Программы кружков по немецкому языку
рабочая программа по немецкому языку (8, 9, 10, 11 класс)

Программы кружков по немецкому языку (2019-2020)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ligvisticheskoe_kraevedenie.doc201 КБ
Файл tvorcheskaya_masterskaya_po_nemetskomu.odt32.49 КБ

Предварительный просмотр:

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ИНТЕРНАТОМ

«ЛИЦЕЙ ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Протокол №

от «21»  июня  2019 г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор лицея

___________ /Иванова О.В.

Приказ  №

от  « 24 » июня 2019 г.

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

«Лингвистическое краеведение»

Срок реализации программы:1 год (34 ч.)

Возрастная категория: 14-17 лет, 8-11 классы

Автор-составитель: Гавришева З.А.

                

                                                

г.Смоленск

2019 - 2020

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной факультативной деятельности «Лингвистическое краеведение» для 8-11 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
  3.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»  
  4. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29 июня 2011 г.).
  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
  7. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
  8.  Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04. 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
  10. .Программы курса "ИСТОРИЯ СМОЛЕНЩИНЫ" (с древнейших времен до настоящего времени) для 8-11 классов, составители: Ластовский Г.А., Ильюхов А.А -Смоленск, 1995 г.
  11.  Обязательного минимума содержания курса «История Смоленщины» в основной школе, утвержденного в 2000 году.

Данная программа составлена в соответствии с требованиями к  структуре рабочей программы  ФГОС .

Внеурочная деятельность школьников в рамках занятий по данной программе организуется преимущественно по общекультурному направлению.

Настоящая программа создает условия для культурного, социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В последнее время возрос всеобщий интерес к истории родного края, своим корням. В целях воспитания молодого поколения настоящими патриотами своей страны, очень важно приобщать их к прошлой и современной жизни своей малой Родины, активизировать работу школьников по изучению родного края.

В рамках реализации ФГОС ООО предлагается программа внеурочной деятельности, под которой следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной.  Необходимость программы кружка «Краевед» вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения,  привлекательными и престижными становятся невысокие образцы «легкой культуры», освоение которых не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и младшим поколениями.

Без знания истоков родного края невозможно нравственное и культурное развитие человека, поэтому краеведение в школе играет важную роль. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Краевед» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Смоленской области.  Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к людям, живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая их биографии, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления  внеурочной деятельности  - изучение истории родного края.

Цели программы:

• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;

• воспитывать патриотизм.

Образовательные задачи:

• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

• овладение начальными навыками исследовательской работы;

• овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой   человеческой жизни;

- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:

• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

Общая характеристика курса

 Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Учебно-познавательная компетенции - умение ставить цель и организовывать её достижение, пояснять свою цель; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые редакторы, презентации);

 Формирование информационной компетенции - владение навыками работы с различными источниками информации - книгами, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет; умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; применять современные информационные технологии;

 Формирование коммуникативной компетенции - владение навыками работы в группе, коллективе, приемами действий в ситуациях общения; владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, устное сообщение, уметь задать вопрос и пр.);

 Формирование компетенции личностного совершенствования - освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития; формирование культуры мышления и поведения

Кружок «Краевед» ведется в 8-10 классах  первый год, преподавание осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. Каждый раздел программы дополняет следующий и является логическим продолжением предыдущего. Полученный и обработанный материал будет применяться для дальнейшей работы в исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Моделью образовательной деятельности  краеведения предусматривается взаимодействие общего и дополнительного образования, воспитательной работы. Концептуальной основой модели является система ценностно-целевых ориентиров и принципов организации содержания деятельности.

Принципы образовательной деятельности:

  • субъективность восприятия;
  • самоактуализация;
  • дифференцированность, вариативность, разноуровневость образовательных результатов;
  • право ребенка на свободу выбора деятельности, уровня сложности форм и темпов освоения знаний;
  • разноплановость творческой деятельности.

МЕСТО ЗАНЯТИЙ  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Требования Федерального государственного образовательного стандарта к организации внеурочной деятельности учащихся реализуются через программы внеурочной деятельности, которые предусматривают проведение занятий кружка «Краевед» во второй половине дня.

Занятия проводятся для обучающихся 8 класса 2 часа в неделю, всего 68 часа в год.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один  год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 34 часа. Количество часов в 1-ой четверти - 8 ч.; количество часов во 2-ой четверти - 8 ч.; количество часов в 3–й  и 4-ой четвертях - 12 ч.; количество часов в 5-ой четверти - 6 ч.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музее, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, , викторин, в, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Форма и режим занятий:

  • групповая работа;
  • беседы, викторины;
  • коллективные творческие дела;
  • смотры-конкурсы, выставки;
  • экскурсии, поездки, походы;
  • трудовые дела.

      Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, флеш-носителях, рассказы взрослых, экскурсии.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

 При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

 В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; определять цель исследования, овладевать методикой сбора и оформления найденного материала; владеть научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

        • с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        

        • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;        

        • с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ;

          • с географией: работа с картами.        

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

результаты

формируемые  умения

средства формирования

Личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

работа в группе, работа в паре

Метапредметные  результаты

Регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  •  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникатив-

ные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Предметные результаты

В результате освоения программы занятий внеурочной деятельности формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования:

— осознавать значимость краеведения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом поиске краеведческого материала;

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

— уметь работать с книгой, энциклопедией, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым понятием;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, экскурсиях;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

 Познавательные учебные умения:

— прогнозировать результаты поиска;

— отбирать нужные термины для проведения экскурсий, написание рассказов о втеранах войны и труда;

— ориентироваться в музее (работа с книгой Памяти, с музейным фондом);

— составлять описание краеведческой находкии его паспорта;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

— участвовать в беседе о собранном краеведческом материале, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение экскурсовода во время ведения экскурсии, формировать свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение о проведенных беседах;

— участвовать в конкурсах краеведов и музееведов;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, музее, библиотеке, дома и т. д.

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у  школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Курс заканчивается дифференцированным зачетом, цель которого - контроль уровня владения учащимися фактическим материалом курса. Защита проектов  пройдет зрелищно, учащиеся  продемонстрируют  знания  по  английскому  языку, краеведению  и  любовь  к  родному  краю.

Содержание курса

Раздел I.. Общая информация о родном крае(10 часов)

Краеведение как наука о родном крае. Понятие краеведение. Цели, задачи. Предмет исследования. Направления краеведения: историческое, географические, биологическое, литературное и др.

Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) Родина?  Карта своей местности (области, района, села). Основные населенные пункты района. Знаменитые места. Границы края, их условность и подвижность: родной дом – школа с ближайшими окрестностями – село; город – район – область. Родной край – часть России, частица мира.

История города. История школы. Выдающиеся люди нашего города

Продукт: Защита проектных работ.

Раздел II. Экскурсионная работа (10 часов)

Что такое экскурсия? Правила проведения экскурсии по городу. «Я покажу тебе Смоленск…» (проведение тематической экскурсии).

Продукт:  заочная экскурсия по теме «Смоленск - старый и молодой»

Раздел III .  Школа, в которой учусь (14 часов)

Ознакомление с ролями гидов-переводчиков, иностранных гостей и друзей школы, учителей. Подбор фото, видео материалов, рисунков и коллажей.

Продукт: заочная экскурсия по родной школе.

Календарно-тематическое планирование курса

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Форма организации деятельности уч-ся и учителя

Кол-во

часов

        Раздел I. Общая информация о родном крае.(10 ч)        

1.

Цель данного курса. Географическое положение, его влияние на образ жизни и деятельность местного населения.

 Формирование «стартовой» мотивации к обучению. Анкетирование исходных знаний учащихся о родном крае (на русск.яз.). Обзор темы с элементами беседы. Ознакомительное чтение краеведческого текста. Составление лексического словарика по теме.

2

2.

Природа и климатические условия края.

 Лекция. Работа с раздаточным материалом по теме, работа в группах (климат, особенности ландшафта). Беседа. Создание накопительной папки для микротекстов, рисунков, фотографий.

2

3.

Флора и фауна региона.

Просмотр слайдов с чтением микро текстов. Практикум. Работа в микро группах по блокам: растения, животные края.

2

4.

Добро пожаловать на Смоленскую  землю.

Проектно-исследовательская деятельность. Ориентация на сбор необходимой информации.

2

5.

Мой край в фото материалах.

Проектно-исследовательская деятельность. Составление подробного плана. Обсуждение результатов поиска информации. Самостоятельная работа уч-ся (с использованием Интернет ресурсов, мультимедийных средств). Подбор фото и видео материала к проекту.

2

Раздел II.Экскурсионная работа.(10 ч)

6.

Смоленщина.

Традиции, обычаи и праздники родного края.

Лекция. Презентация  темы.  Видео урок. Работа с раздаточным пособием.

2

7.

Исторический и культурный центр Смоленска.

Музеи и памятники города Смоленска.

Прослушивание аудиозаписи и выполнение тренировочных заданий. Обзор  темы. Диалог-обсуждение.

2

8.

Летопись моего родного города, посёлка.

Выдающиеся деятели науки, культуры и искусства родного края, увековеченные в памятниках.

Работа с текстами по карточкам. Составление опорных моделей высказываний. Дискуссия по теме.

2

9.

Достопримечательности Смоленского края.

Знаменитые земляки.

Видео экскурсия по Смоленску и Смоленскому району. Чтение с извлечением полной информации. Практикум.

2

10.

Экскурсия по Смоленску.

Аудирование текста по теме. Составление плана экскурсии. Презентация слайдов по теме.

2

Раздел III. Школа, в которой я учусь.(14 ч)

11.

Основатель школы   – В.Д. Новиков.

Лекция. Аудирование текста, выполнение заданий к тексту. Обзор темы с элементами беседы.

2

12.

Из истории лицея имени Кирилла и Мефодия.

Индивидуальная самостоятельная работа уч-ся с краеведческим материалом (ознакомление с ролями гидов-переводчиков, иностранных  гостей и друзей школы, учителей ИЯ). Составление опорных микротекстов по теме. Практикум.  

2

13.

Традиции и обычаи моей школы.

Урок-семинар. Самостоятельная работа с текстами, поисковая работа, подготовка сообщений по теме.

2

14.

Педагогический коллектив школы.

Практикум. Обзор темы с элементами беседы. Викторина «Знаешь ли ты историю своей школы?»

2

15.

Выпускники школы – наша гордость.

Презентация темы. Видео урок. Аудирование материала по теме.

Составление опорных речевых моделей. Разработка мини-экскурсии по теме.

2

16.

Школа сегодня и завтра.

Урок – ролевая игра. Консультация. Практикум. Коммуникативно-направленная самостоятельная деятельность уч-ся.

2

17.

Школа, в которой мы учимся.

Урок контроля и обобщения (создание коллажа «Школа, в которой я учусь»). Заочная экскурсия по родной школе. Коммуникативно-направленная творческая работа.

2

Итого: 34 часа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

Ластовский Г.А. История и культура Смоленщины с древнейших времён до конца XVIII века. Смоленск,2008

Будаев Д.И., Ильюхов История Смоленщины XIX-XX века. Смоленск 2007

Старые виды Смоленска Владимир Каплинский Смоленск 2004

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция, газеты, журналы)

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Закон  Российской Федерации «Об образовании».

Печатные пособия (карты, схемы, таблицы…)

 Архив школьного музея.

Архив (вещественные, письменные источники)

Цифровые образовательные ресурсы (программы, список сайтов...)

Экранно-звуковые пособия (презентации, видео…)



Предварительный просмотр:

                            СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ИНТЕРНАТОМ

«ЛИЦЕЙ ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Протокол №

от «21»  июня  2019 г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор лицея

___________ /Иванова О.В.

Приказ  №

от  « 24 » июня 2019 г.

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ и  ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Творческая мастерская по немецкому языку»  

Срок реализации программы:1 год (34 ч.)

Возрастная категория: 14-15 лет, 8 Б класс

Автор-составитель:

Гавришева Зоя Анатольевна

г.Смоленск

 2019 - 2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка «Творческая мастерская по немецкому языку» предназначена для развития и поддержки интереса учащихся к немецкому языку, повышению уровня их практических навыков говорения, воспитанию учащихся, расширению их кругозора, развитию творческих способностей.

Данная рабочая программа имеет культурологическую направленность и  используется в качестве дополнения к основному курсу обучения  (УМК И.Л. Бим).  Актуальность программы заключается в том, что она направлена на развитие коммуникативной компетенции школьников, повышения интереса, мотивации изучения немецкого языка. Она формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора, популяризации немецкого языка, позволяет создать иноязычную среду, в  которой  учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в практическом значении иностранных языков, в организации общения, приобретении дополнительной информации. Своими увлекательными формами она вызывает определённый эмоциональный настрой,. Это  не только углубляет знания по иностранному языку, но и  способствует расширению кругозора школьников, содействует воспитанию чувства коллективизма, дружбы и товарищества, воспитывает сознательную дисциплину, волю и характер. Кроме того, занятия  способствуют совершенствованию умений и навыков, которые формируются у учащихся на уроках. Содержание программы способствует развитию коммуникативной компетенции школьников, обогащению лексического запаса. Всё это  способствует интенсификации учебного процесса и поддержанию мотивации к изучению немецкого языка.  

Отличительной особенностью  данной программы является направленность на создание мотивов учения, формирование познавательного интереса, стимулирование речемыслительной и творческой активности ребят. Это достигается использованием большого объема современной страноведческой информации, знакомством с немецкой музыкой, разучиванием немецких песен, сказок, созданием атмосферы творчества и сотрудничества  на занятиях.

Цель программы: создание условий для интеллектуального развития учащегося и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством немецкого языка.

Задачи программы:

Познавательный аспект:

    -познакомить учащихся с культурой стран изучаемого языка - способствовать приобщению школьников к культуре немецкого языка

     - формировать некоторые универсальные лингвистические понятия

     - способствовать удовлетворению личных познавательных интересов

Развивающий аспект:

     - развивать мотивацию к дальнейшему овладению немецким языком

     - развивать учебные умения

     - формировать у детей готовность к общению на иностранном языке

Воспитательный аспект

     - способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре

     - способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность)

     - прививать навыки самостоятельной работы по овладению иностранным языком                                                          

  Ожидаемые результаты:

    Личностные результаты - общие представления о мире, как о многоязычном и поликультурном сообществе, осознания языка, иностранного также, как средств общения между людьми, знакомство с миром зарубежных сверстников  с использованием иностранного языка

Метапредметные результаты - развитие умения взаимодействовать  с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей школьников, развитие коммуникативных способностей школьников, умения выбирать языковые и речевые средства для успешного решения коммуникативной задачи.

Предметные результаты - овладение представлениями о нормах иностранного языка (фонетических и лексических), умение выразить свою мысль на языке с использованием разговорной лексики по нижеуказанным лексическим темам

Реализация цели предполагает решение следующих задач:

  • развитие мотивации к изучению предмета в повседневном языковом пространстве;
  • развитие коммуникативных умений обучающихся в различных видах деятельности: говорение, аудирование, чтение,  письмо;
  • приобщение обучающихся к культуре, традициям  страны изучаемого языка;
  • расширение лингвистического кругозора школьников;
  • развитие и формирование понимания важности изучаемого языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
  • развитие личностных качеств: внимания, мышления, памяти и воображения;
  • развитие познавательных и интеллектуальных способностей  обучающихся.

Принципы обучения:

  • принцип коммуникативной направленности (основная функция – создание условий коммуникации);
  • принцип коллективно – индивидуализированного взаимодействия (основная функция – максимальная реализация индивидуальных способностей ученика  через коллективные формы обучения);
  • принцип системности организации учебно-воспитательного процесса;
  • принцип доступности и посильности (учёт специфики и возможностей возраста).

Ожидаемые результаты:

В коммуникативной сфере:

I. Речевая компетенция:

- говорение - вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения;

- аудирование – понимать на слух речь учителя и одноклассников;

II. Языковая компетенция:

- адекватное произношение и различение на слух всех звуков немецкого  языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;

- распознание и употребление в речи изученных лексических единиц.

III. Социокультурная осведомленность:

- знание названия страны изучаемого языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.

В познавательной сфере:

  • умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных  слов;
  • умение действовать по образцу при выполнении заданий;
  • умение осуществлять самонаблюдение и самооценку

В ценностно-ориентационной сфере:

  • представления об изучаемом иностранном языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
  • приобщение к культурным ценностям другого народа через детские стихи и песни;
  • развитие чувства прекрасного;
  • умение следовать намеченному плану в своем учебном труде.

К окончанию  обучения школьники будут

знать:

  • формы речевого этикета в ситуациях общения: при встрече, поздравлении и т. д.;
  • названия, особенности празднования и формы поздравления   наиболее популярных праздников;
  • знать песни ,  рифмовки , пословицы и скороговорки на немецком языке;
  • пользоваться немецко – русским словарём

 уметь:

  • вести диалоги в элементарных ситуациях, рассказывать о себе, своей семье ,своих друзьях, своих  увлечениях  и т. д.
  • понимать на слух и выполнять просьбы одноклассников, указания учителя, а также понимать на слух связное сообщение учителя, построенное на изученном  языковом материале;
  • адекватно произносить и различать  на слух все звуки немецкого языка, соблюдать правильное  ударение в словах и фразах;
  • распознавать  и употреблять в речи изученные лексические единицы;

Отслеживание и оценивание результатов реализации программы:

  • выставки работ с кратким сообщением;
  • мини проекты;
  • мини спектакли;

Основное содержание программы

Блок 1 Школа в Германии

Знакомство с началом учебного года в Германии и немецкоговорящих странах,  особенности немецкой школы

Блок2 Музыка Германии

Немецкие народные песни, популярные немецкие исполнители

Блок 3 Писатели  Германии

Роль книг, немецкие писатели и их произведения  

Блок 4 Угадай слово

Лексические игры, расширение словарного запаса, игры снежный ком  

Блок 5 Легенды и сказки Германии

Легенды о Лорелее, Крысолове, Дитрихе из Вормса, о кельнских гномах ,  Геновеве, сказки «Теремок», «Двенадцать месяцев» на немецком языке

Блок 6  Праздники  Германии

Праздник урожая в Германии.  Октоберфест .  Веселый карнавал.  Рождество в Германии. Пасха в Германии

Календарно-тематическое планирование кружка

п/п.

Тема

Кол-во

часов

Дата

 план.

Дата

факт.

1.

 Начало учебного года в Германии Особенности  

1

2.

Учебный год  в немецкоговорящих странах

1

3.

Типы школ в Германии . Ролевые игры «Учителя и ученики », «Покупаем все для школы »

1

4.

Учебные игры по теме «Школа » «Мы в школе», «Найди синоним к слову », «Угадай слово»

1

5.

Песни, стихи и рифмовки о школе

Написание собственных стихов о школе  .

1

6.

Музыка Германии . Особенности .

1

7.

Немецкая народная музыка .

1

8.

  Инсценировка песни “Die Piraten”

1

9.

Немецкая группа «Lochis». Работа с песней « Mein Herz »  

1

10.

Немецкая группа «Rammstein       « Популярные песни .

1

11

Учебный проект « Писатели Германии» Подготовка материала .

12.

Защита проекта по теме « Писатели Германии  »

1

13

Игра «Снежный ком».

1

14

Учебные игры «Угадай слово!», «Я знаю много слов »

1

15

Учебный проект. Презентация на тему «Без слов мы ничто »

1

16.

Инсценировка сказки «Теремок»

1

17.

По следам немецких легенд

1

18.

Легенда о Крысолове

1

19.

Легенда о Лорелее

1

20

Легенда о кельнских гномах .

21

Легенда о Дитрихе из Вормса

1

22.

Легенда «Геновева»

1

23.

 «Составление коллажа по теме «Легенды Германии »

1

24.

Игра «Двенадцать месяцев»

1

25.

 Заочное путешествие «По городам Германии»

1

26.

КВН

1

27.

Праздники   в Германии. Обычаи и традиции.

1

28.

Праздник урожая в Германии. Традиции и обычаи этого праздника.

1

29.

Октоберфест . История и традиции этого праздника.

1

30.

Защита проекта «Новый год в различных странах» Рождество в Германии

1

31

Веселый карнавал. Обычаи и традиции этого праздника в Германии..

1

32.

Разработка проекта «Пасха в Германии»

1

33

Обобщающее повторение «Праздники Германии»

1

34

Подведение итогов кружка

1

Итого 34 часа

Учебно-методическое обеспечение

  1. Немецкий язык. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного.образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2009 – 46с.

2.Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2009. – 380с. – (образование в документах и комментариях).

3.Райнеке Ю.С. Игры на уроках немецкого языка в начальной школе: Методическое пособие. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.

4.Якимкина, В.Г. Увлекательные игры на уроках немецкого языка: методическое пособие/ В.Г.Якимкина.- М.:Дрофа, 2007.

5.Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.     М.: 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Друзья немецкого языка» для 10 класса (второй язык)

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования нового поколения определены задачи, стоящие перед современной школой, и одна из них - изучение иностранных языков, которое на...

Конспект урока немецкого языка по рабочей программе факультативного курса "Немецкий язык как второй иностранный" по учебнику: О.Зверлова Немецкий язык: С немецким за приключениями 1

Урок формирования умений и навыков по теме "В школе" с использованием оборудования лингафонного кабинета,интерактивной доски, компьютера, мультимедиапроектора, мультимедийной презентации, аудиозаписи ...

Рабочая программа кружка по немецкому языку

Рабочая программа составлена для учащихся 2-5 классов (начинающие) на основе учебника "Tamburin" с возможностью использования дополнительного материала по предмету "Немецкий язык",...

Программы кружков по немецкому языку

Программы кружков по немецкому языку (2016-2017)...

Программы кружков по немецкому языку

Программы кружков по немецкому языку (2017-2018)...

Программы кружков по немецкому языку

Программы кружков по немецкому языку (2018-2019)...

Рабочая программа кружка по немецкому языку "Говорим и пишем по-немецки"

Основная цель обучения немецкому языку на занятиях кружка—совершенствование и дальнейшее развитие иноязычных компетенций через УУД обучающихся.В результате посещения занятий у детей формируется ...