Карта инновационного опыта
опыты и эксперименты по немецкому языку на тему

Информационная карта  инновационного опыта участника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_innovatsionnogo_opyta_uchitelya_sinichkinoy_v.n.doc215 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта  инновационного опыта участника

I.Общие сведения.

Ф.И.О. автора опыта.

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом.

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала.

Стаж работы в должности.

Синичкина Валентина Никодимовна

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа  №1»

431430, РМ, г. Инсар, ул. Советская, д.22а

Учитель немецкого языка, руководитель  районного МО учителей иностранного языка

29 лет

II.Сущностные характеристики опыта.

1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

1) Реализация личностно-ориентированного интерактивного

деятельного подхода в преподавании иностранного языка

2) Эмоционально – смысловой  подход к обучения школьников на уроках иностранного языка.

2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности)

Приверженцы традиционной, классической методики преподавания полагают, что обучение иностранному языку нужно строить через объяснение и заучивание его структуры. То есть, изъясняясь на неродном языке, человек якобы должен знать, какими грамматическими категориями он оперирует, из каких элементов строит свою речь и каковы их функции. И все это нужно выучить, а затем сознательно употреблять в своей речи. Предполагается, что когда Вы говорите, то в голове автоматически перебираете падежи, склонения и спряжения, а также временные формы и т.п.

Игорь Юрьевич ШЕХТЕР – основатель оригинальной технологии обучения иностранным языкам.

Язык описывается, изучается, классифицируется языкознанием, оно устанавливает его закономерности, определяет его литературную норму. Но все это вторично. Язык не может быть превращен в статическую систему, в свод правил, употребление которых достигает автоматизма. Главная его задача – объединять людей через разговорную речь, через обмен информацией, устной и письменной, общение людей друг с другом, но и это еще не все…

К языку нужно относиться не как к средству общения, а как к средству общения для решения жизненных задач.  

3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно – информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса)

 Существует немало методик обучения иностранным языкам – суггестия, гипноз, погружение, ролевые игры и т.д., но они направлены в первую очередь на то, что надо сделать с иностранным языком, чтобы человек им овладел. И тут начинается грамматика, фонетика, словари, бесконечные комплексы упражнений. В конечном  этапе они не могут отойти от традиции и все опять сводится к той же самой зубрежке. Но есть другой путь - путь развития.

Язык нельзя конструировать – он внутри нас, он порождается, а не строится.

Из этого и исходит эмоционально-смысловой метод И.Ю.Шехтера. В противоположность всем остальным методам он обращен на то, что надо делать с человеком, чтобы тот овладел чужим языком.  

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

 Первый этап цикла – предъявление речевых высказываний на уровне смысла, т.е. обеспечение возможности слушать – понимая. Не списки отдельных слов (это только "значения") и не фразы, составленные из этих слов – они все бессмысленны, так как смысл не есть сумма значений слов – смысл это когда ясно,почему кто-то так сказал и для чего он это говорит. До тех пор пока человек в струящемся ручейком потоке чужой речи не станет распознавать в словах смысл услышанного, он не преодолеет страх перед своей неспособностью овладеть иностранным языком.

Второй этап цикла – организация занятий, которые человек может прожить, общаясь на чужом языке. Для того, чтобы ему хотелось заговорить, мы постоянно вовлекаем его в динамику изменяющихся событий. Ему предлагается самому решать свои, возникающие при этом, проблемы. Так достигается развитие речевой инициативы – главного фактора освоения чужого языка.

Далее учащиеся  знакомятся с правилами грамматики и особенностями произношения, уже говоря и читая, так что это знакомство направлено главным образом на нормирование и коррекцию активной речи и чтения. Устная практика предполагает участие в речевых формах деловой жизни: конференции, круглом столе, совещании, защите проекта и т.п. От чтения газет и журналов переходят к чтению книг и литературы по специальности.

Затем усложняются условия устного общения: теперь ученику предлагается участвовать в дискуссиях, отстаивая свое мнение, и опровергая мнение оппонента; производится анализ прочитанных произведений разных авторов; практика в устном последовательном переводе и реферировании. Продолжается коррекция речи, расширяется грамматический комментарий.

Ученикам предлагается просмотр художественных кинофильмов на иностранном языке (без перевода) и обсуждают их достоинства и недостатки.

Динамика успешности обучения определяется системой тестов.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для успешного овладения данным методом необходим проблемно-деятельностный подход к обучению и необходимы следующие условия:

  1. развитые учебные навыки обучаемых;
  2. готовность преподавателя;
  3. личностный подход;
  4. специальные дидактические материалы;
  5. здоровьесбережение.

В основе общения учителя и учащихся на любом этапе учебно-воспитательного процесса лежат следующие подходы:

  1. Транслирование учителем в класс собственной расположенности, дружественности к учащимся.
  2. Проявление понимания внутренней настроенности учащихся, учет ее, передача учащимся этого понимания.
  3. Преодоление стереотипных негативных установок на отдельных учащихся.

Сокращение числа запрещающих и расширение позитивно-организационных педагогических требований.

III.Описание инновационного опыта учителя. 

        Основное  назначение иностранного языка  как  предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке.

        Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения. Одним из наиболее эффективных средств развития и формирования навыков иноязычного общения является личностно-ориентированный подход. 

       Актуальность данной проблемы проявляется в том, что в процессе обучения иностранному языку необходимо учитывать индивидуальные способности каждого учащегося. Вне всякого сомнения, изучение иностранного языка  является важным средством подготовки учащихся к практической деятельности.

       Практическая направленность преподавания  есть основное условие проявления смысла учебной деятельности, понимаемого и принимаемого школьниками. Главное – научить школьников ориентироваться в типичных ситуациях общения, в реалиях страны изучаемого языка. Практические ситуации могут быть различными: чтение и слушание с пониманием объявлений, реклам, заголовков, изложение несложных просьб, перевод описания технического устройства, самостоятельные высказывания о произведениях искусства и так далее.

        Правильно организованное обучение предусматривает не только учёт, но и развитие индивидуальных учебных способностей школьников, благодаря использованию творческих приёмов учебной работы. Развивающее обучение средствами иностранного языка может быть реализовано, если учитываются индивидуально-психологические особенности усвоения содержания обучения школьниками.

       Деятельный подход в обучении иностранному языку

       Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях деятельностного подхода.

Качество образования  на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не в «прок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение» жить здесь и сейчас. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. Всё это – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач.

     При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, то есть освоение деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и так далее. Параллельно с освоением деятельности  ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний  учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. При таком подходе к обучению происходит учет интересов учащихся, учение через обучение мысли и действию, свободная творческая работа и сотрудничество.

Для организации учебной деятельности наибольший интерес представляют задачи интеллектуального плана, которые осознаются самими учащимися как стремление к расширению кругозора, углубление и систематизация знаний. Это такая деятельность, которая характеризуется  положительным эмоциональным фоном, способствующим мотивации учащегося  настойчиво и увлечённо работать над учебной задачей, противостоя  отвлекающим факторам. При этом ученик сам формирует проблему, находит её решение, самоконтролирует правильность этого решения. Самообучение превращается в проблемно-развивающее.  Таким образом, мы имеем дело с личностно - деятельностным обучением. Ведь личностно-деятельностный подход означает, что в центре обучения находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост. Личностно - деятельностный подход ориентирует учащихся не только на усвоение знаний, но и на способы их усвоения, на развитие познавательных сил и творческого потенциала учащегося.  

      Деятельностный аспект обучения выходит на передний план. В этих условиях: а) ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятельности, то есть её активным инициатором, деятелем и контролёром; б) по мере взросления учащиеся всё более самостоятельно выдвигают  значимые для них учебные цели; в) школьники выполняют учебные задания, имеющие чёткий личностный смысл; г) на уроках осуществляется взаимодействие с учителем; д) учебные задания моделируют различные аспекты человеческой деятельности; е) учебная деятельность есть этап подготовки к трудовой деятельности.

 Только при таком подходе к преподаванию иностранного языка можно говорить о развивающем обучении, главной целью которого  является формирование личностной активности школьника. 

В школе, где я работаю, созданы все условия для инновационного опыта. С учетом специфики в учебный план класса включены факультативные курсы, помогающие расширить знания детей по основным предметам, вызвать интерес к изучаемым дисциплинам, подготовить их к предметным конкурсам. Уроки-игры, интегрированные уроки, уроки - самообразование с творческими заданиями, поддерживали интерес к предмету, способствовали накоплению у детей положительных оценок, соответственно росту успеваемости в классе в целом.  Кроме того, участие ребят класса в работе кружков «Инфознайка»,  «Я исследователь», и др. тоже принесла свои плоды. В портфолио класса заметно прибавились грамоты за участие в различных творческих конкурсах.

Организованная работа позволила добиться определенных результатов: дети активны, общительны, результат успеваемости заметно вырос. Разнообразные средства обучения на уроках и во внеурочное время позволяют ребятам успешно развиваться, обучаться, проявлять себя в той или иной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта учителя 2010-2011 учебный год

В основу метода проектов положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы д...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА Леонтьевой Марины Сергеевны

Информационно- коммуникационные технологии в обучении позволяют:- реализовать такую модель учебного процесса, которая дает возможность раскрыть и развить творческий потенциал учащихся, активизир...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА ЖУРАВЛЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ ВИКТОРОВНЫ

Тема инновационного педагогического опыта: интеграция биологии с другими предметами , с использованием ИКТ...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА

Тема инновационного педагогического опыта  :интеграция уроков биологии с другими предметами , с использованием ИКТ....

Карта инновационного опыта учителей Школы передового педагогического опыта МБОУ СОШ №1 п. Степное Советского района Саратовской области

Карта инновационного (передового) педагогического опыта учителей участников группы Школа передового педагогического опыта по итогам работы в 2011-2012 учебном году....

информационная карта инновационного опыта

Изменениероли иностранного языкав российском обществк,в сузе.Противоречиямежду требованиямик изучению языка и содержанием обучения послужили одной из причинк апробированию данной технологии....

Информационная карта инновационного опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)Использование ИКТ  и проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе как средства формирования социокультурной компетентности учащихся...