Типы и подтипы мотивации, их резервы при обучении немецкому языку
методическая разработка по немецкому языку

Лощилова Марина Александровна

Многообразие мотивационной сферы человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_pri_obuchenii_nemetskomu_yazyku.docx50.32 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение ………………………………………………………………………......2

Типы и подтипы мотивации, их резервы при обучении  немецкому языку…..4

Заключение ………………………………………………………………………12

Список используемой литературы……………………………………………...14

                                                     

                                                           ВВЕДЕНИЕ


    Европейский стиль жизни, в котором знание иностранных языков является нормой, процессы, происходящие в современном мире,  создают мощный стимул для изучения иностранного языка. Очевидно, что знание

иностранного языка сегодня – не только культурная, но и экономическая

потребность. В современном обществе любому специалисту, желающему преуспеть в своей области, владение хотя бы одним иностранным языком жизненно необходимо. Поэтому мотивация к его изучению резко возросла. Однако, с начала  1990 года обозначилась тенденция вымывания немецкого языка из российского образования. Она проявляется и в сокращении школ с углубленным изучением немецкого языка, и перепрофилировании в

английские спецшколы, и в переводе немецкого языка в ранг второго

иностранного. Во многих районах области классы с изучением немецкого языка формируются по остаточному принципу из тех детей, кого не взяли в английские. Можно бесконечно сожалеть, что мы стали свидетелями отхода немецкого языка на второй план, учитывая чрезвычайно богатую традицию его преподавания и научного исследования в нашей стране. Великолепная школа И.Л.Бим до сих пор украшает нашу методическую науку. Сложилось мнение, что немецкий язык учить не нужно, так как он не даёт перспективы применения его в жизни.  В России действуют многочисленные научные и культурные фонды (Гёте – институт, ДААД, фонд Александра фон

Гумбольдта, фонд Гельмгольца и другие), которые оказывают поддержку изучающим немецкий язык и культуру. Выбирая для своих детей в качестве первого иностранного языка английский, родители редко задумываются над тем, что в профессиональной перспективе английский это, прежде всего язык математиков и программистов, а филологические, психологические,

исторические и даже экономические научные школы несравненно лучше представлены именно в немецкой научной литературе. 

  Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и

потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает

целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Мотивация является поэтому

«запускным механизмом» (И.А. Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию

осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то

мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении

деятельности. Кроме потребностей, мотивов и целей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматривают также интересы, стремления,

желания и намерения. Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации

изучения иностранных языков. До момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется

изъясняться на иностранном языке, декламировать стихотворения, петь

песни, читать. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс

предполагает период накопления "строительного материала", преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось.

    В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, снижается

в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет

на мотивацию.

     Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения

иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация - сторона субъективного мира ученика, она

определяется его собственными побуждениями и представлениями,

осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая

предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает

личная заинтересованность в работе.

     Учитель должен представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации и их резервы.

Тогда можно будет точно соотнести  содержание учебного процесса на всём его протяжении с соответствующими типами мотивации.

Типы и подтипы мотивации при обучении немецкому языку                    

        Психологи, изучая характер побудительных сил и способы их регуляции в учении, установили многообразие мотивационной сферы человека.

 Во-первых, на неё могут оказать влияние социальные мотивы, определяемые потребностями общества; они составляют внешнюю мотивацию.

Внешняя мотивация существует в двух разновидностях:

широкая - социальная мотивация и узколичная.

      Такая мотивация процесса учения связана с  чувством гражданского долга перед страной, перед дорогими, близкими людьми, связана

с представлениями об учении как дороге к освоению больших ценностей

культуры, как средстве, позволяющем в более разумной форме сделать

людям доброе и полезное, с представлением об учении как пути

к осуществлению своего назначения в жизни".

Вторая разновидность внешней мотивации - узколичная.
Она определяет отношение к овладению иностранным языком как способу самоутверждения, а иногда как путь к личному благополучию. Здесь

возможен довольно широкий диапазон морального плана: от гражданских мотивов до узкоэгоистических. Например: "Хочу быть переводчиком: это престижно"(но и "Это полезная деятельность, которая способствует

установлению взаимопонимания").  "Хочу работать в представительстве

какой-либо иностранной фирмы: это  хорошо оплачиваемая работа". Но

может быть и отрицательная мотивация:  "Мне не нравится иностранный язык, но родные считают, что он мне  пригодится; они сами сожалеют, что слабо им овладели, и не хотели бы, чтобы я повторил их ошибки".

Во-вторых, на мотивационно-побудительную сферу человека может

воздействовать и характер деятельности как таковой. Это так называемая внутренняя мотивация. Её называют часто процессуальной мотивацией. Эта мотивация является близкой и актуальной. Поэтому весь учебный

процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся на каждом уровне испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфических для предмета "иностранный язык". Эти потребности соответствуют

следующим разновидностям внутренней мотивации:

коммуникативной, лингвопознавательной  и инструментальной.

        Коммуникативную разновидность внутренней мотивации можно назвать основной, так как коммуникативность - это первая и естественная

потребность изучающих иностранный язык.

       Коммуникация на иностранном языке на занятиях носит в основном

условный характер, а это сближает ее со сценической коммуникацией,

поэтому важно обращаться к воображению школьников, к их фантазии,

к игре. Учителю следует постоянно побуждать учащихся к перевоплощению. Отправным моментом для возникновения мотивации является ознакомление учащихся с задачами урока и принятия их учащимися.  Сама формулировка задач урока должна импонировать ребятам, открывать перед ними ясную

 речевую перспективу. Формулировка задачи зависит от ступени обучения, от возрастных и психологических особенностей. Например, на начальном этапе изучения немецкого языка стоит использовать такие слова, как «фантазировать», «строить», «разгадывать загадки, ребусы»,  которые предполагают игровые моменты на уроке:

  • Heute spielen wir einen Vertreter der Fa. und seine Sekretaerin. (Сегодня мы играем роль представителя фирмы и секретаря  ).
  • Heute richten wir unsere Wohnung ein . (Сегодня мы обставляем квартиру). Далее, по мере взросления учащихся, задачи урока тоже усложняются:
  • Wollen wir ein Problem der Umweltschutz besprechen! (Давайте обсудим проблему охраны окружающей среды).
  • Wollen wir  Probleme der Jugendlichen besprechen! (Давайте обсудим проблемы современной молодёжи)

       Содержание урока, как и его задачи, тоже должно быть принято

учащимися. Это может быть достигнуто путём усиления личностной

ориентации, использования на уроке актуальных событий, привлечения познавательного материала. Фактически почти любую тему можно сделать личностно значимой. Личностная ориентация предполагает, однако,

адресованность не только непосредственно к самому ученику и его "Я", но и к более широкой среде, причастность к которой он ощущает (моя семья, моя улица, мой город, моя страна, страна изучающего языка).

В область личностных интересов естественным образом втягивается и

 вторичное "Я", когда учащийся играет какую-либо роль в воображаемой

ситуации.

Например: "Расскажите неправдоподобную историю о своём путешествии", "Представьте, что вы гид, и проведите экскурсию по Берлину", "Расскажите туристам о тех достопримечательностях", «Представьте, что вы работаете на фирме секретарем и вам надлежит заказать билеты на самолёт и  гостиницу для вашего руководителя».  Подобные задания предоставляют ученику право выбора, что очень важно, так как он может выбрать ту часть материала, которую лучше усвоил, тем самым устраняются отрицательные эмоции.

    События актуальной действительности также могут обогатить содержание  урока, показав учащимся, что они учатся не для школы, а для жизни, и это,  несомненно, поддерживает коммуникативную мотивацию.

Познавательный характер материала урока играет немаловажную роль в коммуникативной мотивации и должен быть подчинён правилу равновесия

между новой и уже известной информацией.

Например, на начальном этапе обучения немецкому языку учащиеся  только  называют самые большие города Германии и общие названия

достопримечательностей, далее  они могут назвать конкретно некоторые их достопримечательности, затем они ещё ближе знакомятся с немецкими

городами: уже могут сказать, когда был основан город, на какой реке (озере, море) он лежит, чем знаменит, какие достопримечательности можно в этом городе осмотреть, какие музеи посетить, на более продвинутом этапе

учащиеся уже могут рассказать о странах,  государственным языком является немецкий и т. д. Равновесие между новой и известной информацией может быть соблюдено также путём актуализации межпредметных связей. В этом случае  факты и события, усвоенные на других уроках по другим областям знаний, предстают перед учащимися на уроках иностранного языка как бы в новой языковой оболочке.

      Следующим важным моментом, способствующим вызову и сохранению

коммуникативной мотивации, является организация урока.

Обычно урок начинается с речевой разминки, игровых упражнений,

которые можно использовать для активизации иноязычного общения.

Игровые упражнения уже в самом начале урока настраивают ребят

на дальнейшую активную речевую деятельность. Но, чтобы этот интерес не угас, следует придавать игровой характер большинству упражнений на

уроке, особенно если они связаны с запоминанием и тренировкой речевых образцов по определённой теме, что само по себе является довольно скучным занятием.

Примеры  игр, которые можно использовать на уроках иностранного языка:

  1. "Запомни движения". Учитель предлагает следить за движениями его

рук и запоминать. Он имитирует различные действия, комментируя их

(шитьё, стряпню на кухне, стирку и другие). Затем обучаемые объясняют

движения учителя, они должны уметь быстро переключаться с одной

группы движений на другую и реагировать на эти переключения в своей

иноязычной речи.

  1. "Книга по кругу". Играющие передают друг другу книгу. Передавая

её соседу, каждый участник должен назвать какой - нибудь предмет,

например: "Это шляпа". Играющий должен охарактеризовать предмет и объяснить свои действия с ним, а затем передать книгу следующему

играющему, называя новый предмет.

3. "Фантастическое животное". Ученик рисует на доске те части тела

животного, которые называют другие играющие: "Zeichne den

Katzenkopf","Zeichne die Loewenpfoten" и т.п.

Проектная методика

        Проектная методика характеризуется высокой  коммуникативностью,

предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств,

активное включение в реальную деятельность, принятие личной

ответственности за продвижение в обучении.

     Отличительная черта методики - особая форма организации

коммуникативно-познавательной деятельности учащихся на уроках

иностранного языка в виде проекта. Это самостоятельно планируемая

и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально- эмоциональный контекст другой деятельности

(игры, путешествия, спасения попавших в беду людей и т.д.). Овладение

иностранным языком в процессе проектной работы доставляет учащимся

истинную радость познания, приобщает к новой культуре. Большинство

проектов может выполняться в традиционной и современной методикой

преподавания  иностранных языков.

        Именно проектная организация учебного процесса с использованием информационных технологий позволяет:

  • обеспечить умения самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;
  • развивать  каждого учащегося как творческую личность, способную к практической работе;
  • вовлечь учащегося в активный познавательный процесс;
  • повысить мотивацию к изучению немецкого языка;

      Однако, при этом нельзя не учитывать  объективные  трудности,

с которыми мы постоянно встречаемся в процессе обучения и  которые увы неизбежны. Они обусловлены следующими факторами:

  • недостаточный уровень языковой подготовки учащегося: ученики не всегда готовы обсуждать организационные вопросы на иностранном языке, нередко присутствуют речевые ошибки;
  • трудность вовлечения слабых учащихся в активную дискуссию

                                         Различные  формы  работы

      На начальной ступени обучения иностранному языку, наиболее широкое распространение получили фронтальные формы работы .

     Процесс фронтальной работы предполагает, что каждый учащийся

обучается одновременно с другими.

Бывает, однако, что единый " фронт работы" создать не удаётся: некоторые

ученики опережают товарищей, другие отстают или вяло работают. Поэтому

и при фронтальной работе важна четкая организация деятельности всех и

каждого в отдельности. Для этого целесообразно при выполнении

однотипных упражнений применять форму игры "по цепочке.

Совершенствовать фронтальную работу можно, если использовать на уроке игровые формы деятельности, ставить проблемные вопросы, требующие

использования элементов творчества, а также путём сочетания фронтальных и групповых форм работы.  Аудирование, как правило, происходит как

фронтальный вид работы в классе, хотя коммуникативные задачи в связи с прослушанным могут распределяться дифференцированно в виде

индивидуальных или групповых заданий.  Для развития умений в смысловой переработке информации, умений вести  беседу-полилог неоценимо значение групповых форм совместной деятельности.  Именно проектная методика

позволяет широко применять коллективные  формы работы.

      Предпосылки для возникновения коммуникативной мотивации могут

быть созданы при постановке задач урока, соответствующем содержании и

соответствующих организационных формах урока.

     В целом учитель как личность должен быть интересен ученикам. Если он не зацикливается только на своем предмете и его интересует жизнь

современных молодых людей, их проблемы, а также глобальные проблемы общества, которые предстоит в недалеком будущем решать его ученикам,

 если учитель умеет передать и объяснить свой интерес учащимся, то они

сами будут стремиться к общению с ним.

Лингвопознавательная мотивация является разновидностью внутренней

мотивации и заключается в положительном отношении учащихся к самой

языковой материи. Возможны два пути ее формирования: опосредованный, то есть через коммуникативную мотивацию, и непосредственный, путем стимулирования поисковой деятельности учащихся в языковом материале.

     Учащиеся должны ощущать необходимость в языковом материале

для расширения и углубления своих речевых возможностей. Целесообразно

поэтому время от времени прибегать к приему, делающему эту связь

наглядной. Учитель говорит: "Сегодня мы будем говорить о…  Какие слова и выражения нам могут для этого понадобиться?" Таким образом, создается потребность в новых словах. Учащиеся называют на родном языке нужные им слова, учитель сообщает их им, лучше же, если учащиеся, используя

словарь, сами найдут значения этих слов на иностранном языке, а учитель

поможет выбрать в каждом конкретном случае подходящее слово

из множества вариантов его значения. Мотивация при этом возрастает.

     В учебном процессе по иностранному языку важно также стимулировать непосредственный интерес к языку как таковому. Учителю нужно суметь

воплотить богатые общеобразовательные возможности иностранного языка, а это значит - сконцентрировать внимание учащихся на самом языке, на его способности давать имена вещам, процессам, разумеется, если эти явления могут быть объяснены на материале школьного минимума. С этой целью следует придавать работе над языком характер поисковой,

исследовательской деятельности. Так, учащиеся с интересом узнают и устанавливают, что:

  • лексика самым естественным образом отражает многочисленные

условия материальной и социальной жизни; что в словарной "картине

мира" обнаруживается связь лексики и условий объективного мира,

особенно в появляющихся новых словах, формировании и смене

технических номенклатур и общественно-политической терминологии.

      Приобщая учащихся к наблюдениям, систематизирующим обобщения, и

комбинированию языковых средств в процессе урока учитель вооружает их

приемами самостоятельных действий, формирует интерес к поисковой

деятельности.

      Для развития самостоятельной деятельности учащихся при изучении

иностранного языка требуется:

     -  во-первых, необходимое осознание цели выполняемой деятельности, каждого конкретного упражнения. Учащиеся должны знать, что они будут делать, каков конечный результат, чем данное задание обогатит их опыт;

       - во-вторых, требуется знание самой процедуры выполнения задания. Учителю нужно вооружить учащихся рациональными приемами учебной деятельности, исходя из характера самой деятельности и из возможностей учащихся данной возрастной группы и их опыта в иностранном языке.

    В этом случае также имеет место опора на принцип сознательности, то есть осознание не только смысла задания, но и процесса его осуществления;

       - в-третьих, нужно умение пользоваться для выполнения задания

соответствующими средствами обучения (аудиозаписью, дидактическим

материалом, справочной литературой);

       - в-четвертых, необходимо умение видеть опоры в материале заданий, облегчающие преодоление трудностей в ходе самостоятельной работы; в этом случае одинаково важно научиться пользоваться готовыми

(объективными) опорами и создавать свои (субъективные) опоры.

      Названные виды и подвиды мотивации представляют собой в известном

смысле "скрытые силы, тонизирующие учение". Будут ли они "разбужены",

превратятся ли они в реальную движущую силу процесса обучения на всем

его протяжении, зависит от учителя. В его функцию, следовательно, входит

воспитание мотивов учения, то есть создание средствами данного предмета

оснований для вызова соответствующих мотивов.

Заключение
   Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой

точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки,

социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие

социально-психологические характеристики. На основании теоретического анализа можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов,

мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение

и деятельность человека.

     Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранному языку,

учителю необходимо четко представлять себе способы и приемы ее

формирования в условиях данного образовательного учреждения. При

рассмотрении проблем мотивации и поиске путей ее формирования,

недопустимо упрощение ее понимания, т.к. формирование мотивации – это не перекладыванием учителем в головы учащихся уже готовых, извне

задаваемых мотивов и целей учения.

   Формирование мотивов – это, в первую очередь, создание условий

для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационно -ценностной сферы.

    При этом при овладении иноязычной культурой вовсе небезразлично какие

мотивы побуждают учащегося к осуществлению деятельности.
    При повышении мотивации обучении учащихся иностранному языку  

важное место занимает учет возрастных и психологических особенностей подростков. Ведущую роль в развитии учащегося играет общение

со сверстниками и особенности его собственной учебной деятельности.

     Правильный подбор учебно-коммуникативных задач,
продуманная формулировка учебного материала позволяет оптимизировать процесс общения при обучении иностранному языку, а также следует

развивать личность учащегося.
  Для создания адекватной мотивации используются различные методы и

средства: словесные, наглядные, практические, но ведущую роль сегодня

приобретают поисковые и исследовательские. Формированию прочной

мотивации учения способствует игра при активном ее использовании

на уроках.

    Эффективным методом, разновидностью игры, при повышении мотивации к изучению иностранного языка является использование деловой игры.
 Использование указанных методов и приемов позволяет в том случае, если у учащихся интерес к изучению иностранного языка снижается, то можно вызвать их познавательный интерес, разбудить их духовно. Всем детям

близок дух познания, дух общения и коллективизма, и им необходимо

выразить себя в творчестве, фантазии, игре, соревновании. В этом ребятам помогает и использование новых технологий, нетрадиционных методов и приемов на уроке и внеклассная работа, которая играет огромную роль

в развитии личности учащихся, так как она требует от учащихся умственных, волевых усилий, работоспособности, памяти и внимания.

Список литературы


1. Артемов В.А. Психология обучения иностранному языку. – М.:

   Педагогика, 1969.Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного

    обучения иностранным языкам. - //ЯИШ, 2001, №4.
2. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: Метод.

    Пособие/ Под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 1999.
3. Гусев А.В. Связь обучения и мотивации изучения иностранного языка –

   Спб.:, РГПУ, 1997.
4. Куклина С.С. Организация КУД на уроках иностранного языка в средней  

    школе. – Киров,1996.
5. Мартынова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского

    языка. // Иностранные языки в школе. – 1999. - №4.
6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. //Иностр. Яз.

    В шк. –2002.- №1- С. 7-10.
7. Полат Е.С. Проектная методика обучения иностранному языку. //

    Иностранные языки в школе. 2000. - № 1-6 .
8. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения

    иностранному языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ на уроках английского языка как средство положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка.

Из опыта работы "Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, стараюсь  организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на...

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

В комплексе мероприятий, направленных на повышение качества и эффективности учебной деятельности старшеклассников, для формирования высоких знаний, умений и навыков важную роль играют вопросы изучения...

Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ

Подготовка к олимпиаде должна проводиться целенаправленно и систематически уже на этапе начального и среднего образования, когда среди школьников явно выделились имеющие склонности и способности к рус...

Театральная деятельность на уроках английского языка как средство мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Статья учителя английского языка об актуальности применения методики театральных постановок, театральной деятельности при обучении иностранному языку...

Школа олимпийского резерва по русскому языку

Программа позволяет использовать на занятиях нестандартные методы подачи углубленного материала и его усвоения, необычность построения занятий – усвоения материала через занимательные задания. К...