«Использование информационных технологий на уроках английского языка как средство повышения предметных компетенций обучающихся»
статья по английскому языку на тему

Внедрение информационно-коммуникационных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sukhova_ped_opyt.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме:

«Использование информационных технологий на уроках английского языка как средство повышения предметных компетенций обучающихся»

1.Актуальность и перспективность опыта.

Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он становится координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком.

В наши дни, когда информация стала стратегическим ресурсом развития общества, а знания — предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, очевидно, что современное образование — это непрерывный процесс.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребенка. В традиционную схему „учитель — ученик — учебник" вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Модернизация школьного образования - это обновление его содержания. Поэтому особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала обучающихся и расширения возможностей углубленного образования, в том числе языкового.

В связи с вышесказанным, использование информационных технологий на уроках английского языка как средство повышения как средство повышения предметных компетенций обучающихся является актуальным. Поэтому я хочу обобщить и представить опыт применения ИКТ на уроках английского языка в своей работе.

2. Концептуальность

ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Учёные  отмечают, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки английского  языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к английскому языку, эффективностью.

Современные УМК для преподавания английского языка представлены в основном дидактическими аудиоматериалами, а ресурсные возможности образовательной среды Интернет позволяют использовать новые интерактивные программы. Обучающимся не надо вкладывать дополнительные материальные средства на их приобретение. Учителя английского языка  должны овладеть методикой использования средств ИКТ для организации личностно ориентированного образовательного процесса и быть руководителем и лидером образовательного творческого процесса в системе «Учитель - ученик - группа - учитель».

3. Наличие теоретической базы опыта.

Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для обучающихся.

В современной науке существует много различных подходов к определению термина "информационно-коммуникационные технологии". Согласно словарю Педагогического обихода (под редакцией доцента педагогических наук Л.М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).

Разработкой и внедрением в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий активно занимаются такие исследователи, как Е. С. Полат, Е. И. Дмитриева, С. В. Новиков, Т. А. Полилова, Л. И. Цветкова.

Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающемуся умений самообразования. При этом работа обучающихся на уроке носит характер общения с учителем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

• электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

• электронные энциклопедии и справочники;

• тренажеры и программы тестирования;

• образовательные ресурсы Интернета;

• DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;

• видео и аудиотехника;

• научно-исследовательские работы и проекты;

• интерактивная доска

4. Ведущая педагогическая идея.

Применение ИКТ в процессе обучения английскому языку способствует интеллектуальному творческому развитию учащихся. Интернет-ресурсы сегодня позволяют:

  • восполнить дефицит источников учебного материала;
  • развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности;
  • объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки..

Создаются условия:

  • для развития языковой компетенции через овладение новыми языковыми средствами с помощью ИКТ;
  • для развития речевой компетенции через совершенствование навыков говорения, аудирования, чтения, письма учащихся с помощью ИКТ;
  • для развития социокультурной компетенции через знакомство учащихся с реалиями англоговорящих стран, представленных в аутентичных источниках;
  • для развития компенсаторной компетенции через проектную деятельность, развития речевых умений учащихся с опорой на материалы интернет-сайтов;
  • для развития учебно-познавательной компетенции через совершенствование общих и специальных учебных умений, ознакомление учащихся со способами самостоятельной работы в изучении языка и англоязычной культуры, использование ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности;
  • для развития таких качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, развития способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания, приобретения опыта творческой деятельности.

5. Оптимальность и эффективность средств.

В зависимости от задач урока выбираются методы обучения:

  • обучающий,
  • проблемно-поисковый,
  • демонстрационный,
  • моделирующий,
  • коммуникативно-интерактивный,
  • контролирующий,
  • учебно-игровой и т. п.

Учитель прогнозирует эффективность использования ресурса при проведении различного рода занятий, определяет методику их проведения и проектирует в учебном процессе основные виды деятельности с данными ресурсами.

Возможность применения ИКТ средств в обучении иностранному языку необычайно широка. Включение обучающихся в образовательную деятельность осуществляю на основе системно-деятельностного подхода (Г.П.Щедровицкий, О.С.Анисимов и др.), который позволяет организовать процессы мотивации обучающихся, строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы, организовывать рефлексию, самоконтроль, осуществлять самооценку и коммуникативное взаимодействия.

В данной дидактической системе выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей: уроки «открытия» нового звания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности (обобщение, закрепление, систематизация изученного материала); уроки развивающего контроля.

Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, на этапе тренировки, на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений и на этапе их контроля. Компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых.

Урок «открытия» нового звания.

В своей практике использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные языковые формулы, схемы, рисунки, анимации. Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.

Видеоролики, песни и сайты, описывающие реалии англоязычных стран, помогают в знакомстве с иноязычной культурой.

Урок закрепления знаний.

В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса английского языка. Основную роль играет различный материал, использование которого варьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники.

В практике работы использую мультимедийные учебники, которые наглядно представляют материал, обеспечивают быструю обратную связь (мгновенный контроль за усвоением материала). Среди наиболее удачных учебников можно отметить  “Talk to me”, “English Platinum”, “Dynamic English”, “ Professor Higgins”, “English Gold”, “Bridge to

С помощью мультимедийных обучающих программ по английскому языку в практике работы использую различные методические приёмы, позволяющие в активной форме проводить ознакомление, тренировку и закрепление знаний и умений учащихся.

Урок систематизации и обобщения знаний.

На данных уроках непосредственно обращаемся к различным источникам информации, которая интересна ученикам и способствует получению жизненного опыта. Самостоятельный поиск необходимой информации на англоязычных и тематических сайтах помогает формировать компенсаторную, социокультурную компетенции, развивает умение организовать самостоятельную работу.

Урок развивающего контроля.

Считаю, что использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников.

При создании теста с выбором ответа на компьютере, обозначаю вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.

В практике работы на уроках обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю обучающимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации, веб-квесты или тематические веб-странички. Затем эти работы представляются и защищаются перед обучающимися класса в виде Power Point презентации.

Проектная деятельность обучающихся.

Использую многосторонние возможности образовательных ресурсов сети Интернет в исследовательской деятельности. Такой вид работы развивают творческие, исседовательские способности учащихся, повышают их активность, способствуют приобретению навыков, которые весьма полезны в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.

6. Результаты опыта.

Что касается результативности, использование ИКТ способствуют повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению английского языка, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний обучающимися. Обучающиеся проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.

Результативность  участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях.

Мероприятия

Учебный год

Ф.И.О. учащегося, класс

Результат

школьные

муниципальные

республиканские

межрегиональные

всероссийские

Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус  Осенняя Сессия»

2011-12

Артюхин Илья, 5

Диплом участника

Мамеева Алсу,5

Диплом участника

Стукалов Антон,5

Диплом участника

Янгаева Диана,5

Диплом участника

Зайцева Евгения,8

Диплом участника

Енаева Сабина,8

Диплом участника

Сапожников Кирилл,8

Диплом участника

Матюшкина Олеся,8

Диплом участника

2013-2014

Мамеева Алсу,7

Диплом участника

Стукалов Антон,7

Диплом участника

Янгаева Диана,7

Диплом участника

Анисьина Анастасия,8

Диплом участника

Тростин Сергей,8

Диплом участника

Сипатрова Ирина,7

Диплом участника

Международный конкурс по английскому языку

«Британский бульдог»

2010-2011

Стукалов Антон,4

1

Сертификат участия

Салмин Егор,4

2

Сертификат участия

Артюхин Илья,4

3

Сертификат участия

Волков Сергей,7

2

Сертификат участия

Конова Татьяна,10

1

Сертификат участия

Сухова Алина,10

1

Сертификат участия

Тетерина Дарья,11

2

Сертификат участия

Чиркин Дмитрий,11

3

Сертификат участия

2011-2012

Мамеева Алсу,5

1

Сертификат участия

Стукалов Антон,5

1

Сертификат участия

Сипатрова Ирина,5

1

Сертификат участия

2012-2013

Мамеева Алсу,6

2

Сертификат участия

Будылина Яна,6

10

Сертификат участия

2013-2014

Шалаева Ксения,3

1

1 место в регионе

Титов Дмитрий,3

2

Сертификат участия

Международныйконкурс по английскому языку «Английский лев»

2012-2013

Ромазанов Дамир,2

Гран при

Шалаева Ксения,2

Победитель

Хуррамов Никита,2

Победитель

Сипатрова Ирина,6

Сертификат участия

Азисова Азалия,2

Сертификат участия

Куркова Елизавета,2

Сертификат участия

Аношкин Дмитрий,2

Сертификат участия

Абдуллова Ирада,2

Сертификат участия

Аношкина Ирина,2

Сертификат участия

Титов Дмитрий,2

Сертификат участия

Томилов Максим,2

Сертификат участия

Клеянкина Анастасия,2

Сертификат участия

 Международный конкурс-игра по английскому языку «Лев»

2013-2014

Ключников Игнат ,3

Лауреат

Чернова Стефания,3

Лауреат

Азисова Азалия,3

Свидетельство участника

Клеянкина Анастасия,3

Свидетельство участника

Комарова Ольга,3

Свидетельство участника

Куркова Елизавета,3

Свидетельство участника

Маслов Данила,3

Свидетельство участника

Хуррамов Никита,3

Свидетельство участника

Мамеева Алсу,7

Свидетельство участника

Мутовкина Анастасия,7

Свидетельство участника

Сипатрова Ирина,7

Свидетельство участника

Стукалов Антон,7

Свидетельство участника

Чернов Ярослав,7

Лауреат

Кузнецова Мария,10

Свидетельство участника

Тихонова Анна,10

Свидетельство участника

Фелалеева Виктория,10

Свидетельство участника

Районный конкурс гидов-переводчиков

2012-2013

Фетхуллов Ринат,9

призёр

IX Международный марафон знаний "Английский язык»

2013-2014

Батраков Аркадий,3

участие

Шалаева Ксения,3

участие

Ключников Игнат,3

участие

Петайкин Илья,3

участие

Клеянкина Анастасия,3

участие

Абдуллова Ирада,3

участие

Азисова Азалия,3

участие

Маслов Данила,3

участие

Аношкина Ирина,3

участие

IV Всероссийская дистанционная олимпиада по английскому языку для 1-4 классов

2013-2014

Шалаева Ксения,3

победитель

Конкурс проектных и исследовательских работ учащихся « Юный исследователь»

2012-2013

Фетхуллов Ринат,9

1 место

участие

2013-2014

Севкаева Алсу,3

1 место

участие

Внедрение информационно-коммуникационных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

 

7. Возможность тиражирования

   

 В  целях обмена опытом с коллегами, я провожу  открытые уроки,  выступаю на семинарах, заседаниях кафедры гуманитарных дисциплин. Размещаю свой опыт работы  на страницах школьного сайта.

Сайт: http://elhoschool.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Применение интерактивных технологий на уроках английского языка как средство повышения коммуникативной компетенции"

Изменения, происходящие сегодня в общественных отношениях, а также развитие средств коммуникации, требуют повышения коммуникативной компетенции обучающихся, совершенствования их филологической подгото...

Сорокина Г.В., учитель английского языка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ"

Сорокина Г.В., учитель английского языкаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ Образование сегодня является важнейшей ...

Использование кейс-технологий на уроках английского языка как средство формирования коммуникативных компетенций

В презентации рассматривается применение кейс-технологий при обучении иностранным языкам....

Использование регионального компонента на уроках английского языка как средства повышения коммуникативной компетенции учащихся.

В диалоге культур большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к которому принадлежит коммуникант, о своей малой Родине. Другими словами, это тот пласт культур...

Использование регионального компонента на уроках английского языка как средства повышения коммуникативной компетенции учащихся.

В диалоге культур большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к которому принадлежит коммуникант, о своей малой Родине. Другими словами, это тот пласт культур...

Использование регионального компонента на уроках английского языка как средства повышения коммуникативной компетенции учащихся.

В диалоге культур большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к которому принадлежит коммуникант, о своей малой Родине. Другими словами, это тот пласт культур...