Метод кейсов в обучении иностранному языку
статья по немецкому языку

В статье описаны преимущества испольщования метода кейсов в обучении иностранным языкам. Предлагается алгоритм работы с методом кейсов на занятиях по иностранному языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_keysov_v_obuchenii_inostrannomu_yazyku.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Метод кейсов в обучении иностранному языку

Владение иностранным языком на высоком коммуникативном уровне является требованием времени,  поэтому формирование иноязычной коммуникативной  компетенции является главной задачей при  обучении иностранному языку.                            В связи с возрастающим спросом на людей,  способных обеспечить качественную межкультурную коммуникацию, возрастает спрос на учителя иностранного языка,  владеющего не только иностранным языком, которому он обучает, но и самыми эффективными на сегодняшний  день  методами и технологиями  обучения.  Одним из таких методов, использующихся при обучении иностранному языку,  является метод кейсов или метод разбора  конкретной ситуации.  Этот метод начал активно внедряться  в Гарвардской школе бизнеса в двадцатых годах предыдущего столетия.    

Тематическое наполнение кейсов помогает  привлечь внимание учащихся к поиску решения по заданной теме, предлагая  сконцентрироваться и продемонстрировать навыки, приобретённые  в процессе овладения  иностранным языком.  Кейсы следует выбирать по уровню сложности,    учитывая степень владения языком группой,  участвующей в поиске решения для заданной ситуации. Задача учителя – подобрать кейс, который будет  направлен на развитие  коммуникативной  компетенции  учащихся,   а не просто на расширение их знаний о мире.        

Перед тем как выбрать кейс для работы, необходимо:      

1.Определить  цель занятия                                                                                                                      2. Поставить чёткие задачи                                                                                                                                                   3.Предвидеть чёткий результат, который  должен быть получен при работе с данным методом.  

Материал для кейс- стади   может быть представлен в различных формах:  художественное повествование, описание ситуации,  фрагменты точной фактической информации, чьи-то  цитаты по заданной тематике.   В любом случае должно быть представлено достаточное количество информации, чтобы заставить поверить в  достоверность и критичность ситуации , вызвать интерес, мотивировать на поиск решения. Целесообразно подбирать кейсы по изученным темам, преследуя цель активизировать новую лексику в ситуациях,  приближённых к реальным жизненным условиям.  Поначалу лучше выбирать кейсы, в которых  чётко  прослеживается проблема,   тогда учителю не придётся дополнительно объяснять, что нужно искать, к какому решению необходимо прийти, а учащиеся сами в процессе ознакомления с материалом интуитивно поймут, в каком направлении им нужно двигаться, что является предметом их поиска.

Например, если предложить кейс по материалу детективного  рассказа, то уже в процессе  ознакомления с текстом задания учащиеся задают себе вопрос о том, кто же убийца и  сами начинают расследование. Учитель должен знать все проблемные места ,в которые может  войти  расследование,   и подготовить наводящие вопросы- подсказки.                           Очень важно во время проведения кейс-стади следить за временем.  На каждый вид деятельности отводится определённое количество времени. Учитель должен  умело переключать внимание учащихся,  не нарушая  логического порядка расследования заданной ситуации.    Для большей эффективности работы с методом  кейсов учитель должен правильно распределить роли, порядок выступления учащихся, следить за психологическим климатом во время работы ,чтобы  всем было комфортно, чтобы все  имели возможность высказывать свои предложения и принять участие в обсуждении.       Всё выше сказанное определяет  алгоритм работы с кейс-методом:  

1) Ознакомить учащихся  с тематикой кейса,   объяснить цели и задачи, рассказать,  как  будет реорганизовываться группа  в течение занятия. Если  есть необходимость ,  обсудить некоторые слова ,термины, явления, чтобы снять возможные трудности.  

2) Раздать материал кейса и дать достаточное количество времени для ознакомления с ним. Если у учащихся появятся вопросы, дать пояснения.  

3) Обеспечить  мониторинг работы малых групп:  чтобы все члены группы работали ,чтобы  высказывания были построены только на  изучаемом языке.    

4) Дать возможность каждой группе публично высказать свои суждения и возможные решения для данного кейса.

5) Если группы испытывают затруднения и не могут справиться с заданием, необходимо задать наводящие вопросы и направить их в нужное русло для поиска решения.  

6) Подвести итоги, суммировать заключения малых групп, выработать одно общее решение, если в данном случае оно возможно.    

7)  Оценить работу малых групп, академической  группы в целом, прокомментировать наиболее и наименее успешные моменты в их работе.      

Эффективность кейс-метода обусловлена включением таких известных методов:  

1) – моделирование. (Учащиеся выстраивают свою модель представленной ситуации).  

2) – системный анализ. (Учащиеся анализируют свою модель ситуации и упорядочивают  её в определённую систему).    

3) – мозговой штурм. (Каждый из участников кейс - стади высказывает свои варианты решения, независимо от того, насколько уместными они могут оказаться).

4) – метод описания. (Учащиеся описывают своё видение ситуации и её решение).

5) – метод ролевой игры. (Учащиеся разыгрывают возможные сценарии, в которых кроется решение проблемы кейса).  

6) – метод дискуссии.  (Ведётся обсуждение для поиска  удачного решения из множества предложенных вариантов).  

Метод кейсов имеет ряд преимуществ:  

1)  - мотивация учащихся к изучению иностранного языка;  

2) – использование изученного материала в ситуации, приближённой к реальной, осознание правильности использования языковых средств в ситуации реального общения;    

3) – приобретение учащимися опыта коммуникации по заданной тематике, выдвижение идей, отстаивания своей позиции;  

4) – развитие творческого и критического мышления учащихся;  

5) -  совершенствование коммуникативной  компетенции;  

6) -  совершенствование умения работать  в команде и вырабатывать общее решение;  

7) -  совершенствование личных навыков презентации, публичного выступления, аргументации, обработки информации;      

8) -  возможность получить  оригинальное решение серьёзной проблемы которое может быть реализовано в реальной жизни.  

Участники кейс –стади всегда работают с энтузиазмом, так  как видят возможность проявить творчество,обозначить свою инициативу, продемонстрировать свою готовность вступить в реальную жизнь, применяя все компетенции,  сформированные   в процессе  обучения.      

Литература

 1. Метод кейсов.  Википедия  - свободная энциклопедия.                                               2.Ярмина Т.Н.   Кейс – метод в обучении иностранным языкам.                                                            3.Научно – методический журнал  «Иностранные языки в школе»  №9  2017год.                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Метод проектов в обучении иностранному языку"

Использование проектных технологий на уроках иностранного языка...

Метод проектов в обучении иностранным языкам.

Основная идея использования метода проектов в обучении иностранным языкам заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений, с простого ...

Сущность метода проектов в обучении иностранным языкам

Статья посвящена выяснению сущности метода проектов, его структуры, типологии и этапов проектирования...

РЕФЕРИРОВАНИЕ КАК МЕТОД КОНТРОЛЯ И ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.

Данная работа раскрывает понятие  реферирование текстов,  включает ряд особенностей и приемов реферирования текстов на английском языке , а так же общие этапы подготовки иноязычного текста д...

Статья "Метод проектов в обучении иностранному языку: теория и практика"

Проект - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Отличительная черта проектной методики - особая форм...

Метод проетов в обучении иностранному языку

Даннная презентация описывает проетную технологию в обучении иностранному языку...

Обучение в сотрудничестве и метод проекта в обучении иностранному языку

материал содержит теоретический курс и рекомендации к применению технологий обучения в сотрудничестве и метода проекта в обучении иностранному языку...