Итоговая аттестационная работа: «Методика обучения чтению.Виды чтения».
методическая разработка по английскому языку по теме

Значение чтения в обучении иностранному языку. Виды чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_obucheniya_chteniyu.vidy_chteniya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Итоговая аттестационная работа: «Методика обучения чтению.

Виды чтения».

Работу выполнила: Хорькина Нина Петровна,

учитель английского языка

МОУ СОШ № 129 Советского района

г. Волгоград - 2012

В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью  определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение – читать её или нет. При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных тестовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико – смысловой структуре текста, умении извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.

В зависимости от цели просмотрового чтения и степени полноты извлечения информации выделяют 4 подвида просмотрового чтения:

  1. Конспективное – для выделения основных мыслей. Оно заключается в восприятии только наиболее значимых смысловых единиц текста.
  2. Реферативное – для выделения основных мыслей. При этом читающего интересует только самое основное в содержании материала, все подробности опускаются как несущественные для понимания главного.
  3. Обзорное – для определения существа сообщаемого. Оно направленно на выделение главной мысли текста, при чем задачи сводятся в основном к её обнаруживанию на основе структурно – смысловой организации текста.
  4. Ориентировочное – для установления наличия в тексте информации, представляющей для читающего интерес или относящийся к определенной проблеме. Основная задача читающего – установить относится ли данный материал к интересующей его теме.

Примерный алгоритм обучения просмотровому чтению

Предтекстовый этап

Упражнения в работе с заглавием текста

  1. Прочтите заглавие и скажите, о чем будет идти речь в тексте;
  2. Прочтите заглавие и скажите, в чем, по вашему мнению, состоит основное содержание текста;
  3. Скажите, какую, по вашему мнению, цель ставил перед собой автор, включая в заглавие слова, которые не повторяются в тексте;
  4. Придумайте свое заглавие и т.д.

Текстовый этап

Упражнения на определение темы текста

  1. Не читая текст, укажите структурный компонент, в котором выражена тема. Прочтите эту часть текста, назовите тему;
  2. В ряду заглавий подчеркните то, которое взято из сообщения о…;
  3. Распределите заглавие по указанным темам;
  4. Скажите, выражена ли тема в заголовке текста;
  5. Определите структурный компонент текста, в котором содержится тема (вводная часть, основная часть);
  6. Установите, какая проблема обсуждается в тексте;
  7. Назовите вопросы, которые рассматриваются в данном тексте;
  8. Перечислите темы данного текста.

Послетекстовый этап

Упражнения на контроль понимания прочитанного (просмотренного) текста

  1. Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте;
  2. Скажите, какая проблема вытекает из содержания текста;
  3. Поставьте к тексту несколько вопросов и задайте их вашему товарищу, затем ответьте на его вопросы;
  4. Подтвердите точку зрения, изложенную в тексте, используя собственный пример;
  5. Выскажите мнение о прочитанном, сообщите известные вам дополнительные сведения. Приведите примеры, факты, подобные описываемым в тексте;
  6. Подумайте, как и где вы можете использовать извлеченную из текста информацию;
  7. Определите, нужно ли вам более детально ознакомиться с текстом для использования полученной информации вашей будущей универсальной учебной деятельности.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение без установки на получение определенной информации. При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нём основную информацию. Так мы читаем обычно художественные произведения, газетные статьи, научно – популярную литературу. В этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25-30 % избыточной, второстепенной информации.

Примерный алгоритм обучения ознакомительному чтению

Предтекстовый этап

Упражнения на понимание лексико–тематической основы текста

  1. Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему;
  2. Прочитайте текст и дополните предлагаемую тематическую основу текста необходимыми словами;
  3. Прочитайте текст и выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста;
  4. Прочитайте текст и найдите в нем повторяющиеся слова, которые составляют тематическую основу текста;
  5. Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями;
  6. Составьте цепочку из основных фактов текста и т. д.

Текстовый этап

Упражнения на выделение смысловых вех в тексте и понимание единичных фактов

  1. Прочтите первый абзац текста  и найдите в нём предложения, содержащие основную информацию;
  2. Прочтите заглавие и первый абзац текста и скажите, о чем идет речь в текст;
  3. В … абзаце найдите предложение, несущее главную информацию;
  4. Выберите из данных предложений те, которые лучше всего отражают …;
  5. Прочтите текст и назовите два основных вопроса, которые обсуждаются в нём;
  6. Назовите основные проблемы затронутые в тексте и т. д.

Послетекстовый этап

Упражнения на контроль понимания основного содержания прочитанного текста и упражнения на развитее умения выражать оценочные суждения о прочитанном

  1. Прочитайте текст и выразите свое согласие (несогласие) с приведенными ниже утверждениями из текста;
  2. Распределите данные вопросы в последовательности, которая соответствует содержанию текста и кратко ответьте на них;
  3. Выберите правильный ответ на вопрос к тексту из нескольких данных;
  4. Составьте план прочитанного текста;
  5. Расположите смысловые части текста в логической последовательности;
  6. Составьте резюме прочитанного текста и т. д.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое её осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении. Задачи, которые читающий решает в процессе изучающего чтения, условно можно разделить на 3 основные группы:

  1. восприятие языковых средств и их точное понимание в тексте;
  2. извлечение полной информации, содержащейся в тексте;
  3. осмысление извлеченной информации.

Примерный алгоритм обучения изучающему чтению

Предтекстовый этап

Упражнения на соотнесение значения слова с темой, упражнения на расширение лексического запаса, упражнения на языковую догадку

  1. Заполните пропуски в предложении одним из указанных слов;
  2. Найдите и замените слова в предложении, которые не подходят по смыслу;
  3. Заполните каждый пропуск возможно большим числом прилагательных (глаголов, существительных) так, чтобы каждый раз получалось новое предложение;
  4. Найдите в тексте слова, образование которых вы можете объяснить;
  5. Прочитайте предложение и скажите, о ком идет в нем речь;
  6. Прочитайте текст и заполните таблицу и т. д.

Текстовый этап

Упражнения на деление текстового материала на смысловые части, на эквивалентную замену

  1. Прочитайте текст и разделите его на смысловые части;
  2. Прочитайте текст и выделите основные темы повествования;
  3. Прочитайте текст и определите какие идеи текста главные и второстепенные;
  4. Укажите слово, которое лучше всего передает содержание текста;
  5. Прочитайте текст, выберите из числа приведенных ниже предложений то, в котором сформулирована тема текста;
  6. Прочитайте текст и передайте его основную идею несколькими предложениями.

Послетекстовый этап

Упражнения на проверку понимания фактического содержания текста, упражнения для обучения интерпретации и на определение познавательной ценности прочитанного

  1. Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты;
  2. Расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте;
  3. Выразите главную мысль текста, объясните его заглавие;
  4. Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что …;
  5. Охарактеризуйте персонажей своими словами;
  6. Прочитайте текст и выделите то новое, что вы узнали из него;
  7. Скажите, каким образом вы можете использовать информацию, содержащуюся в тексте.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте вполне определенных данных. Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Такое чтение предполагает наличие умения ориентироваться в логико–смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

Примерный алгоритм обучения поисковому чтению

Предтекстовый этап

Упражнения на ознакомление с композицией и оформлением издания, упражнения на узнавание сигналов – опор, облегчающих поиск

  1. Определите место резюме в начале статьи с заглавием;
  2. Посмотрите, имеют ли части статьи название или лишь нумерацию;
  3. Опираясь в основном на термины, отражающие искомую информацию, найдите эту информацию в тексте;
  4. Найдите в конце каждого параграфа указания на проблематику следующего;
  5. Установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи и т. д.

Текстовый этап

Упражнения на общее восприятие текста и на определение частей текста, которые представляют интерес с точки зрения читающего

  1. Прочтите первое предложение (первый абзац), определите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте;
  2. Прочтите последнее предложение (абзац) и предположите, какое содержание могло предшествовать данному выводу;
  3.  Просмотрите текст, найдите его фрагмент, который представляет для вас особый интерес и объясните почему;
  4. Укажите в тексте абзацы, в которых содержаться данные о…;
  5. Найдите в тексте факты, которые дают основания сделать выводы о…;
  6. Отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы и т. д.

Послетекстовый этап

Упражнения, контролирующие умение находить в тексте конкретную информацию

  1. Найдите в тексте факты, которые относятся к теме…;
  2. Выпишите из текста факты, которые могли бы служить иллюстрацией к тезису…;
  3. Подчеркните в тексте вывод;
  4. Назовите заглавие текста, в котором вы нашли интересующую вас информацию;
  5. Укажите страницы текста, на которых рассматриваются проблемы о…;

При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута и можно перейти к другим видам чтения.

Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения обычно используется следующий вариант: а) ознакомительное; б) изучающее; в) просмотровое; г) поисковое. Таким образом, все виды чтения относятся к рецептивным видам универсальной учебной деятельности обучающихся.

Использованная литература:

  1. Е. А. Маслыко-«Настольная книги преподавателя иностранного языка»;
  2. Л. О. Колпакчи-«Дружеские встречи с английским языком».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Художественная мифология в прозе Татьяны Толстой (по роману «Кысь»)»

Можно ли понять глубинный смысл романа "КЫСЬ" Т.Толстой без знания основ художественной мифологии?  Безусловно, нет. Известно, что универсальным понятием мифологии является модель мира, которая ...

Итоговая аттестационная работа по математике за курс 5 класса

Итоговая аттестационная работа по математике за курс 5 класса...

Итоговая аттестационная работа по английскому языку для 6 классов

Письменное тестирование по английскому языку для 6 классов общеобразовательной школы...

Итоговая аттестационная работа "Методическая работа школы как средство повышения качества образования"

Цель работы – комплексный анализ организации методической работы в общеобразовательной школе на примере общеобразовательного учреждения – муниципального казенного образовательного учреждения (МКОУ) За...

Итоговая аттестационная работа. Индивидуализация и дифференциация в обучении математике как средство развития творческих способностей обучающихся. март 2017 год

Цель работы — раскрыть сущность понятия дифференциации обучения, рассмотреть  дифференцированный  подход  к  проведению уроков математики. Для  создания условий диф...

Итоговая аттестационная работа "Организация воспитательной работы в учреждении дополнительного образования на примере МБУ ДО «Детско-юношеский центр «Прометей»

В современные условия воспитание рассматривается в педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духо...