Опыт работы по теме "Применение интерактивных технологий на уроках английского языка как средство повышения коммуникативной компетенции"
опыты и эксперименты на тему

Клемешова Ирина Андреевна

Изменения, происходящие сегодня в общественных отношениях, а также развитие средств коммуникации, требуют повышения коммуникативной компетенции обучающихся, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение иностранного языка как средства общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_klemeshovoy_i._a.docx118.57 КБ

Предварительный просмотр:

Клемешова Ирина Андреевна

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «БЕЛГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Использование интерактивных методов обучения  на уроках английского языка как средство повышения уровня  коммуникативной компетенции обучающихся

Автор опыта:

Клемешова Ирина Андреевна, учитель английского языка  МОУ «СОШ №2 с УИОП» г.Валуйки Белгородской области

Белгород

                                                          2017

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Информация об опыте………………………………………...

3

Раздел II. Технология опыта…………………………………………….

8

Раздел III. Результативность опыта……………………………………..

14

Библиографический список……………………………………………..

17

Приложения к опыту……………………………………………………

19

 

Раздел І. Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Опыт формировался и апробировался на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Валуйки Белгородской области.  

Педагогический коллектив школы на протяжении всех лет её существования активно работал по внедрению новых педагогических технологий в образовательный процесс вообще и при организации обучения английскому языку в частности.  

В школе более 7 лет реализовывалось углубленное изучение английского языка, проводились интегрированные уроки английского языка и музыки, английского языка и мировой художественной культуры,   была организована работа  кружка «Страноведение Великобритании», где обучающиеся знакомились с культурой и историей страны изучаемого языка.

Введение нового образовательного стандарта потребовало новых подходов к процессу обучения английскому языку в школе. На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Коммуникативная компетенция относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому автора опыта заинтересовала проблема повышения уровня коммуникативной компетенции обучающихся, так как именно высокий уровень коммуникативной компетенции способен обеспечить качественный образовательный процесс в современных условиях.

Началом работы по теме опыта стал анализ диагностики уровня коммуникативной компетенции, которая была проведена учителем по результатам контроля всех видов речевой деятельности. Для проведения диагностики в мае 2012 года учителем была выбрана параллель обучающихся 9-х классов (выпускников основной школы).

Рис. 1

Результаты исследования показали, что высокий и средний уровень по чтению демонстрируют 70% обучающихся, по аудированию – 54%, по письму – 40%, по говорению – 46%.

Также был проведен мониторинг по определению уровня сформированности коммуникативной компетенции среди обучающихся 9 классов. Для проведения мониторинга использовалась методика определения  коммуникативных склонностей обучающихся Ф. Ряховского и методика оценки коммуникативной компетенции Л. Михельсона (Приложение №1).

По результатам диагностики было определено, что высоким уровнем сформированности коммуникативной компетенции обладало только 22% обучающихся, принявших участие  в  мониторинге,    средним уровнем  – 41% обучающихся, оставшиеся  37 % учеников обладали низким уровнем сформированности  коммуникативной компетенции.

Проведенные диагностики свидетельствовали о необходимости активизации работы учителя английского языка по повышению уровня сформированности  коммуникативной компетенции обучающихся.

Актуальность опыта

Изменения, происходящие сегодня в общественных отношениях, а также развитие средств коммуникации, требуют повышения коммуникативной компетенции обучающихся, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение иностранного языка как средства общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов.

Актуальность заявленной темы также обусловлена содержанием нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов, принятых на уровне государства и органов управления в сфере общего образования, выражающих потребность в формировании коммуникативных компетенций обучающихся.

Согласно Федеральным стандартам школьного образования по иностранным языкам, основное назначение обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции. ФГОС диктует новые задачи учителя иностранного языка – формирование у ученика способности к: а) коммуникации; б) поиску информации на иностранном языке; в) самостоятельному углублению знаний; г) формированию способности к восприятию чужой культуры, толерантному и уважительному отношению к ней.

Соответственно и критериями владения иностранным языком должны быть: а) способность обучающегося к решению коммуникативной задачи; б) умение работать с иноязычной литературой; в) способность к самостоятельному поиску и усвоению знаний – то есть способности, имеющие весьма конкретное практическое применение и выражение.

Сформировать вышеперечисленные способности у обучающихся можно только на основе системно-деятельностного подхода, который на практике может реализоваться благодаря способности учителя иностранного языка создавать и развивать условно-коммуникативные ситуации для формирования коммуникативной компетенции обучающихся, для обучения их общению.

Обнаруживается противоречие  между социальным заказом общества, предъявляемым образовательной организации на подготовку личности, способной к коммуникации и сложившимися способами организации образовательной деятельности в школе.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения уровня коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования интерактивных методов на уроках английского языка.

Длительность работы над опытом

Длительность работы над опытом охватывает период с сентября 2012 года (когда обучающиеся стали учениками 6 класса) по май 2016 года (когда обучающиеся стали выпускниками основной школы).

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен  системой  уроков   английского языка общеобразовательной школы  с использованием интерактивных методов обучения для повышения уровня коммуникативной компетенции обучающихся 6-9 классов.

Теоретическая база опыта

В основе педагогического опыта лежат идеи коммуникативно-ориентированного обучения иноязычной речи М. К. Кабардова, Л. И. Бим, И. А. Зимней, А. В. Хуторского.  

По мнению М. К. Кабардова, коммуникативная компетенция - это усвоение этно - и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение "техникой" общения [9].

Схожую с М.К. Кабардовым позицию к определению коммуникативной компетенции высказывает И.А. Зимняя, которая определяет ее как "овладение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентацию в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету, освоение ролевого репертуара в рамках данной профессии" [8].

Как видим, ученые включают в состав коммуникативной компетенции некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Следовательно, в основе всех методов коммуникативного обучения должно лежать умение установить связи, находить успешные формы общения на любом языке. Поэтому основным принципом коммуникативно-ориентированного обучения является речевая деятельность. Но формировать и совершенствовать коммуникативную компетенцию следует в совокупности всех ее составляющих, а именно:

  1. лингвистической компетенции – умение использовать грамматически правильные формы и синтаксические построения и понимать смысловые отрезки в речи, организованные в соответствии с существующими нормами иностранного языка;
  2. социолингвистической компетенции, которая заключается в умении выбрать нужную лингвистическую форму, способ выражения в зависимости от ситуации, коммуникативной цели и намерения говорящего;
  3. дискурсивной компетенции, под которой понимается совершенствование коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
  4. социальной компетенции, которая проявляется в желании и готовности взаимодействовать с другими людьми, умении управлять ситуацией;
  5. стратегической (компенсаторной) компетенции, которая представляет собой комплекс специальных умений и навыков, который позволяет компенсировать недостаточность знания языка при получении и передаче иноязычной информации;
  6. учебно-познавательной компетенции – совокупности общих и специальных учебных умений и навыков познавательной деятельности [10].

Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной компетенции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению. Для такого обучения характерны, прежде всего, интерактивные методы  проведения занятий.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact».  «Inter» - это взаимный, «act» - действовать.

 Интерактивность – означает способность взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Технология обучения во взаимодействии основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе с целью совместного решения коммуникативных задач [4].

Идеи интерактивных методов обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинского и других.

В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ХХ в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах В. А. Сухомлинского (60-е гг.), а также в трудах В. Ф. Шаталова, Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенковой [19]. 

В последние десятилетия ХХ в. проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, и были разработаны детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных средств в массовой школе.

Использование  интерактивных методов обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. Использование интерактивных методов обучения позволяет организовать самостоятельную познавательную деятельность в процессе урока.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

  • развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися;
  • решает информационную задачу, поскольку обеспечивает обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
  • развивает общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.);
  • обеспечивает решение воспитательных задач, так как приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Первые попытки  использования интерактивных технологий  на уроках показали свои положительные результаты: улучшение дисциплины, снижение учебной нагрузки, повышение интереса обучающихся к иностранному языку. Поэтому автор  решил продолжить работу по использованию интерактивных технологий как способа повышения уровня коммуникативной компетенции обучающихся.

К интерактивным методам, успешно применяемым на уроках английского языка для развития коммуникативной компетенции, относятся следующие методы:

  • метод «Visual dictation» («Визуальный диктант»);
  • метод «Signal Cards» («Сигнальные карточки»);
  • прием «Cinquain» («Синквейн»);
  • метод «Jigsaw» («Ажурная пила»);
  • метод «INSERT»;
  • метод «5-W» («5 вопросов»);
  • метод «Brain Storming» («Мозговой штурм»);
  • метод «Hot seat» («Неловкая ситуация»);
  • метод «Merry-go-round» («Карусель»);
  • метод «Role play» («Ролевая игра»);
  • метод «Brain-ring» («Брейн-ринг»);
  • метод project («Проектная технология») (Приложение №2). 

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в применении интерактивных методов на уроках английского языка для повышения уровня коммуникативной компетенции обучающихся в основных видах речевой деятельности.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Данный опыт может быть применен не только в 6-9  классах, в которых преподавание английского языка осуществляется на базовом уровне, но и в классах углубленного изучения предмета, а также при организации  внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений.

Раздел II. Технология опыта

Целью педагогической деятельности в данном направлении является повышение уровня коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

  • изучение интерактивных методов обучения в отечественной и зарубежной методической литературе;
  • использование интерактивных методов на уроках английского языка;
  • развитие навыков всех видов речевой деятельности;
  • формирование способности к восприятию чужой культуры и  толерантному отношению к ней.

Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также коммуникативную компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика. Необходимо предоставить обучающимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем.

Интерактивные методы обучения характеризуются высокой коммуникативной направленностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и речевых умений (говорения, письма, чтения и аудирования), эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции учащихся.

Принципы работы на интерактивном занятии:

  • занятие не должно быть лекцией, все должны работать вместе;
  • все участники равны между собой;
  • каждый участник имеет право выдвигать собственное мнение по любому вопросу;
  • никто из учеников не критикуется (критиковать можно только идею).

Коммуникативная компетенция, как указывалось выше,  включает в себя 6 составляющих. Автор опыта обратил особое внимание на  дискурсивную компетенцию, развитие которой можно успешно осуществлять на уроках английского языка.

Развитие дискурсивной компетенции напрямую зависит от повышения уровня речевых  умений обучающихся (аудирования, говорения, письма и чтения).

При обучении аудированию на начальном этапе автор опыта использует метод «Visual dictation» («Визуальный диктант»). 

Во время изучения темы «Мой дом» в 6 классе обучающиеся работали в группах. Обучающиеся дважды  прослушивали текст и каждой группе давалось задание изобразить прослушанную информацию в виде рисунка. После прослушивания текста обучающиеся описывали нарисованные изображения. Таким образом, отрабатывалась лексика по темам «Дом», «Цвета», а также грамматический материал по теме «Предлоги». (Приложение №3).

На этапе обобщения знаний для развития навыков аудирования целесообразно использовать метод «Signal Cards» («Сигнальные карточки»).

Учитель использовал данный метод с обучающимися 7 класса при обобщении темы «Австралия». На основе прочитанных текстов ученики составляли верные и неверные предложения о различных сферах жизни в Австралии, а потом зачитывали их друг другу. Таким образом, обучающиеся учились строить свои высказывания осознанно и произвольно, также развивалось умение слушать друг друга (Приложение №4).

Вторая составляющая дискурсивной компетенции - это письмо.

При выполнении письменных заданий на этапе «рефлексии» автор опыта использует прием «Cinquain» («Синквейн»). Данный прием представляет собой стихотворение из пяти строк, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. В 7 классе обучающимся предлагалось в парах составить синквейн по теме «Школа». Ученикам такое упражнение нравится. Они отмечают, что таким образом им легче запомнить информацию. Посредством составления синквейна обучающиеся усваивают основные моменты изученной темы, а также учатся резюмировать информацию в нескольких словах (Приложение №5).

Еще одним эффективным методом для развития письменных навыков является упражнение «Fishbone» («Рыбья кость»), которое представляет собой скелет рыбы.

Рис.2

                  C:\Users\Irina\Desktop\72771529.jpg

 Эта схема использовалась учителем при подготовке к написанию эссе в 8 классе на тему «Защита окружающей среды». «Рыбья кость» помогает привести все изученные понятия в стройную систему. Обучающиеся учатся классифицировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, что помогает им в поиске ответов, заставляет обдумать текст, помогает лучше усвоить содержание изучаемого материала и систематизировать полученную информацию с целью написания эссе.

Коммуникативность в обучении чтению достигается за счет применения разных видов чтения и разных приемов организации этого вида речевой деятельности.

С целью развития коммуникативной компетенции при обучении чтению эффективным заданием  является упражнение «Jigsaw» («Ажурная пила»). Для выполнения этого задания обучающиеся работают в группах. Каждая группа получает для разработки часть. При изучении темы «Путешествия» обучающиеся 7 класса в группах читали тексты о различных транспортных средствах, популярных в странах изучаемого языка, и каждая группа составляла по своему тексту вопросы и утверждения. Таким образом, происходил обмен информацией. Все слушают друг друга, задают вопросы, т.к. это единственный способ собрать все части «паззла» и ознакомиться со всей информацией. Такое задание способствует развитию внимания обучающихся. Также, развивается умение задавать вопросы, искать ответы. Ученики вдумчиво читают тест, что способствует лучшему усвоению содержания изучаемого материала.

Метод «INSERT» используется автором для работы с текстом, но также работает на стадии «рефлексии» и «осмысления содержания». Во время чтения текста «Карьерные возможности», обучающиеся 9 класса заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф, в таблицу обучающиеся тезисно заносят сведения из текста. Ученики отмечают, что они уже знали до прочтения текста, что стало для них новым, что осталось непонятным. После ученики переходят к обсуждению текста, проговаривают усвоенную информацию. Составление таблицы помогает обучающимся собрать уже имеющийся материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их и сформулировать направления для дальнейшего самостоятельного исследования (Приложение №6).  

Также, при работе с текстом, автор использует метод «5-W» («метод пяти вопросов»). В рамках темы «Экстремальные виды спорта» ученики 7 класса, читая текст «Серфинг», заполняют таблицу. Во время такой работы обучающиеся учатся отделять главное в тексте от второстепенного, классифицировать информацию – кто главные герои истории, где и когда происходит действие, в какой ситуации оказались персонажи и почему так произошло.  Таблица помогает перейти к пересказу и обсуждению текста.

Говорение – самый сложный вид речевой деятельности, овладение которым сопряжено со многими трудностями, поэтому при обучении говорению автор использует различные интерактивные приемы и методы.

Метод «Brain Storming» («Мозговой штурм») применяется автором на этапе целеполагания. Одной из тем, изучаемых в 8 классе, является тема «Здоровый образ жизни».  Путем мозговой атаки учащиеся называют все, что они знают и думают по озвученной теме. Все идеи принимаются, независимо от того правильны они или нет. Посредством английского языка у обучающихся формируется понимание значимости здоровья человека, они учатся слушать друг друга, выражать свои мысли и анализировать их, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Метод  «Hot seat» («Неловкая ситуация») использовался автором в 6 классе при изучении темы «Лондон». Учащийся садится на стул спиной к доске, учитель пишет на доске название достопримечательности Лондона или известного места. Обучающийся не может видеть, что написал учитель,  видят одноклассники. Задача одноклассников – объяснить, что это за достопримечательность, не называя ее. Задача обучающегося – по описанию назвать слово, написанное на доске. Ученикам очень нравится такой прием, они активно объясняют и показывают жестами. Таким образом, развиваются навыки говорения и аудирования. Такой метод позволяет поддерживать высокий уровень познавательного интереса и умственной активности обучающихся.

 Диалоги этикетного характера, тема «Знакомство», «Национальности», «Разговор в общественном месте» и т.д. в 6-9 классах прекрасно отрабатывались с помощью метода «Merry-go-round» («Карусель»). Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно. Ценность данного метода заключается в многократности повторения речевых образцов. Благодаря такому методу обучающиеся раскрепощаются и общаются свободно, что способствует повышению коммуникативных навыков и развитию социальной компетенции (Приложение №7).

В любом возрасте учащимся нравится играть и участвовать в соревнованиях по предмету. Метод «Role play» («Ролевая игра») – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. Автор опыта применяет различные формы ролевых игр на уроках английского языка: презентации, интервью, заочные путешествия, круглые столы, пресс-конференции, экскурсии, сказки, репортажи и т.д. Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры на уроках иностранного языка способствует положительным изменениям в речи обучающихся (Приложение №8).

Игру «Brain-ring» («Брейн-ринг») учитель использует для уроков-обобщения изученного материала.  Автор опыта организовывал игру «Happy chance» для обобщения лингвострановедческой информации (Приложение №9). Такая игра способствует развитию социальной и учебно-познавательной компетенций, которые являются важными составляющими коммуникации.

Технология, стимулирующая интересы школьников и развивающая желание учиться, связана с выполнением различного рода проектов.

Метод Project («Проектная технология») является очень эффективным методом интерактивного обучения. Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу изучения иностранного языка, а также совершенствует познавательные учебные действия. Метод проектов помогает развивать все виды речевой деятельности.

  На старшем этапе обучения учащиеся более осознанно подходят к созданию проекта. С учетом их интересов и проблем, которые их волнуют, были внедрены такие проекты, как «Молодежные субкультуры», «Школа моей мечты», «Дом будущего». Также, обучающиеся принимали активное участие в разработке флайера на английском языке о Валуйском районе с целью организации привлечения иностранных туристов на Белгородчину (Приложение №10). 

Обучение посредством активного включения учащегося в процесс познания ведет к повышению уровня коммуникативной компетенции. 

В свою очередь, эффективность учебно-воспитательного процесса обеспечивается информационно-образовательной средой - системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

На уроках и во внеурочной деятельности автор использует электронные и Интернет-ресурсы:

  • электронные энциклопедии и справочники;
  • программы тестирования и тренажеры, которые представляет собой тематические подборки английской лексики с озвученными картинками); 
  • открытые online-курсы и онлайн-репетиторы (на таких сайтах можно общаться с носителями языка, практиковать свои навыки и читать полезные статьи в блоге);
  • Онлайн-словари.

Для обучения аудированию автор использует аудио рассказы и флэш истории, которые сопровождаются заданиями на проверку понимания услышанного.

Отработать навыки чтения можно на секции Международной читательской ассоциации (http://www.readwritethink.org/). Здесь имеется огромная коллекция ресурсов для отработки навыков чтения для всех возрастов.

В интернете существует огромное количество ресурсов для формирования письменной речи, которые предлагают огромный выбор письменной практики - упражнения на подстановку, упорядочение предложений в нужном порядке, описание картинки.

Основное назначение иностранного языка видится в овладении обучающимися умением общаться на иностранном языке. Актуальная информация, взятая из сети, интересные задания по говорению на аутентичных сайтах дает возможность общения со своими сверстниками из других стран и мотивирует обучающихся к говорению на английском языке, а также повышает уровень коммуникативной компетенции.

Раздел III. Результативность опыта

Используя интерактивные методы в процессе преподавания иностранного языка, можно достаточно быстро заметить их результативность. Применение интерактивных методов на уроках английского языка

  • дает возможность привить обучающимся интерес к изучаемому языку;
  • стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность обучающихся;
  • повышает положительную мотивацию учения иностранного языка у обучающихся, поддерживает внутреннюю мотивацию учения;
  • стимулируют интеллектуальную активность обучающихся при обучении иностранному языку.

Результативность опыта просматривается в таблице мониторинга итогового контроля коммуникативной компетенции в четырех видах речевой деятельности.

Рис. 3

По результатам исследования на первом этапе были высокий и средний уровень чтения показывали 70% обучающихся, аудирования – 54%, письма – 40% и говорения – 46%.

Результаты диагностики на заключительном этапе работы над опытом свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей: высокий и средний уровень чтения демонстрируют  84% обучающихся, аудирования – 76%, письма – 68% и говорения – 84%.

Работа над опытом является успешной. Об этом свидетельствуют результаты диагностики определения уровня сформированности коммуникативной компетенции обучающихся с использованием методик Ф. Ряховского и Л. Михельсона за период с 2012 по 2016 гг., представленные в таблице 1.

Таблица 1. Уровень сформированности коммуникативной  компетенции обучающихся

Уровень сформированности коммуникативной компетенции обучающихся

Учебный год

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Высокий

19

24

29

33

Средний

48

50

51

50

Низкий

33

26

20

17

Анализ представленных результатов проведенной диагностики показывает, что в 2012-2013 учебном году только  19% обучающихся обладали высоким уровнем сформированности коммуникативной компетенции и 33% - низким уровнем. В конце 2015-2016 учебного года   высоким уровнем сформированности коммуникативной компетенции  стало обладать 33% обучающихся, а низким – 17%.

Рост мотивации к изучению предмета и рост уровня сформированности коммуникативной компетенции обучащихся подтверждается ростом качества знаний учеников за период 2012-2016 гг., представленный в таблице 2.

Таблица 2. Качество знаний

Учебный год

Предмет

Среднее значение качества знаний

2012-2013

Английский язык

47%

2013-2014

Английский язык

50%

2014-2015

Английский язык

59,3%

2015-2016

Английский язык

68%

Рост коммуникативной компетенции обучающихся характеризуется их активным участием в школьных, муниципальных, региональных и всероссийских олимпиадах, творческих конкурсах и соревнованиях. Обучающиеся показывают высокий уровень коммуникативной компетенции, занимая призовые места.

  1. Всероссийский молодежный чемпионат по английскому языку (региональный этап): 2013-2014 гг. учебный год: Аверьянова Анна (призер), Посохова Оксана (призер); 2014-2015 учебный год: Жиглова Анастасия (призер),  Косицина Екатерина (победитель), Гализина Анна (призер);
  2. Муниципальный этап Всероссийской Олимпиады школьников по английскому языку: 2013-2014 учебный год: Косицина Екатерина (призер); 2014-2015 учебный год: Косицина Екатерина (победитель); 2013-2014 учебный год: Диденко Екатерина (призер); 2014-2015 учебный год: Диденко Екатерина (победитель);
  3. Муниципальный этап конкурса «Интерактивная карта Белгородской области»: 2012-2013 учебный год: Диденко Екатерина (призер);
  4. 27 Конференция Научного общества учащихся при Воронежском государственном университете: 2013-2014 учебный год: Жиглова Анастасия (лауреат);
  5. Муниципальный этап областного конкурса «Интерактивная карта Белгородской области»: 2012-2013 учебный год: Диденко Екатерина (призер);
  6. Муниципальный этап областного конкурса видеороликов «Интерактивная карта Белгородской области»: 2013-2014 учебный год: Скурятин Андрей (победитель);
  7. Муниципальный этап областного конкурса проектов «Мы Белгородцы! Думай, решай, действуй» (представление проекта о привлечении иностранных туристов на Белгородчину): 2014-2015 учебный год: Скурятин Андрей (победитель).

Подводя  итог, можно сказать, что современные интерактивные методы обучения – это огромное количество возможностей, которые помогают интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную и творческую активность учащихся, повысить эффективность урока. Это приводит к повышению уровня коммуникативной компетенции обучающихся, которая является ключевой в обучении иностранному языку.

Со стороны педагога, автор, как учитель иностранного языка, постоянно мотивирована на поиск новых форм, ресурсов и технологий в образовании, творческий подход в организации урока, для достижения конкретных целей и задач. Использование интерактивных методов помогает в самореализации, раскрытии собственных возможностей, мотивирует на изучение передового педагогического опыта, что в конечном итоге предохраняет от профессиональной деформации и способствует дальнейшему профессиональному развитию.


Библиографический список

  1. Борзова, Е. В. Парная и групповая работа на уроках иностранного языка в старших классах / Е.В. Борзова // Язык. Речь. Коммуникация. - 2000. - Вып.4. - С.4-15.
  2. Брюсова, Н. Г. «Английский язык. Учимся и играем на уроках английского языка. М., 2003.
  3. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя - М.: АРКТИ, 2000.
  4. Горохова, О. А. Приемы вовлечения обучающихся в интерактивную деятельность на уроках  иностранного языка как средство формирования коммуникативной компетенции – М.: Просвещение, 2010.
  5. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. Л. Стандарты второго поколения. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2009.
  6. Зимняя, И. А. «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании», М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2012 -467 с.
  7. Кабардов, М. К., Арцишевская, Е. В. «Типология языковых способностей». – М., 1996.
  8. Левитан, К. М. О содержании понятия «коммуникативная компетентность». Перевод и межкультурная коммуникация/ К. М. Левитан. Екатеринбург: АБМ, 2001 -89-91 с.
  9. Пассов, Е. И.  Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991.
  10. Полат,  Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С.Полат // Иностр. языки в школе. - 2000. - N 2. - С.3-10; N 3. - С.3-9.
  11. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
  12. Преподавание иностранного языка в ХХI веке: проблемы и перспективы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - М., 1998. - 120 с.
  13. Примерные программы по учебным предметам Москва «Просвещение» 2010г.
  14. Ларионова, И. В. Речемыслительный аспект усвоения языков. Проблемы методики и технологии. СПб 2011г
  15. Сальникова, Т. П., «Педагогические технологии», М., 2005.
  16. Сластенин, В. А., Подымова, Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: 1997.
  17. Сысоев, П. В., Евстигнеев, М. Н.  Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: М.: Глосса-Пресс, 2010.
  18. Хмельницкая, И. Н. Использование интерактивных форм и методов в обучении иностранному – М.: Просвещение 2012
  19. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика/ А. В. Хуторской – М.: УНЦ ДО, 2013. – 222 с.
  20. Чусовская, И. В. Компьютер в обучении иностранным языкам / И.В.Чусовская // Информатика и образование. - 2000. - N 9. - С.35-36.

Интернет-ресурсы

  1. http://learnenglish.britishcouncil.org/en/
  2. www.languageguide.org
  3. https://preply.com/
  4. http://www.storynory.com/
  5. http://www.learnenglishkids.british/
  6. http://www.readwritethink.org/
  7. http://www.esl-galaxy.com/writing.html
  8. http://www.spokenskills.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационных технологий на уроках английского языка как средство повышения предметных компетенций обучающихся»

Внедрение информационно-коммуникационных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспе...

Использование кейс-технологий на уроках английского языка как средство формирования коммуникативных компетенций

В презентации рассматривается применение кейс-технологий при обучении иностранным языкам....

«Реферирование газетной статьи на английском языке, как средство повышения коммуникативной компетенции студентов СПО»

Методическая разработка предназначена для развития у студентов СПО умения читать специальную литературу на языке оригинала с целью извлечения нужной информации. Автор разработки указывает на то, что у...

Использование регионального компонента на уроках английского языка как средства повышения коммуникативной компетенции учащихся.

В диалоге культур большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к которому принадлежит коммуникант, о своей малой Родине. Другими словами, это тот пласт культур...

Использование регионального компонента на уроках английского языка как средства повышения коммуникативной компетенции учащихся.

В диалоге культур большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к которому принадлежит коммуникант, о своей малой Родине. Другими словами, это тот пласт культур...

Использование регионального компонента на уроках английского языка как средства повышения коммуникативной компетенции учащихся.

В диалоге культур большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к которому принадлежит коммуникант, о своей малой Родине. Другими словами, это тот пласт культур...