Приёмы здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка.
статья по немецкому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Мельникова Светлана Игоревна

Изучение  иностранного языка это дополниетеьная нагрузка для учеников. Учителю важно помнить о здоровье ребенка,  использовать приемы здоровьесберегающих технологий на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы здоровьесберегающих технологий  на уроках немецкого языка.

Мельникова С.И, учитель немецкого языка ГБОУ Гимназия № 32 «Гимназия петербургской культуры « г. Санкт-Петербурга

Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Переход на новую, личностно-ориентированную парадигму образования предлагает преподавателям иностранного языка уделить больше внимания здоровьесберегающим технологиям: смене видов деятельности, чередованию видов активности (интеллектуальной –> эмоциональной –> двигательной), включению элементов релаксации. В  последние годы ухудшается здоровье школьников. Учебный процесс стал более интенсивным, используются новые формы и технологии обучения., вырос обьем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствует возрастным возможностям школьников, возникают перегрузки.. Все это в сочетании с уменьшением сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на организм школьников.

Главная заповедь здоровьесберегающих технологий – «Не навреди!» Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на три основные группы:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
  • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.

Среди здоровьесберегающих технологий, используемых на уроках, можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Иностранный язык – один из наиболее трудных школьных предметов, требующих значительного умственного напряжения учащихся и концентрации внимания. Часто ученики изучают  по два иностранных языка, что ,безусловно, вызывает   перенапряжение . Специфика изучения немецкого языка состоит в том, что  учащиеся учатся общаться на чужом языке, им нужно усвоить большое количество лексических единиц, грамматических форм, приобрести произносительные навыки. Важно вовремя снимать напряжение, давать учащимся время на  отдых, вызывать положительные эмоции, поднимать настроение. Неправильно построенный урок приводит к быстрому утомлению, снижению внимания, потере интереса и никак не будет способствовать укреплению здоровья детей. Поэтому очень важно правильно организовать урок.

 Необходимо правильно построить урок и  учитывать 4 правила  с позиции здоровьесбережения:

Правило 1: Правильная организация урока. Сюда входят количество и смена видов учебной деятельности, чередование видов преподавания, наличие эмоциональных разрядок, место и длительность применения ТСО.

Правило 2: Использование каналов восприятия (аудиальное, визуальное восприятие; кинестетическое).

Правило 3: Учет зоны работоспособности учащихся. У каждого есть свои пики и спады как в течение дня, так и в течение недели. Важно учитывать возрастные особенности учащихся

Правило 4: Распределение интенсивности умственной деятельности.

При планировании учебного занятия нужно учитывать, что эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока различается:

1.                5 – 25-я минуты – 80%,

2.                25 – 35-я минуты – 60-40%,

3.                35 – 40-я минуты – 10%.

Приёмы  реализации здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка способствуют различные приемы.  Можно выделить частные и общие приемы.

Общие: смена видов деятельности, игровые приемы, разрядки, физкультминутки.

Частные:

1.  При обучении произношению использование: считалок, рифмовок, песен, фонетических игр, фонетической зарядки (повторение за учителем в различных формах: сидя, стоя, с поднятием рук вверх, с движением); звукоподражательные игры; физкультминутка с произнесением рифмовок; движения при исполнении песен на иностранном языке и др.;

2.  При формировании лексических и грамматических навыков: звуковая наглядность (аудиозаписи, проговаривание); зрительная наглядность (рисунки, карточки разного цвета, цветные мелки); предметная наглядность (игрушки, пальчиковые куклы); лексические и грамматические игры; кроссворды, загадки, викторины; беседа с пальчиковой куклой или игрушкой.

3. При формировании иноязычных речевых умений в аудировании, говорении, чтении и письме целесообразно использовать игры, ролевые игры, инсценирование, драматизацию, пальчиковые игры, маски, костюмы.

На первом этапе урока желательно проводить речевую зарядку, задача которой – ввести учеников в иноязычную атмосферу. Речевая зарядка помогает: настроить слуховой и речевой аппарат учащихся на иностранный язык, повторить и усвоить лексику; закрепить в памяти новые грамматические структуры и речевые обороты активизировать речевую деятельность учащихся. Формы могут быть разнообразны: хоровое повторение выученных речевых образцов (по теме урока), произнесение считалок, рифмовок, стишков, скороговорок, пословиц.

 Необходимо в течение урока проводить речевые зарядки, физкультминутки, игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку.

Физкультминутки – это несложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки.

Цель физкультминуток – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки, повышение эмоционального настроя учащихся

Требования к организации и проведению физкультминуток:

1.  Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки являются 15 – 20-я минуты урока;

2.  Длительность физкультминутки -1 – 5 минут. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление.

3.  Комплексы должны подбираться в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразными.

Для проведения физкультминуток я использую различные рифмовки, стишки, песенки на основе движений, провожу  подвижные игры.

Использование рифмовок и стихов на уроке обеспечивает активность и работоспособность учащихся, творческую деятельность и высокий уровень владения лексико-грамматическим материалом, поддерживает у детей интерес к изучению иностранного языка.

В 5 классе  физкультминутки сопровождаются простыми рифмовками, например.

Eins, zwei, drei, vier. Alle, alle turnen wir.

В этой рифмовке затем можно заменять глагол turnen на springen, laufen, Klavier spielen и др. Ученики произносят текст рифмовки и производят простые движения, используя мимику и жесты. Можно приглашать учеников к доске для «показа « действий, а ученики отгадывают, произносят рифмовку и показывают движения.

Ich bin groß. Du bist klein.Sie ist schön. Es ist fein.Wir sind lustig. Ihr seid nett.  Alle mögen Internet. Во время этой физминутки можно потягиваться , приседать .

Die Arme, die Hände,die Füße und Bein’.Wir müssen sie üben,um kräftig zu sein. Данный пример рифмовки связан с темой «Части тела». 

В 7 классе при изучении темы «Погода  использую рифмовку  « Der Regen

Es nieselt, es tröpfelt, (тихо постукиваем кончиками пальцев по столу)

es regnet, es gießt, (кладем кончики пальцев на стол и стучим чаще и громче)

es hagelt, (хлопаем в ладоши)

es donnert (стучим кулаком по столу)

und alle Leute laufen weg. (прячем руки за спину)Важно сохранять не только физическое, но и психологическое здоровье школьников, а для этого необходимо:

  • создавать благоприятный психологический настрой, ситуацию успеха для учащихся, формировать чувство уверенности в своих силах;
  •  использовать доброжелательный тон в общении с учениками;
  • позитивно реагировать на желание ученика высказать свою точку зрения;
  • тактично исправлять допущенные учениками ошибки;
  • корректно и объективно оценивать деятельность учащихся
  • избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя.

Вывод: использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, сохранять интерес к учебе.

                         

                              Используемая литература и ресурсы интернета

1.Н.К. Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.

2.А.С. Бикеева «Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребенок и учитель»

3..Г.Н. Лебедева «Внеклассная работа по немецкому языку на начальном этапе обучения

http://www.kinderspiele-welt.de

http://www.kleinkind-online.de/seiten/fingerspiele/index.htm

http://lingvachild.ru/palchikovye-igry-na-inostrannyh-yazykah#ixzz45SLLtbU6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы, применяемые на уроках немецкого языка.

На  уроках  иностранного языка  всё  обучение, воспитание  и  развитие...

«Методические приёмы обучения лексико-грамматическому материалу на уроках немецкого языка»

Проблемный семинар: «Методические приёмы обучения лексико-грамматическому материалу на уроках немецкого языка».Основная цель заключается в рассмотрении приёмов в обучении лексическому и гра...

МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ на уроке немецкого языка.

Презентация о Мнемотехнических приёмах на уроке немецкого языка.   Мнемотехникa (греч. — искусство запоминания) наука о запоминании,предлагающая совокупность прием...

Обобщение опыта о ПРИЁМАХ МНЕМОТЕХНИКИ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Обобщение опыта о Мнемотехнических приёмах на уроке немецкого языка. Мнемотехникa (греч. — искусство запоминания) наука о запоминании,предлагающая совокупность приемов,способов и и...

Нестандартные приёмы и формы работы над грамматическими явлениями на уроке немецкого языка.

Нестандартные приёмы и формы работы над грамматическими явлениями на уроке немецкого языка....

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Данный материал содержит подборку игр и игровых приемов на уроке немецкого языка в начальной школе...

Приёмы здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка

В данном материале представлена презентация о приемах здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка, а также примеры различных физультминуток, которые можно использовать на уроках....