Пути обучения чтению
статья по немецкому языку на тему

Тишина  Анна Михайловна

    Главная цель обучения чтению на немецком языке - развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем чтобы выпускник школы был способен к самореализации самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. Однако чтобы достичь этих целей нужно включить ещё одно звено: формирования у школьников способности к объективной самооценке.  Речь идёт как о внешней оценке учителям ожиданий в отношении перспектив развития, потенциала того или иного ученика, так и самооценки, то есть ожиданий учащихся относительно собственных успехов или не успехов в той или иной области. 

   Чтение – активный конструктивный процесс. В процессе чтения наш мозг воспринимает и хранит смысловое единство, которое мы конструируем. Конструирование смысла протекает как интерактивная деятельность, в процессе которой взаимодействуют два источника информации – информация из источника и имеющиеся у читаемого знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_obucheniya_chteniyu.docx63.07 КБ
Файл puti_obucheniya_chteniyu.pptx117.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

               Теоретический материал

                         по теме

          «Пути обучения чтению»

                                     

                                           

                                                 Подготовила

                                               Тишина  Анна Михайловна                            

                                                учитель немецкого языка  

                                               МБОУ Лотошанской СОШ

                                 Краснозёрское- 2014

                                                 

                                               Оглавление

Введение                          

Глава 1. Режимы обучения чтению

Глава 2. Этапы обучения чтению
                   2.1.Виды чтения

                    2.2.Начальный  этап обучения чтению

Глава 3. Приёмы обучения выразительного и осмысленного чтения

Заключение

Литература

                                             

                                       

                                                Введение

   Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Чтение занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности. В.А.Сухомлинский, исследовав причины умственной отсталости школьников, правильно подметил:« Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга».

    Чтение - рецептивный вид речевой деятельности, поскольку оно связано с восприятием, то есть рецепцией и пониманием информации. В процессе чтения происходит осмысление и оценка информации, содержащейся в тексте. Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности. В чтении выделяют содержательный план, то есть о чём текст, и процессуальный план как прочитать и озвучить текст. В содержательном плане результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного, в процессуальном - сам процесс чтения, то есть, соотнесение графем с фонемами; формирование внутреннего речевого слуха, что находит выражение в чтении вслух и про себя, медленном и быстром, с полным пониманием или с общим охватом содержания. (1,с.45)

    Главная цель обучения чтению на немецком языке - развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем чтобы выпускник школы был способен к самореализации самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. Однако чтобы достичь этих целей нужно включить ещё одно звено: формирования у школьников способности к объективной самооценке.  Речь идёт как о внешней оценке учителям ожиданий в отношении перспектив развития, потенциала того или иного ученика, так и самооценки, то есть ожиданий учащихся относительно собственных успехов или не успехов в той или иной области.  

   Чтение – активный конструктивный процесс. В процессе чтения наш мозг воспринимает и хранит смысловое единство, которое мы конструируем. Конструирование смысла протекает как интерактивная деятельность, в процессе которой взаимодействуют два источника информации – информация из источника и имеющиеся у читаемого знания.(7,с.279,прил.1)

 Чтение как средство изучения широко используется для лучшего овладения лексикой. Выполнение упражнений позволяет учащемуся многократно встречать слово в различных сочетаниях, и таким образом, лучше усваивать его звуковую форму путём чтения вслух, графическую форму - путём зрительного восприятия графемного состава, грамматическую форму благодаря наблюдению за употреблением данного чтения различных типах предложений. Это позволяет лучше усвоить значение слова, так как оно встречается в разнообразных контекстах, а также его употребление в различных жизненных ситуациях, отражённых в печатном материале.

  Чтение является важным средством овладения грамматическим аспектом немецкого языка, как в плане морфологии, так и  синтаксиса. Выполнение упражнений, связанных с чтением, будет способствовать более прочному овладению грамматикой, которую дети предварительно усваивали в устной речи. При чтении важно следить за тем, чтобы понимание читаемого достигалась и благодаря узнаванию грамматических форм, грамматических сигналов, грамматической структуры предложения, а не только за счёт знания слов. Упражнения, формирующие такие навыки, называются структурно - информационными, поскольку учащийся идёт от сознания структуры, знания формальных показателей. Чем больше читают дети, тем прочнее усваивается ими грамматика, тем легче осуществляется понимание читаемого.

 

                   

                     

                  Глава1. Режимы обучения чтению

    Методика обучения чтению вслух предполагает переход от развёрнутой внешне - речевой формы к чтению про себя. Разработаны режимы работы учащихся. В первом режиме проводится  работа над графическим обозначением интонации - разметкой. Цель этого режима состоит в том, чтобы дать учащимся способ сознательного восстановления интонации при чтении вслух.

Второй режим включает коллективное чтение. Цель - закрепить навык нормативно - выразительного чтения путём сочетание разметки с нормативно - выразительным чтением диктора.

Третий режим - это парное чтение. Здесь уже учитывается коммуникативный характер чтения, его направленность и обращённость к слушателям. Работа организуется на материале коротких текстов, состоящих из нескольких предложений, которые постепенно увеличиваются в объёме. В качестве способов контроля понимания используются вопросы к тексту, пересказ, выбор соответствующих предложений.

Четвёртый режим включает индивидуальное шепотное чтение. Шепотное чтение представляет собой своеобразный переход от внешне выраженных действий (разметка и действия по озвучиванию текста на основании разметки) к интернатированым умственным действиям, и является переходным от чтения вслух к чтению про себя.

Пятый режим - контрольное чтение вслух. Контрольное чтение имеет целью проверку понимания читаемого и выражение этого понимания в звучащей форме. Предлагается запись чтения на магнитофонную ленту с последующим анализом темпа чтения, паузации, мелодики. Основываясь на уровневой организации многоязычного материала А.Н. Есипова выделила действия и операции, которые должны быть объектами целенаправленного формирования при обучении чтению. Приведём примеры, опираясь на исследования А.Н. Есиповой.(3,с.6) На основе всех перечисленных действий формируются такие важные компоненты умения чтения, из которых складывается способность осуществлять опосредовательное общение.

   На начальном этапе обучения нужно учить медленному чтению художественного текста, то есть ребёнок должен продумать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать и вопросы и находить же на них здесь же ответы в тексте; уметь размышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного. Во - вторых нужно понять, что мы учим ребёнка читать не для нас взрослых, а для самих себя. А значит, его нужно научить понимать чужие мысли. В третьих необходимо уделять равное внимание и чтению вслух и про себя. Хорошо известно, как предлагать работать с новым текстом на уроке:

1. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста, рассказ о писателе, тематике его произведений;

2. Затем объясняет значение непонятных слов, которые он заранее выписал на доске, потом опять сам же читает текст вслух и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя.

   Получается, что текст, должны читать дети уже прочитанный учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. По сути дела дети не получают ответа на главный вопрос: «Что же значит уметь читать?» Профессор Н.Е. Светловская разработала методику формирования у детей типа правильной читательской деятельности. 94,с.71)

   Тип правильной читательской деятельности представляет: трёхступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения). При обучении чтению вслух можно выделить три этапа:

1.Дотекстовый этап. Цель дотекстового этапа заключается в следующем:

а. Соотнесение графического или зрительного образа речевой единицы, с её слухо - речедвигательным образом.

б. Соотнесение слухо - речедвигательного образа речевых единиц с их значением.

  Графемы вводятся с первых уроков. Уже на первом уроке учитель знакомит с такими графемами как Аа, Uu, Ee,Gg, Tt,Nn, и дети на первом уроке учатся читать слово Guten Tag! Осваивают правила чтения букв и буквосочетаний, усваивают простейшую символику(вертикальные чёрточки для обозначения пауз, знак словесного и фразового ударения, знак повышенной и пониженной интонации).

Выделяют несколько правил безопасности в общении взрослых с буквами, которые впервые показывают ребёнку:

1. Ведя детским пальчиком по контуру буквы, надо производить её не «официальное» алфавитное название, а тот звук, который эта буква означает. Звук этот старайтесь тянуть дольше при произнесении слов с этой буквой, например:Martin твоё имя начинается с буквы «m»

2. Когда начать показывать буквы и в какой последовательности их вводить? В этот же период когда вы учите ребёнка выделять звуки в словах начинайте показывать ему буквы. Начните с согласных, которые ребёнок выговаривает легко. Первыми надо вводить буквы наиболее часто встречающиеся, самые простые по начертанию и резко отличающиеся графически R,N,M,R.Не следует подряд вводить В и P;их легко спутать. Дети должны усвоить следующие запретные правила:

1. Не делать пауз между артиклем и последующим словом.

2. Не ставить ударения на служебные слова: артикли, предлоги, глагол -связку.

2. Текстовый этап.  Цель текстового этапа заключается в том, чтобы привести учащихся к одновременному восприятию и пониманию текста. Для этого важно продолжать работу над следующими компонентами содержания обучения чтения вслух параллельно со стимулированием и контролем понимания графемно - фонемными ассоциациями; словесным и фразовым ударением, мелодикой, беглостью чтения. Для овладения этими компонентами чтения вслух следует пользоваться единым видом чтения - равномерно внимательным чтением, при котором восприятие и понимание осуществляется синхронно на всём протяжении небольшого по объёму текста или его фрагмента. Равномерное внимание чтение вслух, есть элементарная фаза изучающего чтения, при его осуществлении используется следующие режимы:

1. Чтение вслух на основе эталона;

2. Чтение вслух без эталона, но с подготовкой во времени;

3. Чтение без эталонов, и предварительной подготовки;

Выделяют несколько подэтапов:

1.Дети самостоятельно читают текст про себя, с установкой проверить свои предложения, которые были сделаны до начала текста.

2.Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задаёт уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предложениям.

3. Словарная работа также ведётся по ходу чтения. В этом она становится мотивированной и интересной, ведь именно по ходу чтения - это вопросы к автору, ответы на них нужно искать или в той, которую ещё нужно прочитать. Комментарии учителя должны быть краткими, но ёмкими не уводящие далеко от читаемого. Таким образом, дети видят суть процесса «вчитывания» в текст и сами учувствуют в нём, идут по тексту вслед за автором, попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как разворачиваются перед ними характеры героев, работающих над языком, представляют картины, которые нарисовал автор.

4. Задают уточняющие вопросы на понимание содержания абзацев в тексте.

5. Такая же работа проводится со следующим законченным фрагментом текста, и так до тех пор, пока текст не будет прочитан до конца.

6.Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение.

3.Послетекстовый этап.  Цель послетекстового этапа заключается в достижении понимания на уровне смысла (понимание основной мысли подтекста - «чтение между строк».

1.Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского «замысла», спрятанного между строк.

2. Рассказ учителя о писателе. Беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия о его связи с темой, мыслью автора. Вопросы по иллюстрации. Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник.

4. Выполнение творческих заданий. Для методически грамотного обучения детей чтению обязательно нужен учитель, обученный чтению - общению, знающий технологию учебно-воспитательной работы на уроках чтения, ибо эффективно обучать тому, что не умеешь делать сам, нельзя.

  Для методически грамотной организации процесса обучения чтению в массовой школе абсолютно необходима воля, то есть сознательное и действительное стремление упорядочить этот процесс на уровне достижений совершенной современной науки о формировании читателя. С учётом взаимного обучения всем видам иноязычной речевой деятельности в начальной и основной школе обучения чтению на иностранном языке необходимо рассматривать в контексте приобщения детей к современной читательской культуре.

                                           

                         Глава 2. Этапы обучения чтению

    Обучение чтению включает в себя следующие этапы:
1. Ориентировка в структуре деятельности чтения и системе языковых признаков с целью создания общей ориентированной основы чтения и выполнения упражнений для первичного усвоения материала.
2. Овладение приемами просмотрового, ознакомительного и изучающего чтения.
3. Практика в чтении.
    Первый этап начинается с выявления культуры чтения на родном языке, затем идет знакомство с понятиями гибкое чтение, просмотровое, ознакомительное, изучающее чтение. Первый этап завершается упражнениями по анализу простых и сложных предложений, грамматических конструкций, отражающими структурные особенности немецкого языка.
   Второй этап обучения чтению является основным, так как на первый план выдвигаются коммуникативные цели чтения, а усвоенный материал является инструментом их достижения. Последовательность работы такова:
1. Определение вида чтения.
2. Объяснение методики работы с текстом.
3. Знакомство с образцами оформления заданий при чтении.
4. Изложение содержания на русском языке, специфичной для каждого вида чтения.
5. Упражнения в чтении.
    В качестве примера проанализируем этапы просмотрового чтения. Этот вид чтения является этапом, который предваряет ознакомление с текстом или его детальное изучающее чтение.
 Цель просмотрового чтения – понять тему, общую структуру текста и определить дальнейшую стратегию чтения в соответствии с интересами читающего. Опоры: блок-схема чтения, анализ текста.
 Пояснения:
1. При просмотре текста следует ответить на вопросы: как называется текст? О чем в нем идет речь? Каков основной план изложения событий? Как может быть использован текст для чтения (что изучить, что опустить).
2. Формой контроля (самоконтроля) при просмотровом чтении является краткая аннотация, содержащая ответы на указанные вопросы.
Указания по работе с текстом:
1. Внимательно прочитайте заголовок, ознакомьтесь с выходными данными текста. Спрогнозируйте тему.
2. Прочитайте подзаголовок, просмотрите схемы, подписи к ним. Сформулируйте название темы.
3. Просмотрите текст по абзацам, опираясь на существительные и обращая внимание на первые предложения каждого абзаца. Назовите подтемы (план текста).
4. Оформите результаты работы в виде аннотации.
 

                                         2.1.Виды чтения

   Учебное чтение выступает в качестве средства обучения, и реализуются в процессе формирования механизмов чтения, операций и действий, составляющих процессы восприятия и понимания. Такие как, зрительное восприятие и узнавание, соотнесение зрительных образов с речемоторными и слуховыми, предвосхищение или вероятное прогнозирование, смысловая догадка. Быстрое и безошибочное восприятие и узнавание графических образов лексико-грамматических единиц, письменного текста подразумевает сформированность рецептивных, технических и лексико-грамматических навыков. В рамках учебного чтения различаются следующие парные виды чтения:

1. по степени самостоятельности подготовленное и не подготовленное, чтение со словарём и без словаря, чтение с частично и полностью снятыми трудностями.

2. в зависимости от участия родного языка: беспереводное и переводное чтение.

3. по способу и характеру учебной работы с текстом разделяют:

а) интенсивное - вид учебного чтения, предполагает умение полно и точно понимать текст, самостоятельно преодолевать трудности при увлечении необходимой информации с помощью аналитических действий и операций с использованием двуязычных и толковых словарей. В центре внимания стоит не только содержания и смысл, но и его языковая форма. Для интенсивного чтения предлагаются короткие тексты, текстовые упражнения, которые формируют лексико-грамматические навыки. Чтение и умение, связанные с пониманием прочитанного и осмыслением содержания текста.

б) экстенсивное, курсовое или систематическое чтение предполагает развитие умения читать большие по объёму тексты, с большей скоростью, с общим охватом содержания и в основном самостоятельно. Важное значение играет догадка, которая помогает преодолевать различные виды трудностей. Полученную информацию мы используем в устно - речевом общении (дискуссиях, ролевых играх) или создании письменных речевых произведений (аннотаций, изложений, сочинений). Наиболее распространённым видом на уроке чтения, то есть, когда большую часть урока составляет работа с текстами (презентация учителем текста) является урок домашнего чтения. Тексты должны быть интересны учащимся, информативны, несложны. Учитывая психологию школьника необходимо добиваться активного сознательного участия каждого на уроке, чтобы дети  были участниками обсуждаемого.

  Готовясь к уроку учителя стараются все виды работы с текстом продумать так, чтобы ребёнок активно, творчески мыслил в течении всего урока. Выделяют несколько психологических способностей:

1.Мотивированность она реализуется в сложном взаимодействии потребностей, мотивов, интересов и цели - результата. Первичной и не всегда осознанной потребностью, побуждающей к чтению можно считать коммуникативную потребность в получении той или иной информации. Конкретное содержание потребности в чтении раскрывается в читательских мотивах. Мотивами чтения являются внутренние побуждения читающего, которые выступают в форме представления тех или иных качеств печатного произведения. Чтение - полимотивировано, оно отвечает не одному, а нескольким действующим мотивам, которые образуют сложную структуру.

2.Активность чтение характеризуется активностью. Активность необходимо развивать на любом возрастном этапе, так как она является одним из условий успешности чтения, в частности понимания читаемого. Для этого необходимо изыскивать приёмы обучения, направленные на активизацию учащихся. Главными являются проблемные задачи.   Иногда чтение называют пассивным видом деятельности, но глубоко заблуждаются. Чтение возможно лишь при постоянной активности читающего. «Активность, по мнению И.М. Бермана - является обязательным условием не только проникновения в смысловую сторону текста, но и восприятия его формальной стороны, без опоры на которую понимание текста невозможно» (6,с.19)

3.Целенаправленность.  Как известно, под целями понимаются результаты деятельности. Человек берётся за чтение, имея определённую цель. Берясь за чтение человек преследует некоторые цели:

- навести справку, проверить данные, удостовериться во мнении;

- изучить что - нибудь основательно;

- получить дополнительные сведения, о чём - либо;

4.Связь с мышлением. Мышление - это формирующаяся способность к решению разнообразных задач. Мышление в ходе чтения присутствует и предполагает активную внутреннюю, скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата. В ходе чтения мышление человека проявляется в том, что оно позволяет проникнуть в суть читаемого, проанализировать его, понять смысл читаемого, цель, которую преследует автор, определить отношение к прочитанному.

5.Связь с другими видами человеческой деятельности. Чтение является одним из видов речевой деятельности, оно связано с говорением, аудированием, письмом. Но как вид речевой деятельности чтение связано и со всей другой деятельностью человека. Нет ни одной сферы деятельности человека, где не используется чтение. Согласно классификации М. С. Кагана: « человеческая деятельность подразделяется на: познавательную, преобразовательную, ценностно-ориентационную». Чтение, как деятельность, несомненно, имеет связи с каждым из видов человеческой деятельности. Из этого можно сделать вывод, что познавательная деятельность человека осуществляется главным образом посредством чтения.

     В отечественной методике выделение видов чтения проводится с учётом его психологической стороны, педагогических и методических фактов. В зависимости от психических процессов, сопровождающих чтение, выделяются аналитическое и синтетическое чтение, чтение вслух и про себя. Педагогическая классификация обращает внимание на организационную сторону учебного процесса, по месту работы выделяются классное чтение и домашнее чтение; по форме организации: индивидуальное чтение и групповое чтение или хоровое.

   Методическая классификация учитывает методические факторы, делая акцент на целую установку и условия, определяющие учебно-речевую деятельность: учебное и коммуникативное чтение. Процесс чтения, как известно, базируется на технической стороне, то есть на навыках, которые представляют собой автоматизированный зрительно – речемоторно- слуховые связи языковых явлений с их значением, на основе которых происходит узнавание и понимание письменных знаков и письменного текста в целом. При чтении человек не только видит текст, но и проговаривает его про себя и одновременно как бы слышит себя со стороны. Именно благодаря механизму внутреннего проговаривания и происходит сличение графического и слухомоторного образов. Наиболее ярко действия этого механизма наблюдается у начинающих читателей (шепотное чтение).

  Говоря о чтении, как об активном виде речевой деятельности, мы не должны забывать, что существует и громкое чтение - это как вторичный вид деятельности в реальной коммуникации. Громкое чтение широко используется для обучения произношению и является обязательным компонентом при объяснении нового языкового материала. Громкое чтение используется, как средство контроля умения учащегося перекодировать зрительные сигналы звуковые на уровне слова, предложения, текста. Из этого можно сделать вывод, что громкое чтение тормозит развитие тихого чтения про себя, так как оно приучает учащихся к полному развёрнутому проговариванию воспринимаемого материала.

      Технология обучения чтению, то есть, как учить: с помощью каких методических приёмов развивать у учащихся чтение, какие средства обучения можно использовать и, наконец, какова должна быть организация обучения, то есть какие организационные формы работы целесообразны. Овладение чтением на немецком языке всегда представляет большие трудности для учащихся, вызываемые графическими и орфографическими особенностями немецкого языка. Выделяют следующие формы чтения: чтение вслух и чтение про себя.

   Чтение вслух имеет большое значение для обучения иностранным языкам вообще и в процессе чтения в частности. Чтение вслух позволяет овладеть звуковой системой языка. Коммуникативно-деятельный аспект громкого чтения проявляется через такие его характеристики, как тип деятельности, установка цель. Соответственно можно говорить о следующих подвидах чтения вслух:

-учебное и обычное чтение;

- изучающее;

-просмотровое;

-детализирующее;

-чтение для удовлетворения или для критического анализа.

  Подвидами чтения вслух может быть чтение текста со снятыми трудностями; с частично снятыми трудностями, чтение подготовленное, объяснённое, частично объяснённое и необъяснённое. В то же время по роли в учебном процессе, по месту проведения и по организационным формам работы чтения слух подразделяется как тренировочное, контрольное, классное, домашнее, лабораторное, индивидуальное и групповое. Чтение вслух может быть сплошным, выборочным, вспомогательным, основным, медленным, беглым со словарём и без него и так далее. Материал для чтения вслух может быть запрограмированным. Например, на начальном этапе обучения особенно полезным будет чтение вслух со снятыми трудностями: подготовленное, тренированное, классное, индивидуальное, беспереводное, синтетическое и хоровое. На старшем этапе хорошо читать вслух выборочно не подготовленный заранее материал с неснятыми трудностями. Особенно полезно лабораторное, програмированное вслух.

   На начальном этапе обучение иностранным языкам чтение вслух - важное развитие техники чтения, на более продвинутых этапах развития чтения вслух выступает главным образом в роли контрольного и выразительного чтения, Целью обучение на иностранном языке в школе является чтение про себя, а чтение вслух рассматривается как первая важная ступень овладения учащимися чтением про себя, что находит обоснования в наличии общих компонентов в о обоих видах ревой деятельности. Чтение вслух способствует становлению навыка чтения про себя, выполняя роль способа овладения чтением про себя. В тоже время чтение вслух выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, имеющие собственные языковые или смысловые задачи. Оно используется:

а) для овладения буквенно-звуковыми закономерностями изучающего языка;

б) для развития умения объединить воспринимаемые элементы предложения в синтагме и правильно оформить его с точки зрения ритма и интонации.

в) для ускорения темпа чтения;

г) для развития способности прогнозировать;

д) для обучения и контроля точности понимания; для достижения рассмотренных целей, необходимо чтобы учащиеся овладели бы не просто навыками громкого чтения, а навыками выразительного чтения вслух. Оно приближается по своим характеристикам к устной речи. Особенно надо обращать внимания на перенос выразительности устной речи в чтении. И наоборот, выразительное чтение способствует выразительности устной речи. Для выразительного чтения важным является перенос навыков выразительного чтения из родного языка на  иностранный.

  Чтение про себя делится на просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое. В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и лёгкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

  Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принято решение - читать её или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата. При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Количество смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, так как читающий ориентируется на главные факты; оперирует более крупными разделами. Этот вид чтения требует от читателя довольно высокой квалификации как чтение и владение значительным объёмом языкового материала. Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения. Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико - смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданиям.(2,с.34)

   Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего ставится всё речевое произведение без установки на получение определённой информации. Это чтение «для себя»,  без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтение всего текста извлечь содержащую в нём основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говориться в нём по данным вопросам и так далее. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию. Так читаем обычно художественные произведения, газетные статьи, научно - популярную литературу, когда они не представляют предмета специального назначения. Переработка информации текста совершается последовательно, её результатом является построение комплексных образов прочитанного. При этом намеренно внимание к языковым становлениям, составляющим текста, элементы анализа исключаются. Для достижения целей ознакомительного чтения, по данным С.К. Фоломкиной, бывает достаточно понимания 75% предикаций текста, если в остальные 25% не входят ключевые положения текста, существенные для понимания его содержания. Для практики в ознакомительном чтении используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25 - 30% избыточной, второстепенной информации.

   Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое её осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей также является формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднение в понимании иностранного текста. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий, чем другие виды чтения,- повторным перечитыванием частей текста, иногда с отечественным произнесением текста про себя или вслух, установлением смысла текста путём анализа языковых форм, намеренным выделением наиболее важных тезисов неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использование в работе. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту. Хотя изучающее чтение и разворачивается в неспешном темпе, следует указать на его примерный нижний предел, который по данным С.К. Фоломкиной, составляет 50 - 60 слов в минуту. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для  данного этапа обучения, как в содержательном, так и языковом отношении.

   Поисковое чтение ориентировано на чтении газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или массиве текстов вполне определённых данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определённым частям или разделам, которые и подвергает изучающему чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое , предполагает наличия умения ориентироваться в логико - смысловой структуре текста, выбрать из него информацию по определённой проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам. В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнения, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя С.К. Фоломкина. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.  

    Указанные виды чтения различаются:

1. по результатом, то есть степени понимания прочитанного материала;

2. по характеру процесса чтения (психологические особенности)

3. по скорости чтения; Например, ознакомительное чтение предполагает понимание не менее 70% содержащихся в тексте фактов. По своему характеру ознакомительное чтение - это «сплошное» чтение. Текст читается полностью, но в быстром темпе. Просмотровое чтение отличается от ознакомительного по характеру процесса. При этом виде чтения достаточно прочитать заголовки подзаголовки, отдельные абзацы или смысловые куски. Соответственно, просмотровое чтение можно определить как выборочное чтение. Скорость его протекания должна быть гораздо выше скорости ознакомительного чтения.

Зарубежные методисты выделяют следующие общие стратегии чтения, соотносимые с конкретным видом чтения: экспресс – стратегия ( для ознакомительного  чтения; стратегия собаки ( для ознакомительного чтения); стратегия сыщика (для изучающего чтения). Выбор стратегии чтения ориентирует читающего на использование соответствующих действий с текстом. (7,с. 286). Немецкие дидакты предлагают стратегию UFLAZ для ознакомительного чтения, где U  - uberfliegen- беглое чтение. Предлагается просмотреть заголовок ( подзаголовки, иллюстрации, начало и конец текста) и по нему определить тему и общее содержание текста;

 Fragen – вопросы. Задать себе вопросы типа « Что  я  знаю по этой теме?», « Чего я ожидаю от этого текста?»;

Lesen – чтение. Чтение текста с карандашом ( маркером) в руках, в пироцессе которого фиксируются « островки понимания» ;

Aufschreiben – записи. Фиксация вычитанной информации в виде плана, ключевых слов, тезисов.

 Zusammenfassen- обобщение, подведение итога. Краткая передача содержания текста своими словами на иностранном или родном языке или составление общей схемы вычитанного содержания.

   Домашнее чтение должно служить осуществлению двух задач:

а) закреплению приобретённых в ходе классной работы навыков и умений чтения;

б) подготовке и выполнению определённого вида деятельности в классе (чтение вслух, устная речь, письмо на основании прочитанного). Нам представляется, что недельное домашнее чтение должно занимать у школьника средней школы не менее двух часов, тем более, что учебные комплекты по всем языкам содержат книгу для чтения.

   Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий. Предтекстовые задания направленные на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно Ра формирование навыков умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико - грамматические, структурно - смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.  

  В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения, скорость и необходимость решение определённых познавательно - коммуникативных задач в процессе чтения. Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:

-они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;

- вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста. Кроме этого, обучаемые выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих формирование соответствующих конкретному виду чтения навыков и умений.

  Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использование полученной информации бедующей профессиональной деятельности.  Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта:

а) ознакомительное - изучающее - просмотровое - поисковое;

б) изучающее - ознакомительное - просмотровое - поисковое;

    Последний вариант нам представляется более эффективным, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения. Если речь идёт о чтении как о самостоятельном виде речевой деятельности это такое чтение имеет целью извлечение из текста полной информации. В реальной жизни мы читаем по - разному, и характер чтения определяется целью, которую мы в каждом конкретном случае преследует. Некоторые методисты, например профессор Е.И. Пассов, считает, что это лишь разные цели использования чтения. Существует и слишком много видов информативного чтения и достаточно различать изучающее и поисковое виды чтения. Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформулировать навыки, о которых уже говорилось выше:

- вычленять смысловую информацию;- читать по ключевым словам;- работать со словарём;- использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;- интерпретировать и трансформировать текст и так далее.

   Таким образом, можно смело сказать, что в отечественной и зарубежной методике нет серьёзных разногласий в понимании того, какими видами чтения необходимо овладеть в процессе изучения иностранного языка. Отличия в большей степени носят терминологический характер. Однако если в теории обучения чтению позиции методистов разных школ близки, то на практике наблюдается значительный разнобой. В отечественной практике обучение чтению часто предлагается такой методический аппарат, который формирует лишь умения читать и полным пониманием. Это те умения, которые у нас традиционно формируются очень последовательно и тщательно. В этом случае от учащихся требуется: знать практически все слова текста, уметь отвечать на вопросы, проверяющие полное понимание текста; уметь пересказывать текст, кратко или подробно, от лица главного или второстепенного героя, от лица автора.

  Указанные виды чтения способствуют непосредственно достижению главной цели обучения - практическому владению языком. Чтение про себя преследует познавательную цель. Поэтому чтение про себя должно осуществляться на большом количестве текстов, носить информационный характер. Информационное чтение должно заменять собой тренировочное. Но в том смысле, в каком это имеет при чтении вслух, здесь не может быть. Правда любое чтение про себя в рамках учебного чтения есть в какой - то мере тренировочное чтение, поскольку оно способствует развитию соответствующих навыков. Классному и домашнему чтению про себя необходимо уделять достаточное внимание. Сейчас в школе всё ещё мало времени отводится классному чтению. Нам представляется полезным на уроках уделять хотя бы по 10 минут времени классному чтению про себя. Это может быть не подготовленное чтение про себя или подготовленное, с частично снятыми трудностями, иногда это может быть чтение со словарём. В связи с установкой на устную речь классное чтение про себя может оказаться очень нужным компонентом работы, так как на прочитанном материале учащимся в школе, можно строить дискуссию, обсуждения и другие виды устной речи. При этом чтение выступает в его основной функции - передаче определённой информации.

           

                   2.2.  Начальный  этап обучения чтению

    При обучении чтению учащимися должны быть усвоены основные правила чтения, к которым следует отнести: чтение гласных под ударением в закрытом открытом слогах; чтение сочетаний гласных ei, ie, ae, согласных ck, ch, ng, и таких сочетаний как tion, tat.   Для начинающих характерно «пословное» чтение, то с первых шагов необходимо обучать их чтению по синтагмам, объединяя слова в определённые смысловые группы. Например, ребёнок читает Das Buch liegt auf dem Tisch. Известно,что пословное чтение не может обеспечить понимание. Исходя из особенностей чтения на немецком языке, представительная устная отработка учебного материала помогает снимать часть трудностей; препятствующих пониманию содержания. Устное опережение в большей степени помогает в содержательном плане, то есть учащиеся должны понимать то, что они читают, но практически не помогает в процессуальном плане. Подобное явление и для овладения чтением на родном языке; ребёнок, хорошо владеющий устной речью, встречается с большими трудностями процессуального плана. Обучение чтению может идти различными путями. Но более используемые два: путём чтения целых слов и чтение целых предложений.

    Для начального этапа обучения чтению на немецком языке используется первый путь. Учащиеся учат читать сначала отдельные слова, организованные по правилу чтения, представленному выделенной буквой, звуком и ключевым словом. Ключевое слово содержит графический образ слова и картинку. Учащиеся, глядя на картинку, припоминают название предмета и затем «накладывают» звуковой образ на графический и таким образом прочитывают это слово каждый про себя, а затем вслух. Одни методисты считают, что ключевое слово в первый раз должен «озвучить» учитель. Другие категорически возражают против этого и ставят учеников в проблемную ситуацию - осуществить указанное действие самостоятельно, и тем самым, обеспечивают им сознательность в при овладении графемно - фонемными соответствиями в изучаемом языке.

    В начале работы над чтением это требует большого времени и больших усилий со стороны детей, чем простое повторение за учителем. Но оно вырабатывает у учащихся сознательные приёмы работы по чтению, как в классе, так и дома. Если ученик сам сознательно прочитал ключевое слово, он может прочитать и другие отдельные слова, по аналогии, по данному правилу. После ключевого слова, которое, как мы представляем себе, должен прочитать сам ученик, даются слова и их грамзапись, что призвано обеспечить прослушивание образцового чтения слов и чтение за диктором.

    Чтение за диктором, к чему должен учитель приучить детей, будет способствовать закреплению в памяти графических образов слов благодаря активной совместной работе слухового, зрительного, речедвигательного анализаторов. При работе над чтением отдельных слов, обеспечивающих учащимся установление графемно - фонемным соответствий на основе принципа сознательности, необходимо развивать и быстроту реакции на графический образ слова, то есть обращать внимание на темп прочтение слов. В целях развития скорости чтения, быстроты реакции учащихся на печатное слово следует пользоваться карточками с написанными на них словами. В этом случае возможно постепенное сокращение времени на экспозицию карточки. Учащиеся можно также предложить соревнование на скорость и правильность прочтения слов из представленного в учебнике упражнения.

    Большую помощь в обучении чтению слов может оказать разрезная азбука. Она позволяет применять разнообразные приёмы, способствующие овладению графемно - фонемными соответствиями в немецком языке. Вот один из них: учитель сам быстро составляет из букв слово и просит кого - либо из учеников прочитать его, затем меняет буквы в слоге и учащиеся читают эти новые слова, например: lesen - losen, Lowe - Loffel.

   Контроль чтения слов осуществляется вслух, индивидуально и в быстром темпе. При этом сформированность навыка с опорой на правило устанавливается на чтении незнакомых учащимся слов. Именно с этой целью небольшое количество незнакомых слов включено в упражнения учебников. Поэтому странной кажется «помощь» учителя при чтении этих слов.

   Обучение чтению слов, не поддающихся правилам, может осуществляться:

- на основе слов с аналогичным звуком, читаемых по правилам;

- с использованием частичной транскрипции с выделением соответствующих букв;

- с использованием полной транскрипции;

- на основе чтения за учителем или диктором слов.

  В этом случае овладение чтением таких слов происходит на основе интонации. Далее учащиеся приступают к чтению словосочетаний и предложений и, следовательно, к правильному их оформлению. Чтение предложений разного типа: утвердительных, отрицательных, вопросительных, повелительных даёт возможность, как формировать технику чтения процессуальный план чтения, так и «пропускать» через зрительный канал учащихся печатное слово - всё то, что усваивалось устно.

   При обучении чтению предложений важна последовательность действий учащихся: сначала ученик должен внимательно всмотреться в предложения, как бы прочитать его про себя и стараться понять, о чём оно, и тем самым подготовиться к воспроизведению образовательного чтения диктора или учителя. Затем он слушает, как нужно правильно прочитать, то есть следует за образцовым чтением, понимает его и повторяет за диктором при хоровом чтении. Контроль чтения предложений осуществляется вслух и индивидуально. Учитель приступает к обучению учащихся чтению текста на начальном этапе учебного чтения разной протяженности от 3 - 4 предложений до нескольких абзацев.

  С помощью чтения вслух происходит овладение чтением про себя. Соотношение чтения вслух и чтения про себя на начальном этапе должно быть в пользу первого. Из этого можно сделать следующие выводы, не правы те методисты, которые полагают, что в начале обучения немецкому языку целесообразно развивать лишь громкое чтение. Даже на первом году обучения на отдельных текстах, при условии обеспечения их соответствующими заданиями, следует, развивать чтение про себя. Тем более необходимо уделять достаточное внимание на втором году обучения немецкому языку.

   Подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод, что чтение создаёт благоприятные условия для запоминания и, следовательно, для более прочного усвоения учебного материала языкового и речевого. Однако роль чтения как средства обучения не ограничивается только этим. Чтение текстов является важным средством, способствующим формированию умений в говорении, в его монологической и диалогической формах. Читая разнообразные тексты, учащиеся овладевают композиционными особенностями построения описания, повествования, рассуждения, видят, как начинается текст и чем он заканчивается. Иными словами, учащиеся овладевают логикой построения высказываний, то есть, как нужно сказать и могут перенести это на построение собственных устных высказываний.

     

 Глава3.Приёмы обучения выразительного и осмысленного чтения

    Чтение как речевое умение может быть представлено двумя уровнями: операционный уровень и мотивационно - мыслительный уровень. Основой операционного уровня является навыки. В умении читать выделяют три основных группы навыков:

1. навыки распознавания и непосредственного понимания, слов и словосочетаний, то есть, лексические навыки чтения.

2. Навыки сознательного распознавания грамматических форм речи и упрощение синтаксических структур и их соотнесением с неопределёнными смысловыми категориями, то есть, грамматические навыки чтения.

3. Навыки подсознательного восприятия и различения графических форм речи. Эти три группы навыков можно объединить в две группы:

4.Навыки соотнесения зрительного образа речевой единицы с её слухо - речедвигательным образом, то есть, речевой единицей может быть и слово, и синтагма, и фраза, а при скорочтении даже абзац, сумма этих навыков и составляет технику чтения, кратко эти навыки можно назвать перцептивными.

5. Навыки соотнесения слухо - речедвигательных образов речевых единиц с их значением. В этой группе выделяют две подгруппы:

а. Навыки соотнесения звуковых образов слов и словосочетаний с их значениями, то есть, лексические навыки чтения;

б. Навыки соотнесения грамматических форм с их значениями, то есть, грамматические навыки. Навыки второй группы тесно связаны с навыками первой группы. Более того, лексические и грамматические навыки основаны на технике чтения и зависят от неё. Этого нельзя сказать о технике чтения: можно правильно, но не выразительно читать какой - либо текст и совершенно не понимать о чём читаешь. Следовательно, в умении читать взаимодействуют три основных компонента:

- зрительный образ речевой единицы;

- речедвигательный образ речевой единицы;

- значение речевой единицы;

  При работе над текстом необходимо добиться нормативно - выразительного чтения. Нам представляется удачной разработанная методика обучения такому чтению Л.М. Урубковой. Она предложила определённую последовательность в обучении нормативно - выразительному чтению текста вслух.

- интонационная разметка текста: Небольшой текст в 3 -4 предложения предъявляется учащимся либо на экране через калейдоскоп или эпидиаскоп, либо просто написанным на доске. Учитель предлагает учащимся просмотреть текст и вместе с ними прослушать его, провести разметку текста, то есть поставить ударения; разделить на синтагмы, указать мелодию. Цель такой работы - подготовить учащихся к осознанной импатии.

- коллективное чтение вслух (хором) размеченного текста. Оно рассматривается как приём акустической наглядности, так как даёт возможность привлечь внимания ко всем необходимым интонационным явлениям: ударению, паузации, мелодике, так как оно проводится на основе разметки и дирижирования, что способствует развитию осознанной имитации;

- парное обращенное чтение: Оно направлено на развитие способности наилучшего понимания содержания и передачи его другому лицу.

- индивидуальное шепотное чтение: Оно позволяет укрепить артикуляционные навыки. Его можно проводить в лингафонном кабинете.

- индивидуальное контрольное чтение вслух: Оно завершает работу над чтением вслух и показывает результаты этой работы. Эти пять режимов работы дают возможность формировать у учащихся навыки чтения за счёт многократного прочтение одного текста, но с разными заданиями. Такая детальная отработка, естественно, не проводится при работе со всеми текстами учебника, а лишь с теми, которые позволяют привлечь внимания учащихся к тому, что составляет суть нормативно - выразительного чтения. Таким образом, происходит обучение учащихся чтению вслух. Иными словами, решается первоочерёдная задача на начальном этапе - обучения пользование графической системой немецкого языка при самостоятельном озвучивании текста. 

   Как известно, чтение является умением, в основе которого лежит восприятие и понимание текста. Это значит, что это умение отличается коммуникативной направленностью, то есть, обращено на «смысловое восприятие» и переработку текстовой информации, с другой стороны, чтение включает и более низкие по своему уровню программы: восприятие графических элементов, лексических значений, грамматических форм. Переработка этих компонентов письменной речи с целью выполнения смысловых ходов происходит на уровне функционирования лексических и грамматических навыков, а также техники чтения.

   Лексические навыки чтения обеспечивают функционирование двух его сторон - техники чтения и понимания. Соотнесённость лексических навыков чтения, с одной стороны, с техникой чтения, а с другой с пониманием читаемого, можно объяснить психологическим строем чтения, характеризующего двумя уровнями: сенсомоторным и семантическим. Специфика навыков чтения рецептивный вид речевой деятельности. Следует отметить, что все операции лексических навыков чтения на сенсомоторном и семантическом уровне связаны с зрительным восприятием и совершается в навыковых параметрах. Под лексическими навыками чтения следует понимать способность совершать в навыках параметрах синтезированное действие по восприятию, узнаванию и пониманию логических единиц.

   Перцептивные навыки чтения характеризуются высокой степенью автоматизации. Внешним проявлением их автоматизмов является скорость и гибкость чтения. Понятие гибкость включает в себя способность чтеца читать с различной скоростью, поэтому скорость чтения - используется как один из показателей зрелости чтеца. Отсюда вытекает требование развивать скорость чтения при обучении иностранному языку. Развитие скорости чтения - не самоцель и всю проблему совершенствования навыков чтения нельзя сводить к её повышению. Эта работа предполагает два плана, и следует различать упражнения, которые концертируют внимание учащихся:а) на технических задачах, решения которых приводит к решению смысловых задач;б)  на смысловых задачах, которые тренируют этом и определённые перцептивные навыки, обеспечивают не произвольное овладение техникой чтения.

  Сочетание этих направлений работы приведёт к необходимой для зрелого человека гибкости перцептивных навыков. Внутреннее проговаривание предполагает наличие у читающего твердых произносительных навыков, причём высоко автоматизированных, иначе свёрнутая его форма, характерная для зрелого чтения про себя, вообще невозможна. Важную роль в понимании читаемого играет синтагматическое членение текста, правильное интонационное оформление каждой синтагмы и расстановка фразовых ударений.  Следовательно, правильные произносительные навыки не только совершенствуют техническую сторону чтения, но и участвуют в процессах понимания. Для того, чтобы лексические, грамматические и перцептивные навыки чтения были полноценными и смогли обеспечить функционирование умений читать, они должны обладать определённой совокупностью качеств. По мнению И.А. Зимней, качественные характеристики, с одной стороны - служат « критериями отработанности навыков, а с другой стороны определяют систему работы по их формированию». К качествам навыков чтения относятся: автоматизированность, устойчивость, гибкость, «сознательность», относительная сложность, то есть, навыкам чтения присуще е те же качества, что и навыкам говорения, аудирования и письма.

                                 Заключение

   Организуя чтение надо стремиться к тому, чтобы читающий из лица просто воспринимающего, созерцающего превратился бы в лицо сопереживающее. Процесс обучения по средствам чтения не оканчивался обучением текста, а продолжался принятием со стороны читающего какого-то решения, ведущего к соревнованию его личности. Чтение служит толчком к формированию мыслей человека, чувств и черт характера. Для учителя важно научить учащихся активно, творчески осваивать ту информацию, которая заложена в тексте.

  Обучение чтению на иностранном языке должно выполнять воспитательные, образовательные, развивающие и практические задачи. Без овладения этим видом речевой деятельности, оканчивающий школу не может рассчитывать, за исключением в редких случаях, на дальнейшее широкое использование иностранного языка. В методике и практике обучения иностранного языка все больше уделяется внимания чтению, как вида речевой деятельности, который определяет совершенное владение языком.

  Для того, чтобы усвоить технологию обучения чтению на немецком языке необходимо теоретический материал закрепить на практике. Чтение текстов является важным средством, способствующим формированию умению в говорении монологических и диалогических формах. Обучение чтению на иностранном языке должно по праву занять принадлежащее ему значительное место. Без овладения этим видом речевой деятельности дальнейшее использование иностранного языка ограничено.

                         

                                Литература

1. Бим И.Л. «Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе»: Проблемы и перспективы/ М.: Просвещение 1988 г.-256 с.

2. Гез Н.И., Ляхвицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе» М: Высшая школа, 1982 г., 372 с.

3. Крупаткин Я.Б. Об одном пути к пониманию текстов // Иностранные языки в школе, 1996 г № 3

4. Клычникова З.И. «Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке / 2-е издание, исправленное М: Просвещение, 1983 г, 207

5. Пассов Е.И. «Урок иностранного языка» Москва: Просвещение, 1988 г. 113

6. Тек Э.Г. «Организация контроля понимания читаемого на начальном этапе обучения» // Иностранные языки в школе, 2002 г № 4 23 с.

7. Филатов В.М, «Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной  общеобразовательной школе»,Ростов – на- Дону,2004 г.,413с. 

8. Цетлин В.С. Трудности текстов для чтения / / Иностранные языки в школе, 1994 г №3 9 с.

                       

                                               Приложение 1

           Конструирование смысла в процессе чтения

                           

                         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПУТИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ Главная цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем чтобы выпускник школы был способен к самореализации самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.

Слайд 2

Конструирование смысла в процессе чтения чтение информация гипотезы проверка знания текст знания текст

Слайд 3

режимы работы учащихся Первый режим - работа над графическим обозначением интонации - разметкой. Второй режим - коллективное чтение. Третий режим - это парное чтение. Четвёртый режим - индивидуальное шепотное чтение. Пятый режим - контрольное чтение вслух.

Слайд 4

Тип правильной читательской деятельности Дотекстовый этап Текстовый этап Послетекстовый этап

Слайд 5

Этапы обучения чтению Ориентировка в структуре деятельности чтения и системе языковых признаков Овладение приемами просмотрового, ознакомительного и изучающего чтения. Практика в чтении.

Слайд 6

Формы чтения 1. Чтение вслух : учебное и обычное чтение; - изучающее; -просмотровое; -детализирующее; -чтение для удовлетворения или для критического анализа. 2. Чтение про себя 3. Ознакомительное чтение 4.Изучающее чтение 5.Поисковое чтение 6. Домашнее чтение

Слайд 7

классное чтение и домашнее чтение индивидуальное чтение и групповое чтение или хоровое. поисково - просмотровое- экспресс - стратегия ознакомительное- стратегия собаки изучающее – стратегия сыщика парные виды чтения: Виды чтения 1. подготовленное и неподготовленное, чтение со словарём и без словаря, чтение с частично и полностью снятыми трудностями 2. беспереводное и переводное чтение. 3 .а) интенсивное б) экстенсивное, курсовое или систематическое чтение

Слайд 8

начальный этап обучения чтению Первоочередная задача на начальном этапе - обучения пользование графической системой немецкого языка при самостоятельном озвучивании текста. «Пословное» чтение: путём чтения целых слов и чтение целых предложений чтение за диктором выразительное чтение текста вслух чтение про себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе и проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном ...

"Обучение в игре" -"Первые навыки чтения". Разработка урока по обучению чтению в игровой форме. 2 класс. УМК "Starlight 2"

Данная статья содержит подробный план проведения урока в игровой форме во 2-м классе по УМК "Starlight 2".В приложениях помещены материалы к уроку:*  "Сказка о правилах чтения"*  Примеры сло...

Итоговая аттестационная работа: «Методика обучения чтению.Виды чтения».

Значение чтения в обучении иностранному языку. Виды чтения....

Урок обучение чтению с полным пониманием содержания прочитанного текста. Изучающее чтение.

Цель: - совершенствование навыков чтения          - расширение лексического запаса по теме          - отработк...

Описание внешности. Введение новой лексики. Обучение аудированию. Обучение чтению и говорению. Обучение монологической речи.

Научатсяслушать и понимать отдельные детали текста, обсуждать их; Употреблять новые слова: Old, weak, short, fat, young, strong, tall, thin в письменной и устной речи.Знать слова по описанию внешности...