Опыт работы на тему «Современный подход к преподаванию немецкого языка как иностранного (по материалам курсов повышения квалификации в Германии)
методическая разработка

Колесниченко Ольга Александровна

Современный подход к препадаванию немецкого языка

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 2metod_seminar.pdf2.15 МБ
Файл metod_seminaritog.docx37.65 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Слайд 2: Немецкий язык - один из самых распространенных языков в Европе. Однако,   в настоящее время существует тенденция преимущественного выбора английского языка в качестве первого иностранного и следующим из этого факта снижения количества изучающих немецкий язык в школах. Задача учителя немецкого языка, доказать, что изучение немецкого языка тоже не теряет свою актуальность.

Опыт работы на тему «Современный подход к преподаванию немецкого  языка как  иностранного (по материалам курсов повышения квалификации в Германии).

Целью моей работы является:

  •  практическое овладение немецким языком, то есть формирование  коммуникативной компетенции   учащихся или умения говорить в соответствии с  речевой ситуацией;
  • формирование у учащихся положительной мотивации в изучении немецкого языка;
  • активизация познавательной деятельности учащихся.

В нашей школе поселка Нивенское обучаются на данный момент 461 ученик. Из них 164  учащихся изучают немецкий язык как первый иностранный язык и второй иностранный язык.

Слайд 3: Для формирования положительной мотивации в изучении немецкого языка и активизации познавательной деятельности учащихся возрастают требования к профессиональной подготовке  преподавателя любого иностранного языка, которому в современных условиях необходимо  знакомство и овладение различными методическими системами.  

Неоценимую роль здесь играют стажировки в стране изучаемого языка и обмен опыта с зарубежными коллегами.  В этом мне помогают курсы повышения квалификации в Германии. Для учителей немецкого языка, учитывая географическое расположение Калининградской области, существуют возможности участия в таких стажировках.

Такие курсы для учителей немецкого языка как иностранного с успехом проводит Институт Гетте и «Немецкое сообщество для иностранцев».  

Слайд 4,5,6,7:  Ссылки на сайты для получения стипендий, (фото участия курсов повышения квалификации в Германии, 2013, 2018 года). Ежегодно Гетте-Институт и «Немецкое сообщество для иностранцев»   предлагает возможность учителям немецкого языка подать заявку на стипендию для участия в одном из курсов повышения квалификации в Германии. Для этого должны быть соблюдены следующие условия. Если Вы:

  • работаете в государственном образовательном учреждении (школе, вузе, колледже или институте);
  • преподаете минимум 18 часов немецкого языка в неделю;
  • готовы принять участие полностью во всей программе семинара;
  • готовы принять участие в онлайн курсе для стипендиатов Гете-Института «Вирту-Трефф»(«Virtueller Treffpunkt»);
  • имеете уровень немецкого языка, соответствующий минимальному уровню, необходимому для участия в выбранном семинаре.

Чтобы получить стипендию от «Немецкого сообщества для иностранцев»  надо заполнить анкету и пройти собеседование.

Если вы прошли отбор и стали счастливым обладателем стипендии, то  Гёте-Институт в Москве предоставляет стипендиатам единовременную субсидию на транспортные расходы и оплачивает ваш курс повышения квалификации в Германии и обеспечивает вас жильем на время стажировки.

Слайд 8: Современные методы преподавания немецкого языка:

  1. Обучение в сотрудничестве,
  2. Интерактивные мультимедийные  техноолгии и интернет-ресурсы,
  3. Игровые технологии,
  4. Обучение в движении,
  5. Музыка и поэзия на уроках.

Все это помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей учащихся, их уровня владения иностранным языком.

Слайд 9: Кооперативное обучение (Kooperatives Lernen) было разработано  нем. преподавателями  Лудгером Брюнингом и Тобиасом Заумом.
 http://vielfalt-lernen.zum.de/images/6/62/Basisartikel_KL_2011.pdf

   Технология  кооперативного обучения в сотрудничестве появилась как альтернативный вариант традиционной классно-урочной системе.  Общая структура данной технологии состоит из 3 элементов и трех фаз:

первый элемент -  индивидуальная работа (фаза размышления),

 второй элемент – парная работа или работа в малых группах (фаза обмена информацией),

третий элемент -  групповая работа (фаза предоставления результатов работы).

Первая фаза предполагает индивидуальную работу учащихся. На данном этапе происходит активизация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме в форме «мозгового штурма»  или «mind map».

Вторая фаза включает парную работу или работу в малых группах.  Учащиеся могут добавлять,  уточнять, исправлять собственные высказывания и выработать единую точку зрения по теме.

Для образования случайных групп могут использоваться различные приемы: разрезанные почтовые открытки, квартет, разрезанные пословицы, карточки с вопросами, цветные карточки и.т.д.

На третьем этапе работы учащиеся в пленарной работе готовят презентацию своих результатов. Чтобы все участники группы или пленума ответственно отнеслись к подготовке презентации необходимо указать,  что представлять презентацию будет любой член группы,  выбранный учителем.

Особенности метода:  общая цель, индивидуальная ответственность, взаимное   общение, коммуникативные умения, постепенная выработка умений.          

 Слайд 10: Методы кооперативного обучения:

«Прогулка по галереи»(«Galeriegang» ) (один остается, другие – идут) -  учащиеся в парах или малых группах получают текст, сначала каждый самостоятельно знакомиться с текстом, затем уже сообща размышляют об основных понятиях и фиксируют это на общем плакате с ключевыми фразами. Учитель развешивает плакаты на стенах в классе.  Один из участников группы остается у плаката в роли экскурсовода и презентирует его другим  участникам групп. Каждый участник группы должен иметь возможность представить свой продукт деятельности.  Остальные учащиеся ходят по классу, как по галерее, знакомясь с другими работами. Фото.

Слайд 11: «Перемещение» («Platzdeckchen»/«Placement» ) –  метод кооперативного обучения, при котором  класс делится на группы по 3-5 человека. Каждая группа получает ватман и располагается вокруг него..  Ватман должен быть расчерчен, как на фото ниже . Учитель дает задание учащимся, например, «Образование в Германии». Учащиеся  самостоятельно каждый в своей колонке пишет все, что он знает по заданной теме. Затем ватман переворачивают по часовой стрелке, чтобы каждый из учеников смог прочесть записи всех членов своей группы. На последнем этапе данного приема, учащиеся в центре ватмана, то есть в прямоугольнике записывают общий ответ на предложенную тему учителя. https://wiki.zum.de/wiki/Placemat 

Слайд 12: «Групповой пазл», «Метод мозаики» («Gruppenpuzzle») - метод кооперативного обучения, при котором  класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа рассматривает определённую тему, однако каждый член группы берёт на себя лишь её определённый аспект, который изучается им наиболее интенсивно. Таким образом, в каждой группе существует лишь один «эксперт» по заданному аспекту проблемы. На этом этапе каждая группа получает общий поверхностный взгляд на проблему, а «эксперты» самостоятельно углубляются в определённые её аспекты. Через заданное время первоначальные группы расформировываются и образуются новые, в которые объединяются «эксперты» по каждому из аспектов проблемы. На этом этапе происходит обмен мнениями экспертов, в результате чего их понимание вопроса углубляется, и устраняются возникшие на первом этапе изучения проблемы вопросы. В результате работы на данной фазе «эксперты» должны усвоить учебный материал на таком уровне, который позволил бы им осознанно и безошибочно передать содержание этого учебного материала другим учащимся, не посвящённым в данный конкретный аспект проблемы.
На третьем этапе «эксперты» возвращаются в свои первоначальные группы и передают полученные знания другим членам группы (которые не знакомы с данным аспектом проблемы, но являются «экспертами» по другому аспекту). На этом этапе учащиеся учатся внимательно слушать своих коллег, самостоятельно объяснять новый материал, задавать вопросы и отвечать на них.
На заключительном этапе учителем проверяется уровень усвоения всех аспектов проблемы каждым членом группы. Контроль может происходить в любой известной форме и обеспечивает добросовестность работы «экспертов».
 http://vielfalt-lernen.zum.de/wiki/Gruppenpuzzle_(Methode) 

Слайд 13: Фото «Метод мозаики».

Слайд 14: «Быстрые свидания» (Das Karussellgespräch oft auch Lernkarussell, Rundgespräch, Kugellager, Speed Dating oder Kugellagergespräch) – метод кооперативного обучения. Делим класс на 2 группы.  Одна половина детей - это внешняя сторона круга, другая - внутренняя. Участники  могут стоять или сидеть напротив друг друга. Учитель задает вопрос, например, «Чем ты любишь заниматься в свободное время?», и учащиеся  начинают рассказывать друг другу по заданной теме. После сигнала от учителя учащиеся, которые образуют внешнюю сторону круга, перемещаются на одного участника в одну сторону и образуя тем самым новые пары. Далее учитель задает новый вопрос, и участники опять продолжают беседу со своим одноклассникам. Учитель может вопрос не менять, если необходимо закрепление определенного учебного материала. Повторив несколько раз один и этот же вопрос, у учащихся формируется стойкое понятие по предложенной теме.

Фотографии «Быстрые свидания».

https://de.wikipedia.org/wiki/Karussellgespr%C3%A4ch 

Слайд 15: Игровые технологии. В своей работе я стараюсь использовать элементы игровых технологий как средство развития и повышения мотивации к иностранному языку. И использую игры во время речевых зарядок, для повторения и обобщения материала, для контроля знаний.

На сайте Гетте-Институт есть возможность скачать игры для учащихся. https://www.goethe.de/de/spr/flu/sls.html 

Фотографии «Быстрые свидания»

Слайд 16: «Охота за автографом» («Autogrammjagdt») –  учащиеся получают рабочие листы, каждый учащийся должен среди одноклассников найти того, кто обладает обозначенным  качеством или способностью, указанными в списке и получить от него автограф. Кто соберет больше автографов, тот – победитель.

Фтографии «Охота за автографом»

Слайд 17-18:  Фото. Интерактивные мультимедийные технологии.       Современные Web-технологии на уроках немецкого  языка придают ему новые «краски», повышают уровень мотивации обучающихся к предмету и как следствие повышают качество обучения. На своих уроках я часто использую игровые мультимедийные платформы такие, как «Kahoot», «Quizizz», «Plickers», «Pic Collage» и «Learningapps.org».

 Эти образовательные Web-платформы позволяют абсолютно бесплатно проводить тестирования, опросы и дискуссии в режиме коллаборативного (совместного) обучения  и дают возможность педагогу  составить интересные интерактивные задания для учащихся.

https://kahoot.com/ 

https://learningapps.org/index.php?overview&s=&category=0&tool=

https://quizizz.com/login?q=%2Fquiz%2F5be34cd07008e8001b5e863e%2Fedit 

https://get.plickers.com/ 

http://pic-collage.com/ 

Слайд 19: Музыка и поэзия на уроках немецкого языка. В своей работе помимо перечисленных выше технологий, я использую музыку, и поэзию, как  продуктивный способ изучения немецкого языка. Каждый учитель хочет сделать свой урок разнообразнее и интереснее для своих учеников, музыка и поэзия могут в этом помочь. На уроках я использую различные песни и стихотворения. Выбор зависит от возраста учащихся.

 В начальной школе я применяю детские песни, динамичные и с небольшим простым текстом. Учащиеся не только поют, но и танцуют на уроках. Песни – это не только способ отдыха для учащихся, но и возможность повторить лексику и грамматические конструкции.

В  старших классах  можно использовать  материал современного мира музыки и поэзии. Огромное множество песен доступно на Youtube. В среднем звене текст песни играет большую роль, так как это, в первую очередь, способ  изучения немецкого языка.

Приемы работы с текстом:

1.  расположить текст в правильной последовательности,

2. описать чувства, которые ты испытываешь,

3. нарисовать картинки к песне,

4. грамматические задания (найти глаголы в тексте, формы прошедшего времени и др.),

5. придумать  свою рифму.

Слайд 20-21: Рекламные материалы («Werbemittelspenden»). Для мотивации учащихся я раз в год отправляю заявку в Гёте-Институт в Москве и в Санкт-Петербурге на безвозмездное предоставление рекламных материалов. В рекламные материалы могут входить блокноты, авторучки и карандаши, браслеты, мячи , значки, книги и др. Этот материал я использую для награждения своих учеников за участия в олимпиадах, конкурсах и за хорошие успехи в учебе.

Фото: поощрение учащихся призами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовета на тему «Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО»

Представлены материалы для проведения педсовета на тему «Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО" (теоретический и пракический материал ). Имеются раздаточны...

Обобщение опыта работы на тему: "Инновационные подходы к преподаванию истории на основе использования опорных сигналов и видео материалов в рамках информационно коммуникативных технологий"

P { text-indent: 1.2cm; margin-bottom: 0.21cm; text-align: justify; }A:link { color: rgb(0, 0, 128); text-decoration: underline; } Проработав в школе в общей сложности одиннадцать лет и наработав...

Опыт работы по теме "Развитие учебно-познавательных и информационных компетенций учащихся как средство повышения уровня мотивации при обучении математике".

Описание опыта работы учителя математики средней общеобразовательной школы по теме "Развитие учебно-позновательных и информационных компетенций учащихся как средство повышения уровня мотивации при обу...

Опыт работы по теме "Применение интерактивных технологий на уроках английского языка как средство повышения коммуникативной компетенции"

Изменения, происходящие сегодня в общественных отношениях, а также развитие средств коммуникации, требуют повышения коммуникативной компетенции обучающихся, совершенствования их филологической подгото...

Опыт работы по теме: "Современные методы взаимодействия логопеда и родителей"

Опыт работы с родителями в современных условиях. Задачи и методы взаимодействия в условиях логопункта....

Выступление на МО учителей гуманитарного цикла на тему: «Современные подходы в преподавании родного татарского языка и литературы в условиях ФОП»

Современные  подходы к преподаванию татарского языка связаны, прежде всего, с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а ...