончании курса проводится экспертиза пакета документов ("портфолио" ученика), который должен быть оформлен в соответствии с требованиями, предъявленными программой курса « Практика делового письма».

Пакет деловых бумаг оценивается по следующим критериям:

- наличие полного комплекта документов (по выбору учителя и учащихся);

- оформление деловых писем в соответствии с требованиями (жанр,структура документа, грамотное содержание);

- технические требования к оформлению: шрифт TimesNewRoman, 12 - 13 , интервал полуторный, поля- 1,5. Оценивается каждый документ.

 Итоговая оценка (зачет/ незачет) ставится по результатам публичной защиты учащегося.

Система оценивания

Оценка достижений планируемых результатов осуществляется в ходе выполнения учащимся практических работ и защиты итоговой работы на последнем занятии.

При выполнении работ учащиеся должны продемонстрировать знания особенностей официально-делового стиля речи, его жанров, перечислить языковые особенности данного стиля и показать умения использовать их при составлении деловых писем.

Методическое обеспечение программы курса

1. Рекомендации по проведению практических работ (приложение 2).

2.Дидактический и раздаточный материал(приложение3).

3.Формы организации занятий:

- фронтальные;

- групповые;

- индивидуальные.

4.Технологии:

- технология исследовательской деятельности учащихся;

- технология проблемного обучения.

5.Методы обучения:

-коммуникативный метод, предлагающий организацию учебного обучения как средства освоения языкового материала и общеучебных навыков;

- метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации;

- метод передачи информации через практическую деятельность.

6.Формы обучения:

-лекция;

-инструктаж;

- наблюдение и анализ;

- практические занятия;

- лабораторная работа;

- презентация творческих работ.

7.Методы и формы контроля:

- устный опрос;

- письменная работа;

- накопительная оценка достижений типа "портфолио" учащегося;

- самооценка;

- оценка за защиту индивидуального проекта (реферата) школьника.

8. Описание материально-технического обеспечения:

- компьютер;

- видеопроектор;

- интерактивная доска.

Литература для учителя

1.Ахбарова Г.Х. Деловое письмо. – Москва: Просвещение,2005 г.

2. Басаков  М. И. Как правильно подготовить и оформить деловое письмо: учебно-практическое пособие. – 4-е изд. и допол. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

3.Браим И. Н. Культура делового общения. - Минск: ИП «Экоперспектива», 1998.

4. ВеденскаяЛ.А.,Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для Вузов .- Ростов-на-Дону. Феникс. 2003г.
5. Кирсанов  М. В., Анодина  А. А., Аксенова Ю. М. Деловая переписка: учебное пособие.-2-еизд.-М.:Инфра-М,2003г.
6. Колтунова  М. В. Деловое письмо: что нужно знать составителю. 2-е изд. - М.: Дело, 1999г.
7. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник. Практикум. - 9-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2002г.
8.Касумова М.Ю
. Деловой русский язык. М., 2006г.

9.Кузнецов Н.Н. Деловое письмо. М, 2006г.
10.Пансвчик В. В. Деловое письмо: практические пособия. -2-е изд. Мн.: Амалфен, 2000г.

11.Рахманин Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: учеб, пособие. - 4-е изд., испр. — М.: Высшая школа: Инфра-М, 1997г.
12.Рогачева Н. А., Смирнов  С. А. Делопроизводство в общеобразовательном учреждении. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001г.

Литература для учащихся

1.Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: 2002г.

2.Галлингер И.В. Культура речи: Нормы современного русского литературного языка. – М.: 1994г.

3.Одинцов В.В., Иванов В.В., СмолицкаяГ.П.и др. Школьный словарь иностранных слов. – М.: 1999г.

4.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. – М.: 1992г.

5.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. / Под ред. Аванесова Р.И. - М.: 1989г.

6.Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М.- 1991г.

7.Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М.: 1996г.

8.Солганик Г.Я. Русский язык: Стилистика. Старшие классы. – М.: 2002г.

Интернет - ресурсы

1.http://mylanguage.ru – дистанционный курс русского языка – для тех, кто желает повысить уровень практической грамотности как в деловой, так и в бытовой сферах. На сайте представлено 4 модуля обучения: «Произносите правильно», «Говорите верно», «Пишите грамотно», «Деловые коммуникации». После каждого занятия – тестовая система проверки усвоенных знаний.

2.http://psyfactor.org/mr-letters.htm.Деловое письмо. Составление деловых писем.

3.http://www.gramota.ru.Справочно -информационный портал по русскому языку, разработанный при поддержке Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

4.http://www.gramma.ru.Авторский сайт, посвященный культуре письменной речи.

5.http://www.slovari.ru/lang/ru.Сайт, содержащий различные русские словари, поддерживаетсяИНСТИТУТОМ РУССКОГО ЯЗЫКА имени В. В. ВИНОГРАДОВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК.

6.http://character.webzone.ru.Авторский сайт, посвященный русскому письму.

        

приложение 1

Промежуточные и итоговые работы

Тема 1. Жанровые разновидности письменного общения.

Задание: продолжить высказывание.

 Жанры официально – делового стиля:

- закон – это …….;

- устав – это…..;

- инструкция – это….;

- удостоверение – это…;

- реклама – это…;

- протокол – это…

Тема 2. Деловые письма. Их виды. (Задание по выбору учащегося)

1.Найдите в литературе официальные автобиографии. Определите, соответствуют ли эти автобиографии требованиям, предъявляемым к ним как к деловым бумагам.

2. Составьте тест на тему « Заявление как деловая бумага».

3. Заполните данную основу объяснительной записки. Как Вы считаете, допустима ли такая форма этой деловой бумаги? И почему?

                                                        Директору школы №_____

Ф.И.О. директора__________

Ф.И. ученика(цы)__________

объяснительная записка.

Дата

Я, _________________, пропустил(а) занятия 6 сентября 2013 года, потому что____________( укажите причину)

Подпись___________

4. Какие виды частных писем Вам известны? Охарактеризуйте их.

Тема 3.Визитка как один из атрибутов делового общения.

Задание: Создайте визитную карточку, руководствуясь общими требованиями к их составлению.

Тема 4. Итоговая контрольная работа (тест) по курсу.

  1. Для чего составляется план письменного сообщения.
  2. Какие методы изложения информации вы знаете.
  3. Какой метод изложения информации предпочтительнее для вас и почему.
  4. Что такое письмо.
  5. Чем отличается деловое письмо от других видов письменной коммуникации.
  6. Какова роль деловых писем в деловом общении.
  7. Каким образом деловые письма влияют на создание имиджа работника (фирмы).
  8. Какую роль выполняет резюме при поступлении на работу.
  9. Нужно ли уметь составлять свое резюме.
  10. Может ли резюме повлиять на выбор работодателя.
  11. Что включает в себя адрес официального документа.
  12. Зачем нужна подпись на документе.
  13. Какие обязательные данные должны присутствовать в тексте официального письма.
  14. Какие типы деловых писем вы знаете.
  15. Имеет ли письмо определенную структуру.
  16. Какие данные указываются в письме.
  17. Какие составляющие письма могут отсутствовать.
  18. Допустима ли небрежность в деловых письмах.
  19. Каковы последствия неправильного оформления деловых писем.
  20. Каким образом деловое письмо  влияет на деловое общение.
  21. Чем отличается деловое письмо от обычного, частного.
  22. Что может служить поводом для составления делового письма.

приложение 2

Рекомендация учителю по проведению практических работ

(использование различных методов изложения информации при составлении деловых писем)

Залогом успеха является создание благоприятного имиджа, который включает в себя внешний облик, поступки, речь. Однако имиджвключает еще одну чрезвычайно важную сторону – умение выражать свои мысли в письменной форме, чтобы те, к кому вы обращаетесь письменно, получили совершенно четкое и  понятное сообщение.

Во многих случаях письменная коммуникация представляет собой не только письменное изложение идей, но и отражает уровень интеллекта, умение общаться с людьми. Письменный текст может сказать очень многое о личности и характере писавшего человека.

Разумеется, нельзя дать общие рекомендации для письменного делового общения, однако любой письменный текст в целом подпадает под один из двух методов изложения информации.

1.Метод обычной пирамиды позволяет излагать содержание, постепенно разворачивая перед читателями все подробности. В процессе изложения дается все больше и больше информации о людях, местах и событиях, подводя к кульминационной точке или заключению.

2.Метод опрокинутой (перевернутой) пирамиды позволяет сообщить все факты в первом же абзаце. Дальше в тексте излагаются подробности уже приведенных фактов. Новости в местной газете – хороший пример «опрокинутой пирамиды». Основная информация, которую хочет сообщить читателям репортер, практически вся находится в первых абзацах, а уже затем даются подробности, которые изложены в последующих абзацах. «Перевернутая пирамида» является также прекрасным методом написания сочинений, эссе, всевозможных писем и т.д.

Для того чтобы точнее и полнее отразить основную мысль письменного сообщения, желательно составить план, в котором все части должны быть связанны, взаимообусловлены и взаимодействовать между собой.

Тема «Автобиография».

Составление письменного сообщения методом «обычной пирамиды». На этом занятии учитель может использовать тексты по своему выбору, включая тексты из школьных учебников по литературе, истории или из газет и журналов.

Рекомендация учителю по проведению лабораторных работ по курсу

« Практика делового письма»

Лабораторные работы по данному курсу – один из методов обучения. Состоит он проведения наблюдений, анализа. Учащиеся выполняют работы в основном самостоятельно, на основе дидактического материала, в соответствии с поставленной познавательной задачей, на этапе усвоения и закрепления материала. Познавательно- исследовательская деятельность ребят направлена на понимание текстов, определения стилей и т.д.

          На занятиях можно использовать следующие виды лабораторных работ:

- деловая лаборатория;

- творческая лаборатория.

         Деловая лаборатория « Вы – руководитель». Здесь предполагается осознанное чтение текста, с тем, чтобы учащийся самостоятельно смог выполнить ряд предложенных заданий. Например, редактирование деформированного текста.

         Творческая лаборатория решает в процессе обучения определенные задачи: одна из них непосредственно связана с профессиональной ориентацией учащихся. Например, работа над аннотацией к профессии « Специалист по…..(выбор учащегося)» дает полное представление о ней. Задача девятиклассника – создать пакет деловых бумаг для оформления на работу по данной специальности или  грамотно оформить визитную карточку.

Рекомендация учителю по проведению практических работ

 по курсу « Практика делового письма»

( новые формы организации занятий)

        Целесообразно использовать на занятиях курса по выбору активные формы преподавания, которые позволяют учащимся учиться по способностям, приобретать навыки общения, сотрудничества.

      Класс делится на малые группы на различных этапах чтения курса, например, для коллективного обсуждения вопросов по текущей теме, проведение ролевых игр, практических упражнений.

      Желательно использовать следующие виды работ в малых группах:

- работа в «пирамидах»;

- круговая пирамида»;

- игры, практикумы и т.д.

      Работа в «пирамидах»

Шаг 1:Учащиеся работают индивидуально с целью прояснения собственной позиции по данному вопросу.

Шаг 2: Учащиеся работают попарно, обмениваясь соображениями и замечаниями, делясь своими идеями с напарником.

Шаг 3: Учащиеся работают в группах по 4 человека, обсуждая вопросы, целесообразность, приемлемость решений, затем обобщают выводы.

      Круговые презентации

Каждый учащийся должен выступить по предложенной теме.

приложение 3

Дидактический и раздаточный материал

Как правильно заполнить анкету

Единого бланка анкеты не существует, каждая организация имеет свою форму. Как правило, при заполнении анкеты от соискателя требуется предоставление следующей информации:

  • ФИО;
  • дата и место рождения;
  • гражданство;
  • домашний адрес, контактный телефон;
  • паспортные данные;
  • образование;
  • отношение к воинской обязанности;
  • сведения о трудовой деятельности: место и период работы, должность, функциональные обязанности;
  • профессиональные навыки и умения;
  • семейное положение;
  • сведения о близких родственниках: ФИО, год рождения, место жительства, место учебы или работы;
  • хобби.

         Анкета может также содержать требование о предоставлении фото, вопросы об источниках дохода, судимости, положительных и отрицательных чертах характера, желаемом уровне заработной платы, возможности предоставления рекомендаций и прочее.

Все сведения, указанные в анкете, являются конфиденциальной информацией и не подлежат разглашению.

Автобиография

Автобиография — это последовательное изложение пишущим основных этапов своей жизни.

Автобиография необходима при поступлении в учебное заведение, трудоустройстве и т.д. Кадровые службы различных организаций предъявляют свои требования к содержательной части автобиографии, связанные в первую очередь со степенью подробности изложения сведений об авторе и его ближайшем окружении.

В автобиографии должны быть указаны фамилия, имя, отчество, год и место рождения, образование (какие учебные заведения были окончены, по какой специальности), трудовая деятельность, семейное положение, основные сведения о ближайших родственниках и т.д.

Автобиография отличается от анкеты тем, что в ней данные отражаются более полно, т.е., например, могут быть указаны причины увольнения с предыдущего места работы, обосновано желание работать именно в этой организации и т. п. Автобиография подписывается и датируется составителем, хранится в личном деле сотрудника.

АВТОБИОГРАФИЯ

(Фамилия, имя и отчество полностью)

____________________________________

                                                                        (подпись)

____ ___________________ 200 ___ г.

Примечание:

Автобиография составляется собственноручно, в произвольной форме, с освещением следующих вопросов:

  1. Год и место рождения, социальное происхождение, гражданство.
  2. Когда и в каких учебных заведениях учился, какое получил

образование и специальность.

  1. С какого времени начал работать самостоятельно; причины перерывов

в работе и перехода с одной на другую.

Как писать автобиографию в военкомат

Строгих требований и правил по составлению данного документа не существует. Она пишется собственноручно, в произвольной форме. В автобиографии следует указать свои Ф.И.О., дату и место рождения, сведения об образовании, трудовой деятельности, состав семьи, указать дату и поставить свою подпись.

Образец автобиографии в военкомат

АВТОБИОГРАФИЯ

Я, Алехин Никита Владиславович, родился 11 февраля 1997 года в г. Когалым.

В 2003 году поступил в первый класс МБОУ « СОШ № 7» г. Когалыма. В настоящее время учусь в 11 классе данной школе.

На городской олимпиаде по информатике в 2012 году занял 3-е место.

Увлекаюсь спортом, принимаю участие в соревнованиях городского уровня по волейболу.

Состав семьи: отец – Алехин Владислав Николаевич, 1970 года рождения, программист в ООО «Берег»; мать – Алехина Нина Васильевна, 1973 года рождения, домохозяйка, сестра – Алехина Елизавета Владиславовна, 2005 года рождения, ученица 2-го класса МБОУ « СОШ №7».

Проживаем по адресу: г. Когалым, ул. Мира, д.25, кв. 102.

24 марта 2013 г.

Алехин

Н.В. Алехин

Заявление о зачислении в профильный класс

      Бланк заявления о зачислении в профильный класс имеет такую же структуру, как обычное заявление. Пишется на имя директора школы, от руки на листе бумаги формата А4 или набирается на компьютере. В тексте указывается предполагаемый профиль и дата приема.

Заявление отправляется в личное дело учащегося, и на его основании издается приказ о зачислении.

Образец заявления о зачислении в профильный класс

Директору МБОУ «СОШ № 7»

Т.А.Наливайкиной

                                                                ______________________

 (Ф.И.О. учащегося)

заявление.

        Прошу зачислить меня в  10 « А »  класс (гуманитарно-правовой профиль)

«____»______________2013 г.                     ___________________________

                                                                        Подпись

Результаты экзаменов:

_____________________

_____________________

_____________________

_________________________

В заявлении о приеме на работу соискателю необходимо предъявить следующие документы:

  • паспорт;
  • ИНН;
  • трудовую книжку;
  • страховое свидетельство пенсионного фонда;
  • документы воинского учета;
  • документ об образовании.

Образец заявления о приеме на работу

Директору ОАО «Радуга»
Иванову С.В.
Петрова Василия Григорьевича

заявление.

Прошу принять меня на работу старшим инженером с 19.03.2013 г.

18.03.2013.                                                                              

Петров

Доверенность на получение документов

Доверенность на получение документов – это документ, который выдается физическим лицом либо организацией и содержит в себе предоставление права на получение документов, их подачу и подпись от имени доверителя (того, кто выдает доверенность).

Бланк доверенности на получение документов содержит следующую информацию:

  • наименование документа;
  • место, дата составления;
  • данные доверителя (кто предоставляет права и обязанности): ФИО, паспортные данные физического лица, наименование организации, ФИО руководителя юридического лица;
  • полные данные доверенного лица (кому передаются права и обязанности): ФИО, паспортные данные физического лица / наименование организации, ФИО руководителя юридического лица;
  • само предоставление права;
  • подпись доверителя / печать организации.

Доверенность на получение документов не требует обязательного заверения, в случае, если она выдается юридическим лицом, оформляется на фирменном бланке организации.

Как написать объяснительную записку

Форма объяснительной записки произвольная. Оформление объяснительной записки осуществляется согласно основных требований к составлению деловых писем и состоит из:

  • реквизитов получателя (с указанием человека, кому адресована объяснительная);
  • наименования документа;
  • даты создания, номера документа;
  • заголовка к тексту («О …», «Касательно …»);
  • сам текст пояснения.

Объяснительная записка подписывается составителем.

Образец объяснительной записки об опоздании на урок

Классному руководителю
9 «А» класса МБОУ «СОШ №7»

Н.В.Петровой

объяснительная записка.

Я опоздал на урок литературы  10.12.2012г.  на 10 минут по причине посещения медпункта.

ученик  

 9 «А» класса                     Иванов

Г.И. Иванов

Примеры писем частного характера

Письмо – поздравление

Ветерану труда Ивану Ивановичу Петрову,

директору Белозерского городского автотехникума

Глубокоуважаемый Иван Иванович!

Позвольте от имени педагогов и учащихся техникума горячо поздравить Вас с днем рождения!

В этот радостный день мы от всей души желаем Вам, дорогой Иван Иванович, крепкого здоровья, успехов на профессиональном поприще, благополучия и достатка в доме, мира и счастья!

       С уважением,

       коллектив техникума

Письмо – приглашение

Уважаемый Иван Иванович!

Всероссийское объединение « Экспоцентр» имеет честь пригласить Вас к участию в 10- й международной выставке – ярмарке « Современная полиграфия». Выставка – ярмарка будет проводиться в г. Москве с 4 по 13 октября 2013 года.

       С уважением,

       председатель оргкомитета МВЯ «Современная полиграфия»

       А.П. Хитрова

Рекомендуемые формулировки для писем – приглашений

Приглашаем Вас на…..;

Имеем честь пригласить Вас…..

Направляем Вам приглашение на ….

Просим Вас принять участие …..

Позвольте пригласить Вас……

Ваше участие……

Ваш приезд…..

Письмо – извинение

Генеральному директору

компании « Мебель – ДВ»

Э.А. Зеленовской

Глубокоуважаемая Эмма Андреевна!

Акционерное общество « Томилин» приносит Вам свои искренние извинение в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору от 22 марта 2013 г. №12.

Позвольте, уважаемая Эмма Андреевна, выразить Вам наше огорчение в связи с этим неприятным фактом.

       С уважением,

       директор – распорядитель

       ЗАО « Томилов»

       А.П. Томилов

Рекомендуемые формулировки для писем – извинений

Примите извинения…

Прошу (просим) принять (наши) извинения…..

Приносим наши извинения…..

Мы просили бы принять наши извинения….

Я хотел бы извиниться перед Вами за ….

Данный инцидент расценен нами как досадное недоразумение….

Я крайне расстроен тем, что случилось…

Письма для выражения сожаления, сочувствия и соболезнования

Рекомендуемые формулировки для данных писем

Выражаем Вам…

Позвольте выразить…

Мы приносим вам…

Я обращаюсь к Вам со словами….

Мы свидетельствуем Вам наше…..

Мы понимаем Ваши чувства….

Мы заявляем о поддержке и участии….

Мы безмерно сожалеем….

Я сопереживаю….

Как правильно написать резюме

Ваше резюме - значимый шаг на пути поиска работы, оставляющий первое, но зачастую определяющее впечатление. Если резюме прочитано и Вас пригласили на собеседование - значит, первый ход оказался удачным.

Запомните, резюме всегда должно быть у Вас под рукой. Оно должно быть тщательно составлено. В него необходимо регулярно и оперативно, в соответствии с требованиями новой работы, вносить коррективы - ведь неизвестно, как срочно оно может понадобиться. «Подстраивайте" текст резюме для каждой вакансии.

Во-первых, учтите, Ваше резюме будет читать человек, который о Вас ничего не знает. Лучше всего резюме отправлять по электронной почте или заполнять на сайте, можно привозить лично. Старайтесь не пользоваться факсимильной связью - состояние большинства факс-аппаратов, а значит и вид резюме можно оценить, как "посредственное". Учтите, электронное резюме внешне не всегда будет не похоже на стандартное.

Во-вторых, резюме обязательно должно быть набрано на компьютере, предпочтительно в редакторе MS-Word (сохраняйте в формате .rtf ), выглядеть профессионально и презентабельно. Нежелательно представление ксерокопии, только первый экземпляр, отпечатанный на белой бумаге, предпочтительно на лазерном принтере. Фотографию предоставляйте по требованию (в основном - кадровых агентств). Объём - не более полутора страниц.

В-третьих, укажите вакансию или должность, на которую Вы претендуете. Называйте только те позиции, которые требуются компании.

В-четвертых, выделите крупным шрифтом фамилию, имя, отчество, дату рождения и число полных лет. Обязательны контактные данные: домашний, сотовый или рабочий телефон с указанием кода города. Не лишним будет указание адреса электронной почты. Домашний адрес с указанием почтового индекса, вплоть до номера дома и квартиры, для того, чтобы отправить Вам сообщение о вакансии по почте, если Вы не гарантируете безукоризненную работу телефона. Необходимо сообщить Ваше семейное положение. Не пишите о гражданских браках, разводах... Упоминайте о наличии детей в том случае, если их возраст или состояние здоровья окажут влияние на рабочий график и производительность труда. Если детей нет, это нужно отметить.

В-пятых, пишите только об образовании, оказывающем влияние на восприятие резюме в целом. Пишется год поступления и окончания техникума, ВУЗа и т.п., полное наименование учебного заведения и город, где он находится, факультет и специальность, указанная в дипломе. Форма обучения: вечерняя, заочная, очная. Отдельно - курсы и другие формы повышения квалификации. Не завышайте уровень знания иностранного языка. Возможна предварительная проверка уровня Ваших познаний работодателем или кадровым агентством. Указывайте владение бухгалтерскими программами, знание интернет, электронной почты и специальными программами, например, графическими редакторами; умение работать с офисными мини-АТС и оргтехникой: ксероксом, факсом. Не помешает упоминание об имеющихся категориях водительского удостоверении, наличии личного автомобиля.

В-шестых, обязательно нужно указать последние 2-3 места работы за период не более 10 лет, в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего, включая работу по совместительству. Должностные обязанности на каждой работе. Причины увольнения или поиска новой работы. Например: отсутствие профессионального роста.

И, наконец, отметьте Ваши положительные стороны: состояние здоровья, умение работать в команде, коммуникабельность и т.д.

Как правильно написать сопроводительное письмо к резюме

Как же написать сопроводительное письмо к отклику на вакансию? Если сопроводительное письмо к резюме отправляется целенаправленно руководителю кадровой службы либо руководителю компании, в шапке документа необходимо указать его Ф.И.О., должность и наименование компании.

Составление сопроводительного письма к отклику на вакансию начинается с обращения. Образцы обращений в сопроводительном письме:

  • Здравствуйте!
  • Добрый день!
  • Уважаемые господа!
  • Добрый день, …(имя/г-н или г-жа …/ ФИО)
  • Уважаемый/ая …(имя/г-н или г-жа …/ ФИО)

Далее необходимо написать, на какую вакансию претендуете, откуда узнали о ней. По желанию можете сказать несколько слов о компании (ее успехах, лидерстве, стабильности и т.п.).

Например:

  • Меня интересует / заинтересовала позиция…
  • Ваша компания известна как лидер в области …
  • Недавно увидел / а на Вашем сайте/на сайте …/ в газете открытую вакансию.

Затем необходимо сказать, почему обратились именно в эту компанию и хотите занять именно эту должность. Здесь можете сделать акцент на своих профессиональных достижениях, навыках работы.

Например:

  • Могу охарактеризовать себя, как…
  • У меня … лет опыта в сфере …
  • Я свободно владею …

В следующей части сопроводительного письма при отклике на вакансию необходимо выразить благодарность за прочтение письма и внимание к кандидатуре.

Например:

  • Спасибо за уделенное время на прочтение письма
  • Благодарю за внимание к моей кандидатуре
  • Буду благодарен / благодарна, если Вы сможете мне перезвонить
  • При необходимости смогу подъехать к Вам на собеседование в любое удобное для Вас время.
  • Если у Вас возникнут какие-то вопросы, можете связаться со мной по указанному ниже телефону.
  • С удовольствием приму предложение встретиться с Вами и более детально поговорить о…

Если вместе с сопроводительным письмом отправляется резюме, рекомендательное письмо, необходимо сказать:

  • Мое резюме и рекомендации Вы найдете в присоединенном файле.
  • Более детальную информацию о моей профессиональной деятельности Вы найдете в приложенном резюме.

Заканчивается составление сопроводительного письма к резюме следующими фразами:

  • С наилучшими пожеланиями, …(ФИО), … (Подпись)
    Телефон: …
  • С уважением, …(ФИО), … (Подпись)
    Телефон: …

Пример сопроводительного письма к резюме

  • Добрый день, уважаемая Татьяна!

На сайте http://hh.ru я узнал, что в Вашей компании открыта вакансия торгового представителя. Ознакомившись с перечнем квалификационных требований, я пришел к выводу, что могу претендовать на данную должность, учитывая тот факт, что уже почти 2 года работаю в сфере продаж, при этом эффективно выполняя поставленные передо мной планы и задачи.

  • Желаемый уровень заработной платы: от 10000тыс. рублей.

Более детальную информацию о моих обязанностях и достижениях на должности торгового представителя Вы можете увидеть в приложенном резюме. С удовольствием приму предложение встретиться с Вами и рассказать более подробно о своем профессиональном опыте работы и возможном потенциале. Вы можете связаться со мной по телефону (495) 111-11-11.

Заранее благодарю Вас за внимание к письму и уделенное моей кандидатуре время.

  • С уважением, Комаров Юрий Викторович.

Тема «ВИЗИТНЫЕ КАРТОЧКИ»

Общие требования к их составлению

     Общее требование к шрифту визитных карточек заключается в том, что он должен быть легко читаем. Имя, как правило, выделяется полужирным шрифтом большего размера. Не рекомендуется использовать сложные готические и декоративные шрифты.

      Будьте осторожны с использованием курсивного начертания шрифтов, особенно если у вас редкая и труднопроизносимая фамилия. Не следует также использовать курсивный шрифт при написании данных на иностранном языке.

       Как правило, визитная карточка должна иметь черный текст на белом фоне, напечатанный без каких - либо рамок, завитушек. В цветовой гамме не рекомендуется далеко отходить от черно-белой гаммы. Предпочтительнее сосредоточиться на выборе качественной бумаги, которая может быть слегка тонирована, иметь сатинированную поверхность. Следует избегать глянцевой поверхности карточек. Цветными и необычными визитными карточками пользуются художники, коммивояжеры, работники типографии, службы сервиса и рекламных агентств. Черная рамка на визитной карточке допускается в знак траура.

Оборотная сторона карточки должна быть чистой, она предназначена для записей. Допустимы двусторонние карточки – с текстом на другом языке на оборотной стороне. Главное – соблюсти правила написания карточки на иностранном языке.

Деловая визитная карточка – это неотъемлемый атрибут современного делового общения, которое начинается, как правило, с обмена визитными карточками. На деловой визитной карточке должны быть четко обозначены фамилия и имя (отчество) владельца визитной карточки, название фирмы или организации и должность указанного лица, полный почтовый адрес места работы и другие сведения. Также уместно использование логотипа фирмы или организации

        У государственных чиновников (служащих) на визитной карточке может находиться изображение государственного флага или герба. Деловая визитная карточка без адреса не соответствует нормам этикета.

         Деловые визитные карточки сотрудников магазинов, предприятий сферы услуг и т.п. иногда не соответствуют строгим нормам. По сути, это не только информационная, но и рекламная продукция. На обороте может быть схема проезда, девиз фирмы, символ, фото владельца и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа курса по выбору 8-9 кл.

Данная программа рассчитана на учащихся 8-9 кл. и называется "Простые шаги к счастью"...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Избранные вопросы математики»

Данная авторская программа   разработана   для   учащихся   9-х   классов    основной общеобразовательной школы. Программа составлена н...

Авторская программа курса по выбору: «Флористика и фитодизайн»

Программа  курса по выбору «Флористика и фитодизайн» предназначена для учащихся 9-х классов, объём программы - 17 часов....

Авторская программа курса по выбору «ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ» Для учащихся 8-9 классов.

Всякий подросток является личностью и несет в себе нечто уникальное, непохожее на других детей. Но, под воздействием современной т.н. «молодежной культуры» и из-за отсутствия необходимого внимания со ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "КУРС ПО ВЫБОРУ: ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 9 КЛАСС"

Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов и содержит в себе теоретическую и практическую часть, каждая из которых рассчитана на 11ч и 6 ч соответственно....

Авторская программа курса по выбору "Немецкая литература 20 века"

Курс по выбору  "Немецкая литература 20 века" (Учебный курс предпрофильного обучения для учащихся 9-х классов, 17 часов)...

Авторская программа курса по выбору «ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ» Для учащихся 8-9 классов

Важным моментом в воспитании подростков является и то, что часто из хороших и добрых побуждений мы стараемся как можно быстрее приобщить их к высшим нравственным идеалам. Но при этом не всегда учитыва...