Представление собственного педагогического опыта
учебно-методический материал по немецкому языку

Юдина Валентина Ивановна

Важным фактором при изучении иностранных языков является интерес ученика к предмету. Познавательный интерес – это стимул, способствующий повышению активности учащихся, совершенствованию их умений и навыков.  Поэтому, постоянная забота о развитии познавательного интереса учащихся является задачей каждого учителя.Важным фактором при изучении иностранных языков является интерес ученика к предмету. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материалы к аттестации20.35 КБ

Предварительный просмотр:

В.И.Юдина  ( г. Саранск)

Особенности формирования мотивации при изучении немецкого языка в качестве второго иностранного на разных ступенях обучения 

«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь»- китайская народная мудрость.

Важным фактором при изучении иностранных языков является интерес ученика к предмету. Познавательный интерес – это стимул, способствующий повышению активности учащихся, совершенствованию их умений и навыков.  Поэтому, постоянная забота о развитии познавательного интереса учащихся является задачей каждого учителя. Для формирования познавательного интереса учащихся имеет значение целый ряд факторов:

  1. Правильная организация учебного процесса: обучение немецкому языку как второму иностранному в классах с углублённым изучением  английского языка в школе №24 г. о. Саранск начинается с 5 класса по 2 часа в неделю. Немаловажное значение здесь имеет выбор учебников: я с 2012 года апробирую новый УМК «Горизонты» под редакцией М.М.Аверина. Это учебники нового поколения, интересные, красочные, дополнены рабочей тетрадью с аудиоприложением, что упрощает учащимся усвоить произношение и погрузиться в языковую среду. Главное достоинство этих учебников состоит в том, что они заставляют учеников сопоставлять и находить общее в немецком и английском языках, что не только облегчает усвоение нового языкового материала, но и стимулирует интерес детей, даёт уверенность, что изучение второго иностранного языка не такое сложное дело: если ты знаешь один, нужно смелее опираться на свои знания, тем более, что данные языки родственны- входят в одну группу - германских языков.
  2. Доброжелательное взаимоотношение между учителем и классом, внедрение «ситуации успеха», накопительная система оценок.
  3. Важен личностно-ориентированный подход в обучении, учёт индивидуальных способностей детей, их уровень обученности (практикую дифференцированные задания).
  4. Использование различных форм работы в зависимости от возраста школьников, их интересов и склонностей.

Учителю необходимо постоянно искать новые методические приёмы, развивающие интерес учащихся к урокам. Основные задачи современного образования - не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь; работать в команде; способность к самообразованию и самореализации, научить применять эти знания в деятельности (теоретической, практической, профессиональной и т.д.).    В основу методики обучения иностранному языку положен деятельностный подход.  Деятельностный подход ориентирован не столько на усвоение знаний, сколько на формирование навыков и умений, развитие творческой деятельности. Именно этот подход позволяет избежать разрыва между теоретическими знаниями и применением их на практике.

Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся, при котором они являются не пассивными «приемниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Необходимо, чтобы учащийся сам активно учился. Задача учителя – подобрать необходимую технологию обучения, руководствуясь при этом поставленными целями. Деятельность учителя при этом меняется: он является не «транслятором» знаний, а организует  деятельность совместно с учащимся.

  В особой степени реализации этого подхода способствует использование проектной деятельности. Применяемые мной УМК на среднем и старшем этапе предполагают по завершению изучения темы выполнения учениками проектной работы. Считаю, что рабочая атмосфера, благоприятные условия для общения вырабатывают у учащихся устойчивую положительную мотивацию к урокам немецкого языка. Я стараюсь создать в классе такую атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки, которая:

- помогает детям ощутить собственную значимость;

- позволяет им действовать с максимально возможной степенью свободы, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей и чувств других детей;

-дает возможность понимать самих себя, делиться с другими своими идеями и чувствами, а также развивает способность понимать других;

За годы работы накопилось немалое количество проектных работ учащихся. Самые яркие из них вывешиваются на «Неделе иностранных языков в школе» на обозрение. Темы здесь самые разные: «Октоберфест», «Германия- сердце европейского автомобилестроения», «Легенды о Рейне» и другие.

 На уроках применяю активные (нестандартные) формы работы, которые повышают интерес к предмету и как следствие, способствуют лучшему усвоению материала. На начальном  этапе - это игры. Применяю  фонетические, лексические, грамматические игры: «праздник алфавита», «бинго», «словесные салаты», «языковые змейки», кроссворды, скороговорки, песенки, которые можно сопровождать движениями для проведения физкультминуток.  На среднем этапе - ролевая игра: «ты- экскурсовод», «ты берёшь интервью у рок-звезды», «ты- продавец в магазине игрушек», и т.д. Немалый интерес вызывают сказки, ведь они отражают культуру и обычаи народа, стремятся  дать совет, предостеречь от плохих поступков. Учащимися были поставлены сказки: «Колобок», «Красная шапочка», «Бременские музыканты»,  «Госпожа Метелица», «Белоснежка».

Иностранная культура пронизывает весь учебный процесс: чтение, аудирование, устную речь, и учащиеся имеют возможность сравнивать культуру изучаемых языков с родной культурой, то есть происходит «Диалог культур» при проведении таких внеклассных мероприятий, как «Католическое Рождество в Европе и России», «Пасха в Германии, Англии и России» и другие. На старшем этапе осуществляется повторение базового уровня через различные ситуации, поэтому здесь характерны: телемосты - «Добро пожаловать в Берлин, Лондон!», « круглые столы» по проблемам молодёжи, уроки- викторины: «А знаешь ли ты страны изучаемых языков?», «грамматические поединки» и другие. Прививаются навыки исследовательской работы.  В нашей школе традиционной стало проведение Научно- практической конференции учащихся «Я и мир», где  творческая группа учеников выступают со своими исследовательскими работами по секциям. Тематика работ самая разнообразная: «Романтический Рейн - как отображение немецкой культуры», «Евро - как символ объединения Европы», «Рейхстаг - как символ объединения Германии», «Фестиваль готической музыки» и другие. В целях привития интереса к иностранным языкам ежегодно в нашей школе проводится «Неделя иностранных языков», где учащиеся рассуждают «О роли иностранных языков в современном мире», устраивают конкурс постеров, рассказывают стихи, баллады, разыгрывают юмористические сценки, поют современные песни. Такие мероприятия всегда яркие, интересные и запоминаются надолго.

В заключении хотелось бы отметить, что если сам учитель получает удовольствие от общения со своими учениками, как от интересных людей, а они не теряют блеска в глазах в процессе работы с учителем, то такой учитель на правильном пути, и его ученики достигнут хороших результатов в изучении и совершенствовании владения иностранными языками.

Литература:

  1. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. - //ИЯШ, 2001, 4.
  2. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. – М.: Педагогика, 1988.

3. Браун С.В. Информационные аспекты, способствующие повышению мотивации изучения немецкого языка в школе // Иностранные языки в школе.- 2002.- №2

4. Мокроусова Г.И., Кузовлева Н.Е. Организация внеклассной работы по немецкому языку: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1989

5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностранного языка. - М.: Просвещение, 1985

6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе.-2000.- №2, №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного педагогического опыта

Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....

Представление собственного педагогического опыта

Материал для аттестации учителя...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...

Представление собственного педагогического опыта

материал представляет собой обобщение опыта работы в школе за последние несколько лет...