Игры на уроках немецкого языка: из опыта работы.
методическая разработка по немецкому языку (5 класс) на тему

С опытом работы большинство преподавателей осознает, что ограничиваться какой-то одной методикой или работать с однотипным материалом неэффективно. Но, какой бы ни была методика, с какой бы возрастной группой ни работал преподаватель иностранного языка, ни каком бы этапе обучения ни находились его ученики, без игровых и творческих заданий не обойтись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_urokah.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

                    Обучающие игры на уроке немецкого языка

С опытом большинство преподавателей осознает, что ограничиваться какой-то одной методикой или работать с однотипным материалом неэффективно. Но какой бы ни была методика, с какой бы возрастной группой ни работал преподаватель иностранного языка, на каком бы этапе обучения ни находились его ученики, без игровых и творческих заданий не обойтись, ведь эти виды работы помогают решить сразу несколько задач.

Прежде всего, игровые задания вносят разнообразие в учебный процесс и повышают его привлекательность в глазах учащихся. При этом игровые виды работы выполняют не только развлекательную функцию, но и служат практическим целям. Так, игры, направленные на развитие устной речи, могут быть полезными при закреплении навыков построения утвердительных и вопросительных предложений. Эти игры незаменимы на начальном этапе обучения, когда учащийся еще умеет общаться, выражать свои мысли, обмениваться мнениями и впечатлениями на иностранном языке, но уже может строить простые фразы и нуждается в тренировке полученных навыков. Есть игры, направленные на тренировку памяти, фантазии, логического мышления, то есть тех качеств, развитие которых  обеспечивает успех в освоении иностранного языка. А многие игры могут стать нашими помощниками при закреплении лексики, в том числе тематической. Эти задания позволят проверить, насколько велик словарный запас учеников. Немаловажное место в различных коммуникативных методиках отводится так называемым ролевым играм, в которых ученикам предлагается представить себя в той или иной роли и разыграть, экспромтом или после подготовительной работы, небольшую сценку. Подвижные игры, не основанные на речевой деятельности, также могут быть полезны при изучении иностранного языка. Авторы появившейся в 60-е годы в Америке методики Total Physical Response утверждали, что человеку, изучающему иностранный язык, необходима двигательная реакция на полученную информацию: ведь маленькие дети всегда реагируют на речь взрослых выполнением той или иной команды. Эта реакция, с одной стороны, служит подтверждением того, что они поняли содержание обращенных к ним слов, а с другой – позволяет им четче связать форму приказа с содержанием. Дети могут выполнять всевозможные команды преподавателя, а также участвовать в играх, предполагающих выполнение движений и действий, связанных с получаемой речевой информацией.

Игровые виды работ могут быть использованы на всех этапах обучения – от начального до продвинутого. Играть можно и при закреплении нового материала, и при тестировании учащихся на усвоение предыдущих тем, и на повторительно-обобщающих уроках, и даже на переменах или во внеурочное время.

Разумеется, соотношение игровых заданий с другими видами работы целесообразно варьировать в соответствии с возрастным составом группы, наличием мотивации учащихся и т. д. С детьми младшего возраста следует играть как можно больше, превращая любое задание в игру или в соревнование. С подростками дело обстоит иначе. Если учебное время позволяет, то рекомендуется на каждом занятии уделять десять-пятнадцать минут проведению игры, выбранной с учетом уровня подготовки и потребностей данного этапа обучения. Следует чередовать лексические игры с играми, направленными на развитие навыков устной речи. В любом случае цель игры, ее практическое значение и своевременность на данном этапе должны быть очевидны как самому преподавателю, так и учащимся.

Остановлюсь на отдельных видах игр, используемых мной на различных этапах урока. В обучении младших школьников я не всегда пользуюсь системой оценок. Правила игры продумываю так, чтобы ошибка в речевом действии приводила бы к проигрышу в игре.

Урок всегда начинается с фонетической зарядки, так как очень важно заставить речевой аппарат функционировать в рамках изучаемого языка. Стараюсь провести ее в занимательной форме. Для этого использую считалки, имитационные песенки, часто в гости к детям приходят сказочные персонажи и проводят свои фонетические упражнения. Например, с киской Мице повторяем скороговорку «Die Katze kratzt mit ihrer Tatze an Treppe, Teppich und Matratze». Кто-нибудь из ребят надевает маску кошки и изображает кошку, а весь класс с учителем повторяет эту скороговорку в различном темпе: быстро, медленно, акцентируя звуки[k],[t] .

На этапе предъявления нового материала мы тоже стараемся играть . Так, при изучении темы «Семья» в гости к ребятам приходит очень забавная «Кошачья семья».Глядя на эту «семейку», мы сочиняем сказку про кошек, даем всем членам семьи имена, и новая лексика по теме усваевается легко и с удовольствием.

Для закрепления и контроля знаний я использую следующие игры:

  1. «Wortsalat».

Цель: тренировка написания букв, повторение лексики.

Реквизит: бумага и карандаш для каждого ученика, доска и мел.

Ход игры: учитель называет вперемешку буквы какого-нибудь слова.

Ученики записывают буквы. Кто первым составит слово, тот записывает его на доске. Когда эта форма задания усвоена, то победивший ученик может задумать свое слово и вести игру вместо учителя.

  1. «Bingo - Spiel».

Цель: тренировка чисел от 0 до 20, от 0 до 50 и т. д., тренировка букв алфавита.

Реквизит: бумага и карандаш для каждого ученика, для учителя листок с цифрами или буквами.

Ход игры: каждый ученик рисует квадрат с 9 клетками (показать на доске) и вписывает во все девять клеточек цифры или буквы:

Учитель называет числа на немецком языке в любом порядке. При этом он вычеркивает в своем листочке названное число. Если это число имеется в клеточке ученика, он вычеркивает его. Игрок, который первым вычеркнет все 9 чисел, громко заявляет об этом и является победителем. Он вслух читает все свои 9 чисел. Таким же образом проводится игра на узнавание букв алфавита.

  1. «Цвет, цвет, выходи!»

Цель игры: отработка лексики по теме «Цвет».

Ход игры: учащиеся встают в круг. Водящий называет цвет, например, rot. Участники игры должны быстро найти одежду или какой-нибудь предмет в классе этого цвета и показать его.  Кто первым это сделает, тот становится водящим. Игра возобновляется.

  1. «Sonntag ruft Montag».

Цель: отработка названия дней недели.

Ход игры: ученики образуют круг. В центре стоит руководитель игры. У него в руках мяч. Он бросает мяч ученику и говорит: «Sonntag ruft Montag». Ученик ловит мяч, затем бросает его другому ученику, называя следующий день недели: «Montag ruft Dienstag». Кто ошибется, тот выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все дни недели не будут названы. Игру можно видоизменить, подставляя другую лексику для отработки, например, названия месяцев, времен года.

  1. «Зашифрованная пословица».

Преподаватель пишет на доске текст пословицы слитным словом. Учащиеся должны как можно быстрее расшифровать фразу, разделив ее на отдельные слова.

  1. «Последнее слово».

Преподаватель читает пословиц, не произнося последних слов. Учащиеся, глядя в список завершающих слов и словосочетаний, пытаются дополнить предложения. Тот, кто первым произносит нужное слово, получает очко. Выиграет тот, кто наберет наибольшее количество очков.

При проведении ролевых игр я обязательно учитываю особенности

темперамента и характера каждого ребенка. В начале игры ученикам-лидерам я даю роли  инициативных персонажей, застенчивые дети  получают роли ведомых. Постепенно подбираю роли, противоположные индивидуальным особенностям ребенка, т. е. занимаюсь психокоррекцией их поведения.

        И последнее. Дети очень уязвимы и болезненно относятся к критике и к поражениям. Коллеги, избегайте объявлять того или иного ребенка проигравшим (лучше – выбывшим из игры); следите за тем, чтобы все дети в ходе игры были в равных условиях; выбирайте ведущего, используя считалку или по жребию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ немецкого языка. Из опыта работы

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ   немецкого языка. Из опыта работы....

Использование компьютерных технологий на уроках немецкого языка (из опыта работы)

Рассказывается об опыте использования компьютерных технологий на уроках немецкого языка...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка (из опыта работы)

Рассказывается об использовании здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого (или другого иностранного языка)....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Н.Ю. Кулюшина (МБОУ Гимназия №94, г.Казань, учитель немецкого языка)ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)«Знать много языков – значит иметь много кл...

Использование скороговорок на уроках немецкого языка ( из опыта работы)

Скороговорки  помогают в постановке произношения учащихся. Так же их можно использовать для повышения уровня устного немецкого....

Игры и игровые приёмы как средство повышения эффективности урока иностранного языка (из опыта работы)

Игра занимает особое положение в педагогическом процессе и даёт возможность детям проявить свою активность и самостоятельность, воображение, реализует представления об окружающем....

Использование современных педагогических технологий на уроке немецкого языка (из опыта работы)

Неотъемлемой частью развития общества являются изменения в системе образования.  Новые образовательные стандарты предполагают переосмысление методов и технологий обучения иностранным языкам. В но...