Педагогическая статья на тему "Игры на уроках иностранного языка"
статья по немецкому языку на тему

Данная статья отражает способы активизации и расширения словарного запаса за счет игр на уроках иностранного языка. По результатам наблюдений можно сделать вывод, что игры на уроках иностранного языка расширяют словарный запас, развивают коммуникабельность и формируют мотивационную устойчивость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение педагогических игр на уроках иностранного языка (из опыта молодого специалиста)

                                                  Составитель: Драгунова Анастасия Николаевна                                                                                                             учитель немецкого языка

ГБОУ № 57

Санкт-Петербург

Аннотация:  данная статья отражает способы активизации и расширения словарного запаса за счет игр на уроках иностранного языка. По результатам наблюдений можно сделать вывод, что игры на уроках иностранного языка расширяют словарный запас, развивают коммуникабельность и формируют мотивационную устойчивость.

Благодаря открытому межнациональному общению и расширению возможностей для путешествий, изучение иностранного языка (в том числе в школе) становится все более популярным. Стоит обратить внимание на то, что в настоящее время основной целью изучения иностранного языка является решение коммуникативной задачи. Чтобы научить решать коммуникативную задачу, учитель должен использовать разные формы и методы работы.    

Однако, помимо основной задачи всегда есть и второстепенные, но не менее важные. Во время образовательного процесса у обучающихся должна быть активизирована мыслительная деятельность, сформирована мотивационная устойчивость, развит творческий аспект и т.д. Игровая деятельность на уроках иностранного языка способствует всему выше перечисленному. В процессе игры у детей всегда возникает интерес к происходящему на уроке,а стеснительность и скованность наоборот, пропадают, что и помогает преодолеть языковой барьер.

 Стоит отметить, что педагогическая игра (в отличие от понятия слова “Игра” в целом) всегда имеет характерную особенность–четко сформулированную цель и соответственный результат, который необходимо достичь. Таким образом,  игры на уроках ИЯ можно разделить на языковые и речевые. Языковые, в свою очередь, делятся на лексические, грамматические, фонетические, синтаксические.  

Для достижения поставленных целей на уроках иностранного языка можно использовать следующие игры:

- Игра “Лото”. Цель: тренировка числительных (в т.ч. порядковых). Каждый игрок получает по одной-три игровых карточки и располагает перед собой в удобном для себя порядке. Назначается ведущий – игрок, который достает бочонки из мешочка и объявляет номера. Игроки, которым выпал номер или номера, закрывают их фишками. Выигрывает тот игрок, кто первым закроет все цифры на одной из карточек.

- Игра “Крокодил”. Цель: закрепление лексики по пройденным темам. Ученики по очереди показывают при помощи жестов,мимики, прыжков и т.д. загаданное ими же слово в соответствии с пройденной лексикой.  При этом тому, кто показывает слово, запрещается делать какие-либо пометки на доске/ в тетради и издавать, а так же произносить вслух секретное слово( в т.ч. шепотом или только губами). Выигрывает тот, чьи слова отгадали наибольшее количество раз.Игра тренирует лексику, повышает мотивационную устойчивость,  развивает коммуникабельность, настраивает ребенка на контакт со сверстниками.

- Настольная игра “Назови место”. Цель: закрепление грамматической темы “Управление предлогов”. Ученики садятся в круг, перед ними лежит карта с названиями географических мест, на карте есть старт и финиш. Каждый из учеников по очереди кидает игральный кубик и называет доставшееся ему место во всех падежах с соответствующими предлогами. Выигрывает тот, кто дойдет до финиша и ни разу не ошибется. Игра тренирует социокультурную компетенцию, расширяет кругозор, формирует мотивационную устойчивость, закрепляет грамматические структуры.

- Игра “Съедобное- несъедобное”. Цель: закрепление лексики по теме “Еда”. Один из учеников (ведущий) выходит к доске и по очереди кидает мягкий мяч/ игрушку по классу, произнося при этом какое-либо существительное. Если названное слово означает что-то съедобное, то игрок, которому кинули мяч, должен его поймать. Если названное слово означает что-то несъедобное-мяч остается нетронутым. Если названо было съедобное, а игрок не поймал мяч\игрушку, то тогда этот игрок становится ведущим. Игра развивает аудитивные навыки, способствует расширению вокабуляра, формирует мотивационную устойчивость, помогает вспомнить и закрепить ранее изученную лексику, тренирует фонетику.

- Игра “Составь текст”. Цель: развитие чтения как репродуктивного вида деятельности. Дети делятся на несколько групп, каждой группе выдается набор определенных фраз, разложив которые в верной последовательности, получится полноценный текст. Выигрывает та группа, которая быстрее справится с заданием. Игра формирует умение работать с текстом, формирует мотивационную устойчивость, развивает внимательность.

-Игра “Скажи!”. Цель: развить аудирование и чтение как виды речевой деятельности. Участники садятся в круг, перед ними лежит карта, поделенная на участки с названиями разных тем. Каждый игрок по очереди кидает игральный кубик  и говорит 2-3 предложения по той теме, которая ему выпала. Игра формирует аудитивные навыки, развивает коммуникабельность, память; помогает вспомнить и закрепить ранее изученный материал.

Таким образом можно сделать вывод, что игры на уроках иностранного языка позволяют пройти новый/ закрепить старый материал в веселой и непринужденной атмосфере, раскрыть творческий потенциал обучающихся, использовать различные формы и виды деятельности во время урока,  развить коммуникабельность, изучить виды речевой деятельности, сформировать мотивационную устойчивость и решить коммуникативную задачу.

Список литературы:

1. Соловова Е.В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е.В. Соловова – М.: Просвещение, 2005.

2. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия, 2005.

3. Иванченко А..И. Практическая методика обучения иностранным языкам. /А.И. Иванченко- М.: Каро, 2016

4. Электронный журнал “Иностранные языки в школе”  http://www.flsmozaika.ru/

5. Иванова Т.В. Теория и методика обучения иностранному языку. Базовый курс лекций / Т.В. Иванова, И.А. Сухова. – Уфа: БГПУ, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья - презентация "Контроль на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля."

Данный материал будт полезен для выступлния на методобъединениях, так как данная проблема является наиболее актуальной в нашей области. В качестве примера, можно использовать мой  материал "The f...

Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")

Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...

статья "Интерактивная доска на уроках иностранного языка"

Как помогает интерактивная доска учителю на уроках....

Статья: «Использование игр на уроках иностранного языка в целях развития лексико-грамматических навыков».

В данной статье описывается обучение иностранным языкам по средствам игр. Через игру можно развить у обучающихся мотивацию к изучению иностранного языка. Разработана классификация дикатических игр. В ...

Статья: «Использование игр на уроках иностранного языка в целях развития лексико-грамматических навыков».

В данной статье описывается обучение иностранным языкам по средствам игр. Через игру можно развить у обучающихся мотивацию к изучению иностранного языка. Разработана классификация дикатических игр. В ...

методическая статья "Нравственное воспитание на уроках иностранного языка"

  «Урок иностранного языка в школе – это особый урок, он должен дарить детям радость», - гласит известная аксиома. Весь арсенал педагогических средств направлен сегодня на дости...

Статья "Нравственное воспитание на уроках иностранного языка"

Статья "Нравственное воспитание на уроках иностранного языка" содержит анализ воспитательного потенциала урока иностранного языка в сравнении с другими учебными дисциплинами....