Универсальные образовательные технологии на уроках немецкого языка.
учебно-методический материал по немецкому языку (5 класс) на тему

Обучение  в логике системно – деятельностного подхода отличается, прежде всего, деятельностью учителя и ученика. Если говорить точнее, то имеется в виду взаимодействие учащихся и учителя, взаимодействие самих учеников, где ученик становится живым участником образовательного процесса.

Каким образом включить ученика в образовательный процесс? На сегодняшний день ответ на этот вопрос только один: с помощью действия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 665.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Универсальные образовательные технологии на уроках немецкого языка.

Учитель немецкого языка

Старовойтова Елена Анатольевна

Выступление на Августовской педагогической конференции

 2017 год

Абакан

Основные задачи современного образования - не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самообразованию и самореализации, научить применять эти знания в деятельности (теоретической, практической, профессиональной и т.д.).

Новая личностно-ориентированная парадигма образования направлена на развитие личности ребёнка: любознательной, активно познающей мир, умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности и эффективному использованию полученных знаний и навыков на практике. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД),  выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.

Фундаментальное ядро содержания общего образования называет одним из современных подходов к обучению системно-деятельностный подход. На сегодняшний день он наиболее полно описывает структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения учебного материала.  Деятельностная гуманистическая личностно-ориентированная парадигма, которая лежит в основе данного подхода, основана на субъект-субъектных отношениях:  Ученик -  Средства обучения – Учитель.

 Обучение  в логике системно – деятельностного подхода отличается, прежде всего, деятельностью учителя и ученика. Если говорить точнее, то имеется в виду взаимодействие учащихся и учителя, взаимодействие самих учеников, где ученик становится живым участником образовательного процесса.

Каким образом включить ученика в образовательный процесс? На сегодняшний день ответ на этот вопрос только один: с помощью действия. Выполнение какого – либо действия, участие в какой – либо деятельности  требуют от ученика определённых знаний. Знание и действие - это два понятия, которые неразрывно связаны между собой. Недаром в древних языках слово «знаю» имело значение «реализую в жизни на практике».

Организовать учебную деятельность школьника, которая будет способствовать прочному усвоению знаний, формированию универсальных учебных действий – это и есть, на мой взгляд, основная функция учителя в школе. В связи с этим хочется привести слова Л.С. Выготского, который говорил, что  «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны (в данном случае наши ученики), получая от них только направление собственного движения».

Какие образовательные технологии наиболее эффективно помогают учителю создать условия для успешной учебной деятельности школьников, учитывать специфику контингента обучающихся?  

Я назову несколько базовых, на мой взгляд,  универсальных образовательных технологий, использование которых на уроках и во внеурочной деятельности  помогает мне организовать учёбу, направленную на достижение планируемых результатов: это разноуровневое (дифференцированное)  обучение, обучение в сотрудничестве, метод проекта, игра.

Все эти технологии тесно связаны между собой и практически не существуют друг без друга, но каждая из них направлена на достижение своей определённой цели в воспитании и образовании школьника.

    Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения предполагает осуществление познавательной деятельности учащихся с учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов, где достижением ученика считается освоение каждого учебного действия (при развитии его способности с одного уровня на следующий)  даже в случае перехода умения (учебного действия) с самого низкого – на низкий, с продвинутого – на высокий.

    Проектная технология обеспечивает личностно-ориентированное обучение,  способствует развитию творчества, познавательной деятельности, самостоятельности, ориентирует обучаемых на совместную исследовательскую работу, учит воспринимать, перерабатывать полученную информацию, анализировать её, использовать полученные знания в новой учебной ситуации.  

На уроках в начальной школе и в 5 – 6 классах ребята выполняют в основном краткосрочные проекты на 1 – 2 урока. В качестве примера приведу работу над одним из таких  краткосрочных групповых проектов в 5 классе при изучении темы «Старинный немецкий город. Что в нём имеется?» по учебнику И.Л.Бим и Л.И.Рыжовой «Немецкий язык», изд. «Просвещение».  Свои лексические знания по теме «Городские объекты» школьникам нужно применить в новой ситуации: помочь туристу познакомиться с Абаканом.

Проект в форме коллажа имеет название «Что мы можем показать туристу в Абакане?».  Дети выполняют задание в группах по 3 - 4 человека. На листе бумаги они с помощью картинок, рисунков, подписей создают схему нашего города, в которую входят городские объекты, подходящие, по их мнению, для посещения или осмотра туристом. Школьникам с помощью плана необходимо составить небольшое описание нашего города: 1) Каким вы находите Абакан? 2) Что находится в центре города? 3) Что бы вы хотели показать туристу в нашем городе? Для защиты своего проекта группа может воспользоваться опорами в форме незаконченных предложений.

Вся лексика и употребление её в предложениях отрабатывается на предыдущих уроках, когда ученики составляют описание старинного немецкого города по картинке на странице 46 учебника.

Продолжением работы над проектом является домашнее задание, где ребята уже выбирают свои специальные  проекты: «Абаканский зоопарк», «Парки Абакана» (можно рассказать об одном из парков),  «Центр города», «Моя школа». Для успешного выполнения задания школьники по желанию могут взять у учителя опоры в виде вопросов или незаконченных предложений для устной защиты.

В начальной школе выполняются небольшие проекты: книжка «Алфавит»,  «Моя семья», открытка-приглашение на день рождения, Рождественская поздравительная открытка.

   

    Технология обучения в сотрудничестве  реализует идею взаимного обучения в группах или парах, осуществляя как индивидуальную, так и коллективную ответственность за решение учебных задач.

Примером использования на уроках немецкого языка технологии сотрудничества может служить  фрагмент урока в 5 классе при изучении темы «В старинном немецком городе. Что здесь есть?». Хочу показать вам этап урока. Цель: развитие навыков чтения с поиском информации и переход на его основе к монологической речи по опорам. Текст составлен на полностью знакомом для учащихся лексическом материале и является кратким описанием города Берлина, написанном от лица немецких школьников.

«Sven und Sabina erzählen über Berlin».

Berlin ist die Hauptstadt Deutschlands. Das ist eine typische deutsche Stadt. Die Stadt ist alt und doch ist sie jung und modern.

Berlin liegt am Fluss. In der Stadt gibt es viele große und kleine Brücken. Im Stadtzentrum ist das Rote Rathaus. In Berlin sind viele schöne Schlösser, Burgen und Kirchen, Theater und Museen. Da gibt es grüne Parks, nette Cafes, Banks, Hotels, Geschäfte.

Berlin ist groß. Hier sind viele Werke und Fabriken, Autos, Busse und Obusse. In der Stadt sind ein Zirkus, ein Zoo. Im Zoo sind Tiger und Zebras, Kängurus und Krokodile, Flamingos und Papageien.

Die Wohnhäuser in Berlin sind klein und groß, alt und modern. Die Berliner finden ihre Stadt schön und romantisch. Und wie findest du Berlin?

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Семантизация

1.Развитие навыков чтения с поиском информации

(парная)

Ученики отвечают на вопрос учителя.

Школьники могут на русском языке рассказать, что им известно о Берлине.

1.Школьники смотрят на экран, где демонстрируются несколько слайдов с видами города Берлина. После просмотра они  задают друг другу вопрос:

Ученик 1: Wie findest du Berlin?

Ученик 2: Ich finde Berlin nett. Und du? Wie findest du Berlin?

Ученик 1: Ich finde Berlin schön und  romantisch.

Учитель предварительно интересуется, что школьники знают о столице Германии.

Sagt, was wisst ihr über Berlin? Ihr könnt Russisch sprechen.

1.Schaut auf die Leinwand.  Wie findet ihr Berlin? Befragt einander.

2.Составление плана к тексту с помощью вопросов.

(групповая, индивидуальная)

2 а)

Ученики делятся на  группы по 3 – 4 человека, получают от учителя текст о Берлине и читают его.

2 б) Каждая группа берёт у учителя комплект карточек с вопросами к тексту. Школьники ещё раз читают текст и расставляют вопросы в правильной последовательности. Это будет план к тексту.

    Der Plan zum Text.

                                                                           

Wie ist Berlin?

Wo liegt die Stadt?

Gibt es hier viele Brücken?

Was ist im Stadtzentrum?

Was gibt es in der Stadt?

Gibt es in Berlin einen Zoo?

Wie sind die Wohnhäuser?

При контроле представители от группы вывешивают карточки на доску и вслух  зачитывают и переводят вопросы.

2 а)Учитель перед уроком проводит деление детей на учебные группы, включая в их состав разных по успеваемости школьников.

Teilt in Gruppen! Lest, wie unsere deutschen Freunde Sven und Sabina Berlin beschreiben.

2 б)Учитель просит каждую группу взять карточки с вопросами и расставить их в правильной последовательности согласно содержанию текста.

Lest eure Varianten vor und übersetzt ins Russische die Fragen.

2 в)Поиск информации в тексте: ответы на вопросы.

Используемый приём - «Ажурная пила» (обучение в сотрудничестве).

Цель: создание условий для активной совместной деятельности учащихся для поиска информации.

(групповая форма работы со сменой партнёров)

3.Контроль выполнения задания

2 в)Каждый  участник группы получает вопросы, ответы на которые они ищут в тексте. Карточки с вопросами и опорами для ответов есть у каждого школьника. Вопросы распределены на карточках разного цвета, что облегчит организацию групп экспертов. Сильному ученику в каждой группе достаётся вопрос:  Was gibt es in der Stadt?

2 г)Школьники, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. При этом каждый из них заполняет свою карточку (вставь пропущенные слова). Учитель подходит к каждой группе экспертов  и проверяет их письменные ответы.

2 д)Ребята возвращаются в свои группы и обучают своих товарищей правильным ответам. В результате каждый участник группы  отвечает на свой вопрос и рассказывает его остальным.

В конце работы любой участник группы должен ориентироваться в тексте и отвечать на все вопросы.

3.Ребята рассказывают подготовленные предложения.

2 в)Jede Gruppe teilt die Kärtchen mit den Fragen.

2 г)Organisieren wir die Gruppen der Experten. Das sind  die blauen Kärtchen, die roten Kärtchen, die grünen Kärtchen (und so weiter).

 

 Die Experten besprechen die Antworten und schreiben aus dem Text die Information heraus.

2 д)Sind die Experten fertig?

Nehmt eure Plätze und täuscht die Information aus. Hört einander aufmerksam zu.

3.Schüler, was wisst ihr jetzt über Berlin? Jede Gruppe beantwortet die Fragen. Hören wir einander zu.

Die Gruppen haben alle Fragen richtig beantwortet. Ihr bekommt gute Noten.

Домашнее задание

Школьники записывают домашнее задание.

Учитель даёт задание на дом: используя вопросы и текст о Берлине,  приготовить устное сообщение «Что я знаю о Берлине?». Рисунки или коллаж к рассказу приветствуется.

Карточки для заполнения ответов

Suche im Text die Antworten auf die Fragen.

Wie ist Berlin? -   Berlin ist …

Wo liegt die Stadt? -    … liegt am …

Gibt es hier viele Brücken? - In der Stadt gibt es …und…

Was ist im Stadtzentrum? - Im Stadtzentrum ist …

Was gibt es in der Stadt? -  In … sind viele …

                                            Da gibt es …

                                            Hier sind …

Gibt es in Berlin einen Zoo? – Es gibt in …

Wie sind die Wohnhäuser? - Die Wohnhäuser sind …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках немецкого языка.

Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее ...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

УУД - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта....

Образовательные технологии на уроках немецкого языка как основы системно-деятельностного подхода в обучении.

В современном обществе речь идет о том, что передавать молодому поколению надо не только и не столько знания, умения и навыки, сколько способы действия и систему ценностей, которые не могут сформирова...

Продуктивное использование новых образовательных технологий на уроке немецкого языка и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе

Проектирование современного урока немецкого языка в соответствии с требованиями ФГОС. Методы и формы современного урока немецкого языка...

Применение современных образовательных технологий на уроках немецкого языка

Стремление научить рождает поиск, поиск таких форм работы, которые обеспечивают максимальную творческую активность каждого ученика; поиск и создание новых наглядных пособий; использование новых игр и ...