Организация внеурочной деятельности по иностранному языку
статья по немецкому языку

Елена Ивановна Кулешова

Статья: Использование методики театроведениия в организации внеурочной деятельности  по иностранному языку с приложением сценария сказки на немецком языке "Зайцы и лиса"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Организация внеурочной деятельности по иностранному языку, использование методики театроведения (на примере немецкого языка)

Автор: Кулешова Елена Ивановна                                                                                                                учитель немецкого языка                                                                                                                                         ГБОУ СОШ 143 г.Санкт-Петербург        

  Современная концепция языкового образования делает важный акцент на необходимости не ограничивать изучение языка вербально, а формировать в сознании обучающегося                      “ картину мира“, свойственную носителю этого языка как представителю социума, другими словами, сформировать социокультурную компетенцию. Она означает наличие у обучающихся знаний о национально-культурных особенностях страны изучаемого языка, норм речевого и неречевого поведения его носителей и умения строить своё поведение с учётом особенностей и норм.

Одним из путей повышения уровня продуктивного владения иноязычной речью являются занятия  внеурочной деятельностью.

Свободное время современных школьников - это самые разнообразные виды деятельности, и эта деятельность требует внимания педагогов, воспитателей. Особое место в работе учителя, воспитателя занимает организация творческой деятельности обучающихся, которая включает в себя и зрелищные формы коллективного досуга. Такая деятельность школьников вызывает у ребят живой интерес. В каждой школе проходят концерты, посвящённые тем или иным событиям, вечера, праздники и другие виды коллективных творческих дел, в которых заинтересованы все –  участники и зрители, дети и взрослые, педагоги и родители. Подобные  виды творческого досуга сплачивают  ребят, корректируют жизнь школьного коллектива, способствуют развитию у детей  творческих способностей.                                                                                                                                     Школьные спектакли, инсценировки усиливают интерес учащихся к обучению, заставляют их внимательно прислушиваться  к речи “актёров “, чтобы понять происходящее на сцене. Инсценировки по мотивам известных литературных произведений облегчают зрителям понимание, не снижая интерес к происходящему на сцене. ”Актёры”, основательно выучившие свои роли, получают новый стимул в изучении иностранного языка. В процессе подготовки  к спектаклю они совершенствуют свои  навыки и умения в области правильной и выразительной речи, разучиваются жесты, мимику, движения в соответствии с репликами. Умение вовремя, интонационно правильно и фонетически грамотно реагировать на реплики в движении, конечно, достигается не сразу, и требует   не одной репетиции, а зачастую и преодоления самого себя.                                                                                                                                          Содержание внеурочной деятельности  по иностранному языку призвано развивать интерес к овладению иностранным языком,  формировать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности учащихся, стимулировать самостоятельную работу над языком, знакомить учащихся с социально-экономической и культурной жизнью других народов и оказывать воспитательное влияние на учащихся.

Таким образом, театральное творчество учащихся способствует повышению качества обучения по предмету, как вид  внеклассной работы по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Это взаимодействие не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры стран изучаемого языка.

Основной задачей  внеурочной деятельности по иностранному языку является:

  • Совершенствование знаний,  умений,  применение на практике универсальных учебных действий, приобретенных на уроках иностранного языка; 

Для достижения необходимых результатов, реализации поставленных задач, виды внеурочной деятельности по иностранному языку должны опираться на:

  • информативность и содержательность; 
  • коммуникативную направленность: все виды внеклассной работы должны обеспечивать пользование иностранным языком как средством получения и передачи информации в типичных естественных ситуациях общения; 
  • ситуативность: подавляющее большинство видов внеклассной работы должно включать "набор" ситуаций, которые являются предметным фоном и стимулом к целенаправленным языковым поступкам; 
  • на повышение языковой активности учащихся; эмоциональность форм и способов реализации, которая оказывает содействие повышению интереса учеников к иноязычной деятельности.

Театральные постановки пользуются большой популярностью у учащихся, что помогает поддерживать мотивацию к изучению иностранно языка, а также интерес к странам изучаемого языка.

Исходя из собственного опыта, могу с уверенностью сказать, что  детское театральное творчество

  •   развивает уверенность в своих силах;                                                                                                                                    
  •   учит детей свободно выражать свои мысли;
  •   побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  •   во время работы дети получают эстетическое удовольствие;
  •   развивает творческие способности, воображение и фантазию;
  •   развивает чувство ритма, эстетики, этики;
  •   дарит радость познания и любознательности;
  •   учит сотрудничеству в коллективе, социальному взаимодействию;
  •   развивает умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
  •   мотивирует на дальнейшее изучение иностранного  языкa;
  •   в целом создаёт условия для развития успешной личности.

 Сценарий театральной постановки на немецком языке   

Die Hasen und der Fuchs

Handelnde Personen:  Hops, das erste Häschen                                                                                

                                              Hoppel, das zweite  Häschen                                                                                                                          

        Poppel, das dritte Häschen    

        Herr Rabe, der Lehrer

        Der Fuchs

Szene 1

Eine Hasenschule. An den Schulbänken sitzen die Häschen. Vor Ihnen steht der Lehrer Herr Rabe. An der Tafel   hängt ein groβes Bild, an dem einFuchs zu sehen ist.

Herr Rabe: Kinder! Paβt auf! Das ist der Fuchs.Der Fuchs  ist schlau und bὄse. Er fängt kleine Hasen und frisst sie auf.

Hops (gähnt): Das iet gar nicht interessant. Der Fuchs, der Fuchs… Wo ist denn der Fuchs? In unserem Wald gibt es keine Füchse! Ich habe nie einen Fuchs gesehen!

Hoppel ( stὄβt Hops an): Hops, sei still! Wenn der Lehrer spricht, so darfst du nicht redden. Paβ auf!

Herr Rabe: Hopps! Hoppel! Nicht sprechen! Seid aufmerksam! Paβt auf! ( Hops legt seinen      Kopf  auf die Schulbank und schläft.) Also: der Fusch hat einen roten Pelz und einen langen buschigen Schwanz ( zeigt  das auf dem Bild an der Tafel). Seine Ohren sind spitz…Hops, wiederhole!

Hoppel ( stὄβt Hops an): Hopps, der Lehrer fragt dich!

Hops (springt auf): …der Fuchs…, der Fusch…. 

Herr Rabe: Nun, was macht der Fuchs? 

Hops: …der Fuchs…, der Fusch…. 

Herr Rabe ( bὄse): Setz dich, Hops. Du bekommst eine Zwei! Du must besser aufpassen, wenn ich erzähle. Poppel, wiederhole, was ich vom Fuchs erzählt habe.

Poppel ( steht auf und wiederholt): Der Fusch hat einen roten Pelz und einen langen Schwanz. Seine Ohren sind spitz.

Herr Rabe: Was mach der Fuchs?

Poppel: Er fängt gern kleine Hasen und frisst sie auf. 

Herr Rabe: Gut, Poppel, setz dich. Jetzt hὄrt weiter. Der Fuchs lebt im Wald. Er versteckt sic him Gebüsch. Wenn ihr in den Wald geht, so must ihr aufpassen und vorsichtig sein.                                 (Es klingelt) Die Stunde ist zu Ende. Ihr dürft nach Hause gehen. Auf Wiedersehen!

Die Häschen: Auf Wiedersehen, Herr Rabe! ( Sie springen auf und laufen hinaus.) 

Szene 2

Am Waldrand.

Der Fuchs kommt vom links.

Fuchs: Ich bin hungrig. Kommen dort nicht Häschen? Ich will mir ein  Häschen fangen,, dann habe ich ein gutes Mittagessen für heute! Ich wil mich schnell verstecken!

Er versteckt sich hinter einen Busch, aber sein roter Schwanz sieht hinter dem Busch  hervor. Die Häschen kommen vom rechts gesprungen.

Poppel:  Hier ist  es schὄn! Wolen wir hier ein wenig spielen!

Hoppel: Ja, wollen wir hier spielen und tanzen!

(Die Häschen fassen sich an den Händen, tanzen und singen ein Lied: (“Häschen in der Grube saβ und schlief…”) 

Hops: ( sieht den Schwanz des Fuchses): Kinder, seht was für eine schὄne Blume! Ich will diese Blume pflücken! (Hops zieht an Schwanz des Fuchses. Der Fuchs springt hervor und will  Hopps fangen).

Fuchs: So, gleich fange ich dich, Häschen, und fresse dich auf!

Hops (schreit voller Angst): Oh, weh! Was ist den das? Das ist keine Blume!

Hoppel: Lauf, Hopps, lauf schnell fort, das ist der Fuchs!

( Hoppel und Poppel laufen fort).

Hops: Oh, weh! Der Fuchs! ( Der Fuchs fängt Hops und will ihn in den Wald ziehen. Da kommtvon links der Lehrer Herr Rabe).

Herr Rabe: Was ist hier den los? Auch du roter Räuber! Laβ  sofort den kleinen Hasen los!

 (Hackt mit dem Schabel auf den Fuchs los. Der Fuchs läst das Häschen laufen und verschwindetunter Geheul im Walde. Hops weint Hoppel und Poppel kommen herbei).

Herr Rabe ( zu Hops): Siest du, Hops! Du hast in der Stunde nicht aufgepaβt! U hast in der Stunde geschlafen! Und ich habe vom Fuchs erzählt.

Poppel: Herr Rabe, Hops hat den Schwanz des Fuchses gesehen und dachte, dass e seine Blume ist!

Hoppel: Ja, und er wollte diese Blume pflücken! Und das war  doch der Fuchs!

Herr Rabe: Und ich habe euch allen das Bild des Fuchses an der Tafel gezeigt gezeigt! 

Hops (weint):  Ich werde nie mehr in der Stunde schlafen! Ich werde immer aufpassen!

Herr Rabe: Na gut, jetzt aber schnell nach Hause!  Eure Mutter wartet schon auf euch! Auf Wiedersehen!

(Die Häschen verabschieden sich vom Lehrer und laufen nach links ab, Herr Rabe geht nach rechts ab.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации внеурочных занятий по иностранному языку на начальном этапе

Особенности организации внеурочных занятий по иностранному языку на младшем этапе обучения....

Организация системы работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку.

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию...

Организация внеурочной деятельности по английскому языку посредством исследовательской деятельности с учётом диалога культур

В данной статье предложено научное исследование, выполненное совместно с учиницей 8 класса. Проведённое исследование построено на базе сопоставительных исследований английской, русской и хакасско...

Выступление на тему: «Организация системы работы с одаренными учащимися на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку»

Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, адекватно реагирующей на изменения в обще...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (второй иностранный язык) " Французский язык и страноведение Франции" 9 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 9 класса (французский язык как второй иностранный язык) " Французский язык и страноведение Франции"....

Организация внеурочной деятельности по иностранному языку: цели, содержание, формы

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную и  внеурочную.Одна из задач воспитания - правильно организовать ...